Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения
Занятость населения
Занятость как социально–экономическое явление можно определить как общественно–полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Занятость – это важнейшая характеристика экономики и благосостояния населения страны; одновременно представляет собой экономическую категорию и социальную проблему. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; она выражает меру его включенности в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей людей в оплачиваемых рабочих местах и получении дохода.
Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости – безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому что безработица является серьезной социально–политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально–экономической политики. В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально–экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Занятость как общественно полезная деятельность охватывает широкий круг трудоспособного населения. По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы: 1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); 3) учащиеся с отрывом от производства; 4) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы: 1) наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности; 3) самозанятые (лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяют шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу.
В Законе «О занятости населения в Российской Федерации», а также в Конституции РФ отражены основные принципы занятости.
Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме – не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Человек может свободно выбирать вид общественно полезной деятельности, место и форму приложения своих способностей и желаний.
Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с содействием занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении ими соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы.
Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.
В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно–правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально–трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово–кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев (регуляторов) системы.
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном уровне, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально–приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно–технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и т.д.
Региональный уровень государственной политики занятости преследует те же стратегические и тактические цели, что и федеральный, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости. Среди них – устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы.
Виды занятости
Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:
1) продуктивную – имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю численность работников);
2) полезную – распространяется на все социально–значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
3) рациональную – отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
4) полную – при ней все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость – это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (в Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества в первую очередь в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
5) эффективную – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость – это целесообразная, продуктивная, общественно–полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во–первых, определяет экономический потенциал страны; во–вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в–третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости – ключевой задачи социально–экономической политики государства.
Формы занятости
Это организационно–правовые способы . и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей организуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:
− полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8–часовой рабочий день или 40–часовая рабочая неделя);
− сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14–18 лет);
− раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
− неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
− неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
− надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
− совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
− временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
− самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
− трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).
По организационно–правовой форме предприятий занятость может происходить:
− в государственном секторе экономики;
− кооперативах;
− акционерных обществах со смешанной формой собственности;
− частном секторе;
− совместных предприятиях;
− общественных организациях;
− личном подсобном и домашнем хозяйстве.
Структура занятости, а следовательно, структура использования экономически активного населения, рассматривается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты отмечают прямую и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь). Объяснением этих связей является:
1) создание рациональной структуры производства, немыслимое без наличия рабочей силы, необходимого набора профессий, квалификации, умственного и физического труда, высоко– и малоквалифицированной рабочей силы. Тем самым, структура занятости отражает сдвиги в материально–технических условиях производства;
2) совершенствование структуры общественного производства в целях повышения его эффективности, которое в конечном счете сводится к совершенствованию структуры занятости населения, так как она оказывается более мобильной.
Критерием эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее укрупненным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника. Данный показатель зависит от вида пропорций занятости и может отражать:
1) макроструктуру занятых, в которой «сервисный сдвиг» (перелив рабочей силы из промышленности в сферу услуг) считается прогрессивным, если доля занятых в индустриальном секторе экономики сокращается в результате роста производительности труда либо увеличивается доля трудоемких отраслей в сфере услуг;
2) сдвиги в занятости внутри секторов экономики, когда переход к более сложным видам труда выражается в росте удельного веса более производительных и высокорентабельных отраслей, использующих более квалифицированный, а значит и более дорогой труд. Особое место здесь занимают наукоемкие отрасли (наука и научное обслуживание, сфера услуг), где состав занятых весьма разнородный по происхождению, так как одни отрасли этой сферы развиваются в направлении механизации и автоматизации и у них растет спрос на высококвалифицированный труд; другие – ограничены в механизации и автоматизации и аккумулируют малоквалифицированную рабочую силу (например, социальные и личные услуги, комплексы бытового обслуживания в малых поселениях).
Агрегированным показателем эффективности межотраслевой структуры занятости можно считать народнохозяйственную производительность труда по всем отраслям как средневзвешенную отраслевых показателей производительности труда. О прогрессивном развитии профессиональной структуры занятости свидетельствует рост удельного веса управленческого персонала и инженерно–технических работников, деятельность которых насыщена творческой компонентой. Социально–профессиональный состав работников отрасли (структуру занятости) можно оценить с помощью коэффициента прогрессивной структуры, который рассчитывается как отношение численности более продвинутых социально–профессиональных групп (с творческой компонентой в труде) к численности работников в группах, менее развитых в этом смысле.
Таким образом, рациональность структуры занятости выражается не в росте какого–либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.
