Сделай Сам Свою Работу на 5

Народный костюм Троицкого района.





Одежда более других элементов материальной культуры приобрела свойство знака, отличающего одну этнографическую группу от другой, выявляющего сословную принадлежность, характеризующего социальное положение. Отношение к ней было разное: одни группы стремились сохранить возможно дольше свой костюм неизменным, другие – возможно скорее принять новый.

Традиционная одежда крестьян – старожилов Троицкого района имела много общего с костюмом русского населения европейской части страны и вместе с тем отличалась как в деталях, так и в используемых материалах. В отличие от одежды крестьян европейской части страны, для изготовления которой использовалась преимущественно «своедельщина» - ткани, выработанные в самом крестьянском хозяйстве, в Сибири было много покупного материала, продававшегося по ярмаркам, вразнос по деревням. Целый поток переселенцев был из южных губерний России. Эта традиция резко отличается от северной и лучше сохранилась на территории Троицкого района.

Наиболее распространенными комплексами женской народной одежды Троицкого района были южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. В южнорусский (переселенцы из Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тульской и других губерний) поневный комплекс входили: понева – клетчатая набедренная одежда, напоминающая юбку, декорированная, как правило, по подолу; рубаха с косыми (иногда с прямыми, как следствие влияния севера на юг) поликами, декорировалась в местах соединения поликов с основными частями и на рукавах; нагрудная одежда (навершник); украшения и дополнения; головной убор – кичка (рогатая) или повойник и обувь.



Переселенцы из северный губерний носили сарафанный комплекс, который состоял из: рубахи с прямыми поликами; декорированной по поликам; сарафана прямого, декорированного по талике на линии груди или косоклинного; нарукавника, головного убора - сарока, украшения и обувь. Этому комплексу, в отличие от поневного, присущи более сдержанные формы, приглушенные цвета.

Костюм переселенцев из центральной России был близок к северному, хотя встречались с чертами южнорусского комплекса.

Наиболее любимыми цветами одежды были красный, используемый против сглаза; черный, желтый, зеленый, синий и белый. Белый цвет был символом чистоты, милосердия; черный – олицетворение земли, покоя, отрешения, траура; красный – цвет крови, солнца, плодородия. Широко использовались неокрашенные и неотбеленные ткани – гармоничное слияние человека с природой.



По цвету народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – наряды взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка. В данном случае можно говорить о функции привлечения внимания.

Помимо цвета огромное значение придавалось и орнаментировке крестьянского костюма.

Основными мотивами орнамента являлись солярные знаки – круги, кресты, ромбические фигуры, кони, птицы, изображения женской фигуры – символа плодородия, волнообразные ритмические линии – знаки воды, горизонтальные линии, обозначающие землю, изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.

Орнаменту народного костюма были свойственны прямолинейность и геометричность. Это объясняется техникой тканья и вышивки по счету нитей, которая затрудняла выполнение закругленных линий. Наиболее распространенными приемами русской вышивки принято считать: счетную гладь, набор (имитация ткачества); тамбурная вышивка цветными нитями, крест, строчка. В начале 20 века появляется городская черно-красная вышивка крестом по канве.

Считалось, что орнамент с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался преимущественно в тех местах, где заканчивалась одежда – по подолу, вороту, манжетам и на плечах.



Неотъемлемым элементом народного костюма издревле являлся опоясок. Сохранились шерстяные пояса с геометрическим орнаментом с вплетенными в него словами и буквами в кириллической графике. Также носились опояски плетеные «в бутылочку», «на дощечках», «на стене». Наибольшее распространение получили пояса тканые на тканом стане. Пояса изготавливались, как правило, из шерстяных нитей, но встречались и льняные.

Завершением каждого костюма являются бисерные украшения: гайтаны, ряски.

 

Вторая младшая группа.

Ознакомление с народным костюмом.

Задачи:

- Научить детей отличать народный костюм от современной одежды.

- Научить детей изготавливать простейшие украшения для своего костюма: бусы из глины.

