Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль денег в современной рыночной экономике





Современный капитализм обусловил модификацию функции денег. В сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег (в отличие от денег просто товарного производства) заключается в том, что они превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость.

Функционируя на мировом рынке, деньги обеспечивают перелив капитала между странами. Деньги обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны.

Организаторами этих денежных потоков являются государство, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и де-централизированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.



Основные признаки финансов:

· денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);

· субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

· в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);

· регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.



Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

 

Финансовая структура

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, отличающихся по методам мобилизации и их использованию. Однако они тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в середине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Финансовая система состоит из трех подсистем:
· государственных и муниципальных финансов;
· финансов хозяйствующих субъектов;
· финансов граждан.
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизмы, и как она функционирует. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.



 

Функционирование рыночной экономики основано на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.

Роль финансового рынка заключается в том, что он:[3] мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников; эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными потребителями; определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере; формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом; осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов; формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска; ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов. Роль финансовых рынков в рыночной экономике можно проиллюстрировать упрощенной блок-схемой (рис. 1.1)[4].

По типу финансовых инструментов финансовые рынки можно разделить на рынки долговых обязательств и рынки титулов собственности. На рынке обязательств обращаются облигации, векселя, расписки, коммерческие бумаги и т.п. Все долговые обязательства предусматривают возврат предоставленной в долг суммы через оговоренное время. Владельцы долговых обязательств, как правило, не принимают участия в управлении фирмой, а потому не несут ответственности в случае банкротства предприятия, и задолженность перед ними погашается после осуществления процедуры банкротства в первую очередь. Среди финансовых инструментов, дающих право собственности, - титулов собственности – наиболее известны акции и паи. Акционеры и пайщики являются совладельцами фирмы и имеют право принимать участие в выработке решений по развитию предприятия. Поэтому в случае банкротства на них перекладывается часть ответственности, и возмещение долей участия производится по остаточному принципу, после погашения долгов перед прочими кредиторами.

10. Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценива­ние бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их ка­чества.

1а. Основные источники инфляции

· Повышение номи­нальной заработной платы (например, под давлением проф­союзов, когда ее увеличение не обус­ловлено повышени­ем производитель­ности труда)

· Увеличение цен на сырье и энер­гию (вследствие чего нарушается механизм предло­жения)

· Увеличение налогов

1б. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.

· Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушает­ся со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, кото­рый толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

· Инфляция предложе­ния (издержек) – увеличение издержек производства (вслед­ствие роста заработ­ной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокраще­нию производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейше­му сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Последствия инфляции

Для сферы производства:

· снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

· обесценение всего фонда накопления;

· обесценение кредитов;

· стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

· перераспределение доходов за счет увеличения до­ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро­ванным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государст­венный долг, нередко проводят политику кратковремен­ного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

· отрицательное воздействие на население с фикси­рованными доходами, которые обесцениваются;

· обесценение доходов населения, что приводит к со­кращению текущего потребления;

· определение реального дохода уже не по количест­ву денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может ку­пить;

· снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

· владельцы предприятий не знают, какую цену ста­вить на свою продукцию;

· потребители не знают, какая цена является оправ­данной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

· поставщики сырья предпочитают получать реаль­ные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, на­чинает процветать бартер;

· кредиторы избегают давать в долг.

 

11. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

· Федеральный бюджет

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов.

 

12. Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое[1] юридическое лицо, которое:

· создано в целях извлечения прибыли,

· имеет право осуществлять банковские операции,

· имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,

· действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),

· не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

Виды банков

Различают:

· центральные банки, осуществляющие государственное регулирование банковской сферы и денежную эмиссию.

· коммерческие банки, осуществляющие предпринимательскую банковскую деятельность;

o универсальные банки, осуществляют все основные виды банковских операций;

o инвестиционные банки, специализируются на инвестициях, чаще всего в ценные бумаги;

o сберегательные банки, специализируются на привлечении средств населения;

Функции банков

· Исторически первой функцией банков было безопасное хранение денег клиентов.

· Так как у банка есть много клиентов, которые хранят в нем свои деньги, то банк становится способен переводить деньги от одного из них другому путем изменения записей в банковских счетах (безналичные расчеты). Безналичные расчеты возможны и между клиентами различных банков благодаря системе корреспондентских счетов.

· Банки выдают кредиты. При этом фактически создаётся дополнительная денежная масса (см. Банковский мультипликатор).

Существенные особенности банковской деятельности (отличающие её от производственной, торговой и др.) :

· Преобладание в ресурсах банков привлечённых и заёмных средств, влекущее за собой повышенную ответственность перед кредиторами и вкладчиками.

· Чрезвычайная подвижность и изменчивость параметров финансовых рынков, вызываемая не только экономическими, но и политическими, социальными и иными причинами.

· Необходимость постоянной и одновременной работы с клиентами, представляющими различные сферы и отрасли хозяйствования, имеющими противоречивые интересы и цели.

· Нематериальный характер банковских продуктов (услуг) и необходимость участия практически всех подразделений банка в производстве каждого такого продукта.

 

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

13. Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструк­туры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и мало­обеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Как пока­зано в предыдущих темах, рыночный механизм сам нуждается в совер­шенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики госу­дарство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфиче­скими условиями жизни людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроиз­водственные (микроэкономические), межгосударственные, международ­ные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, произ­водства товаров и производства услуг, производства средств произ­водства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и регио­нальными комплексами.

В результате широкомасштабных процессов приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях большую значимость имеют соотношения и связи между двумя крупными секторами национального хозяйства: государственным и частным.

Деятельность государства по регулированию структуры националь­ного хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основа­тельности решаемых проблем — на стратегическую и тактическую.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика — совокупность приемов и методов, с помощью которых ре­шаются стратегические замыслы и задачи.

Высшей целью структурной политики является обеспечение сба­лансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновес­ное), безкризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структур­ной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

14. Важным компонентом всякой структурной политики является нацеливание - скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке. В мировой практике существует несколько критериев для выбора нацеливаемых отраслей

- традиционный: поддерживаются депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны (с более благоприятной структурой издержек), либо модернизации для удержания конкурентных позиций;

- поддержка молодых наукоемких отраслей с перспективой повышения конкурентоспособности;

- нацеливание осуществляется в направлении отраслей с высокой добавленной стоимостью в расчете на 1 работника;

- выделяются отрасли с большими сопряженными связями, оказывающими наибольшее воздействие на всю остальную экономику;

- ответная реакция на аналогичное нацеливание в других странах;

- выделяются отрасли с наибольшими положительными внешними эффектами (в виде распространения результатов НИОКР, знаний, создания дополнительной занятости и т.п.).

Оборотной стороной нацеливания является деинвестирование, сворачивание определенных секторов национального хозяйства - вплоть до их уничтожения (поэтому не случайно, что структурные изменения сопровождаются конфликтными политическими процессами и поисками компромиссов). Так, одна из главных общенациональных задач экономической политики в России - избавление экономики от значительной части производственного потенциала. Приоритетными должны быть предприятия "высокой технологии", научно-технический и образовательный потенциал страны, ее энергетическая, транспортная инфраструктура, предприятия экспортной ориентации, а также комплекс отраслей, работающих на массового потребителя. Следовательно, неотъемлемым компонентом обеспечивающей экономический рост структурной политики является механизм банкротств - особенно в наиболее "неповоротливых", наиболее монополизированных отраслях.

 

15. Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.