Название темы Краткое описание темы
Сентябрь
«Страна цвета» Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. Обучение умению ясно и чётко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать. Развитие слухового и зрительного внимания. Формирование умения плавно и длительно выдыхать. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.
«Желтый» Расширение представления детей о жёлтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные пригласительные для его описания. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. Обогащение словаря: подбор наиболее точных глаголов и прилагательных, подбор родственных слов с общей частью «жёлт» или «желт» Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук по контрасту с напряжением. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.
«Красный» Расширение представления детей о красном цвете, развитие способностей тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли. Развитие связной речи и способности составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы.
Октябрь
«Красный» Расширение представления детей о красном цвете, развитие способностей тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Развитие слухового и зрительного внимания. Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов. Формирование умения плавно и длительно выдыхать. Развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей. Развитие фантазии и творческого воображения.
«Оранжевый» Расширение представления детей об оранжевом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. Расширение развития мелкой моторики рук и двигательной координации.
«Голубой» Расширение представления детей о голубом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные пригласительные для его описания. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. Формирование способности ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения.
Ноябрь
«Голубой» Расширение представления детей о голубом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные пригласительные для его описания. Совершенствование мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук по контрасту с напряжением. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.
«Золотой» Расширение представления детей о золотом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания. Обогащение словаря: подбор родственных слов с общей частью «золот» или «злат». Расширение представления детей об эмоциях и формирование произвольных мимических движений. Активизация творческого мышления и воображения. Пробуждение в детях чувства радости от общения со сказками.
«Белый» Расширение представления детей о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Закрепление представления детей о разных цветах. Воспитание чувства ритма и умения легко и красиво двигаться в соответствии с характером мелодии.
Декабрь
«Белый» Расширение представления детей о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Закрепление представления детей о разных цветах. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе и падеже. Упражнение в умении строить полные предложения и описывать предметы, выделяя наиболее характерные особенности.
«Коричневый» Закрепление представления детей о коричневом цвете, развитие способностей тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Знакомство с оттенками коричневого, упражнение в правильном употреблении сложных слов (тёмно – коричневый, красно – коричневый и т. п.) .
Январь
«Коричневый» Развитие умения ориентироваться в пространстве. Закрепление умения спокойно и ритмично дышать. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Развитие связной речи.
«Розовый» Расширение представления детей о розовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Знакомство с розовым цветом как оттенком красного цвета. Знакомство с оттенками розового цвета. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.
«Серебренный» Расширение представления детей о серебряном цвете, развитие способностей тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Активация и обогащение словаря: многократное употребление глагола «серебриться».
«Февраль»
«Серебренный» Формирование умения составлять полные предложения по заданным моделям. Развитие логического мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие ритмико-интонационной и слоговой структуры слова.
«Фиолетовый» Расширение представления детей о фиолетовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. Практическое усвоение формы дательного и винительного падежей. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы. Развитие слухового и зрительного внимания.
Март
«Зеленый» Расширение представления детей о зелёном цвете, развитие способностей тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Развитие диалогической речи.
«Синий» Расширение представления детей о синем цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли. Развитие слухового и зрительного внимания и обоняния.
Апрель
«Черный» Расширение представления детей о чёрном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли. Развитие слухового и зрительного внимания и обоняния. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Закрепление умения спокойно и ритмично дышать.
«Краски» Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. Обучение умению ясно и чётко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать. Развитие слухового и зрительного внимания. Формирование вкусовых образцов. Формирование умения плавно и длительно выдыхать. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.
Май
«Цвет и музыка» Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. Обучение умению ясно и чётко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать. Развитие слухового и зрительного внимания. Формирование вкусовых образцов. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.
«Прощание со страной цвета» Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других. Развитие фантазии и творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.
Программа «Живой родник» с использованием метода арт-терапии. Конспект занятия «Прекрасен мир»
(личностная сфера)
Актуальность темы в том, что в нынешней ситуации возникла необходимость создания социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в условиях школьного взаимодействия. Для личностного развития необходима дополнительная работа и поддержка педагога-психолога.
Коррекционно-развивающая программа «Живой родник» направленная на личностный рост ученика и на учебный процесс в целом.
Использование арт-терапевтических приемов и техник у учащихся должны сформировать позитивное отношение к себе как личности развивающей, повысить значимость учебной и трудовой деятельности.
Основная цель: психологическое сопровождение и систематическое отслеживание статуса ребенка, динамика целостного развития в процессе школьного обучения.
Коррекционно - разивающая программа рекомендуется для использования в начальных классах - во втором, третьем, четвертом.
Форма проведения – развивающие занятия, проводятся еженедельно по одному занятию.
Условия проведения – ученический класс, где обычно занимаются учащиеся. Для проведения занятия необходимо настенная доска, указка, мел, для детей - краски, простой карандаш, альбомный лист.
