Сделай Сам Свою Работу на 5

Выпуск продукции на душу населения





По многим причинам наиболее обоснованной характеристикой экономического благосостояния является выпуск продукции на душу населения.

Поскольку ВНП является измерителем объема совокупного выпуска продукции, при его расчете могут быть упущены из виду или представлены в искаженной форме сдвиги в уровне жизни семей и отдельных индивидов в экономической системе. Например, ВНП может увеличиться существенным образом, но если при этом население также растет быстрыми темпами, уровень жизни в расчете на душу населения может быть относительно стабильным, либо даже уменьшающимся.

Заключение

Рассмотрев ВНП и СНС, можно сделать вывод о том, что эти макроэкономический показатель и система расчетов играют важнейшую роль в определении экономического здоровья общества. Они составляют базис исследования и анализа макроэкономики.

ВНП не отражает такие показатели как качество продукции, ее состав. Но изменения, как в качестве, так и в структуре ВНП может отразиться на экономическом благосостоянии.

ВНП является наиболее полным макроэкономическим показателем, занимающим центральное место в структуре СНС. Да, разумеется, один показатель ВНП сам по себе не дает полной картины состояния экономики, но вкупе с другими взаимосвязанными показателями СНС он раскрывает работу, функционирование экономики наиболее полно.



Также весьма важно отметить, что правильный, адекватный расчет ВНП возможен лишь при соблюдении всех принципов СНС. И сейчас, при все возрастающей международной интеграции, становится как нельзя более важным построение в конкретной стране адекватной схемы СНС

