Народные промыслы и ремесла.
Игрушечный и гончарный промыслы.
Гончарное дело является одним из древнейших ремесел на Алтае. В 19 веке в Сибири стало налаживаться местное производство посуды. Особенно много требовалось глиняной утвари. Из глиняной посуды ели, в ней варили пищу. Хранили продукты. Каждая хозяйка умела сама лепить горшки, латки, подойники. Для этого существовали различного рода устройства: ручные гончарные круги или круглые дощечки, а иногда лепили попросту на сковородах. Глину брали местную, добавляли песок. Важно было угадать пропорции: положить песка столько, чтобы изделие не давало трещин ни при сушке, ни при обжиге. Для росписи использовали краски из цветных глин, либо из растений и корневищ.
ТРОИЦКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА.
Алтайский край богат различными глинами: синими, белыми, желтыми, красными. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны, они понятны и близки ребенку.
Расцвет игрушечного промысла в с. Троицком приходится на времена НЭПа. Изготовлением игрушек занимались почти в каждом доме. Наиболее известные мастера-игрушечники с. Троицкое – Малышенко Степан Степанович, Боронин Иван Макарович, Соловьев Семен Михайлович (их игрушки представлены в пособии).
Технология изготовления игрушки.
1. Лепятся части (все игрушки состоят из нескольких частей. Части соединяются).
2. Заглаживание.
3. Сушка.
4. Шлифовка (если появляются трещины, заглаживание их водой).
5. Обжиг (производился в русских печах, в костре, в яме. Березовые дрова с игрушками перекладывали как слоеный пирог. Верхний слой всегда дрова. В современных условиях используется муфельная печь, t` 800-900 градусов. Когда игрушка станет красной как уголь, печь отключить).
6. Побелка (производилась по горячей игрушке, чтобы рука терпела. Использовали известь, разведенную на молоке. Игрушка покрывалась 2-3 раза до чисто белого тона. В белильный раствор необходимо периодически подливать молоко, либо чаще мыть кисть. В современных условиях побелка игрушек детьми осуществляется белой гуашью, взрослые могут использовать клей ПВА).
7. Роспись игрушки (расписывали игрушки самодельными кистями, сделанными из куриных перьев. В качестве красок использовали разведенные на яичном белке шерстяные красители или красили травами. Цвет можно использовать любой, но наиболее часто применялись: красный, желтый, черный, синий, зеленый, оранжевый. Дети в работе используют темперу, гуашь).
8. Сушка (высохшие игрушки можно покрыть лаком).
Приготовление глины.
Лучше глину заготавливать летом. Богатые пласты глины часто встречаются вблизи рек и ручьев.
Прежде чем выбирать глину, ее нужно проверить. Для этого горсть глины необходимо помять, скатать колбаску и согнуть ее. Если на сгибе нет трещин, значит глина жирная, пластичная.
Сухую глину , если она не засорена, разбивают на комочки, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают и со старыми поделками, которые не подвергались обжигу и не нужны для дальнейшего сохранения. Когда глина впитает воду (через несколько дней),ее нужно хорошо перемешать и долив воды, тщательно перемешать руками, чтобы получилась густая глинистая масса, наподобие теста, отстающего от рук. Подготовленную таким образом глину следует сложить в пластмассовый бак (или плотно завязать в полиэтилен), чтобы не проникал воздух, и поместить в ведро, ящик. В таком состоянии глина может храниться целый год.
Если Вам не удалось найти жирную глину, воспользуйтесь следующим способом: выбрав глину из грунта, возьмите немного в руку, сожмите в кулак. Глина должна собраться в небольшой комок. Эту глину можно использовать в работе. Залейте ее водой, тщательно перемешайте и оставьте на некоторое время. Вода должна скрывать глину. Сверху глины всплывет мелкий мусор, если она засорена, а песок, находящийся в глине, останется на дне емкости. Слейте воду с мелким мусором и выньте среднюю часть массы. В течении нескольких дней тщательно мните глину руками. Когда глина станет эластичной, собрать ее в ком, завернуть в полиэтилен и положить в сосуд с крышкой.
Для изготовления игрушек в с. Троицком глину брали в гончарном цехе: замачивали водой, размешивали, переминали, выбирали мусор, формировали один большой ком, заворачивали его в мокрую ткань и оставляли на сутки. Через сутки глину использовали.
Л Е П К А.
Вторая младшая группа.
Задачи:
- Создавать условия для развития интереса детей к лепке из глины. Познакомить со свойствами глины (мягкая, можно отрывать куски от большего кома, соединять их в одно целое, лепить).