 

Содержание:

Рассматривание с детьми народного костюма на воспитателе, кукле. Экскурсия на выставку кукол в народных костюмах (выставка организована в зале или мини-музеи). Любование красотой народного костюма, рассматривание его элементов: фартук, украшения, вышивка. Наблюдение за рукоделием старших девочек: поделка бус из рябины, посильное участие.

 

Средняя группа.

Ознакомление с традиционным народным костюмом.

Задачи:

- Познакомить детей с южно-русским, старожильческим костюмами.

- Дать понятие «опояска» и представление об его изготовлении.

- Познакомить с элементами украшения русского костюма.

- Способствовать возникновению у детей желания наряжаться в народный костюм.

 

Содержание:

Посещая краеведческий музей, мини-музей в дошкольном учреждении, дети узнают о существовании разных вариантов русского народного костюма: южно-русского, старожильческого, северо-русского, знакомятся с разными видами опоясков. Дети узнают о том, что изготовление одежды в старину – женское дело. Знакомятся с процессом изготовления одежды в прошлом и в современных условиях. Рассматривают костюмы для детей и взрослых: особенности, отличия, сходство. Отмечают красоту костюма, мастерство его изготовителей и обереговое значение.

 

Старшая группа.

Ознакомление с южно-русским костюмом.

Задачи:

- Дать детям представление о многослойности южно-русского костюма, отличительных особенностях костюма этой традиции: девочки, девушки, женщины.

- Научить детей отличать элементы костюма: «понева», «запон».

- Научить детей изготавливать элементы костюма: опоясок, запон, варианты украшений.

 

Содержание:

Первые представления о костюме южно-русской традиции дети получают в музее, рассматривая этнографические костюмы. Педагогу важно акцентировать внимание детей на изысканности, оригинальности, неповторимости народного костюма. Вместе с педагогом дети изготавливают женский костюм для куклы и осваивают принципы изготовления простейших элементов костюма. В процессе знакомства с народным костюмом дети узнают о назначении опояска, рассматривают узоры на нем и учатся плести опоясок из готовой основы. Девочки принимают участие в изготовлении головного убора девушки: вышивание ленточек, украшение повязок. В процессе знакомства с костюмом, дети постигают тайны вышивки: элементы, обереговую систему (знаки, цвет, расположение).

 

Подготовительная группа.

Задачи:

- Знакомить детей с разными видами народных костюмов, его элементами: головные уборы, опояски, рубахи и т.д.

- Подробнее знакомить детей с южно-русской традицией народного костюма (мужского, женского).

 

Содержание:

Экскурсии в краеведческий музей, рассматривание фотографий, картин, иллюстраций, беседа со слайдовым показом мужских и женских костюмов алтайского края, дают детям представления о том, что каждый костюм единственен в своем роде. В совместной деятельности с педагогом дети изготавливают южно-русский костюм для куклы, украшения для своего костюма. Дети рассматривают украшения из бисера, сами изготавливают бисерные нити, фенечки, подвески. В практической деятельности дети расширяют познавательные сведения об обереговой символике женских, мужских, детских костюмов; элементах костюмов (головные уборы, украшения, фартуки, рубахи, пояса и т.д.).

 

Русский дом на Алтае.

 

Путь ребенка в мир: мир культуры, искусства, мир природы, мир человеческих отношений начинается от порога родного дома. Отчий дом – это то место на земле, куда родители пригласили своего ребенка и где происходит обретение малышом своего первого жизненного опыта. Родительский Дом как бы повторяет собой материнское лоно перед «рождением» в самостоятельную, взрослую жизнь.

Дом, наш Дом – это и стены, и все предметы, которые его наполняют, и мы сами – родители, взрослые, с нашими отношениями и страстями, переживаниями и ощущениями, которыми мы «населяем» наш Дом; это и порядок жизни, установленный нами, наши особые семейные традиции и праздники, собственный семейный стиль (т.е. особые формы поведения, «словечки», шутки, жесты, присущие только членам одной семьи). Все это живет и дышит, создает особую атмосферу семьи, Дома.