46. Теневая экономика весьма многоликое явление. До сих пор не существует единогоуниверсального определения неформальной экономики. Нет ясности в том, чтоконкретно она включает в себя. Эта неопределенность характерна не только дляРоссии, хотя за рубежом научные исследования начались значительно раньше.Стоит сказать, что термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа.Экономика «вне государства» привлекла внимание зарубежных ученых еще в 1930-хгодах. В конце 1970-х она стала предметом крупных исследований, а с 1980-хгодов – темой различных международных конференций.Определений сферы экономики «вне государства» насчитывается несколькодесятков – «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная», «фиктивная»,«подпольная», «криминальная» и т.д. Существует даже классификация этихтерминов. В. Исправников выделяет языковую специфику терминологии: дляанглоязычных авторов характерно использование терминов «неофициальная»,«подпольная», «скрытая»; в работах французских специалистов – «подземная»,«неформальная»; у итальянцев – «тайная», «подводная»; в немецких источниках –«теневая».Впервые термин «неформальный» использовал британский антрополог К. Харт в своихисследованиях занятости и безработицы в Гане в 1971 году. Он описал возможностигородского населения, значительная часть которого считалась безработной, виспользовании различных неформальных способов повышения своих доходов. Дляразграничения формальной и неформальной деятельности Харт применял такойкритерий, как «степень рационализации работы, т.е. нанимаются работники напостоянной и регулярной основе за фиксированное вознаграждение или нет».[1] Выводом исследования было то, что безработные, попавшие в поле зренияавтора, по сути, вовсе не являлись безработными. Наоборот, они активнотрудились, иногда даже на нескольких работах, а их доходы, будучи менеерегулярными и надежными, чем у постоянно и официально занятых, располагалисьвыше и ниже ставки заработной платы неквалифицированных рабочих.Исследования Харта дало толчок к изучению неформальной деятельности, еесоциальной и экономической роли. Стало понятно, что неформальнаяэкономическая деятельность – явление универсальное, которое можно обнаружитьв странах самого разного уровня развития, включая развитые капиталистическиестраны и страны с плановой экономикой. При этом существуют особенности вкомпонентах экономик различного типа, которые обусловлены уровнемэкономического развития, характером институциональной среды, рольюгосударства в регулировании экономики.Хотя конкретное содержание неформальной экономики, оценки роли, возможностииспользования и искоренения весьма различны, но все ее концепции имеют общийстержень, состоящий в выделении некоего специфического отношения кгосударству и закону.Так, конкретное содержание неформальной экономики может быть определено врамках либо накопительного, суммарного метода, либо на основе методаисключения. Суть суммарного метода состоит в том, чтобы максимально полноочертить круг тех видов экономической деятельности, которые следуетрассматривать в качестве неформальной. В ООН специалисты, занимающиесянациональными счетами, рассматривают теневую экономику в трех, отчастипересекающихся сферах деятельности, но описывающих вполне определенный,отличный от других круг явлений:· «Скрытая» («теневая») деятельность – разрешенная закономдеятельность, которая официально не показывается или преуменьшается вофициальной отчетности с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальныхвзносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Этадеятельность возможна практически во всех отраслях экономики.· «Неформальная» («неофициальная») деятельность -деятельность на законном основании, но направлена на производство товаров иуслуг для удовлетворения собственных нужд домашних хозяйств (например,осуществление собственными силами индивидуального строительства).· «Нелегальная» деятельность связана с осуществлениемреального трудового процесса на «нелегальном» предприятии, выпускаемые продуктыи услуги которого имеют эффективный рыночный спрос.Метод исключения основывается на том, чтобы из всей суммы экономическойдеятельности, осуществляемой в том или ином экономическом пространстве (какправило, в рамках отдельной страны и национальной экономики), исключить сферуформальной экономической деятельности, а в качестве неформальнойрассматривать полученный остаток.Понятие «теневая экономика» охватывает три относительно самостоятельныхпонятия, обозначающие три соответствующих сектора: «Неофициальная экономика» включает легальные виды деятельности, связанныес производством товаров услуг не фиксируемых официальной статистикой. Такаядеятельность получила широкое распространение в сфере услуг (ремонт квартир,репетиторство и т. д.). Причем получатели доходов скрывают их отналогообложения. «Фиктивная экономика» связана с получением необоснованных выгод и льготсубъектами хозяйствования на основе связей. Сюда относят: экономику приписок,взяточничества и спекулятивных сделок, а также мошеннические способы полученияденег. «Подпольная экономика» - все запрещенные законом виды экономическойдеятельности. К их числу относятся: незаконное производство и сбыт продукта иуслуг; производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов;деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видомдеятельности (адвокаты, врачи, практикующие без лицензии). §2. Причины возникновения теневой экономики. В российском варианте наиболее распространенный путь включения субъектов внеформальную деятельность – обретение ими определенного официального статуса,дающего право распоряжения благами и обеспечивающего вытекающие отсюдавозможности неформальной деятельности. И правда, большинство имевших местонеформальных действий – от бартерных обменов на промышленных предприятиях ивзяток в аппарате государственной власти до выноса продукции с предприятия –связаны с приближенностью их субъекта к государственным ресурсам и зависят отего статуса в административной и номенклатурной иерархии. Конечно, коррупциясуществует в любом обществе вне зависимости от того плановые или рыночныепринципы лежат в основе его жизнедеятельности. Российская спецификакоррумпированности в том, что она не просто часть неформальных отношений, аих начальная и определяющая стадия.С. Кордонский называет коррупцию «административным рынком». На нем можнобыло приобрести всё, но не всем. Деньги сами по себе не играли в этой системероли всеобщего эквивалента. Гораздо важнее было наличие «блата».Большинство неформальных действий в советской системе фактически представлялисобой прямое воровство у государства, причем не косвенного характера, как,например, уклонение от уплаты налогов, а путем непосредственного изъятия илииспользования в личных целях государственных ресурсов. За неимением своихсобственных ресурсов субъекты, стремящиеся к улучшению своего благосостояния,прибегали к использованию тех государственных благ, которые были в ихслужебном распоряжении. При этом перемещение в служебной иерархииобуславливали соответственное изменение возможностей и реального участия внеформальных отношениях. Это было воровство «по чину», когда занимаемаядолжность несла с собой конкретные негласные привилегии, которые в конечномсчете и определяли привлекательность той или иной работы. Связь неформальнойдеятельности с рабочим местом и должностью обуславливало предметную привязку(что работник производит, то он и крадет) и стратифицированный характер(вышестоящему дозволено больше, и если субъект неформальных отношений неимеет прямого доступа к ресурсам, но прямо или косвенно участвует в ихраспределении, то он получает свою долю в виде регулярных подношений).Вывод о теснейшей взаимосвязи легальной и нелегальной экономик имеет большоезначение не только для понимания развития теневых отношений в советской ипостсоветской экономиках, но и для анализа проблемы в целом.Налицо двойной дуализм советской экономики, сегменты которого образовывали неотдельные самостоятельные уклады, а единую систему. §3. Механизм функционирования теневой экономики. Механизмы функционирования теневой экономики можно разделить на два большихкласса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом вроли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие.Соответствующие схемы: Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченнойответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в числоучредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупкаресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этихтовариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямыхпоставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схемаявляется симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья иматериалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций,имеющих и здесь свой процент дохода. Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятияпроизводственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. Вчисло работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входятсотрудники отделов сбыта завода, которые переадресуют наиболее выгодные заказы“параллельному предприятию”. Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающеесредства на проведение научно-исследовательских работ из государственногобюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия надепозитный счет коммерческого банка. По истечении обусловленного депозитнымдоговором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ срока,деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали безоплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процентперечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованытак называемые “научные работники”.Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученныхдоходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы”указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходывкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж.Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новойотечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживаниемподобных операций.Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинствупредприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранятьпроизводственные мощности. Попытка включить затраты на их содержание иэксплуатацию в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, из-за чегочуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через“малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшниймеханизм “проедания” основных доходов.Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместнуютеневую деятельность, обычно включает:- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственныеоперации;- банк;- “службу безопасности”;- связи.[5]Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее. Одна и та жехозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями черезнесколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособностиих партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое испециализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленнойструктуры основной группе собственников легче контролировать поведение своихпартнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходятрегулярно).Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные инаоборот, не говоря уже о других операциях.“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, испортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственныхорганов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначестремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствахмассовой информации, что расценивается как распространение заботы о своейбезопасности на сферу общественного мнения.Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные(прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных,комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническаяпринадлежность.Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полномсмысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворениезапросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они напоминаютгосударство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичныхЦентробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которыезанимаются одними и теми же §3. Пути преодоления теневой экономики. Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодняидут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественнойжизни.Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономическойдеятельности, которая требует комплексного социально-экономического иэкономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чистоэкономические или только на институциональные решения могут лишь усугубитьпроблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охваченазначительная часть физических и юридических лиц, следует считать еелегализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическуюжизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной еечасти..Так как в состав теневой экономики включается законная деятельность, котораяв целях уклонения от налогов скрывается или преуменьшается, то меры попреодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаровнародного потребления и услуг, должны:- обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только взаконодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;- упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрывэтим каналы взяточничества чиновников;- пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чегонужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольныхпроизводителей;- создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовыеи бухгалтерские нормативные акты.Таким образом, чтобы снизить теневую активность в России, необходима непросто легализация ее государством, а повышение адекватности государственногорегулирования в целом. Государственное воздействие на экономику должно бытьтаким, чтобы функционирование вне рамок закона было экономически невыгодным,а в открытой экономике – выгодным.Что же касается черной экономики, действующей на организованной основе исоздающей базу экономической организованной преступности, то ее преодолениепредполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамкахборьбы с экономической преступностью.

