Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос спрос, предложение, цена как важнейшие элементы рыночного механизма. Закон спроса. закон предложения. Равновесная цена





Спрос и факторы, определяющие его изменения Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса.
Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике. Если цены за единицу товара Р отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, — по оси абсцисс, то и получим такой график (рис. 13.1.1). Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса DD(D — от англ. «demand» — спрос). На графике кривая DD отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Спрос не остается неизменным. Необходимо различать изменения величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались ранее постоянными. Графически изменения объема спроса выражаются в движении по кривой спроса. Изменение же спроса выражается в движении самой кривой спроса, в ее смещении. Это можно представить следующим образом (рис. 13.1.2). При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2 Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1D1 вправо в положение D2D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1 Сдвиг кривой спроса может быть обусловлен многими факторами. К их числу относятся изменения величины доходов, цен товаров, являющихся заменителями или дополняющих данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений потребителей, ожидания относительно будущих цен на данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение численности и состава населения. Закон спроса. При прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких. ( график см. в лекции от 26.09.11)
Предложение товара и его кривая
Предложение — это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие — мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов). Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс Q служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены Р. График предложения определяет форму кривой предложения S (от «supply»—предложение) (рис. 13.1.3). Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения. Объективно существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что объем предложения товара увеличивается приросте цены и уменьшается при ее снижении. Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Графически изменения объема предложения выражаются в движении по кривой предложения. Так, с изменением цены с J0 до Р^ это движение происходит по кривой SS, что показывает увеличение объема предложения с Q^ до Q^ (рис. 13.1.4). Причем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны. Однако на предложение оказывают влияние помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р1 – Q2 > Q1, а при цене Р2 – Q3 > Q2 Закон предложения. Предложения при прочих равных условиях изменяются в прямой зависимости от изменения стоимости. ( график см. в лекции от 26.09.11)

Цена. Равновесная цена.







Цена – количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Она определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого она сравнивают предложение и спрос на товар и установленную цену.

Равновесная цена – цена, при которой объем спроса равен объему предложения. ( график см. в лекции от 26.09.11)

 

 

21) Рынок - система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов (образовании цены).

Условия формирования:

1. Общественное разделение труда, специализация

2. Экономическая обособленность субъектов

3. Свободный обмен ресурсами

Субъекты рыночных отношений:

• Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая

В потребительской сфере экономики. Являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продаж и услуг труда, капитала и др. Деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей

.• Бизнес–деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода(прибыли),поставщик товаров и слуг в рыночном хозяйстве.

• Правительство–бюджетные организации, некоммерческие(не имеют целью получения прибыли), которые реализуют функции государственного

Регулирования экономики.

Всех субъектов формируют одни и те же люди (государственный служащий имеет акции корпорации, личное хозяйство).

Функции рынка:

1) Регулирующая (информационная) – регули ование общественного производства распределение основных факторов производства по отраслям народного хозяйства. :

2) Посредническая – установление связи между производителем и потребителем. : Ценообразования – установления цены. : Учета затрат на производство продукции. :

3) Оздоровления : дифференциация производителей через разницу в доходах субъектов рынка – объективный результат действия механизма цен.

22)Экономическая конкуренция

Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических Агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольШей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом Рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных Рынках и в различных рыночных ситуациях. Несмотря на многообразии рыночных структур, обычно выделяют два основных типа (модели рынка):

· Совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего, на цены. Совершенная конкуренция: Рынок свободной конкуренции (преобладал в экономике развитых стран Примерно до середины XIX в.): : большое число продавцов, предлагающих стандартную, однородную продукцию многим покупателям. : объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма Не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна “соглашаться с ценой”, принимать ее как заданный параметр.

· Несовершенная конкуренция

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: Монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты товары группы одного назначения являются заменителями: один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Это позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой (на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь - менее 50%).

Олигополия

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько Крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль, доступ на рынок олигополии значительно атруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии : величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью многих соперников, на рынке конкурируют лишь несколько фирм, каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений. Монополия

В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

 

23) Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических Агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом Рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных Рынках и в различных рыночных ситуациях.

Монополия – фирма производящая продукцию, не имеющую замен. Фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты Товары группы одного назначения являются заменителями: один от другого может Отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Это позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой(на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь : менее 50%).

· Дискриминация по единицам проданной продукции. Цены на товары в розницу больше, чем оптом.

· Дискриминация среди покупателей, по группам потребителей, по территориям, по времени и т.п. (Сезонные распродажи)

Присутствуют барьеры выхода на рынок.

 

24) Виды косвенного государственного регулирования рыночного хозяйства:

ü Стимулирование капиталовложений, обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями

ü Обеспечение полной занятости

ü Воздействие на общий уровень цен (борьба с инфляцией)

ü Обеспечение экономического роста

ü Перераспределение доходов

ü Стимулирование внешней торговли, движение капиталов, рабочей силы.

