Дискриминация на рынке труда и пути ее преодоления
Дискриминация – это неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация). Основанием для дискриминации на рынке труда выступают расовые, этнические, гендерные, возрастные и другие характеристики рабочей силы.
Выделяют несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.
1. Дискриминация при найме на работу (или при увольнении с работы) – когда ту или иную группу трудоспособного населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.
2. Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям – когда какой–нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям несмотря на то, что они способны выполнять эту работу. Этот вид дискриминации называют также профессиональной сегрегацией (ограничением в правах). В результате профессиональной сегрегации работники недискриминируемой группы получают более высокую зарплату за счет работников дискриминируемой группы. Однако последние не получают зарплату меньше своего предельного продукта.
3. Дискриминация при оплате труда – возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. В этом случае различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности (производительности) труда.
4. Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере – когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности. Этот вид дискриминации аналогичен профессиональной сегрегации, но в данном случае ограничение прав происходит по вертикали, в должностной иерархии.
5. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки – может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести к дискриминации на рынке труда, так как получение образования обычно предшествует выходу на рынок труда и трудовой деятельности. Но несмотря на «дотрудовой» характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия тесным образом связаны с функционированием профессионального рынка труда.
Таким образом, дискриминация – сложное явление, в котором объединяются и дискриминационные различия в зарплате, и другие неравные возможности на рынке труда. При этом необходимо понимать, что неравная оплата за работу, сравнимую по своей ценности, – это не обязательно дискриминация, в то время как равная оплата за работу равной ценности не обязательно означает отсутствие дискриминации.
Выделяют также различные виды дискриминации в зависимости от причин, ее порождающих:
1) дискриминация со стороны работников возникает тогда, когда большая часть работников избегает сотрудничества в трудовом коллективе с дискриминируемыми работниками;
2) дискриминация со стороны потребителей порождается неодинаковым отношением потребителей к работникам, предоставляющим им один и тот же вид данной услуги;
3) дискриминация со стороны работодателя выражается в неодинаковом отношении работодателя к различным группам работников, одинаковым по производительности, но разным по характеристикам, по которым работодатель предпочитает одну группу другой;
4) дискриминация со стороны предложения труда возникает как реакция работодателей на различные характеристики предложения труда работников, имеющих одинаковую производительность. Типичный пример дискриминации со стороны предложения труда – это монопсонистическая дискриминация на рынке труда, при которой работодатель–монопсонист платит работникам неодинаковую зарплату исходя из предположения, что у различных групп работников имеет место разная эластичность предложения труда и разная трудовая (профессиональная) мобильность;
5) статистическая дискриминация – выражается в том, что работодатель в условиях несовершенства информации судит о работниках на основе средних характеристик о производительности труда, присущих группе, к которой принадлежит данный работник, а не на основе информации о его индивидуальной производительности. Статистическая дискриминация может также возникать при отборе работников. Для этого помимо видимых характеристик применяются специальные тесты, результаты которых позволяют с некоторой вероятностью судить об индивидуальной производительности работника.
На практике возникают ситуации, при которых работодатели могут иметь склонность к дискриминации и предубеждению по отношению к каким–либо группам работников. При этом работники дискриминируемой и недискриминируемой групп имеют одинаковую производительность и совершенно заменяемы в производстве, но зарплата у них разная (у первых она ниже).
Таким образом, дискриминация выражается в необоснованных различиях в заработной плате или в занятости, которые в свою очередь приводят к ухудшению благосостояния людей. При этом выигрыш от дискриминации одних групп не компенсирует проигрыша других. Дискриминация приносит выгоду одним группам общества и вред другим, но при этом, если выигрыш первых недостаточен для того, чтобы компенсировать потери вторых, то дискриминирующая экономика движется от потенциально эффективной ситуации в обратную сторону. Дискриминационные различия благоприятствуют работникам из недискриминируемой группы и приносят потери или работодателям, или работникам дискриминируемой группы. Но независимо от вида дискриминации, она связана с падением общего благосостояния.
Для преодоления дискриминационных различий в зарплате в социальной политике многих стран применяется система равной оплаты за работу сравнимой ценности. В этой системе каждое рабочее место оценивается и сопоставляется с другим по критериям квалификации, напряженности, ответственности и условий труда. Рабочие места, получившие одинаковую оценку сравнимой ценности, должны иметь одинаковый уровень оплаты труда.
Конрольные вопросы
1. Что представляет собой рынок труда (в широком и в узком смысле)?
2. Перечислите особенности функционирования рынка труда?
3. Из чего формируется структура рынка труда.
4. Что такое совокупное предложение?
5. Что представляет собой текущий рынок труда?
6. Что представляет собой открытый рынок труда?
7. Какие функции выполняет государство как субъект рыночных отношений?
8. Что представляет собой конкуренция на рынке труда?
9. Каковы главные различия между классической и радикальными теориями рынка труда?
10. Назовите два основных вида общенационального рынка труда.
11. В чем суть американской модели рынка труда?
12. В чем суть японской модели рынка труда?
13. В чем суть шведской модели рынка труда?
14. В чем суть российской модели рынка труда?
15. Что такое сегментация рынка труда?
16. На какие секторы по критерию стабильности трудовых отношений делится рынок труда?
17. Что такое скрытый рынок труда?
18. Дайте характеристику классификации рынка труда.
19. На какие группы подразделяется государственный спрос на труд на общенациональном и региональном уровнях?
20. Что представляет собой физическое рабочее место на предприятии?
21. Что понимается под экономическим рабочим местом на предприятии?
22. Перечислите стадии жизненного цикла основных фондов?
23. Что представляет собой жизненный цикл продукции?
24. Из чего состоит простая модель предложения труда?
25. Перечислите модели индивидуального предложения труда.
26. Охарактеризуйте эффекты в спросе на труд.
27. Охарактеризуйте эффекты в предложении на труд.
28. Что такое мобильность на рынке труда?
29. Что относится к добровольным и вынужденным увольнениям?
30. Что такое территориальная мобильность рабочей силы?
31. Что такое миграция и факторы на нее влияющие?
32. Что такое внутренний рынок труда, его особенности?
33. Перечислите основные функции внутреннего рынка труда.
34. Что такое занятость, ее основные принципы?
35. Дайте характеристику основным видам занятости?
36. Какие бывают формы занятости?
37. Что такое безработица, ее типы?
38. Какие выделяют виды дискриминации на рынке труда?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Рынок труда представляет собой:
а) систему социально – экономических отношений по найму и оплате безработной части населения, регулируемых трудовыми нормами;
б) систему социально – экономических отношений по поводу распределения и перераспределения занятого населения;
в) систему социально – экономических отношений по поводу формирования, потребления, распределения и перераспределения рабочей силы, ее найма и оплаты, регулируемых трудовыми нормами и проявляющихся как метод управления трудовыми ресурсами;
г) все перечисленные определения правильны;
д) все перечисленные определения неверны.
2. Субъектами рынка труда являются:
а) наемные работники, предприниматели (работодатели), государство;
б) спрос и предложение рабочей силы;
в) занятые и безработные.
3. Территориальная мобильность – это:
а)пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования населения;
б) процесс изменения содержания трудовой деятельности.
4. Уровень безработицы находится путем соотнесения следующих показателей:
а) кол–ва безработных и трудоспособного населения;
б) кол–ва безработных и экономически активного населения;
в) кол–ва безработных и трудоспособного населения в трудовом возрасте.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|