Ответ к экзамену по административному праву
1. Предмет и метод административного права
Предметом АП является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права.
В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной.
Методы административно-правового регулирования – это совокупностьспособов и средств воздействия на волю и поведение участников административных правовых отношений.
К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:
1) метод власти-подчинения, или метод прямого распорядительства, отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
2) метод рекомендаций – рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления;
3) метод согласования – регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
4) метод равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.
5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
2. Система административного права. Место административного права в системе российского права.
Система административного права -совокупность институтов, подотраслей и норм административного права.
На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая система административного права, состоящая из двух частей — общей и особенной.
Вобщей части административного права рассматриваются основные институты административного права.
Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах:
- управление экономической сферой;
- управление социально-культурной сферой;
- управление административно-политической сферой.
Место административного правав системе российского права правовой системе определяется его взаимодействием с другими отраслями права.
1. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом.
Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет:
- основные принципы организации и функционирования;
- место ее субъектов в государственном механизме;
- правовые основы формирования органов исполнительной власти, их взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти;
- права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления и т.п.
Административное право берет исходные начала в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом:
- правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти;
- административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты;
- формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.п.
2. Взаимодействие с гражданским правом.
Предметом изучения ГП являются имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы АП регулируют:
-порядок реализации этих отношений;
- определяют порядок создания и деятельность юридических лиц, как государственных, так и негосударственных;
- отношения между органами исполнительной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом,
- а также порядок наделения государственных и муниципальных учреждений соответствующим имуществом.
3. Взаимодействие с уголовным правом.
Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава административно-правовых правонарушений и преступлений. Причём наиболее общим является объект посягательства, объективная сторона, а также схожесть наказаний. В одном случае это приводит к административной, в другом - к уголовной ответственности.
Некоторые административные наказания по КоАП напоминают уголовные. Например, административный арест и штраф.
В то же время уголовное наказание назначается только судом, а административные могут назначаться во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти.
Уголовное осуждение порождает последствия в виде судимости, в то время как привлечение к административной не влечёт судимости, увольнение с работы или учёбы.
4. Взаимодействие с трудовым правом.
Их взаимосвязь обусловлена сходством предмета регулирования, поскольку в трудовом праве это организационно- управленческие отношенияв сфере труда, в административном отношении – в сфере гос. управления.
А также в сходстве метода регулирования, поскольку в обеих отраслях используется метод государственно-властных предписаний.
В отличие от отношений, регулируемых трудовым правом, в котором субъекты равноправны при заключении трудового договора, в административном отсутствует равенство сторон, поскольку обязательной стороной выступают органы исполнительной власти, либо его должностное лицо, применяющее государственно-властные предписания в отношении другой стороны.
3. Понятие, особенности, виды административно-правовых норм. Источники административного права.
Административно-правовая норма это установленное государством и охраняемое государственными средствами правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Особенности административно-правовых норм.
1. Особый предмет регулирования - отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
2. Они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
По юридическому содержанию:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (правила дорожного движения, пожарной безопасности, оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).
В зависимости отсубъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административнуюправосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются наматериальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По кругу лиц, на которых распространяется их действие, - общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы делятся на:
а) общероссийские (федеральные);
б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
Источники административного права - это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты (НПА), содержащие нормы административного права.
Бывают федеральные НПА и НПА субъектов РФ.
4. Реализация административно-правовых норм.
Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Форма реализации норм права зависит от:
- специфики общественных отношений, регулируемых нормами;
- содержания правовой нормы;
- характера поведениясубъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений;
- формы внешнего проявления правомерного поведения.
В зависимости от характера действий субъектов административного права, степени их активности и направленности различают несколько форм (способов) реализации правовых норм – соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающиенормы.
Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Использование предполагает добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права.
Однако есть немало случаев, когда для обеспечения полной реализации административно-правовых норм требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.
Под применением норм административного права следует понимать разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами. В отличие от исполнения как формы реализации административно-правовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность и право лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.
5. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Особенности административно-правовых отношений:
1. Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Для них характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.
2. В связи с этим в них наблюдается наличиеособого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения. Одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона.
3. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.
4. Наличие особого объекта. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) лиц, управляемых в сфере реализации исполнительной власти.
5. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
6. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан, но вопреки желанию или согласию второй стороны.
7. Наличие административного, т.е. внесудебного, порядка разрешения споров, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору.
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
– материальные, основанные на нормах материального права;
– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение) (например, судебный пристав подчиняется начальнику отдела судебных приставов);
– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
6. Субъекты административного права. Административная правоспособность и дееспособность граждан.
Субъект административного права- это наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.
Все субъекты АП подразделяются на два класса:
а) физических лиц;
б) организации.
Физические лица включают:
- граждан РФ;
- иностранных граждан;
- и лиц без гражданства.
В зависимости от своей природы организации относятся
- к государственным
- либо к негосударственным.
Государственные организации- это органы государственного управления, государственные предприятия и учреждения, корпорации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|