Виды прямого воздействия:

ü Расширение государственного сектора в экономики

ü Участие государства в инвестициях (льготные кредиты, субсидии)

ü Принятие законодательных актов, регулирующих отношения между элементами экономической системы

ü Антимонополистическое законодательство: контроль за ценами; контроль за слияниями компаний (разрешается конгломератное слияние: компании из разных отраслей); защита среднего и малого бизнеса; защита интересов потребителей.

 

25)Финансовый капитал – банковский монополистический капитал, слившийся с монополистическим капиталом промышленности.

Инвестиции – вложения, как в финансовый, так и в реальный капитал.

o Финансовые - вложения в финансовые инструменты, т.е. в акции, облигации, др ценные бумаги и банковские депозиты.

o Реальные – долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства.

по объектам принято различать следующие их типы:

o - инвестиции в физические активы;

o - инвестиции в денежные активы;

o - инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

 

 

26.Финансовая система.

1) Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

 

Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

 

Финансовые отношения – это денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды.

 

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

 

Функции финансов:

1)Распределительная. Формирование денежных средств и их использования через бюджет, систему социального страхования и т.п., обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами.

2)Контрольная. Количественно отображают воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, что позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции.

3)Стимулирующая. Маневр налоговыми ставками, льготами, штрафами и т.п., изменяя условия налогообложения; государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств. Способствует решению проблем.

4)Фискальная. С помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятия и граждан для государственных нужд.

 

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений в рамках национализации экономики образует финансовую систему государства.

В общем виде выделяются финансы хозяйственных субъектов, финансы населения и государства.

 

1)Централизованные финансы (финансы государства, используются в качестве регулирования национальной экономики в целом, для решения экономических и социальных задач). Основное звено – федеральный бюджет.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет (план доходов и расходов государства).

 

2)Децентрализованные финансы (финансы фирм и предприятий, на уровне фирм формируется подавляющая часть финансовых ресурсов). Основной показатель – прибыль.

Финансы хозяйственных субъектов - это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическимилицами и физическими лицами. Основным показателем состояния этих отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйственных субъектов.

 

3) Домохозяйтвенные финансы (личные финансы; отношения между физическими лицами совместно проживающих и ведущих общ.хозяйство).

 

Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть - все расходы и сбережения населения.

 

Принципы построения финансовой системы государства:

1)Фискального федерализма.

Сущность: четкие разграничения функций между отдельными звеньями финансовой системы (местные бюджеты не входят своими доходами в

гос. бюджет; региональный бюджет; государственный бюджет).

Государственный бюджет – важнейшее звено государственных финансов. С его помощью происходит распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов.

 

27. Дефицит бюджета – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.

Причины бюджетного дефицита:

спад общественного производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск “пустых” денег,

неоправданно “раздутые” социальные программы;

возросшие затраты на финансирование ВПК.

крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Способы покрытия :

1.Государственные займы

2.Ужесточение налогообложения

3.Увеличение денежной массы в обращении(сеньораж)

4.Снижение расходов бюджета

Государственный долг

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Виды:

1)Внешний – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

2)Внутренний – долг своему населению (долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами).

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные последствия.

1. выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах.

2. повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга) снижает действие экономических стимулов развития производства, интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия и т.д.

3. передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.

4. снижение международного авторитета страны.

5. уменьшение производственного потенциала.

6. психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

 

28.Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов.

К элементам налога относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог.

При помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть переложено на другие лица, поэтому специально выделяется носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (зарплата, прибыль, доход с ценных бумаг, недвижимое имущество и т.п.);

- ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. п.).

Налоговые ставки бывают:

1.Твердые (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу обложения, независимо от размеров дохода)

2.Прогрессивные (ставка повышаетсяпо мере роста дохода)

3.Пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины)

4.Регрессивные (ставка понижается по мере роста дохода)

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на недвижимость, налог на операции с ценными бумагами и т.п.) и прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы).

В зависимости от использования:

1) общие (напр. на прибыль)

2) специфические(целевое направление, напр. налог на содержание дорог).

По уровням:

1)федеральные (обязательные)

2)региональные (имеют право устанавливать определенные виды налогов)

3)местные

 

Виды налогов:

1) С физических лиц (подоходный налог, на имущество, и т.п.)

2) Налоги с предприятий (на прибыль, НДС, акцизы)

3) Смешанные налоги (уплачиваются как с физического лица, так и с предприятия; напр. гос. пошлина)

По порядку введения налога:

1)общеобязательные (устанавливается законодательными актами и взимаются на всей территории)

2)факультативные(предусмотрены налоговой системой; применяются по решению исполнительной законодательной властью субъектами местных органов)

По срокам уплаты:

1)Текущие (платятся в течение периода)

2)Срочные (конкретный срок уплаты)

3)Чрезвычайные (возникают при сделке)

Концепции налогообложения:

1) Пропорциональная. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства.

