Арт-проект «Осень в нашем городе»
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию реализуемый мною арт-проект. Данный проект реализую с детьми, посещающими группу с тяжелыми нарушениями речи. Первые работы детей «Осенние березки нашего участка», я уже размещала в своем блоке. В ближайшее время выложу следующие.
Вашему вниманию предлагаю вводную часть проекта и перспективный план работы по его реализации.
Потребность в красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Если малыши интуитивно тянутся ко всему яркому и блестящему, то старшие дошкольники уже избирательны в выборе красивого и имеют собственные представления о таком понятии, как «красота».
Наш мир сотворен из запаха и цвета, передать эти ощущения можно с помощью рисунка, аппликации, прозаического или стихотворного слова, музыкального произведения, танца.
Для арт-проекта «Осень в нашем городе» я выбрала доступные для детей дошкольного возраста и выразительные средства передачи красоты природы родного города – рисование и аппликацию.
Арт-проект выбран, как инновационная и эффективная технология в работе с дошкольниками.
При выборе данной технологии я учитывала, что воспитанники группы с речевой патологией нашего детского сада имеют средний – 36% и низкий – 43% уровень развития креативных способностей, слабо развитую мелкую мускулатуру рук, недостаточный уровень развития эстетического восприятия.
Исходя из этого, я ставлю следующую цель:
- приобщение старших дошкольников к красоте лирического пейзажа родного города, развитие креативных способностей, формирование художественной культуры.
Арт-проект «Осень в нашем городе» обеспечивает интеграцию следующих образовательных областей общеобразовательной программы дошкольного образования – «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
В результате реализации арт-проекта дети приобретают интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, овладевают средствами общения со сверстниками и взрослыми, умение решать интеллектуальные и личностные задачи, планировать свои действия.
Данный арт-проект будет способствовать формированию у старших дошкольников целостной картины мира.
Результатом деятельности будут циклы выставок детских работ:
1. Осенние березки нашего участка.
2. Краски осени на улице Почтовой (коллективная работа) .
3. В нашем парке осень гуляет (коллаж, коллективная работа) .
4. Осень в нашем городе (коллективная работа).
Перспективный план реализации арт-проекта «Осень в нашем городе»
сентябрь
сроки задачи содержание
3 неделя 1. Вызвать интерес к проблеме, сформулировать ее.
2. Учить детей доказательному решению возникшей проблемы.
3. Познакомить детей с творчеством местных художников С. Райшева, В. Телицина. Рассмотреть с детьми репродукции пейзажей С. Райшева, В. Телицина. Особое внимание детей обратить на краски, используемые художниками для изображения осеннего пейзажа.
Рассмотреть осенние березки на участке детского сада. Проблема – запечатлеть увиденный сюжет.
Рефлексия.
Подбор материалов для творческой деятельности.
4 неделя 1. Продолжать знакомить с пейзажами местных художников.
2. Познакомить детей с нетрадиционными техниками
работы с бумагой – рваной аппликацией, бумажной мозаикой.
3. Учить детей для изображения творческого замысла выбирать технику выполнения. Рассматривание иллюстраций картин местных художников.
Показ работ выполненных в технике бумажной мозаики и рваной аппликации.
Выполнение детьми работ в данной технике (осенние дары природы: овощи и фрукты – по выбору детей).
октябрь
2 неделя 1. Учить детей передавать осенний пейзаж с помощью техники – рваная аппликация.
2. Учить детей самостоятельно выбирать и готовить для своей творческой работы материал, фон; продумывать композиционное построение картины. Творческая деятельность детей
Аппликация «Осенние березки нашего участка».
3 неделя 1. Учить детей замечать интересные детали в знакомых окружающих предметах.
2. Учитьназывать архитектурные особенности домов, других строений, материалы из которых они построены. Называть цвета и краски осени. Экскурсия по улице Почтовой. Рассмотреть дома, строительные материалы из которых они построены, ставни, наличники на окнах, ворота и др.
Рассмотреть деревья, кустарники, траву, цветы возле домов.
Обсудить, как можно передать увиденное в своей творческой работе
4 неделя 1. Учить детей способам коллективной деятельности.
2. Закрепление техники рваная аппликация, бумажная мозаика. Создание коллективной творческой работы «Краски осени на улице Почтовой».
ноябрь
1 неделя 1. Учить детей создавать коллаж.
2. Развивать фантазию, творческие способности.
3. Учить изображать абстрактные понятия «осень» в виде реального и одушевленного предмета. Рассматривание коллажей, выполненных детьми-выпускниками детского сада.
Рассматривание иллюстраций абстрактных картин С. Райшева. Обсуждение образов, изображенных художником.
Изобразить с помощью пантомимы образы «осень», «ветер», «листопад», «дождь».
Рассматривание слайдов с изображением осеннего городского парка.
Обсудить, как можно совместно создать коллаж - осенний парк.
Начало создания коллективного коллажа «В нашем парке осень гуляет».
2 неделя 1. Развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения детей в совместной работе по созданию коллажа «В нашем парке осень гуляет» Продолжение работы по созданию совместного коллажа.