Знакомство детей дошкольного возраста с историей строительства домов на Алтае, с особенностями домов прошлого и современных, позволяет малышу открыть для себя значение Дома в жизни каждого человека, что люди вкладывали в создание «рождения» Дома столько усилий, любви, труда, чтобы сделать свой Дом не только удобным для каждого члена семьи, но и красивым, особенным, уникальным.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА НА АЛТАЕ.

Традиции четко определяли порядок работ – от выбора дерева до украшения на крыше. Этим правилам строго следовали, а многие из них действуют до сих пор. В крестьянском быту родились две постройки: изба и избушка. Изба строилась как постоянное жилище, прочно и основательно – «на века». Избушка была небольших размеров, служила временным жилищем на дальних полях, на лесных промыслах – «охотничья избушка», при начале домообзаводства –«избушка - малушка», в которой жили до постройки основного дома. От назначения зависели размеры избы. Для больших изб длину стены выводили 5-5,5м на 6-8м, а для малушек соответственно 3-3,5м на 4м.

Крестьяне разделяли все местные породы деревьев на «красные» - хвойные, годные для строительства, и «белые» - лиственничные, для разных поделок. У русского населения повсюду лучшим строевым деревом считалась сосна. Крестьяне умели определять качество древесины по звуку, ударяя топором о ствол. Заготовки проводили зимой. В это время года нет сельскохозяйственных работ, и древесина суше, т.к. нет сокодвижения. Очищенные от коры и сучьев бревна складывали для просушки в лесу или в селении. Перевозили бревна на лошадях по санному пути. Постройка любого дома, большого или маленького, была ответственным и радостным событием в жизни семьи. К этому долго готовились, а потому вели его тщательно и празднично: соблюдали приметы, выполняли обряд, а каждый этап домостроительства отмечали застольями, пирушками. Особое внимание уделяли выбору места. В холодное время, например, ставили ведро с водой. Если не замерзнет на утреннике – место теплое, или расстилали шкуру, если не отсыреет, дом будет сухим. Смотрели также, где ложится скот – там жить будет удобно.

Ставить срубы умели все мужчины, и при строительстве крестьяне нередко обходились силами своей семьи. Некоторые хозяева нанимали также бригады плотников из своей деревни или соседних. Работали с утра до вечера, а потом было застолье, сопровождающееся пением и плясками.

Строить дом начинали с расчистки площади и устройством фундамента. Когда собирали сруб, ряды бревен прокладывали сухим мхом. Чтобы сохранить тепло, делали массивные перекрытия пола и потолка. Их настилали нетолстые балки – матицы или матки. Как только заканчивали класть плахи на пол, появлялся повод поплясать и проверить прочность работы.

Окна и двери делали небольшими, чтобы из дома не уходило тепло. Окна – «глаза» дома. Их старались выделить, украсить. К ним приделывали наличники. Разные наличники не только дожили до наших дней, но и являют собой один из видов народного искусства. Северную и западную часть дома делали без окон. Таким образом, дом защищался от холода, а с южной стороны его обогревало солнышко.

Усадьбы обязательно огораживали. Ворота были большие, широкие, с одной или двумя калитками. Над воротами и калитками делали крышу – навес, тоже широкую, «чтобы неба не видно было». Ворота нередко украшали резьбой.

Ворота участвовали во многих обычаях и обрядах. Во время святочных гаданий девушки бросали свои башмаки, определяя, в какую сторону им суждено идти замуж, в зависимости от того, куда их башмак ляжет носком. Почетного гостя встречали за воротами, еще на улице и провожали до ворот или за ворота. «Широкие ворота» - так называют ворота не те, которые велики по ширине, а те, которые широко открыты для людей, подчеркивая тем самым гостеприимство и хлебосольство их хозяина.

 

Вторая младшая группа.

Ознакомление с бытом крестьянской деревни.

Задачи:

- Развивать у детей интерес к жизни крестьян родного села в прошлом.

- Познакомить детей с внешним видом крестьянской избы.

- Познакомить с простейшими орудиями труда: топором, пилой, лопатой, молотком, прялкой.

- Дать первое представление о домашней утвари.

- Вызвать интерес к работе с тестом.

