ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).
В традиционной «Формуле профессии» (по Е.А.Климову) выделяются следующие обобщенные характеристики профессий. Позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:
1) Типы профессий – по предмету труда: природа – П; техника – Т; человек – Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х.
2) Классы профессий – по целям труда: гностические Г; преобразовательные – П; изыскательные – И.
3) Отделы профессий – по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также – теоретические средства – Ф.
4) Группы профессий – по условиям труда: бытовой микроклимат – Б; открытый воздух – О; необычные – Н; моральная ответственность – М; экстремальные условия - Э.
Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию повар: предмет труда – природа (П) и художественный образ (Х), цели труда – преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда – ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда – необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например. при анализе профессии токарь ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» - Ответ «техника» его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника – это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно…».
Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А.Климовым вариант «Формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е.А.Климова «Схема анализа профессии» (см. Таблицу 2).
Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию»):
- сначала детям самим предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;
- быстро обнаруживается, что они ее вроде бы «знают», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны «конкретные вопросы»);
- и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;
- преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);
- далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше – конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).
Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации:
1. Клиент вообще не знает какую выбрать профессию:
- знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему) – на примере анализа 1-2-х профессий;
- игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг-другу профессии и пытаются отгадать их – см. выше);
- клиент обозначает привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои «пожелания»);
- совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по 5-7 профессий, соответствующих «желательным» характеристикам);
- последующее обсуждение (выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).
2. Клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор:
- знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-2-х профессий);
- но после знакомства со схемой, клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант – пытается ее «отгадать» (из 5-7 вариантов);
- долее – обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии..
Таблица 2.
Схема анализа профессии.
Характеристики профессий
| Место для первого примера профессии - “таксист”[2]
| Место для кодирования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию»)
| Предмет труда:
1 – природа (животные, растения)
2 – материалы и заготовки
3 – дети
4 - взрослые
5 – техника
6 - транспорт
7 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах... )
8 - художественный образ
|
взрослые
техника, транспорт
|
| Цели труда:
1 - контроль, оценка, диагноз
2 - преобразовательная
3 - изобретательная
4 - транспортирование
5 - обслуживание
6 - собственное развитие
|
транспортирование
обслуживание
|
| Средства труда:
1 - ручные и простые приспособления
2 - механические
3 - автоматические
4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух... )
5 - теоретические (знания, способы мышления)
6 - переносные или стационарные средства
|
механические
функциональные
|
| Условия труда:
1 - бытовой микроклимат
2 - большие помещения с людьми
3 - обычный производственный цех
4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6 - работа на открытом воздухе
7 - домашний кабинет, лаборатория. мастерская
|
экстремальные
|
| Характер подвижности в труде:
1 – преимущественно сидя
2 – преимущественно стоя
3 – множество разнообразных движений
4 – длительная ходьба
5 – вынужденные статичные позы
6 – высокая избирательная подвижность определенных групп мышц
|
сидя
|
| Характер общения в труде:
1 - минимальное общение (индивидуальный труд)
2 - клиенты, посетители
3 - обычный коллектив (одни и те же лица... )
4 - работа с аудиториями
5 - выраженная дисциплина, субординация в труде
6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)
|
клиенты
|
| Ответственность в труде:
1 - материальная
2 - моральная
3 - за жизнь и здоровье людей
4 - невыраженная ответственность
|
жизнь и здоровье
|
| Особенности труда:
1 - большая официальная зарплата
2 - льготы
3 - “соблазны” (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации... )
4 - изысканные отношения
5 - встречи со знаменитостями
6 - частые загранкомандировки
7 – командировки по стране
8 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)
9 – высокий престиж профессии
10- явно выраженная общественная полезность труда
|
“соблазны”
знаменитости
|
| Типичные трудности:
1 - нервное напряжение
2 - профзаболевания
3 - распространены мат и сквернословие
4 – повышенный риск судимости
5 - невысокой престиж работы
6 – очень маленькая зарплата
7 – общественно презираемый (осуждаемый) труд
|
нервы
профзаболевания сквернословие
|
| Минимальный уровень образования для работы:
1 - без специального образования (после школы)
2 – краткосрочные курсы
3 - начальное профессиональное
образование (СПТУ)
3 - среднее профессиональное образование (техникум)
4 - высшее профессиональное образование (вуз):
- незаконченное высшее
- бакалавриат
- магистратура
5 - ученая степень (аспирантура, академия...)
6 – дополнительное профессиональное образование
|
начальное професс.
|
|
Аналитическая профессиограмма» и общая логика
Организации профотбора.