Системная трансформация занятости, происходящая во всем мире, протекает в виде сочетания двух процессов – реструктуризации и реаллокации занятости. Под реструктуризацией понимается: 1) системная трансформация занятости как целенаправленное изменение ее структуры, части, элемента в связи с трансформацией всей экономической системы (в широком смысле); 2) преобразование на новых рыночных основах деятельности традиционных фирм (государственных и приватизированных), которые сложились в рамках прежней экономической системы (в узком смысле).
Реаллокация означает формирование новых частных фирм и перераспределение в их пользу ресурсов из традиционных секторов, включая рабочую силу.
Взаимодействие процессов реструктуризации и реаллокации очерчивает основной вектор перемен на рынках труда переходных экономик. Безработица предстает как перевалочный пункт при перераспределении трудовых ресурсов из стагнирующих сегментов экономики в развивающиеся.
Безработица
Безработица является непременным атрибутом рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Безработица носит общеэкономический характер, являясь следствием функционирования всего хозяйственного механизма, ибо рынок труда не обособленная система социально–трудовых отношений, он органически включен в систему всех рыночных связей, а спрос и особенно предложение труда формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Рынок труда и пропорции между спросом и предложением рабочей силы формируют занятость, а не безработицу. Безработица является как бы «изнанкой» занятости, она испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость населения. Тем не менее, безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости снижает безработицу, сокращение занятости – увеличивает безработицу.
Безработица – это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные.
Безработный – это тот, кто при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу.
С точки зрения макроэкономики безработица отражает количественное и качественное несоответствие на рынке труда между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее; это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства.
Зарубежные экономисты разных школ и направлений давно уже пытаются выявить причины безработицы. На Западе пик изучения проблем безработицы пришелся на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как на временное явление, автоматически устраняемое рыночным механизмом равновесия. Зарубежные экономисты никогда не отрицали наличия безработицы вообще, более того, они считают, что определенный уровень безработицы жизненно необходим в силу циклического характера развития рыночной экономики и называют ее естественной, или нормальной безработицей.
Существуют различные типы безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Особенности проявления каждой из них обусловлены причинами их возникновения. Фрикционная безработица вызвана естественным (нормальным) стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы. Это безработица «между работами», когда человек оставил прежнее место и находится в поиске другого (процесс поиска не мгновенен, а сопряжен с определенным временем ожидания). Причины фрикционной безработицы связаны со стремлением человека улучшить условия труда, повысить заработную плату, уйти от конфликтов в коллективе, переехать на новое место жительства, просто сменить работу для сохранения жизненного тонуса, работоспособности, психологического равновесия (психологи рекомендуют менять работу не менее шести раз за жизнь, однако эта тенденция имеет национальные особенности). Фрикционная безработица всегда краткосрочна и носит добровольный характер в отличие от вынужденной безработицы, при которой работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может ее найти. Однако добровольность фрикционной безработицы носит лишь юридический (правовой), но не экономический характер. Именно причины экономического характера (плохие условия труда, низкие заработки, давление со стороны администрации и пр.) вынуждают работника временно пополнить ряды безработных. В России фрикционная безработица носит, как правило, не добровольный, а вынужденный экономический характер; часто не фиксируется, так как перерыв в работе составляет один–два месяца, что для многих людей не является поводом обращения в службу занятости.
Структурная безработица относится к категории «нормальной», так как вызвана необходимостью структурных изменений в экономике, возникновением новых производств и отраслей на фоне постепенной стагнации старых. Структурные изменения в экономике носят длительный характер, что отражается и на продолжительности структурной безработицы, которая возникает в среде тех людей, чьи профессия и квалификация устарели и не соответствуют требованиям новых рабочих мест. К структурной безработице относится также технологическая безработица, которая вызвана совершенствованием технического уровня производств и отраслей. Специфика российской экономики в последние годы состоит в том, что структурные изменения очень редко связаны с технологическими изменениями (за исключением компьютеризации управленческих и банковских функций, требующей не переквалификации, а лишь дополнительных к основной профессии навыков). Костяк структурной российской безработицы составляют люди не с устаревшими профессиями, а с устаревшими методами работы и способом мышления, при том, что структурные изменения в России связаны с заменой рыночно неэффективных или нерыночных сфер деятельности высокоприбыльными и рентабельными, что требует новых знаний и нового мышления. Могут возникать также территориальные структурные несоответствия.
Циклическая, или спросодефицитная безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, обусловлена спадом производства и сокращением потребительского спроса из–за падения доходов населения. Профессии и специальности безработных не столько устаревают, сколько им просто не находится применения из–за ненужности части рабочей силы. В российской экономике трудно провести четкую грань между структурной и циклической безработицей. Если в западных странах основу безработицы составляют ее фрикционный и структурный (технологический) подвиды, то для России основная проблема – это циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще).