 

Содержание:

Во время посещения мини-музея в дошкольном учреждении, дети знакомятся с русским домом (избой): рассматривают мебель, печь, утварь. Очень важно предложить детям обследовать находящиеся в музее экспонаты, полюбоваться ими. Особое внимание уделить люльке (колыбельке, зыбке). Необходимо проводить совместную деятельность малышей с детьми других возрастных групп: укладывание куклы спать, пропевание колыбельных песен, приготовление блюд русской кухни, изготовление украшений костюма и т.д. В русской избе происходит первичное знакомство с вышивкой (полотенце, скатерти, народный костюм), с росписью (предметы быта, интерьер), с материалами (ткань, глина, дерево).

 

Средняя группа.

Ознакомление с бытом русских крестьян.

Задачи:

- Знакомить детей с особенностями крестьянской жизни людей в прошлое и настоящее время.

- Познакомить детей с архитектурными украшениями алтайского дома (избы), его внутренним убранством.

- Дать представление о надворных постройках.

- Расширить представление детей о сельскохозяйственных орудиях труда.

- Познакомить детей с обрядовыми блюдами народной кухни.

 

Содержание:

В процессе жизнедеятельности знакомить детей с жизнью крестьян русской деревни в прошлое и настоящее время. На экскурсиях дети рассматривают надворные постройки, архитектурные украшения русского дома. В разных видах деятельности дети «открывают» мир русской избы и сравнивают его с миром современного дома, квартирой. Дом, в котором ты живешь, какой он? Дети узнают, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, кирпичные и деревянные. Обсуждается с детьми понятие «красивый дом», «красивая улица», дети его рисуют, конструируют макет. В игровом уголке создается интерьер русской избы с макетом печи (печь в русском доме, ее значение), где в практической деятельности дети узнают назначение предметов быта: сундук, самовар, рубель, прялка, веретено, сечка, корыто, доска, нож и т.д. С помощью дидактических игр, загадок, сказок закрепляют представление о сельскохозяйственных орудиях труда. Дети постигают секреты картофеля, капусты, моркови и т.д. и принимают участие в приготовлении блюд из овощей (на «капустник» - засолка капусты и т.д.).

 

Старшая группа.

Ознакомление с бытом крестьян родного села.

Задачи:

- Углублять знание детей о крестьянском быте, его особенностях в прошлом и настоящем времени, в практической деятельности осваивать навыки домашнего труда.

- Расширять представления детей о крестьянском подворье.

- Продолжать знакомить с сельскохозяйственным трудом, орудиями труда.

- Пополнять знания об архитектурном украшении крестьянской избы.

- Продолжать знакомство с народной кухней.

- Дать понятие Родины как места, где ты живешь.

- Познакомить с историей появления родного села, его ремеслами, традициями.

 

Содержание:

Об интерьере русской избы дети узнают, посещая дома старожилов, краеведческий музей, из рассказов воспитателя и экскурсии по улицам села. Мир русского дома открывается ребенку через значение мебели и убранства в доме (стол, сундук, лавка, поставец и т.д.), через устройство русского дома (красный угол, женская – мужская половина, русская печь), через «прочность, пользу, красоту» домашней утвари. Педагог обращает внимание детей на мастерство украшения и практическое значение: порога, наличников, конька, ставней. Из подсобного материала дети изготавливают предметы утвари, быта, строят избу, из глины и других материалов лепят домашних животных, живущих на крестьянском подворье. Вместе с родителями принимают участие в утеплении окон.

Подготовительная группа.

Ознакомление с бытом и историей родного села.

Задачи:

- Продолжать поддерживать интерес к истории родного села, жизни крестьян в прошлом.

- Закреплять знания детей об убранстве и украшении русского дома.

- Расширять представление детей о сельскохозяйственных работах и орудиях труда крестьян в прошлом.

- Познакомить детей с обычаями и обрядами, связанными со строительством избы.

- Познакомить детей с традициями русского гостеприимства.

- Закрепить знания детей о истории появления родного села, его названии, традициях, периоде военного времени и особенностях сегодняшнего дня.

