Сделай Сам Свою Работу на 5

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения.





Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития.

Создавая фольклорную среду как фактор национального воспитания, формирования в растущем человеке гражданской позиции, необходимо помнить, что должна включать эта среда:

- внутреннее убранство помещений учреждения, где живут дети, должно включать элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины; вышитые скатерти, полотенца; детские кроватки, люльки с комплектом постельного белья и лоскутным одеялом; деревянные столы, лавки и т.д.);

- соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей: наличие традиционных игрушек (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка в ассортименте; несколько видов народного театра: пальчиковый, вертепный, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.);



- наличие произведений народного искусства, и прежде всего мастеров Алтайского края (деревянные изделия, расписанные Урало-сибирской росписью, народные костюмы, авторские произведения мастеров из лозы, глины, бересты, бисера и т.д.).

Развивающая фольклорная среда дошкольного учреждения предполагает наличие этнографического мини-музея.

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты, за исключением наиболее ценных, должны быть в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.).

Без зрительных образов ребенок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми, в том или ином историческом периоде и, тем более, воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях. Музей же дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдет разговор, когда они освоят хотя-бы две-три операции. Например, поучатся прясть нитку на старинной прялке или проделают несколько движений на кроснах (ткацком станке). При этом, самое главное, создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти. Дошколята, рассмотревшие устройство кросен и усвоившие принцип изготовления ткани, способны освоить элементы ремесла. Даже младшие дошкольники запросто ткут «полотно» из бумажных полосок. Это всем известный бумажный коврик, в котором есть и основа, и уток.



Обоняние и слух также играют важную роль в освоении традиционной культуры. Музей должен быть наполнен звуками и запахами. Специально созданная фонотека голосов природы, шумов, народной музыки обогатит образовательный процесс. Например, соответственно подобранные народные мелодии могут сопровождать процесс созерцания и труда, а аромат сосны в условной русской избе усилит ощущение ее присутствия.

При оформлении музея следует обеспечить возможность перемещения экспонатов, их транспортировку.

Особо хочется обратить внимание на оформление музея «Русская изба».интерьер избы зависел от размещения печи. В алтайских избах печь ставили у входа, чтобы холодный воздух сразу обогревался. Печь согревала, кормила, лечила, мыла, давала место для сна и отдыха. Без нее невозможно приготовление самой главной пищи – хлеба.



Немаловажным было украшение печи. Печная стена, обращенная к открытому пространству избы, имела на себе небольшой выступ, служивший дополнительным местом, куда можно было положить мелкие предметы.

Расположенная в одном из углов жилища, она образовывала запечье – кут, угол. Печное пространство, печной угол являлся женской частью избы – бабий кут, здесь хозяйничали женщины. На стене висела полка, где размещались предметы столовой и кухонной утвари.

Над входной дверью крепили полати. Некоторые хозяева крепили на полатях ткацкий станок и женщины работали там, как-бы на втором этаже.

Бедные семьи не могли построить высокого дома, поэтому на полатях, возле печи, спали дети, перед ними на ниточке вешали незатейливые игрушки.

Внутреннее пространство за вычетом печи и кута называлось чистой избой. Здесь вся семья сходилась на ежедневные застолья, в будничные дни женщины пряли, ткали, шили, вышивали; мужчины мастерили, чинили. В чистой части избы, неизменно по диагонали от печи, располагался красный, передний угол. Его также называли святым. В нем размещались иконы, вышитые полотенца, искусственные цветы, лубочные картинки, а также стоял обеденный стол с буханкой хлеба наверху. Стол называли ладонью Божьей, а хлеб – даром на ладони Божьей. В красный угол приглашали уважаемых гостей. «Красному гостю – красное место». При появлении новорожденного его показывали Богу, т.е. иконам, часто колыбельку подвешивали вблизи святого угла. В центральную балку потолка – матицу – вворачивалось железное кольцо. В него вставлялся длинный гибкий шест – оцеп (очеп). К одному из концов оцепа крепилась люлька – колыбелька.

В каждом доме обязательно были сундуки, в которых хранили одежду и другие нужные вещи; шкафы – поставцы, где держали посуду; оборудование для обработки льна и шерсти (прялка, гребель, ткацкий станок).

Только в конце 19 – начале 20 века, в обиходе состоятельных крестьянских семей распространилась «подвижная» мебель: стулья, кровати, шкафы, комоды, деревянные диваны и др.. В домах появились занавески на окнах и дверях, коврики, зеркала, фотографии, картины на стенах, скатерти на столах, комнатные цветы.

Необходимо отметить, что с 17 века крестьянские дома на Алтае часто были украшены урало-сибирской росписью, расписывались ставни, двери, наличники, притолки, перегородки, опечки, мебель, утварь.

При создании мини-музея в дошкольном учреждении необходимо продумать, где будут размещаться и храниться оригинальные образцы – экспонаты «домашних музеев» семей воспитанников и детские работы.

Наличие мини-музея в дошкольном учреждении предполагает пополнение его «обитателей». Возникающий интерес детей к собирательству «предметов красоты» - один из показателей эстетической активности ребенка.

 

Основные направления работы мини – музея:

- сбор экспонатов, материалов по краеведению;

- изучение собранного материала, его размещение, хранение;

- создание стационарных и передвижных выставок;

- проведение занятий – посиделок, занятий – путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, занятий – инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

 

 

Праздники и традиции.

 

Основой планирования воспитательной деятельности в дошкольном учреждении должны быть праздники. Праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции того или иного региона.

Алтайский край издавна был краем сельскохозяйственным. Любовь к земле, извечное чувство преданности ей и ответственности за нее, знание явлений природы, во многом подкрепляющие усилия крестьянских рук, остаются той духовно-нравственной основой, без которой не существует истинная культура земледелия. Мудрость народа заложена в русском народном земледельческом календаре и сегодня заинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческим календарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизнь молодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью, которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождение малыша в мир природы и культуры родного края.

На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели. В каждом дошкольном учреждении может быть свой праздничный календарь.

Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.

«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.

К проживанию календарного праздника дети и взрослые готовятся в течение определенного времени: разучивают песни, заклички, играют хороводы, знакомятся с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.

Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.

Но календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.