УПРАВЛЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Министерство чрезвычайных ситуаций РФ с целью установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разработало следующую классификацию чрезвычайных ситуаций:
1. локальные;
2. местные;
3. территориальные:
4. региональные;
5. федеральные;
6. трансграничные.
Чрезвычайные ситуации (ЧС) классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации (2). В зависимости от места ЧС в приведенной классификации определяются силы и средства предприятий, учреждении и организаций независимо от их организационно-правовой формы, ответственные за устранение последствии ситуации.
Детальный анализ чрезвычайных ситуаций — как природного, так и техногенного характера, периодически проводится силами МЧС России. Особое внимание при этом уделяется изучению причин и динамики ситуаций во времени. На основе анализа делается прогноз ситуации на планируемый период и вырабатываются необходимые мероприятия по предупреждению ЧС.
Так, научные исследования, проведенные по заказу МЧС России, показали, что тенденция увеличения риска чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации в ближайшее десятилетие сохранится. Помимо общемировых причин (освоение новых территорий, повышающее подверженность населения и хозяйства опасным природным явлениям; усложнение технологий, повышающее их чувствительность к опасным воздействиям) это вызвано социальными и экономическими процессами, происходящими в России в последние годы и приведшими в конечном итоге к снижению уровня адекватной защиты и противодействия природным опасностям.
Аналогичный анализ с необходимыми мероприятиями делается и по т. н. техногенным ЧС.
На основе детального анализа всех видов ЧС вырабатываются основные направления государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Так, в результате проведенного анализа чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории российской Федерации и 1999м году, подтверждается тенденция возрастания природных и техногенных опасностей (данные получены с сайта Интернет МЧС России). Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, в целом, не решает проблему обеспечения безопасности населения и территорий. В связи с этим основными направлениями государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуации и обеспечения безопасности населения н территорий представляются следующие:
1. важнейшим направлением государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий в современных экономических условиях является обеспечение абсолютной ответственности владельцев потенциально опасных объектов в вопросах промышленной безопасности, разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования проведения превентивных мероприятий;
2. возрастание в последнее время нагрузок от воздействия опасных природных факторов требует пересмотра и корректировки ряда нормативных документов в сторону увеличения запасов прочности сооружений, систем, оборудования и коммуникаций;
3. с целью существенного снижении количества ? характера одним из главных направлений следует считать кардинальное обновление основных производственных фондов;
4. первостепенное внимание при решении указанной проблемы следует уделить развитию и совершенствованию систем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ
Программы можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. Обычно целевые программы содержат множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временим (16). Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например: развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т. д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные. Как правило программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), субъекта федерации, областном, муниципальном и т. д.
Программы обладают рядом отличительных черт:
1. высокой стоимостью (от нескольких сотен долларов США) и сложными формами финансирования;
2. трудоемкостью и длительностью реализации;
3. необходимостью широкой (в том числе — международной) кооперации;
4. влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом.
По содержанию программы подразделяются на научно-технические, социальные, инвестиционные, экономические, оборонные и т. д.
В настоящее время разработаны и реализуются программы развития:
1. топлива и энергетики;
2. продовольствия;
3. транспорта и связи;
4. жилья;
5. химической и микробиологической промышленности;
6. образования, культуры и средств массовой информации;
7. экологии;
8. ликвидации последствий крупномасштабных аварий и ряд других.
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных и межгосударственных целевых программ и иных федеральных нужд в соответствующем году. Органы управления — заявители бюджетных ассигнований, исходя из соответствующих прогнозов, в рамках закрепленных за ними функций определяют приоритеты, осуществляют выбор первоочередных целей, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования, производят вариантные расчеты оценки возможностей реализации целевых программ, а также других федеральных нужд. Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ на основе проектов бюджетных заявок и исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета, осуществляют анализ и балансовую увязку.
Основной формой программного управления являются федеральные целевые программы (ФЦП) и целевые комплексные программы (ЦКП). Принципы их разработки базируются на понятиях и принципах программно-целевого планирования.
Наиболее важными из них являются:
1. целенаправленность — то есть целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;
2. системность — то есть разработка совокупности мер, необходимых для реализации программы (организационно-экономических, законодательных, политических, административных, технологических и т. д.) во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом. Программы, ориентированные на реализацию целевых установок развития страны в целом должны иметь в общественной системе статус наибольшего благоприятствования;
3. комплексность — имеется в виду, что разработка отдельных увязанных между собой элементов программной структуры, обеспечивающих достижение более частных целей (подцелей), должно осуществляться и соответствии с основной (генеральной) целью той или иной программы;
4. обеспеченность — состоит в том, что все в обеспечении мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены различными видами необходимых для ее реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых;
5. приоритетность иначе говоря, отдается предпочтение приоритетным задачам исходя из общей концепции развития;
6. экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
7. согласованность - речь идет о согласованности федеральных и региональных интересов и задач;
8. своевременность достижения требуемого конечного результата в установленные сроки.
Информационное обеспечение процесса разработки программ включает сбор, анализ и обобщение информации о состоянии ресурсного потенциала (обеспеченность ресурсами, характеристики эффективности и использования, сложившаяся социальная, экологическая ситуация, постоянный обзор зарубежных тенденций и т. д.). Кроме того, учитываются и другие особенности, определяющие уровень и характер процессов.
Методическое обеспечение процесса разработки ФЦП/ЦКП в общем виде представляет собой систему взаимосвязанных прогнозов, включая: прогнозы воздействия политических, внешнеэкономических условий, прогнозы изменения внешней и внутренней конъюнктуры, научно-технические прогнозы, прогнозы требований со стороны охраны окружающей среды, прогнозирование последствий структурной политики, конверсии и т. д.
Методическое обеспечение состоит также в определении:
1. порядка расчета показателей;
2. условий сопоставимости в случае использования количественных показателей;
3. условий определения сроков программы;
4. последовательности расчетов, связанных с анализом;
5. степени секретности;
6. базы сравнения.
Основными методами, используемыми при разработке программ, являются метод технико-экономического проектирования, а также нормативно-балансовый метод.
Переход на программные методы управления в первую очередь связан с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления. Являясь по своей сути прогрессивными, на начальных этапах реформы программные методы еще не могут дать необходимого эффекта, что связано с эклектичностью переходного периода. По мере развития рыночных отношений эффективность использования программных методов должна возрастать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|