Сделай Сам Свою Работу на 5

Антимонопольное законодательство, его основы и направления.





Конкурентное (Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений: Стимулирование предпринимательства Развитие конкурентных начал Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Основными направлениями регулирования антимонопольной политики выступили:
-ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;
-определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.
Под антимонопольной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержку нормальной конкурентной среды.
Антимонопольное регулирование предполагает:
- создание развития конкурентной среды посредством осуществления структурной политики, поддержки малого бизнеса и т.п.;
- ограничение монополистической деятельности.
Важным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. В разных странах оно имеет свои особенности, но общим является следующее:
- контроль за слиянием компаний;
- запрещение сговоров предпринимателей, то есть образование картелей (это объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен, квот (доля) и рынков сбыта). – ОПЕК;
- борьба с недобросовестной конкуренцией.В современных условиях важными элементами системыантимонопольного регулирования выступают следующие:
1. понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
2. виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
3. перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрету.
4. определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
5. меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.





 

20. Антимонопольное регулирование естественных монополий.
Естественная монополия
– это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними издержками, нежели несколько фирм (определяющий принцип – масштаб производства).
В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основе федерального закона "О естественных монополиях" (1995 год), ФЗ "О защите конкуренции".
Регулированию подлежат цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.
Структурная перестройка естественных монополий. Государство также воздействует на естественные монополии следующим образом:
- определяет состав потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
-контроль за инвестиционными программами естественных монополий;
- контроль за заключением некоторых видов сделок.
Важная задача – контроль за структурными образованиями естественных монополий.
В мировой практике широко используется структурное преобразование естественных монополий (РАО ЕЭС). Для реализации антимонопольной деятельности необходимо создание соответствующих государственных органов – Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). В законе о защите конкуренции прописаны функции и полномочия федерального исполнительного органа в сфере антимонопольного регулирования.

21 Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»



Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупц

22 Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:
Инвестиционная политика государства – это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования [10, с.234].
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на[10, с.234]:
а) определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:
1) отраслевой;
2) воспроизводственной;
3) технологической;
4) территориальной и по формам собственности;
б) выбор приоритетов;
в) повышение эффективности инвестиций.
Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации [16, с.53].
Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:
– обеспечение структурной перестройки экономики;
– стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;
– создание дополнительных рабочих мест;
– привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
– совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
– выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
– обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
– поддержка развития малого и среднего бизнеса;
– поддержка развития экспортных производств;
– обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России и д

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.