В отечественной профориентации.
На основании наблюдения за многими профконсультантами, а также на основании собственного опыта участия в профориентационной работе можно выделить следующие условные этапы «чередование методических мод» в отечественной профориентации (с начала 80-х гг.):
1) Психофизиологический профотбор (исследование кожно-гальванической чувствительности; тремора рук, порогов зрительных ощущений с помощью «Кольца Ландольта» и т.п.); в «моде» так называемые ПФК – психофизиологические комплексы, довольно дорогостоящие и часто непригодные для профотбора на массовые профессии; особой проблемой использования подобных методов в широкой профоринетационной практике являлось практически полное отсутствие обоснованных психодиагностических «норм» под конкретные профессии…
2) Тесты и субтесты способностей (корректурные пробы, субтесты на перключаемость внимания, различные “компапсы”, «Прогрессивные матрицы Дж. Равена», «Кубики Кооса», «Тест технического мышления Беннета»...);
3) Опросники мотивации («Дифференциально-диагностический опросник ДДО», «Карта интересов»...);
4) Так называемые личностные тесты (исследование свойств нервной системы – по Айзенку; чуть позже – 16-ЛФ Кеттелла, ММРI...);
5) Патохарактерологический диагностический опросник - ПДО Личко (многие профконсультанты в середине 80-х годов считали этот опросник «лучшей профориентационной методикой»…);
1) Цветовой тест Люшера (в те годы долго спорили, какой цвет более «правильный»); методика «Несуществующее животное» (во врторой половине 80-х годов многими профконсультантами эта проективная методика оценивалась как «еще более нужная профоринетационная методика»); одновременно появились ОПГ – Опросник профессиональной готовности Л.Кабардовой и ОПГ-М (модифицированный сначала самой Л.Кабардовой вариант, а затем – неизвестно кем…);
7) В конце 80-х гг. на базе Госкомтруда СССР (где в основном готовили профконсультантов) читались даже курсы по «Астрологическим основам профконсультации» (сами обучающиеся консультанты просто обожали эти занятия…);
8) Психотехнические упражнения для развития внимания, памяти и т.п. (Н.Цзен и А. Пахомов), которые хотя и не затрагивали собственно профориентационных проблем, но привнесли в работу с учащимися много интересного и даже забавного;
9) Профориентационные игры и упражнения (В.А.Ященко, Н.С.Пряжников, Н.В.Самоукина), где была сделана попытка все-таки соединить интересную игровую форму работы с профориентационной проблематикой;
10) Репертуарные тесты или «решетки» (Дж.Келли, В.Похилько), замысел которых состоял в том, чтобы создавать для клиентов возможность самостоятельно выстраивать «конструкты» и использовать их в выборах различных объектов (включая и профессии); сразу возникла проблема: тесты хорошо работают лишь при наличии мощных компьютеров и соответствующих программ (хотя были разработаны и «ручные варианты»); в целом широкому распространению данных методов стала препятствовать громоздкость процедуры…
11) Деловые игры и орг-деятельностные игры - ОДИ (тогдашние любители ОДИ - «методологи» многих профконсультантов смогли «очаровать» не только профконсультантов: во второй половине 80-х – начале 90-х «методологические семинары» прокатились по многим тогдашним «хорошо финансируемым» организациям, к которым в те годы принадлежали и Центры профориентации молодежи; смысл этих семинаров – помочь работникам лучше отрефлексировать свой труд и разработать концепции дальнейшего развития своих организаций, что часто предполагало «разрушение традиционных, устаревших стереотипов работы»; если в плане «разрушения» старых стереотипов работы многие методологи весьма преуспели, то в плане переконструирования деятельности служб на новой основе возникли серьезные проблемы (и не только у профконсультантов).
12) Социально-психологические тренинги - СПТ, группы общения, группы встреч, группы личностного роста и т.п.; в профориентации началась «великая эпоха психотерапии» (многие профконсультанты так этим увлеклись, что забыли о своей основной специальности…);
13) Почти одновременно появились методики Холланда (выявлялся тип личности, которому подбиралась соответствующая профессиональная среда), многие отечественные профконсультанты наконец-то «открыли» для себя «Тест структуры интеллекта» Амтхауэра, кто-то использовал «Бланк призвания и интересов» Стронга; основная проблема: эти и многие подобные тесты были плохо адаптированы к условиям России….