Основная задача – заинтересованность учащихся работать на занятии, тесное взаимодействии с классным руководителем, его присутствие на занятии и активное участие. По результатам работ детей – выступление на родительских собраниях о проделанной работе, объяснение особенностей.
Основной метод – арттерапия.
Занятия проводятся согласно плану педагога-психолога, согласованного с классными руководителями, представленного родителям, утвержденного администрацией.
Особую ценность в арттерапии для детей, и для взрослых имеет вербализация своих переживаний. Большую роль играет детальное обсуждение цели, задачи и характера взаимоотношений (безопасность для раскрытия). Арттерапевт объясняет, в чем будет заключаться работа (не ставятся целью высокохудожественные произведения). Необходимо свободное самовыражение, чтобы улучшить общее состояние – преодолеть свою робость, стереотип своего поведения, при этом возникает чувство защищенности. В процессе работы могут появиться сильные переживания, но надежные «границы» доверия арт-терапевта являются теми факторами, которые удерживают переживания.
Групповая арттерапия:
1. Позволяет развивать социальные навыки;
2. Решать общие проблемы;
3. Наблюдать результаты свои действий и их влияние на окружающих;
4. Развивать навыки принятия решений.
Средства оценки результативности применения атртерапии – работы детей, желание активного участия на занятиях.
Арттерапия это метод исцеления с помощью искусства. Метод учит практически любого человека независимо от возраста, культурного опыта. Арттерапия является средством преимущественно невербального общения, что является преимуществом для того, кто недостаточно хорошо владеет речью или затрудняется в словесных описаниях своих переживаний.
Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка - интернационального языка образов. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства - в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве. [3;1]
Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией - вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.
Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art - искусство, art therapy - терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. [4;1] Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т. п.) .
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей, которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты - такие, как А. И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.
Изодеятельность – мост между специалистом и участником для создания доверительных отношении. Арттерапия – средство свободного самовыражения и самопознания, она имеет личностный характер, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости.
Продукт изодеятельности – свидетельство настроений и мыслей людей. Именно это позволяет исправить их для ретроспективной динамической оценки состояния. Арттерапия вызывает положительные эмоции: сформировывает активную жизненную позицию. Содержание и формы различаются в зависимости от группы.
Особенностью проведения занятий во втором классе является - знакомство с новой формой работы – процесс самоисследования по средствам художественной формы, которая проявляется из эмоциональных глубин. В третьем классе – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. В четвертом классе центральной фигурой становится – личность, стремящаяся к развитию и расширению диапазона своих возможностей.
По результатам прошлых лет прослеживается внутреннее «Я» человека проявляющее в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, лепит. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства). Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и проявления сильных переживаний.
Ожидаемый результат.
3 класс.
На современном этапе разнообразие приемов и техник арттерапии, позволяют успешно преодолеть практическому психологу множество проблем связанных со здоровьем. Практическая помощь узкого специалиста в решении проблем актуальна.
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.
(Личностная сфера)
Класс 3
Тема занятия: «Прекрасен мир… »
Цель: научить детей определять жизненные ценности.
Задачи:
- научить детей слушать высказывания друг друга;
- развивать у детей чувство значимости, повышение самооценки;
- научить детей высказывать свои мысли.
Оборудование: школьная доска, мел, альбомы у детей, простой карандаш, ластик, краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки, магнитофон, аудиозаписи, магниты, указка, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Приветствие детей.
2. Присоединение к занятию.
Проводится игра «Давайте поздороваемся». (Каждый ребёнок приветствует кого-то (по личному выбору) из класса один раз, при этом он произносит пожелания.)
3. Актуализация знаний.
Проводится игра «Мозговой штурм».
- Что каждому человеку необходимо для счастья?
- Любовь, родители, образование, чистая природа, небо, солнце, воздух, чистая вода, уважение, друзья, родные, дружба, здоровье.
(Психолог ответы детей записывает да доске)
- Может ли человек быть счастливым, если у него есть проблемы со здоровьем?
- Может быть, если о нём кто-то заботится.
- Есть люди с плохими привычками: курят, употребляют алкоголь, наркотические вещества. А они могут быть счастливыми?
- Нет. Они не учатся, нет у них настоящих друзей, они часто встают на преступный путь. Это больные люди. У них короткая жизнь. Они не способны любить, огорчают своих родителей.
4. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, а как вы хотите быть счастливыми? Надо ли нам для счастья всё то, что вы перечислили? (Психолог берёт мел и пытается зачеркнуть все записи на доске)
- Не надо зачёркивать. Мы хотим быть счастливыми.
5. Основной этап занятия.
• Самостоятельная работа детей.
- Ребята, нарисуйте прекрасный мир вокруг себя.