3 неделя 1. Учить детей само реализовывать свой творческий потенциал, через создание коллективной работы.
2. Воспитывать самоуважение, формировать эстетическое восприятие, испытывать радость от совместного труда и гордость за общий результат. НОД детей: презентация коллективной творческой работы «Осень в нашем городе»
«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 2 (нитки)
Мне очень нравится работать с шерстяными нитками - они мягкие, яркие, большой выбор цветов и оттенков. Для выкладывания картинок нитки мелко нарезаю. Используем картинки с крупными элементами, чтобы удобнее было выкладывать малышам.
Использование ярких цветов при работе заметно поднимает настроение детям. Малышам очень нравиться сначала даже просто перебирать нитки в тарелочках или подержать в руках.
Дети раннего возраста очень живо реагируют на яркие предметы, поэтому нитки всех цветов радуги вызывают у них такое восхищение! Каждый год есть в группе несколько детей, которые не хотят пачкать руки пластилином или гуашью. Таким детям можно предложить работу с нитками - это тоже творчество.
«Элементы арт-терапии для малышей». Часть 1 (крупы)
В период адаптации малыш находится в состоянии стресса. Чем тяжелее проходит адаптация, тем более сильное напряжение испытывает его организм. Подвижные дети охотно играют в различные игры, поют и танцуют. Но каждый год приходит несколько детей, которые не хотят участвовать в подвижных играх, им не нравиться общаться со сверстниками. У таких детей обычно бывает средняя или тяжелая адаптация. Они с удовольствием играют только в одиночку в стороне от других детей, шумных и подвижных.
Для таких детей мы используем элементы арт-терапии, чтобы избавить их от излишней тревоги, дать им ощущение спокойствия и гармонии. Для работы с различными материалами готовим картинки с крупными элементами. Затем берем, например, крупы.
Затем различными крупами дети выкладывают картинку.
Получаются вот такие картинки:
После окончания работы крупу стряхиваем в тарелочку и можно выкладывать картинку по-другому.
Изотерапия. Живопись всеми чувствами
«Живопись всеми чувствами» - это авторская программа, предполагающая удивительную атмосферу творчества, душевное удовольствие, личностный и духовный рост.
Занятия «без кисточки» в руках уникальны тем, что не только раскрывают творческие возможности ребенка, но и развивают способность понимать символический язык своей внутренней реальности, которая определяет внешнее качество жизни.
«Живопись всеми чувствами» - это курс, состоящий из нескольких занятий, каждое, неповторимое и новое, дающее возможность почувствовать всем своим состоянием, каждой своей частичкой тела – ладошками и пальчиками - цвет и наполнит вашего ребенка спокойствием, радостью, гармонией, подарит новые ощущения.
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в кружковой работе, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Таким образом, цель программы:
- сформировать способности детей раннего возраста
в изобразительной деятельности через нетрадиционные методы.
Задачи:
Обучающая:
- Учить детей умению рисовать специальными красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки;
- Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- Обучить нетрадиционным способам рисования.
Развивающая:
- Активизировать интерес к рисованию;
- Развивать мелкую моторику;
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающая:
- Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.
Виды техники изображения
«Пальцевая живопись»
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: пальчиковые краски, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гкраску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой, кулачком»
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с краской, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в краску ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.
«Оттиск пробкой»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
«Кляксография»
(обычная)
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Рисование ватным тампоном»
Средства выразительности: пятно, линия
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные тампончики, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит с помощью тычка или линии на лист бумаги.
«Оттиск печатками губкой, картофелем»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Конспект игрового сеанса для детей средних групп «Цветотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий»
Возраст:
4-5 лет (средняя группа) .
Время: 20 мин.
Образовательные области:
Социально-коммуникативная, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое.
Цель:
- Создание условий для снятия эмоционального и физического напряжения.
Задачи:
- Познакомить детей с разными эмоциями и чувствами посредством цвета.
- Способствовать созданию положительного эмоционального фона, развивать эмоциональную сферу; умение правильно выражать свои чувства и эмоции посредством мимики и цвета; коммуникативные умения, необходимые для успешного общения; ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции; координацию речи с движением; мелкой моторики.
-Воспитывать инициативность, дружелюбие и эмпатию.
Средства:
Ноутбук, бумажный разноцветный цветок, обруч с разноцветными лентами, ковер, бумажные лепестки разных цветов, бумажные круги белого цвета, прищепки разного цвета, ежи из картона разного цвета, пиктограммы с изображением различных эмоций, разноцветные кружки, подносы, цветной пластилин, бумажные салфетки, шпатели, подставки, влажные салфетки, релаксационная музыка.
Ход игрового сеанса:
Звучит музыка. Дети входят в зал. Педагог-психолог предлагает им сесть на ковёр.
Приветствие.
-снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом.
Педагог-психолог (Держит в руке бумажный разноцветный цветок) :
-Поприветствуйте друг друга называя по имени и передавая этот цветок по кругу.
Дети передают цветок здороваясь с соседом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|