Сделай Сам Свою Работу на 5

Административная дееспособность граждан





Административная дееспособность гражданина-признанная за ним способность своими личными действиями:

а) осуществлять права административно-правового характера;

б) и исполнять обязанности административно-правового характера;

в) нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

Согласно Конституции Российской Федерации в полном объеме дееспособность гражданина возникаетпо достижении гражданином 18-летнего возраста.

Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.



 

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется осо­бенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими лич­ными действиями предполагает наличие определенного уровня умст­венного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

На­пример, согласно Кодексу РСФСР об административных правонару­шениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

 

7. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления:

1. Право граждан участвовать в управлении государством (ст. 32 Конституции РФ), как непосредственно, так и через своих представителей. Это право подкрепляется их правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.



2. Право граждан на объединение(ст. 30Конституции РФ), включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции РФ). Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы.

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.(ст. 22 Конституции РФ). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок применения административного задержания, а также администра-тивного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток (что противоречит Конституции РФ).

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы и др.).



6. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

7. Право на передвижение(ст. 27 Конституции РФ). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

 

Административно-правовые обязанности граждан подразделяются наабсолютные и относительные.

Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).

Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

Обязанности граждан в государственном управлении. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов, а также административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

8. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданинлицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданствалицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) не могут участвовать в отправлении правосудия;

4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

5) не имеют права участвовать в референдуме;

6) на них не распространяется воинская обязанность;

7) не могут быть членами политических общественных объединений;

8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

12) устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

13) по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

 

9. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Прави­тельства РФ;

2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

3) принимает решение об отставке Правительства;

4) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

5) по предложению Председателя Правительства назначает на долж­ность и освобождает от должности заместителей Председателя Прави­тельства и федеральных министров;

6) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

7) утверждает военную доктрину;

8) формирует Администрацию Президента;

9) назначает и освобождает полномочных представителей Прези­дента;

10) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

11) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими ко­митетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломати­ческих представителей России в иностранных государствах и междуна­родных организациях;

12) подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

13) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики государства;

14) осуществляет руководство внешней политикой страны;

15) ведет переговоры, подписывает международные договоры и рати­фикационные грамоты;

16) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент:

- является Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами России;

- в соответствующих случаях вводит на террито­рии России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычай­ное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде­рации и Государственной Думе;

- награждает государственными награ­дами Российской Федерации, присваивает почетные звания Россий­ской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент:

- издает указы и распоряжения, обязательные для испол­нения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе:

- отменять постановления и распоряжения Прави­тельства, а также приостанавливать действие актов органов исполни­тельной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательст­вам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

10. Органы исполнительной власти: понятие, виды, система

Орган исполнительной власти (ОИВ)– наделённая собственной компетенцией организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, входит в систему исполнительных органов государственной власти и предназначена для осуществления государственного управления.

Виды ОИВ:

По территориальному охвату деятельности:

ОИВРФ и ОИВсубъектов.

По содержанию:

- ОИВ общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган, является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем или не определен в принципе.

- ОИВ специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов.Они делятся на:

-отраслевые (здравоохранениее, образование) и

- межотраслевые (функциональные – которые курируют определенную функцию в рамках всех органов). Например: Министерство экономического развития.

По порядку принятия решения:

- единоначальные. Один руководитель, и он руководит деятельностью органа

- коллегиальные.

По организационным формам:

- Министерства;

- Службы;

- Агентства;

- Комитеты;

- Департаменты;

- Надзоры и т.д.

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикаль­ная связь между соподчиненными органами на основе разделения компе­тенции между ними.

В систему входят:

- Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;

- федеральные органы исполнительной власти;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия, порядок и формы работы, акты

Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, а также закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями, внесёнными в этом же году.

Порядок формирования:

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ.

Состав Правительства РФ:

- Председатель Правительства РФ;

- Заместители Председателя Правительства РФ;

- федеральные министры.

Полномочия:

Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:

а) разработка и представление Гос. Думе фед. бюджета и обеспечение его исполнения;

б) проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) проведение в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения, экологии;

г) управление фед. собственностью;

д) реализация мер по обеспеч. обороны страны, гос. без-сти, внешней политики РФ;

е) обеспеч. законности, прав и свобод граждан;

ж) охрана собственности и общ.порядка, борьба с преступностью;

з) иные полномочия, возложенные на него Конст. РФ, фед. законами, указами Пр. РФ.

Более детально полномочия Правительства РФ прописаны в фед. конституционном законе ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г.

Согласно ст. 12 этого закона Правительство РФ руководит работой фед. министерств и иных фед. органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Далее – детализация.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.