 

Содержание:

Организовывая экскурсии к старожилам села, в краеведческий музей, центр творчества расширять представления детей о жизни односельчан в прошлом, истории родного села. Педагогу следует учесть: строительство русской избы (заготовка леса, требования к дереву, начало заготовки, обычаи, связанные с рубкой леса, начало строительства дома, «помочи» - совместная работа – в строительстве дома, обереговая система в строительстве дома, новоселье, испытание безопасности нового жилья). Значение огня (очага) в жизни человека. Женщина – хранительница очага. В совместной (игровой, музыкальной, трудовой, продуктивной и т.д.) деятельности «проживаем» обычаи и обряды крестьян русской деревни в прошлом. Необходимо предоставить детям возможность почувствовать себя настоящими мастерами, заботливыми и ответственными хозяйками и хозяевами: «На всякий случай – свой обычай», «Русский дом без родства не живет», «Красному гостю – красное место», «Корми деда на печи, сам там будешь», «На всякое семя – свое время», «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет» и т.д.

 

КОНСПЕКТЫ.

Тема: «Птичка»

(лепка по мотивам традиционной троицкой игрушки).

Цель: Познакомить детей с глиняной троицкой игрушкой, пробуждать желание самостоятельно слепить такую же игрушку, передавать характерные признаки, соотношение частей по величине. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другому человеку.

Материал: Троицкая игрушка – птичка, глина, дощечки, вода.

Ход занятия:

1.ч. История из жизни мальчика Ванюши.

Жил-был в селе Троицкое мальчик Ванюша. Однажды пошел он со своим отцом на ярмарку (спросить детей, знают ли они, что такое ярмарка, объяснить). У нас в Троицком когда-то проводились такие веселые ярмарки, на которых продавали все: и домашних животных, и птицу, и зерно, и муку, и ткани различные, и одежду всякую, и продукты питания. А еще в Троицком жили мастера – кукольники, которые продавали на этих ярмарках свои изделия – игрушки глиняные. Заметил отец, что очень нравятся Ванюше эти игрушки, и купил ему одну, а какую, вы попробуйте отгадать (загадка о птице или описание игрушки). Очень обрадовался Ванюша этой игрушке. Берег ее, как только мог. Потом он вырос, состарился и подарил эту игрушку «Птичку» внуку Сашеньке. А Саша совсем еще маленький, не удержал игрушку, выпала она из рук и разбилась. Сильно расстроился Сашенька, но я его успокоила, сказала, что наши детки могут слепить такую же птичку и подарить ему.

- Дети, а вы хотите сделать подарок Саше – вылепить птичку?

 

2.ч. Рассмотреть игрушку.

 

3.ч. Объяснение и показ лепки.

Вылепленные фигуры дети ставят на полочку.

- Дети, как вы думаете, какое настроение будет у Сашеньки, когда он увидит, каких красивых уточек вы ему слепили?

 

 

Тема: «Уточка»

(по мотивам троицкой глиняной игрушки).

Цель: Развивать интерес к троицкой игрушке, желание слепить такую же игрушку; передавать в лепке характерные признаки уточки; закреплять приемы присоединений, прижимания и примазывания частей.

Материал: троицкая игрушка, глина, дощечки, вода.

Ход занятия:

1.ч. Вступительная беседа.

- Слепил троицкий мастер – кукольник игрушки для ярмарки. Вы, ребята, помните, что такое ярмарка? (напомнить детям). Слепил он и птичек, и уточек, и курочек, и петушков, и коней удалых, и барышен красивых, и всадников на конях.

Все игрушки разобрали на праздничной ярмарке, а вот одна игрушка осталась. А какая, вы узнаете, если отгадаете загадку. Грустно ей стало одной на полочке стоять. А как можно помочь уточке, избавить от одиночества? Дети, давайте мы слепим таких же уточек – подружек, чтобы уточке одной не скучать.

2.ч. Рассмотреть игрушку.

3.ч. Объяснение и показ лепки.

Вылепленные фигуры дети ставят рядом с игрушкой – образцом.

- Как будет чувствовать себя уточка в кругу своих подружек?

 

 

Тема: Лепка игрушки «Конь».

(по мотивам традиционной троицкой игрушки).

