Сделай Сам Свою Работу на 5

Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.





 

Е.А.Климов выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие - «три кита» профориентации: 1) учет желания работать по данной профессии («хочу»); 2) учет способностей, возможностей освоить данную профессию и способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»); 3) учет потребностей народного хозяйства в выбираемой профессии («надо»). Правда, в последнее время уместнее говорить не о потребностях народного хозяйства. а о «потребностях рынка», что воспринимается большинством современных подростков с полным пониманием (хотя над «потребностями народного хозяйства» раньше посмеивались).

Выделяются также более конкретные факторы выбора профессии (по Е.А.Климову): 1) учет своих интересов и склонностей; 2) учет способностей; 3) учет престижности выбираемой профессии; 4) учет информированности о ней; 5) учет позиции родителей; 6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; 7) учет потребностей производства («рынка»), а также 8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов. В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценки (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например. если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы.



А.И.Зеличенко и А.Г.Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих не только анализировать конкретную трудовую деятельность и выделять основные мотивы выбора тех или иных профессий:

1. Внешние факторы:

1.1. Давление: рекомендация, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи...); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности...);



1.2. Притяжение-отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны “социального преуспевания” (моды, престиж, предрассудки);

1.3. Инерции: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах...); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений...).

2. Внутренние мотивационные факторы:

2.1. Собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный-непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие-однообразие деятельности, детерминированность-случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный- коллективный труд, возможности развития человека в данном труде... ); результаты труда;

2.2. Условия труда: физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов...); организационные условия (самостоятельность-подчиненность, объективность-субъективность в оценке труда...); социальные условия (трудность-легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный-ограниченный режим; социальный микроклимат...);

2.3. Возможности для реализации внепрофессиональных целей: возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; для общения.



Выделение (и осознание) подобных факторов позволяет профконсультанту и клиенту лучше осознавать, чем именно определяется их конкретный профессиональный и жизненный выбор.

 

 

Приоритеты профориентационной работы в современных

Условиях.

 

Выделенные приоритеты имеют смысл только на фоне традиционной профориентационной помощи. В данном случае приоритет – это поиск нового, рискованного варианта помощи в изменяющихся условиях. Но такой поиск может быть и неудачным, поэтому традиционные (и в чем-то даже устаревшие) формы работы – это своеобразная «подстраховка» на случай неудачи. Это гарантия того, что хоть какая-то минимальная помощь клиенту (учащемуся) будет оказана… Напомним, что традиционно выделяются следующие направления профориентационной помощи: профинформация, профреклама, профагитация, профпросвещение, профессиональная диагностика (профотбор, профподбор), профконсультация, помощь в трудоустройстве и т.п.

На этом фоне выделяются приоритетные направления творческого поиска профконсультанта:

1. Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным соцально-экономическим условиям «рынка». Даже тогда, когда не ясно, что за «рынок» построен в РФ, выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант нахождения своего места в обществе (каким бы «свободным» и «веселым» это общество ни было…). Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», т.е. ориентация не только на то, что есть сейчас. Но хоть какое-то прогнозирование изменения общества.

2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при этом ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале – это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но «действенный социальный оптимизм» и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

3. Формирование морально-волевого тыла» самоопределяющегося человека. Идея такого «тыла» подсказана самой профконсультационной практикой: иногда самоопределяющийся человек рассуждает примерно так: «Сначала я должен чего-то добиться в этом мире (приобрести престижную и денежную профессию, устроиться, купить то-то и то-то…), а затем – можно заняться и любимым делом…». Правда, далеко не все потом действительно занимаются своим любимым делом, т.к. «бизнес» (современная «круговерть») сильно затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь человека… Часто потом такие люди пытаются «реализовать» себя в своих детях…

«Тыл» понимается как основа самостоятельности, творчества и совести (хорошо быть «честным» и «порядочным», когда есть надежные «тылы»), как условие для действительно значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование (раньше значок о высшем образовании вообще называли «поплавком»), воспитание, богатые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания – прописка и т.п. К «тыловым ресурсам» можно отнести и умение входить в социально-профессиональную или учебно-профессиональную среду (в «профессиональную тусовку»).

Применительно ко многим людям, вхождение в социально-профессиональную «тусовку» - это прекрасный вариант обеспечения «тылов» для успешной карьеры. «Специалист в тусовке» имеет для успешной карьеры гораздо больше шансов, чем «специалист, который гуляет (работает) сам по себе». Что-то аналогичное есть и в преступной среде, ведь «вор в законе» – это прежде всего, вор в своей «тусовке»… При этом сначала важно быть принятым в такую «тусовку» (или стать «студентом в тусовке», или стать «специалистом в тусовке»). Но затем, если у работника (или у студента) появится истинная потребность творить, проявлять свое достоинство, то может возникнуть другая проблема – проблема безболезненного выхода «из тусовки», ведь известно, что социально-профессиональная среда сильно ограничивает профессионала в развитии. Часто на первый план в «тусовке» выходят не профессионализм, а такие качества как «яркость», эффектная скандальность и склочность или же не понятно на чем основанная «харизматичность» (члены «тусовок» любят, когда кто-то из их среды обладает «особыми качествами»…).

И тогда важнейшим профессиональным выбором станет поиск путей обретения подлинной самостоятельности через преодоление «общественного мнения», через выход из «тусовки» и обретение качественно иного «психологического тыла». Может именно с этого момента человек по-настоящему и становится субъектом профессионального самоопределения?.…

4. Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху (часто это бывает неизбежно). Надо сразу разграничить «внутренний компромисс» и «сделку с совестью»: сделка с совестью – это уступка в значимой ценности (в чем-то «святом»), а внутренний компромисс – это искусство уступать в малом, несущественном. Это чем-то напоминает «психо-социальный мораторий» (по Э.Эриксону), когда молодой человек уже готов что-то сделать, но общая ситуация ему не позволяет реализовать себя в каком-то поступке. Надо сказать. Что таких психо-социальных (или психо-профессиональных) «мораториев» на протяжении трудовой жизни у каждого самоопределяющегося человека будет немало.

5. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь – построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного человека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важнейшим условием различения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности. т.е. условием совершение достойного внутреннего компромисса.

Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы – это кризисы, через которые проходят большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативное – это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.).

Сама реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко: 1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного («шанс нормативный»); 2) как реализация незапланированной жизненной сложности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»); 3) как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации, т.е. не столько «ожидание шанса» или «реагирование» на него, сколько «создание шанса» (боле творческая позиция – для неугомонных, ищущих людей).

Проблема для профконсультанта (или для педагога-психолога в школе) - как предотвратить деградацию личности в момент жизненного испытания и обеспечить переход человека на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (т.е. как научить человека «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой: какими психолого-педагогическими средствами все это обеспечить?

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

- дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;

- постепенная разработка новых (приоритетных) методик;

- постепенное включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;

- постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.

 

 

Контрольные вопросы к разделу 2.

 

1. Профессиональное самоопределение – это процесс или результат? Почему?

2. В чем смысл профориентационной помощи?

3. Что такое ЛПП?

4. Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора. Почему именно эти факторы основные? Могут ли у разных людей быть разные основные факторы выбора?

5. Должен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры или даже фашизма?

 

 

Литература к разделу 2:

 

1. Берг В. Карьера - суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998. – 272 с.

2. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ, сер. 14-психология, 1987, № 4, С.33-43.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

4. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

8. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.