- Развивать умения детей (раскатывать между ладошками прямыми движениями: колбаски, столбики; раскатывать и соединять концы цилиндрической формы и скреплять их путем прижимания одного к другому: баранка, бублик, крендель и т.д.; раскатывать круговыми движениями между ладошками: колобок, ягодка, яблочко и т.д.; расплющивать и сплющивать шар между ладошками до получения диска: лепешка, пряник, печенье; делать пальцами углубления на поверхности формы; использовать для нанесения рисунка палочку-печатку, защипывать края формы кончиками пальцев: блюдца, тарелочки, пирожки.
- Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из двух-трех одинаковых и разных по величине и форме частей, плотно прижимая и примазывая одну часть к другой – цыпленок, уточка, зайчик, снеговик и т.д., используя приемы (прищипывание, присоединение, оттягивание).
Содержание:
Основная задача педагога помочь детям освоить глину как пластический материал, понять способы взаимодействия с ней; через создание небольших предметов развивать интерес к пластической деятельности. Использовать поделки в жизнедеятельности детей. Тематика занятий лепкой в этой группе носит «вкусный» характер. Поэтому стоит активно включать в работу с детьми песочное тесто (пряники, калачики, печенье, лепешки и т.д.), затем выпекать поделки и пить чай, что позволяет ребенку ощутить радость от сделанного им, осознать значимость труда, его пользу, получить удовлетворение.
Средняя группа.
Задачи:
- Воспитать устойчивый интерес к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату.
- Формировать у детей умение самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
- Совершенствовать приемы лепки: раскатывание и скатывание прямыми и круговыми движениями, расплющивать и сплющивать. Соединять в виде кольца, защипывать края формы.
- Учить раскатывать глину при вертикальном положении рук (при изготовлении тонких цилиндрических тел), при положении рук под углом (при изготовлении морковок, ракет).
- Учить заканчивать отработку формы пальцами, учить различным приемам свертывания цилиндрических форм.
- Учить детей лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдая пропорции.
- Учить приему оттягивания (клюв утки, репа, свекла), присоединения, приглаживания и примазывания частей, сглаживания поверхности формы (чашки, тарелки), приему вдавливания в шарообразной или цилиндрической форм для получения полой формы.
- Наложение друг на друга колец из длинной цилиндрической формы и их скрепление; загибание краев расплющенной формы.
- Познакомить детей с лепкой животных, птиц и рыб, форма туловища которых близка к овалу.
- Дать первое представление о Троицкой традиционной игрушке: птичка, уточка.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сентябрь:
1-2. Ягоды и яблоки маме на варенье.
3-4. Грибы для белочки
5-6. Морковь для бабушкиных пирогов.
7-8. «Улитка, улитка, высуни рога».
Октябрь:
1-2. Осенний урожай овощей и фруктов.
3-4. Бревенчатый домик (коллективно).
5-6. Посадил дед репку…
7-8. Избушечка.
Ноябрь:
1-2. Бусы для вечерок.
3-4. Колодец.
5-6. «Здравствуй, веселый колобок!»
7-8. Рыбка.
Декабрь:
1-2. Птичка (традиционная Троицкая игрушка).
3-4. Уточка.
5-6. Девочка в русском сарафане.
7-8. Подарок на Рождество.
Январь:
1-2.Святочное угощенье.
3-4.Чашечка.
5-6. Кит.
7-8. Мисочка для Топтыжки.
Февраль:
1-2. Поросенок Тиша.
3-4. Уточка (традиционная Троицкая игрушка).
5-6. Посуда для бабушки Арины.
7-8. Ежик из нашего леса.
Март:
1-2. Панно «Для любимой мамочки».
3-4. Веселый хоровод.
5-6. «Заинька».
7-8. Птички на нашей кормушке.
Апрель:
1-2. Пасхальное яйцо.
3-4. «Ты, собаченька, не лай».
5-6. Корзинка для ягод и грибов.
7-8. Кот Васька.
Май:
1-2. Блюдце для котика.
3-4. «Жил-был у бабушки серенький козлик».
5-6. Мышка – погрызуха.
7-8. «Испекли пироги из просеянной муки».
Старшая группа.
Задачи:
- Развивать интерес к лепке из глины, закрепляя ее свойства.
- Развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения.
- Учить лепить по представлению и с натуры знакомые предметы, передавая их характерные особенности.
- Продолжать учить лепить детей посуду из целого куска глины и новым способом: путем соединения диска – дна и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра, ручку делая из согнутого столбика.
- Учить детей делить ком глины, примазывать одну деталь к другой.
- Учить сглаживать поверхность готовых изделий, делать предметы устойчивыми. Использовать в работе стеку.
- Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении.
- Формировать первые представления о сюжетной лепке.
- Учить детей лепить птиц и животных по типу Троицкой народной игрушки.
- Познакомить детей с приготовлением краски по традиции Троицких мастеров – кукольников.