Цель: Продолжать развивать интерес к традиционной троицкой игрушке. Лепить игрушку из двух кусков, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания; отдельно вылепленные части прикреплять, плотно прижимая и сглаживая места скрепления. Воспитывать в детях отзывчивость и желание сделать приятное тем, кто в этом нуждается.

Материал: Глина, дощечки, вода, игрушка «Конь».

Ход занятия:

1.ч. Вступительная беседа.

- Дети, недавно прочитала в газете «Аргументы и факты» статью о детях- сиротах, которые живут в с. Раздольное Челябинской области. Кто из вас знает, кто такие сироты? Это дети, у которых нет родителей, нет ни папы, ни мамы. Живут они в доме-интернате. Я подумала о том, что скоро наступит Новый год, а через неделю после Нового года мы будем отмечать праздник Рождество Христово. Это один из любимых праздников русского народа. И на Рождество принято дарить друг другу подарки.

- А вы, ребята, хотите сделать подарки и поздравить с Рождеством детей-сирот из с. Раздольное?

- А какой подарок вы можете сделать своими руками?

- А может быть мы слепим что-нибудь из глины?

Вы уже знаете, что в нашем селе Троицкое жили когда-то такие мастера, которые из глины лепили разные игрушки. И вот сегодня я вам хочу предложить слепить игрушку, а как она называется, вы попробуйте отгадать:

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Это конь. Сегодня мы будем учиться лепить эту игрушку.

2.ч. Рассмотреть игрушку.

3.ч. Объяснение и показ.

Каких красивых коней вы, ребята, слепили. Когда они высохнут, мы их побелим, затем раскрасим и посылкой отправим в с. Раздольное.

 

Тема: Лепка игрушки «Петух».

(по мотивам троицкой глиняной игрушки).

Программное содержание: создавать условия для обучения лепки троицкой игрушки; передавать характерную форму, пропорции петуха, закреплять последовательность лепки (с конуса лепить шею, голову, клюв, гребень, бородку; с цилиндра – туловище вместе с хвостом; с шара – подставку), заглаживать место соединения. Создавать условия для возникновения интереса к прошлому ремеслу наших дедов.

Оборудование: глина, доски, баночки с водой, выставка «Рукоделие и ремесло жителей села».

Ход занятия:

1.ч. Рассказ о рукоделии и ремесленничестве в нашем селе с использованием экспонатов выставки «Рукоделие и ремесло жителей села».

2.ч. Рассказ – сказка о глиняной троицкой игрушке-свистульке.

Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, а ныне в нашем селе Троицкое жил-был веселый парнишка Андрейка. Было ему пять лет, как и вам, ребята. Любил Андрейка петь, плясать, на гармошке играть, по дому деду помогать. А вот свистеть он никак не мог научиться, как его друзья свистели. И такая досада его брала, что он даже плакал. Жалко стало Андрейку его деду Степану. И решил дед Степан подарить Андрейке на день рождения игрушку-свистульку глиняную.

Пошел дед Степан, накопал глины, залил ее водой и стал думать, какую же сделать игрушку. Думал-думал, да и заснул, Так всю ночь и проспал, а разбудил его утром Петя-петушок, сидевший на заборе около окна. Посмотрел дед Степан в окошко и решил сделать петуха-свистуна для своего внука.

Достал он глину, замесил ее как тесто, разделил на три неравные части и начал лепить. Сначала раскатал «морковку», а из нее вылепил голову, клюв, бородку, гребешок. Взял второй, самый большой кусок глины, вылепил из него «колбаску», оттянул хвост, сделал воронку. Соединил с шеей, примазал место соединения, а из последней части слепил шарик, из шарика – подставку. В туловище проделал две дырочке и поставил сушиться. Когда игрушка высохла, дед Степан растопил русскую печь березовыми дровами, поставил туда петушка для обжига, чтобы игрушка стала прочной. Когда игрушка остыла, покрыл ее белилом, а после раскрасил. И получился петушок-свистулька.

В день рождения дед подарил внуку глиняную игрушку. Андрейка очень обрадовался, поцеловал деда, побежал на улицу, стал свистеть в свистульку. Ребята увидели, им тоже захотелось иметь такие свистульки. Стали они просить такие свистульки у своих родителей и дедов.