 





47. Набирающая силу интернационализация про-

изводства порождает новые организационные формы, которые позволяют преодолеть пре-

Экономическая интеграция

пятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала интеграция национальных хозяйств. Эконо-

мическая интеграция — это высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. В результате

интеграции углубляется международное разделение труда, что расширяет обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, а это тре-

бует целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе межгосударственных объединений. В различных регионах земного шара сложилось несколько ин-

теграционных объединений. Они существенно отличаются другот друга и по характеру складывающихся между странами-участницами отношений, и по организационным формам, и по послед-

ствиям для национальных хозяйств и населения.

Интеграционные объединения развивающихся стран действуют ради общих целей с различной степенью эффективности. Их

трудности отражают общее тяжелое положение этих государств в современном мире, жесткость позиции по отношению к ним со

стороны обладающих реальной экономической мощью западных государств, крупных корпораций, международных финансовых

23.3. Современные международные торговые и валютные отношения

Международное разделение труда, как мы убедились, делает необходимым регуляр-

ный обмен товарами между странами, который осуществляется через специфическую

форму экономических отношений — мировую торговлю. При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать физические и юридические лица, государственные учреждения.

Меру участия национального хозяйства в международном разделении труда характеризует индекс товарности (И

), который показывает долю экспортируемых (Э) и импортируемых (И) товаров и услуг в годовом валовом внутреннем продукте:

т

учрежедний.