- Учить детей расписывать изделия гуашью, украшать их камнями, углубленным рельефом.
- Познакомить детей с народной дымковской игрушкой.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сентябрь:
1-2. Дары осени.
3-4. Избушка Бабы-Яги.
5-6. Панно «Калинка».
7-8. Птичий двор.
Октябрь:
1-2. Животные нашего леса.
3-4. Уточка (традиционная Троицкая игрушка).
5-6. Кувшин.
7-8. Птицы - наши друзья.
Ноябрь:
1-2. Крестьянское подворье.
3-4. Барышня (традиционная Троицкая игрушка).
5-6. Бусы для подруги.
7-8. Сюжетная лепка по сказке «Колобок».
Декабрь:
1-2. Волшебные санки (ко дню Екатерины Санницы).
3-4. Конь (традиционная Троицкая игрушка).
5-6. Волшебная печка.
7-8. Рождественский подарок.
Январь:
1-2. Медвежонок и коза на Святках.
3-4. Горшочек с кашей.
5-6. Утка (дымковская игрушка).
7-8. Сюжетная лепка по сказке «Три медведя».
Февраль:
1-2. Петух (традиционная Троицкая игрушка).
3-4. Кружка.
5-6. Зайчик с морковкой.
7-8. Домашние птицы.
Март:
1-2. Панно «Подарок маме».
3-4. Жаворонушки.
5-6. Собачки.
7-8. В гончарной мастерской.
Апрель:
1-2. Сюжетная лепка по сказке «Курочка ряба».
3-4. Пасхальные яйца.
5-6. Козленок (дымковская игрушка).
7-8. Посуда крестьянского стола.
Май:
1-2. Русская изба.
3-4. Гости на порог – хозяйка за пирог.
5-6. Сюжетная лепка по сказке «Лисичка со скалочкой».
7-8. Курочка (традиционная Троицкая игрушка).
Подготовительная группа.
Задачи:
- Развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.
- Учить детей передавать в лепке характерные движения человека и животного, достигать выразительности поз (танцующий человек, бегущий заяц).
- Учить детей лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции и динамику действия, соотносить предметы по величине, развивать чувство композиции.
- Учить детей лепить посуду разными способами (из целого куска, круговым налепом, ленточным способом); новыми способами – способом лепки из колец, способом выбирания глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы.
- Учить детей лепить из куска глины предметы более сложной формы по представлению или с натуры, по типу троицкой и дымковской народных игрушек, отрабатывать поверхности формы пальцами и стекой.
- Учить детей на пластинах выполнять декоративную лепку способом налепа и углубленным рельефом.
- Совершенствовать умение приготовления краски по традиции троицких мастеров.
- Учить детей расписывать готовые изделия красками.
- Познакомить детей с народной филимоновской свистулькой.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ.
Сентябрь:
1-2. Разнообразие осеннего стола.
3-4. Дары осеннего леса.
5-6. Панно «Красавица рябина».
7-8. Крынка для молока.
Октябрь:
1-2. Крестьянская изба.
3-4. Домашняя птица на крестьянском дворе.
5-6. Хоровод барышень (традиционная троицкая игрушка).
7-8. Заинька – синичка.
Ноябрь:
1-2. «Как у нас-то в мастерской».
3-4. Сюжетная лепка «Введенье пришло – зиму в дом привело».
5-6. Петух (традиционная троицкая игрушка).
7-8. «Чудо – сани, едут сами» (ко дню Екатерины Санницы).
Декабрь:
1-2. Чудо – печка (изразцы).
3-4. Всадник на коне (традиционная троицкая игрушка).
5-6. Сюжетная лепка по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк».
7-8. Панно «Подарок к Рождеству».
Январь:
1-2. Сюжетная лепка «Святки».
3-4. Святочная ярмарка.
5-6. В горнице (коллективная лепка).
7-8.Сюжетная лепка по сказке «Снегурочка».
Февраль:
1-2. Композиция «Всадник» (по мотивам троицкой игрушки).
3-4. «Богатыри».
5-6. «Зимние забавы».
7-8. «Театр сказок».
Март:
1-2. Панно «Подарок для любимой мамочки».
3-4. Сюжетная лепка «Развеселая Масленница».
5-6. Жаворонок.
7-8. Индюк (дымковская игрушка).
Апрель:
1-2. Перелетные птицы.
3-4. Ваза с пасхальными яйцами.
5-6. Баран (филимоновская игрушка).
7-8. Сюжетная лепка по сказке «Маша и медведь».
Май:
1-2. Петушок (филимоновская игрушка).
3-4. Лепка на тему: «Егорьев день».
5-6. Сюжетная лепка по сказке «Кот - серый лоб, козел да баран».
7-8. Курочка с цыплятами (филимоновская игрушка).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|