И потянулись к деду Степану мал и стар за советом, как лепить игрушки. Много ли, мало ли времени прошло, так и появились и петухи, и бараны, и кони-свистульки. А главное, это были наши троицкие глиняные игрушки.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И нам с вами тоже за дело надо приниматься.

А вот кого мы лепить будем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые.

Ходят без завода,

Они птичьего рода.

Петухи.

Вот сегодня мы будем лепить петуха – троицкую глиняную игрушку. Но пока будем лепить без свистульки.

«Кто слушал меня внимательно, тот ответит на мои вопросы: С чего начинал лепить петуха дед Степан? (взял глину, разделил ее на три равные части, одна- большая, вторая – на половину меньше и третья – самая маленькая) Раскатываем из средней части что? (морковку, делаем клюв…) Потом берем большую часть, раскатываем что? (цилиндр, оттягиваем хвост…из третьей части скатаем шарик, делаем подставку…)

На подставку ставим петуха и пальчиком заглаживаем готовую игрушку.

А теперь вы, ребята, вспомните загадки про петуха. Кто знает?»

1. Не князь по породе, а ходит в короне.

2. Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает.

3. Ходит барин по двору, придирается к всему.

4. Гребень имею – не пользуюсь им,

шпоры имею – не езжу верхом.

Петя, петя, петушок,

Целый день учил стишок,

А запомнил он строку лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!»

Ребята, давайте поставим своих петушков на выставку, чтобы высохли. Получились они, как живые только не кричат. Давайте прокричим за наших петушков: «Ку-ка-ре-ку!».

Стук в дверь, появляется лиса, здоровается, говорит, что слышала, как кричали петухи, спрашивает, где они и удивляется, что они из глины…

Проводится игра «Хитрая лиса», затем лиса прощается и уходит.

Дети убирают свое рабочее место.

 

Народные игры на Алтае.

«Медом и сахаром».

Два ребенка становятся друг против друга и подают одна другой руки. Остальные вытягиваются веревочкой – становятся «тигалой» и подныривают под руки первых. Последнюю в ряду девочку спрашивают: «К кому хочешь, к меду или к сахару?» Девочка переходит. Веревка девчат снова подныривает под руки, теперь уже в обратном против прежнего порядка, и т.д. Когда все девчата поделятся между «медом» и «сахаром», выбирается длинная палка; обе группы девчат берутся за палку, одна с одной, другая с другой стороны, и тянутся: в ком силы больше?

 

«Мизинкой».

Дети разделяются на две группы. Одна группа становится лицом к плетню или стене и закрывает глаза. Другая избирает из своей среды «мизинку» и отправляется ее прятать, часто на другой конец села. Затем обе стороны ходят по селу и выкрикивают: «Мизин, мизин!» Когда ищущие поравняются с тем местом, где спрятана «мизинка», последняя выскакивает из своей засады и стремительно бежит к своим, противоположная сторона старается ее перегонять. Если ей это удается, то право избрать «мизинку» на следующий кон игры переходит на эту сторону.

«Уголки».

Четверо играющих становятся по углам, а пятый подходит к ним поочередно и говорит: «Кумушка, дай ключи», на что ему отвечают: «Пойди вон, там постучи». В это время стоящие в углах меняются местами, а стоящий посредине старается захватить какой-либо уголок; если это ему удается, тот, кто остался без уголка, занимает его место. Если все попытки занять уголок останутся безуспешными, то ему предоставляется еще одно средство: он бьет в ладоши и кричит: «Воры идут!»; тогда все кумушки должны переменяться местами, и в общей суматохе ему будет легче занять какой-либо угол.

 

«Садовник».

Все играющие, кроме одного, берут названия цветов и садятся в кружок. Оставшийся без названия становится в середине и говорит: «Садовнику нужна незабудка», незабудка встает и т.д. Наконец он восклицает: «Садовнику нужны все цветы!» Все встают и поспешно меняются местами, причем старается захватить место и стоящий. Тот, кто не умел занять место, становится садовником, и игра продолжается.