2) Прямая. Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера доходов.

Принципы налогообложения:

1) Справедливость и нейтральность ко всем плательщикам

2) Простота и доступность

3) Однократность налогообложения

4) Гибкость налогообложения

5) Стабильность ставок налоговых платежей

6) Обязательность уплаты

 

29.

см. вопрос №28.

Функции налогов:

1)Фискальная. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

2)Регулирующая. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

3)Стимулирующая. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

4)Контролирующая. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

 

30.Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно-денежной сфере с целью регулирования экономики.

Или

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения кредита.

Цели:

1)обеспечение экономического роста

2)сдерживание инфляции

3)поддержание стабильности национальной валюты

4)устойчивые темпы роста нац. производства

5)стабильные цены

6)высокий уровень занятости населения

7)равновесие платежного баланса

Инструменты:

1) Общие: а) учетная (дисконтная) – условия, на которых ЦБ кредитует коммерческий. б) постановление норм обязательных резервов. в) операции на открытом рынке.

2) Селективные: а) контроль по отдельным видам кредитов. б) регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Механизмы:

1) Изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра ЦБ соответствующей политики

2) Изменение процентной ставки на денежном рынке

3) Реакции совокупных расходов на динамику процентной ставки

4) Изменение объема национального дохода (ВВП)

Центральный банк – это правительственное агентство, которое наблюдает за банковской системой и отвечает за выпуск денег и проведение денежной политики, содержание депозитов, представляющих резервы коммерческих банков.

Ф-ции:

1) Эмиссионная. Осуществляет монопольную эмиссию банком.

2) Выполнение кредитно-расчетных операций для правительства страны

3) Проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор

4) Аккумулирования и хранения резервов для коммерческих банков

5) Выпуск и погашение государственных ценных бумаг

6) Контроль за деятельностью коммерческих банков, предоставляет им кредиты

7) Обеспечение стабильности национальной валюты (установление курса)

Учётная ставка — это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Фактически, учётная ставка — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. Как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег.

Также часто учётной ставкой называют размер платы в процентах, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. В российской практике применяется термин ставка рефинансирования. Чем выше учётная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот.

Учётная ставка - учётный процент, курс, процент, взимаемый банком с суммы векселя при покупке его банком до наступления срока платежа (при «учёте векселя»); центральным банком при учёте правительственных ценных бумаг или кредита под залог их.

 

31. Трудовые ресурсы и рынок труда

Труд – один из основных факторорв производства (определяющий, чем больше труд, тем меньше издержки).Особенность труда – неотделимость его от человека, поэтому имеет социальный и политический аспект.

На рынке труда полу­чает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма (втом числе величина заработной платы), условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занято­сти и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике заня­тости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), а также мобильность рабочей си­лы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок труда существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно на микроуровне происходит непосредственное использова­ние трудовых ресурсов, проявляются трудовые отношения, осуществ­ляется мотивация труда.

Носитель труда – рабочая сила человека, человеческий фактор.

 

Трудовой потенциал – это часть населения страны, составляющая трудовые ресурсы, с учётом лиц, которые потенциально могут изменить трудовые ресурсы в ту или иную сторону.

 

Трудовые ресурсы и человеческий капитал

Трудовые ресурсы - один из пяти выделяемых экономической теорией экономических ресурсов. Он, так же как и прочие ресурсы, подчиняется законам спроса и предложения на соответствующем рынке, рынке труда.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде.

Трудовые ресурсы – часть населения, занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по определённым причинам (домохозяйки, учащиеся, безработные). Вместе с тем этому ресурсу, как, впрочем, и меха­низму рынка труда, присущи некоторые существенные особенности. В частности, предпринимательство и труд являются не только объек­тами, но и субъектами хозяйственной деятельности. Так, работник может активно и существенно влиять на рынок труда (например, че­рез профсоюзное движение, через стачечную борьбу, через переговор­ный процесс с работодателями). Это обусловливает серьезные особен­ности функционирования рынка труда по сравнению с остальными рынками. Личностный, субъективный характер трудовых ресурсов во многом определяет и более заметное влияние государства на этот ры­нок (см. п. 14.5).

Человеческий капитал - накопленная стоимость всех видов расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку трудовых ресурсов, на поддержание их интеллектуального и физического состояния на уровне современных требований производства. В отличие от доми­нировавших ранее представлений, что такого рода расходы являются издержками, в условиях научно-технической революции они рассмат­риваются как ключевые инвестиции в экономический рост. Инвести­ции в человеческий капитал — это аналоги инвестиций в машины и оборудование.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.