14) В начале 90-х годов в профориентационную «моду» надолго вошло НЛП – нейролингвистическое программирование; началось буквально повальное увлечение НЛП, хотя с первых же моментов его внедрения в практику российских психологов возникли серьезные опасения относительно мсложности данного метода и широких манипулятивных возможнстей его использования, что весьма опасно именно в профконсультации, главной (идеальной) целью которой является формирование субъекта самоопределения;
15) После этого усилия многих профконсультантов были направлены на поиск «самой эффективной (а по-сути – «самой модной») психотерапевтической процедуры: гештальт-группы; психо-синтез... и вообще любая психотерапия, вплоть до психотерапии с “мистико-астрологическим уклоном”;
16) В настоящее время, в период почти официального свертывания школьной профориентации и «расцвета» профориентации в службах занятости и в частных структурах, когда главной задачей становится «зарабатывание» денег с помощью «профконсультационных услуг» на первый план выходят те методы, которые максимально позволяют «очаровывать» и «манипулировать» сознанием самоопределяющегося клиента, при некоторой видимости решения его проблем. Стали появляться различные пособия, в которых даются эффективные рекомендации (в стиле Д.Карнеги), как вести себя на переговорах с работодателем, как вести себя в первые месяцы работы (в период испытательного срока), как «обходить» своих конкурентов на пути к успешной карьере и т.п.
С сегодняшних позиций все это в целом это может быть воспринято с иронией, но с другой стороны, это можно воспринять и как поиск наиболее адекватных и эффективных методов помощи в столь сложном направлении как профессиональное самоопределение. Такое чередование методических предпочтений (чередование «мод» на методики) может быть объяснено следующими причинами:
1) Для кого-то первенство в «доставании» и, тем более, использовании новомодной методики было способом самоутверждения среди своих коллег;
2) По сравнению с другими, более «солидными» направлениями практической психологии в профориентации почти нет своих интересных методов работы. что иногда вызывало некоторое чувство неполноценности и даже зависти. Следует напомнить, что до этого профориентацию долгое время запрещали или развивали в строго ограниченных рамках, а в 80-е годы ее «вдруг разрешили» и сразу же обнаружилось, что многие профориентационные теоретики и практики к этому оказались просто не готовы. …
3) Кроме того, кто-то из профконсультантов не хотел заниматься профориентацией, и под прикрытием профориентационной работы стремился решать совсем иные проблемы подростков В 80- годах профконсультанты были почти единственными реальными психологами-практиками, которые сразу же столкнулись с множеством сложных проблем и которые сразу же обнаружили отсутствие хорошо обоснованных и эффективных методов их решения. Исключение составляли немногочисленные тогда психотерапевты, личностные и семейные консультантов. Тогда это была «элита» практической психологии и многим профконсультантам хотелось быть поближе к «элите»…
Можно выделить и явные издержки «чередования мод» в профориентации: 1)собственно профориентационные проблемы часто не решались: стремление профконсультантов использовать интересные и популярные методы из других направлений психологии было не всегда обдуманное, т.к. многие методы эффективно срабатывали при решении совсем иных задач; 2) часто профконсультант не успевал освоить новую моду, как появлялась следующая...
Можно обозначить и возможные варианты выхода из создавшейся ситуации для конкретного профконсультанта (или школьного практического психолога): 1) необходима общая ориентация во всех методах, но владение лишь частью этих методов; 2) не следует бояться формировать свой “джентльменский набор” методик (по принципу доступности, готовности и желанию их использовать), ведь все-равно невозможно качественно освоить все существующие методики; 3) не следует спешить с освоением новомодной методики: есть смысл подождать, пока другие (более нетерпеливые) ваши коллеги проверят ее эффективность (а такие нетерпеливые и стремящиеся поскорее самоутвердиться коллеги всегда находятся), а также есть смысл подождать, пока модные методики не станут намного дешевле и доступнее (этот закон моды действует не только применительно к психологическим методикам)…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|