Э + И

= × 100. Для успешного участия во всемирном рынке каждой стране нужно иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, через кото-

рую товары продвигаются от одного национального хозяйства к другому. Она включает прежде всего материально-техническую

базу внешней торговли — склады, оснащенные специальным оборудованием, которое обеспечивает сохранность товаров и манипу-

лирование ими (погрузка, разгрузка, сортировка, маркировка и т.д.). Перемещением товаров из одной страны в другую занимаются, как

правило, специализированные транспортные организации. Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и их кре-

дитование производятся банковскими учреждениями, в том числе и специализированными. Важной финансовой операцией яв-

ляется страхование грузов: ею занимаются особые учреждения страхового бизнеса.

Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой (а это относится к большинству развивающихся государств), то она

испытывает дополнительные трудности. Ей приходится нести большие расходы, чтобы обеспечить доступ к инфраструктуре

других стран, — по оплате услуг иностранных транспортных, страховых, банковских учреждений, торговых домов (компаний),

обслуживающих их товарооборот. Объем внешней торговли каждого государства определяется в

натуральных и стоимостных показателях. При натуральном измерении подсчитывается количество экспортируемых и импортиру-

емых продуктов (тонны зерна, мяса; метры ткани и т.п.). Соответственно динамика внешнеторгового товарооборота выражается в

индексах физического объема импорта и экспорта. В отличие от них стоимостные показатели отражают не только изменения в

количествах благ, вывозимых и ввозимых какой-либо страной, но и колебания цен.

Страны ОЭСР выступают как основные экспортеры наукоемких товаров, в то время как развивающиеся государства —

преимущественно как их импортеры. Большинство последних превратилось в постоянных поставщиков сырьевых и энергети-

ческих ресурсов. Развитие внешней торговли во многом определяется уровнем

цен на мировом рынке. Мировая цена товара отражает его интернациональную стоимость, изменения соотношений спроса и пред-

ложения благ и услуг, а также степень воздействия конкуренции и монополии на всемирном рынке. Вот как это происходит. Торговые

партнеры существенно отличаются по среднему уровню производительности живого и овеществленного труда. Однако в условиях свободной конкуренции интернациональная стоимость устанав-

ливается по затратам стран, в которых производится преобладающая масса поступающих на рынок товаров. Экономически менее развитые страны, изготавливающие про-

дукты с большими издержками производства, при продаже своих изделий по мировым ценам теряют часть национальных затрат труда. Но они получают выигрыш от внешней торговли, покупая нужные им блага на мировом рынке по ценам, более низким, чем национальные издержки. В то же время подрывается выпуск тра-

диционных продуктов в менее развитом государстве, поскольку такие изделия оказываются неконкурентоспособными по сравне-

нию с импортными.

. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой

политики: протекционизм и свобода торговли. Протекционизм — система ограничений импорта, когда вво-

дятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие

конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства,

способного заменить импортные товары. Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря

ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами; ослабляются побудительные

стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции; усиливается нелегальный ввоз товаров

без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству

ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой

таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не уста-

навливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с вы-

сокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную

конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок. Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую

политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия экономического сотрудничества с

другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнетор-говой политики. асто государства идут на торговые соглашения о принципе наибольшего благоприятствования. Каждая из договаривающих-

ся сторон обязуется предоставлять своему партнеру такие же права и льготы, которые оно уже дало другим партнерам. Поэтому

отказ предоставить режим наибольшего благоприятствования какой-либо стране фактически означает, что против нее применя-

ются экономические ограничения. Подводя итог сказанному, отметим самые характерные изме-

нения в процессе развития мировой торговли. Прежде всего мы видим, что усложнилась вся структура от-

крытой экономики. Ныне международная торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень от-

крытости всех элементов валового национального продукта. Так, весь объем потребления состоит из потребления национальных

товаров и услуг и потребления импортных благ и услуг. Аналогично общая сумма инвестиций теперь включает капиталовложе-

ния для производства отечественных благ и инвестиций, израсходованных на зарубежные товары. Государственные расходы также

подразделяются на закупки отечественных продуктов и затраты на приобретение зарубежных вещей. В свою очередь состав экс-

порта представляет собой сумму вывоза продуктов потребления, инвестиций и государственных расходов в других странах.