Естественной и нормальной безработицей как для развитых стран, так и для России является сезонная безработица. Она характерна для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов (пушных, рыбных, китобойных, сбора грибов, орехов, ягод, целебных трав и пр.); вызвана природными факторами и достаточно легко прогнозируется в тех регионах, где преобладают указанные виды экономической деятельности.
Таким образом, безработица может быть вызвана разными причинами – спадом производства в экономике (циклическая), природными факторами (сезонная), структурными изменениями в отраслях производства (структурная, технологическая), несовершенством информации на рынке труда (фрикционная).
Комбинация причин, вызывающих тот или иной тип безработицы, формирует общий уровень безработицы в стране, который может отличаться от реального показателя безработицы на рынке труда. В связи с этим на практике понятие безработицы конкретизируют, используя различные критерии для ее классификации (рисунок 2.15).
Конкретизация безработицы по выделенным критериям важна при исследовании проблем, возникающих при безработице, а также для разработки системы социальной защиты безработных и путей минимизации безработицы. Особую проблему для выработки мер пассивной и активной политики занятости и снижения уровня безработицы составляет достоверность определения количества безработных. Сегодня почти все страны используют стандартную методику Международной организации труда (МОТ) для определения численности безработных. Эта методика базируется на трех критериях безработного состояния:
1) отсутствие работы или самозанятости;
Рисунок 2.15 – Классификация безработицы
2) готовность и способность работать в данное время;
3) осуществление практических шагов по поиску работы.
В России определить реальный уровень безработицы достаточно сложно, во–первых, из–за неоднозначности критериев безработного состояния (например, можно ли считать безработным вынужденно частично занятого и какова должна быть продолжительность состояния «вне работы» и «поиска работы» для отнесения человека к категории безработных); во–вторых, из–за регистрационного подхода к процедуре получения статуса безработного (человек должен зарегистрироваться в Службе занятости, пройти проверку на соответствие некоторым условиям, а уже признанные безработными лица не должны отклонять предложения о трудоустройстве, а получаемое ими пособие по безработице сокращается с ростом стажа безработицы).
Эти факторы преуменьшают реальный уровень безработицы. Периодические обследования домохозяйств, проводимые Федеральной службой государственной статистики с 1992 г., дают более полное представление о процессах на рынке труда, ибо проводятся во всех регионах РФ, охватывают все население страны на основе выборочного метода наблюдения, все сферы экономической активности, все сектора экономики и все категории работающих, включая самостоятельную занятость, неоплачиваемых работников из числа членов семьи, временных работников и совместителей.
Обследование домохозяйств – это единственный источник данных, который позволяет объединить и измерить занятость, безработицу и экономическую активность. Данные, получаемые методом экспертного опроса населения, увеличивают реальный уровень безработицы по меньшей мере в три раза по сравнению с официально регистрируемым. Программы обследования проводятся по рекомендациям МОТ, что обеспечивает международную сопоставимость статистических показателей.
Показатель «уровень безработицы» (УБ) рассчитывается как отношение количества безработных (U) ко всему экономически активному населению (L), где L = Е + U, а Е – численность занятого трудом населения, т.е. УБ = U/L.
Показатель «распространяемость безработицы» характеризует общее число лиц, имевших в определенном периоде статус безработного независимо от того, сохранили они этот статус к концу периода или нет. Общее число лиц определяется как сумма стоявших на учете на начало периода и признанных безработными в данном периоде. Статистическая отчетность и экспертные обследования позволяют определять распространенность безработицы как в целом, так и по отдельным социально–демографическим группам (мужчины, женщины, молодежь, сельские и городские жители).
Показатель «движение безработных» характеризуется системой показателей: 1) сколько новых лиц поставлено на учет; 2) сколько лиц имели статус безработного в начале периода; 3) сколько лиц снято с учета, в том числе трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, снято по другим причинам; 4) сколько безработных осталось на учете в конце периода.
Показатель «продолжительность безработицы» характеризует среднюю длительность поиска работы лицами со статусом безработного (на конец рассматриваемого периода), а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены. При анализе безработицы показатели ее продолжительности имеют особое значение. Средняя продолжительность безработицы и доля безработных, длительно не работающих, позволяют судить о виде безработицы – фрикционная (текучая), циклическая (хроническая).