Профессиограмма - это “описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности”. Психограмма - выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности – профессионально важных качеств (ПВК). Проблема: как соотносятся профессиограмма и психограмма? – Как один из возможных вариантов ответа: профессиограмма и психограмма интегрируются в понятия «системная профессиограмма» и «аналитическая профессиограмма» (по Е.М.Ивановой).
Системная профессиография - технология психологического изучения субъекта труда, на основе предварительного профессиографирования и психографирования.
Аналитическая профессиограмма – это “построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда” и предлагает следующий порядок ее построения (см. Иванова, 1992, С.52-60). Или другими словами: аналитическая профессиограмма – это выделение и описание ПВК работника на основании предварительного операционально-технологического изучения данной профессиональной деятельности... Или еще проще: аналитическая профессиограмма - это построение психограммы на основе предварительного профессиографирования…
Аналитическая профессиограмма включает:
1) Анализ операционально-технологической структуры труда (выделение цели, задач и нормативно-ориентирующих признаков выполнения задачи);
2) Анализ психологической структуры деятельности самого субъекта труда (выделение психологической цели по каждой выделенной задаче, определение психологической характеристики действия по выполнению задачи, выделение психологических качеств, обеспечивающих выполнение соответствующей задачи).
В итоге выделяются профессионально важные качества (ПВК) и уже для них подбираются конкретные методики для профотбора на данную специальность.
Заметим, что такая работа должна проводиться для каждого трудового поста, а психодиагностические должны содержать нормы, набранные на репрезентативных выборках, которые, к тому же, необходимо обновлять через определенное время. Понятно, что в полной мере все эти требования для качественного профотбора выполнить сложно, но психологи как-то «выкручиваются»…
В связи с рассуждениями о профессиографировании возникает интересная проблема: если признать, что человек часто выбирает не столько профессию, сколько образ жизни (профессия как средство построения определенного образа жизни), то не следует ли «отбирать» претендентов и для определенного образа жизни?… Это означает, что необходимо выделить признаки конкретного образа жизни и «подбирать» человека под эти признаки… Это означает, что должны быть типологии и «банки» различных образов жизни (различных типологий жизненного «успеха»)…Правда, фактически и так происходит «отбор» людей в разные социально-профессиональные слои общества («естественный» отбор в профессиональные «тусовки»)…
Можно выделить предпосылки эффективного подбора кадров в организации: постановка четких целей организации; разработка четкой организационной структуры фирмы; наличие кадрового планирования; профессиография вакантных мест (например, по схеме «аналитического профессиографирования»).
Общая схема организации процесса профотбора:
1. Поиск претендентов: реклама в СМИ; обращение в «рекрутинговые» агентства; обращение в службы занятости населения; использование личных контактов; ярмарки вакансий; школы, гимназии, вузы и т.п.
2. Сбор базы данных о претендентах: подготовка списка кандидатов на вакантные должности.
3. Сбор предварительной информации от кандидатов: предварительное собеседование; заполнение стандартной формы анкеты (типа «Сведения о кандидате»); прием «резюме» от самих кандидатов и т.п.
4. Проверка информации, полученной от кандидатов: информация с прежних мест работы и учебы; проверка рекомендаций.
5. Тестирование кандидатов: личностные опросники; тесты интеллектуальных способностей; тесты специальных способностей; групповые (в том числе, и игровые) методы отбора; решение проблемных ситуаций и т.п.
6. Медицинское обследование: запрос в поликлинику по месту жительства; запрос в кожно-венерологический диспансер; запрос в наркологический диспансер; запрос в психоневрологический диспансер.
7. Серия последовательных интервью: со специалистом отдела персонала (с менеджером по персоналу); с руководителем подразделения, в котором имеется вакансия; со специально созданной комиссией («панельное интервью»).
8. Окончательное решение о зачислении на работу.
Возможные ошибки при оценке кандидатов:
1. Ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже);
2. Ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников);
3. Ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников);
4. Эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную» его характеристику, т.е. теряется комплексность оценки);
5. Ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов);
6. Стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого – свой и может сильно отличаться от реальных требований работы).
Контрольные вопросы к разделу 7:
1. Почему возникла необходимость разработки схемы анализа профессий, когда уже имелся вариант традиционный «Формулы профессии»?
2. Что такое «аналитическая профессиограмма»?
3. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использовании технологии аналитического профессиографирования в работе со школьниками?
Литература к разделу 7:
1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1980, с.52-60.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
4. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», - 1997. – 80 с.).
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|