Новым моментом в мировой торговле стали серьезные перемены в характере и значении экспорта стран с открытой экономи-

кой. Прежде всего существенно изменилась направленность экспорта. Еще в середине ХХ в. из индустриально развитых стран

промышленные товары вывозились в колонии и зависимые страны. В обратном направлении шел поток сырья и энергоносите-

лей. В настоящее время по старому маршруту направляется примерно половина всего экспорта. Другая часть идет из одних

западных государств в другие. Это обусловлено новым этапом международного разделения труда и интернационализацией про-

изводства в эпоху НТР. В современный период значительно возросла роль экспорта в

обеспечении экономического роста национального хозяйства. Это, в частности, подтверждается тем, что экспорт всех стран дает

совокупного мирового ВНП (в западноевропейских странах этот показатель выше). Механизм воздействия экспорта на экономический рост состо-

ит в следующем. Экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и вместе с тем повышает расход зара-ботной платы работников экспортного производства. Образовавшиеся здесь доходы (заработная плата и прибыль) поступают в

смежные отрасли хозяйства, в которых возрастает выпуск средств производства для экспортных предприятий и расширяется изготов-

ление предметов потребления для работников этих предприятий. В свою очередь средства, полученные в отраслях второго эшелона,

уходят в сопряженные с ними фирмы третьего эшелона и т.д. Общий положительный эффект расширения экспорта таков:

• увеличиваются занятость работников, выпуск продукции и доходы;

• уменьшается возможность кризисов перепроизводства (излишняя для данной страны продукция вывозится за рубеж);

• возрастает сумма полученной государством иностранной валюты;

• укрепляются государственные финансы. Что касается импорта, то он оказывает на национальное хозяй-

ство прямо противоположное воздействие по сравнению с экспортом.

Общий положительный эффект внешней торговли — чистый экспорт (ЧЭ):

ЧЭ = Э – И. Чистый экспорт может иметь три числовых значения:

1) ЧЭ = 0 (экспорт равен импорту). В 2000 г. примерно такое положение было в Киргизии и Чили;

2) ЧЭ > 0. Это активное сальдо (от итал. saldo — остаток; разность между стоимостью экспорта и импорта страны) торгового

баланса. Такое состояние баланса в 2000 г. было, например, в Германии (сальдо — 52 млрд дол.), Японии (99 млрд дол.), России

(69 млрд дол.); Китай (43 млрд дол.); 3) ЧЭ < 0. Это пассивное сальдо баланса внешней торговли. В

1998 г. такое сальдо было, скажем, в Великобритании (52 млрд дол.) и США (478 млрд дол.).

Для покрытия пассивного сальдо государство должно выплатить другим странам соответствующие денежные средства наличными либо получить кредит от стран-поставщиков или банков-

ских учреждений. Торговый баланс неразрывно связан с платежным балансом страны. Платежный баланс — это соотношение между суммой

денег, полученных из-за границы, и суммой денег, уплаченных другим странам. Это соотношение названо так потому, что составляется в форме бухгалтерских счетов. В них содержатся статис-тические отчетные данные о торговых и финансовых сделках между хозяйственными субъектами страны и заграницы.

Платежный баланс состоит из четырех основных разделов: 1) торговый баланс — выручка от экспорта товаров и расходы

на импорт продукции; 2) баланс услуг — выручка от предоставления услуг загранице

и оплата услуг, полученных из-за пределов страны. Сюда относятся: оплата услуг капитала (процентов и дивидендов), покупка

населением иностранной валюты перед выездом за границу (эти суммы идут на оплату услуг за рубежом);

3) баланс переводов — все виды безвозмездных поставок товаров, помощи и безвозмездных денежных переводов;

4) операции с капиталом — импорт и экспорт капитала. При проведении торговых и финансовых операций между

странами возникают определенные валютные отношения.

48. Образование и развитие мировой экономики — многосторон-

ний процесс. Мы уже ознакомились с последовательным развитием международного разделения труда. Теперь нам предстоит

выяснить, каким образом производственные факторы — капитал и рабочая сила — перемещаются из одних государств в другие и

как новые организационно-экономические отношения объединяют хозяйственную деятельность разных стран.

Одной из форм экономических отношений в мировом хозяйстве является междуна-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.