Уровень безработицы является социальным индикатором развития экономики, и как социально–экономическое явление может рассматриваться с точки зрения запаса и потока. Запас – это количество безработных (10 на данный момент времени. Поток – характеристика динамики безработных, движения в и из состояния безработицы. Показатели потока безработных связаны с притоком в безработицу (Г) и оттоком из безработицы (О). В целом выделяют шесть основных потоков, которые характеризуют состояние рынка труда и уровень безработицы (рисунок 2.16): от занятых к безработным, и наоборот, от экономически неактивных к занятым, и наоборот, от безработных к экономически неактивным, и наоборот.
Рисунок 2.16 – Схема потоков на рынке труда
Обозначим эти потоки:
− b – доля занятых, которые выходят из рабочей силы;
− h – доля тех, кто из экономически неактивного населения переходит в занятые;
− с – доля безработных, которые выходят из рабочей силы;
− g – доля тех, кто из экономически неактивного населения переходит в безработные;
− s – доля тех, кто теряет работу и становится безработным;
− f – доля безработных, которые находят работу.
Тем самым, уровень безработицы является функцией от шести потоков (направлений движения):
(2.18)
где знак над переменной означает ее прямую или обратную связь с уровнем безработицы.
К показателям безработицы относится размер пособия по безработице, который дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Пособие выплачивается:
1) лицам, уволенным с предприятий по любым основаниям (кроме увольнения по собственному желанию) и имевшим в течение последнего года до начала безработицы не менее 12 календарных недель (трех месяцев) оплачиваемую работу. Размер пособия определяется по следующей формуле: в течение первых трех месяцев в размере 75 % среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, в течение четырех следующих месяцев – 60 % того же среднего заработка; в дальнейшем (пять месяцев) – 45 % среднего заработка. Общая продолжительность выплаты пособия – 12 месяцев безработицы. Введены ограничения по размеру пособия по безработице – оно должно быть не ниже 20 % бюджета прожиточного минимума (БПМ) по региону и не выше самого БПМ;
2) лицам, не имевшим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение года до начала безработицы, а также лицам, впервые ищущим работу либо желающим возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва – пособие выплачивается не ниже 20 % БПМ по региону;
3) безработным, обучающимся по направлениям службы занятости с выплатой стипендий в период обучения в размере 7 5% от средней зарплаты за последние три месяца работы; размер пособия по безработице для этой категории лиц составляет 20 % БПМ по региону.
Показатель «скрытая безработица» не учитывается в общем показателе уровня безработицы. Федеральная служба государственной статистики косвенными путями изучает масштабы скрытой безработицы, используя отчеты предприятий, исследуя формы скрытой безработицы – излишнюю численность работников; численность занятых на условиях неполного рабочего времени и желающих перейти на полный рабочий день, но не имеющих такой возможности в силу экономической конъюнктуры фирмы; численность лиц, находящихся в административных отпусках без сохранения содержания, в длительных отпусках с минимальным размером оплаты труда (МРОТ); численность лиц, простаивающих из–за отсутствия материально–технических ресурсов. Тем самым, в российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают зарплату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью, а скрытая безработица состоит из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей.
Показатель «структура безработицы» характеризует безработных по полу, возрасту, уровню образования, профессиональному статусу, социальным признакам (рабочие, служащие, специалисты), по уровню доходов и обеспеченности, по причинам увольнения. Анализ структуры безработицы проводят на основе сочетания статистических, оперативных и социологических методов исследования. Итогом анализа может быть разработка социально–демографического портрета безработного.
Вопрос о социально–экономических последствиях безработицы занимает особое место в теории безработицы. Безработица, прежде всего, означает недоиспользование производственного и человеческого капитала общества; она оборачивается для страны потерями национального продукта и национального дохода. Если экономика не может создать достаточного количества рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. В невыпуске продукции проявляются экономические издержки безработицы. Разницу между фактическим объемом валового национального продукта (ВНП) и потенциальным, который мог бы быть создан, но не произведен, принято называть отставанием объема ВНП. Закон А. Оукена математически описывает зависимость между ростом безработицы и отставанием фактического ВНП от потенциально возможного. Его закон гласит: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание ВНП составляет 2,5 %. В этом законе принципиальным моментом является уровень безработицы, принимаемый обществом как естественный или нормальный (а он, как известно, складывается из структурной и фрикционной безработицы). Естественный уровень безработицы считается предельно допустимым, ибо при нем достигается равновесие факторов, повышающих рыночные цены и заработную плату. По мере развития рыночной экономики естественный уровень безработицы повышается. В западных странах в 70–80–е гг. XX в. естественная норма безработицы составляла 3–4 %, сегодня 5–6 %. В России эту норму определить трудно из–за отсутствия стабильной низкой инфляции и наличия высокой скрытой безработицы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|