Идёт индивидуальная работа детей. (Дети рисуют по заданной теме. Психолог оказывает помощь и наблюдает за работой детей. В это время звучит аудиозапись Чайковского из цикла «Времена года»)
• Анализ работ.
Дети законченную работу располагают на доске по- своему желанию и рассказывают о том, что нарисовали. Остальные слушают и доделывают работы.
(Очень важно отследить на какое место ребёнок располагает свою работу. Это даёт представление об его ориентации в социуме (классе). Также важно цветовое оформление каждой работы, так как это даёт диагностику психологического состояния ребёнка. Анализируется работа каждого ученика.)
6. Рефлексия.
- Понравилось ли вам занятие? (Да)
- Что больше всего понравилось? (Интересная тема; узнал новое; узнал, что нужно беречь своё здоровье и помогать другим; люблю рисовать; рассуждать на интересную тему; понравилось рисовать «счастье»; нравится то, что «счастье» вижу каждый день)
- Возникли ли трудности? (Нет)
7. Домашнее задание.
- На следующее занятие принести альбомы, краски, кисти, баночки.
8. Итог занятия.
- Спасибо всем за работу. Вы все молодцы. До свидания.
(Дети прибирают своё рабочее место) .
Л и т е р а т у р а.
• Арт-терапия. ред. -сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
• Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
• Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
• Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб. : Речь, 2008.
• Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М. : ТЦ Сфера, 2004.
• Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб. : Речь, 2008.
• Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
• Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб. : Питер, 2000.
• Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
• Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М. : Издательство Пирожкова, 2002 г.
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)
В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс. Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.
Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.
Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам. Это могут быть стрессовые состояния, связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде.
В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии, которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости.
С английского языка «арт-терапия» переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.
Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций. Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.
Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах, что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности [3].
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества».
Целевая аудитория: подростки
Количество человек: 10-12 человек.
Возраст:14-16 лет.
Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде, гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
План занятия:
1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .
2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу», «Рисование обеими руками» (45 мин) .
3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .
Материалы: альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.
В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является: настроить ребят на занятие, создать благоприятную атмосферу для работы.
Участники сами выбирают то изобразительное средство, которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.
Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия:
Упражнение «Выражаем тревогу» [6]:
Участникам занятия предлагается занять удобную, расслабляющую позу;
найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется: в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.
Упражнение «Рисование обеими руками» [3].
Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.
Целью заключительного упражнения является завершение занятия. Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» [4].
Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.
Библиографический список.
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб. : Речь, 2007. – 160 с.
2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб: Питер, 2001. – 448с.
3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб: Речь, 2003. – 320с.
4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.olga2901l.narod.ru
5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л. Д. Мардер. – М. : Генезис, 2007. – 143с.
6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я»/ Х. Ульямс. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 205 с.
Мастер-класс по теме «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
Практика работы педагогов ДОУ показывает, что за последние годы увеличилось число детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые напрямую влияют на поведение дошкольников, препятствуют конструктивному межличностному общению, а в итоге и оптимальной детской социализации. В своей педагогической деятельности я также уделяю данной проблеме большое внимание, реализуя с детьми проекты валеологической и оздоровительной направленности («Наши эмоции», «Цвета вокруг нас», «Путешествие в песочную страну» и др.) . В проектную деятельность по данному направлению включаю арт-терапевтические методы. Арт-терапия – это метод развития и коррекции посредством художественного творчества. Цель данного метода заключается в формирование начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников. В ходе работы по данному методу решаются следующие задачи: - развивать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля; - создавать оптимальные условия для ранней социализации дошкольников; - воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия; - способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность). Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик: игротерапия, изотерапия, цветотерапия, песочная терапия, фототерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, акватерапя и др. Структура занятий по арт-терапии.
Структура занятий по арт-терапии (или с элементами арт-терапии). 1. Ритуал приветствия. Ритуал начала занятия, занимает не более 2-3 минут. Простой ритуал является отправной точкой, «включает» внимание детей, объединяет их. 2. Настрой, разогрев. Прежде, чем приступить к проработке выбранной темы, необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. Настроиться на работу помогают упражнения «Рисование в пространстве», «Прогулка по пространству тетрадного листа». 3. Основное содержание. Эта часть посвящена созидательному творчеству. В основную часть может быть включено от одного до трёх заданий и при необходимости, логические связки и разминочные упражнения, пальчиковая гимнастика. .Любование детскими работами, нахождение образов, обозначение их ценностей. Эта часть занятия не выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он проходит очень неформально. С искренним интересом и признанием принимаем любое детское творение, независимо от того, эстетично оно или содержательно, оригинально или типично – это одно из специфических умений арт-терапевта. 4 Рефлексия (итог занятия, ритуал окончания занятия). К концу занятия может наблюдаться своеобразное брожение детей. Общий итоговый сбор всех участников позволяет вернуть детей в атмосферу группы, сделать акцент на чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущее. Сейчас вашему вниманию я хочу представить психологический тренинг, который вы можете использовать в работе с детьми для развития психоэмоциональной сферы. Его можно использовать как целиком, так и брать из него отдельные упражнения. Задачи арт-терапевтического тренинга: - создание положительного эмоционального настроя у участников тренинга; - сплочение детского коллектива; - развитие коммуникативных навыков; - снижение напряжения, достижение психофизического покоя; - развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения; - побуждение к творчеству.