 

«Пятнашки».

Один из играющих выбирается пятнашкой, остальные разбегаются. Пятнашка старается догнать кого-либо и ударить ладонью по плечу; тогда тот, кого он ударил, становится пятнашкой. Эта игра разнообразится еще и следующим образом: ловящий, поймав кого либо из бегущих, спрашивает: «У кого был?» - «У тетки» - «Что ел?» - «Клецки» - «Кому отдал?» - «Тому-то». И тогда этот последний начинает ловить. Обычно играющие проводят черту, за которой находится их доми гдн пятнашка не может их преследовать. Ту же игру можно играть с мячом, причем пятнают не рукой, а ловко брошенным мячом.

 

«Горелки».

Один из играющих становится впереди, остальные – за ним попарно. Стоящий впереди не имеет права оборачиваться назад и в стороны: он «горит».Все приговаривают: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, взглянь на небо, птички летят». При последних словах последняя пара бросается бежать, один по правую руку, другой по левую руку мимо играющих. Они стараются сбежаться и, взяв друг друга за руки, стать впереди; «горящий» старается поймать кого-либо из них прежде, чем они встретятся. Если им это удастся, тот, кого он поймал, «горит». Сам же он становится в пару с оставшимся.

 

«Бабушка, угадай!»

Выбирают «бабушку» и завязывают ей глаза. Остальные берутся за руки и вертятся вокруг с песней:

«Мы все по лугу гуляли

И в лесочек забежали

Грибки-ягоды сбирать 2 р.

Грибков, ягод не набрали

Лишь друг дружку потеряли (один из круга убегает и прячется)

Не могли его сыскать.

Как домой-то прибежали,

Громко бабушке сказали:

Скажи, бабушка, наш свет,

Кого между нами нет? »

Бабушке снимают повязку, и она должна сказать, кого не достает.

 

«Кот – мурлыка».

Кто-нибудь из играющих изображает кота и ложится на лавочку. Остальные поют:

«на скамеечке кот,

он мурлычет, поет,

Умывается, (проводит рукой по лицу)

Он – ленивец большой,

Спит дневною порой,

Потягивается. (потягивается)

Но лишь ночка придет,

На войну кот идет,

На великую, (приподнимается)

И мышиный народ

Победит-разобьет

Он со славою. (вскакивает и гонится)

 

 

«Коршун».

Выбирают по жребию коршуна и наседку; остальные – цыплята. Цыплята ходят гуськом за наседкой, держа друг друга за пояс, первый держится за пояс наседки. Коршун приседает и роет ямку, наседка с цыплятами ходит и спрашивает:»коршун, что ты делаешь?» - «Ямку рою» - «На что тебе ямка?» - «Чтобы денежку найти» - «На что тебе денежка?» - «Иголку купить» - «На что тебе иголка?» - «Мешок шить» - «Зачем тебе мешок?» - «Твоих деток сажать».

Коршун слетает с мета и нападает на цыплят. Но по правилам игры он может поймать только заднего цыпленка; наседка старается защитить его, причем она, раскинув руки, бросается то в одну, то в другую сторону, а цыплята повторяют все ее движения. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все цыплята.

 

Изготовление игрушки «Барыня» (кукла).

Вариант 1. Вариант 2.

1. Раскатать усечённый конус. 1. Раскатать усечённый конус.

 

2. Вылепить руки (прищип). 2. Раскатать два жгутика

конической формы (руки)


 


3. Сделать в вершине усечённого 3. Раскатать шар.

конуса отверстие.

       
 
   
 

 


 

 

4. Раскатать шар. 4. Вытянуть в каплю и сделать

корону.

 

       
   

 


5. Вытянуть «каплю», «корону».

 

 

6. Вставить остриём капли в 5. Соединить голову с усечённым отверстие усечённого конуса. так же, как в предыдущем

варианте 7. Загладить игрушку.

 
 

 

 


6. Соединяем руки с туловищем.

7. Загладить места соединения

деталей.

 

Изготовление глиняной игрушки «Конь».

 

1. Из готовой глины раскатать жгут.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.