Памятка участника арт-терапевтического тренинга. 1 Получи удовольствие! 2 Позволь себе быть свободным! 3Доброжелательность к себе и другим! 4Постарайтесь быть внимательным! 5Избегай оценок и суждений! 6Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях! И всё получится! Ход мероприятия: 1 Приветствие «Олени». 2 Разминка «Закрась фигуру любимым цветом». 3 Основная часть: - Музыкальная терапия «Дождь в лесу». – Игровая терапия «Изобрази животное». - Звуковая гимнастика «Дыхание животного», - Изотерапия «Большое сказочное животное»,
4 Рефлексия «Закончи начатое предложение».
Презентация по цветотерапии.
Ход: 1 Приветствие «Олени». Участники образуют два круга – внутренний и внешний, встают лицом друг к другу. Правым ухом трутся о правое ухо партнёра, затем левым о левое, топают ногами. После этого внешний круг смещается на одного человека. И так пока все не поприветствуют друг друга. 2 Разогрев «Закрась фигуру любимым цветом». Любимый цвет может многое рассказать о характере человека, его эмоциональном складе.
3Основная часть: - Музыкальная терапия «Дождь в лесу».
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии. Я предлагаю вам закрыть глазки и посчитать до трёх. 1, 2, 3 – глазки распахни. Ребята, где это мы? Посмотрите вокруг нас лес! Деревья, окружающие нас очень красивые, а цветы издают удивительный аромат. Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой. Давайте представим себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями. (Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.) - В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами). - Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). - Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди) - Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Усиливаем движение пальцев по спине) - Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Проводим ладонями по спине стоящего впереди). - Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни
Игра «Изобрази животное». Цель: развитие воображения, невербального общения. Психолог: В сказочном лесу есть не только деревья и цветы! Здесь обрели дом многие животные! Какие животные могут обитать в этом лесу? Давайте их покажем. Изображаем животных только при помощи мимики и жестов, слова не произносим. Каждый из вас по очереди будет изображать животное. Остальные ребята угадывают, какое животное вы загадали.
Звуковая гимнастика «Дыхание большого зверя».
Цель: развитие саморегуляции, укрепление духа и тела.
Психолог: В сказочном лесу много животных. И маленьких, и больших. Я предлагаю вам, всем вместе поиграть в игру «Большое доброе животное». Нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное. Давайте придумаем ему имя! Здорово, теперь у него появилось имя.
Прислушайтесь к дыханию нашего животного. Слышите, при дыхании оно издаёт разные звуки. Сейчас мы попробуем дышать так же. Упражнения выполняются стоя. Дыхание спокойное, ровное. Сначала делают глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносят звуки:
"А" - воздействует благотворно на весь организм.
"Е" - воздействует на щитовидную железу.
"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.
"О" - воздействует на сердце и лёгкие.
"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.
"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.
"Х" - помогает очищению организма.
"ХА" - помогает повысить настроение.
Изотерапия «Волшебное животное». Цель: создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопонимания, эмоциональной поддержки, побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, выражению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, развитие социализации, улучшение межличностных отношений.
Психолог: Ребята, в сказочном лесу живет волшебное животное! Оно очень доброе, но чуточку пугливое. Поэтому еще никому не удавалось его увидеть. Давайте вместе с вами пофантазируем, каким оно может быть? Какого размера наше животное — большое или маленькое? Какое у него телосложение — полновато или худощавое. Может быть у него есть крылья и даже рога с щипами, а возможно оно покрыто мягкой, приятной на ощупь шерсткой? Или же его уши и хвост необычной формы? Какого цвета будет наше животное — однотонное или разноцветное, есть ли у него пятна или полоски? Ребята, а вы любите рисовать? (Ответы детей.)
Психолог: Сейчас вам представится такая возможность. Посмотрите у меня в руках огромный ватман, сейчас мы все вместе нарисуем на нем необычное животное. Это животное волшебное, поэтому может иметь несколько голов, или хвостов (каждый разной формы) .
(Дети договариваются, какое животное они будут рисовать. При необходимости психолог обращает внимание на то, что дети не должны спорить, а должны рисовать вместе, учитывая мнения дуг друга) .
Психолог: Какое прекрасное животное мы создали. А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер? Где оно живет, на дереве или может быть в земле? С кем дружит. Чем любит заниматься…
4 Рефлексия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|