Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие группы, типы групп





Группа занимает ключевое место в организации: естественная форма объединенных индивидов, структурный элемент для построения организации.

Группа оказывает позитивное влияние на отдельного работника и на всю организацию в целом.

Процессы, которые идут в группе, носят название групповой динамики.

Группа относительно обособленное объединение двух или более лиц взаимодействующих друг с другом в течение достаточно продолжительного промежутка времени, воспринимающих себя, как мы, т.е. сообщества, которому они принадлежат основные элементы структуры.

Понятие группы:

1. Взаимодействие:

- Общность интересов и целей

- Схожие отношения членов группы к целям и интересам

- Возможность получения в результате взаимодействия морального или материального вознаграждения

2. Принадлежность группе

- Естественное желание человек к объединению с другими людьми

- Возможность реализации себя в обществе.

 

Формирование группы и ее характеристики

 

Процессы, определяющие особенности развития группы:

- Адаптация

- Интеграция – формирование чувства принадлежности индивудума к группе



- Поведенческая – стремление

Превращение коллектива в саморегулируемый социальный коллектив.

Стадии развития группы не изолированы друг от друга, процессы могут проходить одновременно.

Структура группы зависит от:

- Размера группы

- Состава

- Типа

- Взаимоотношений и норм в группе

- Статуса и роли каждого члена

Групповые нормы – принято понимать общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.

Основные нормы можно свести к нескольким группам:

- Определяют нормы деятельности: производительность, качество, сроки выполнения и т.д.

- Нормы, связанные с распределением ресурсов, они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, предоставление льгот и привилегий

- Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений, допустимые предельные санкции к отдельным членам группы

Значение норм:

- Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы, сокращают количество межличностных проблем и конфликтов.



- Позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других.

- Влияют на сплоченность группы.

 

Формальные и неформальные группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации

 

Типы групп: формальные, неформальные

В основе типологии групп – принцип создания групп.

Формальные группы - группы, создаваемые директивно по воле организации для выполнения ее целей.

Различают 2-а типа формальных групп:

- Административные

- Оперативные

Неформальные группы – группы, создаваемые работниками для удовлетворения различных потребностей.

- По интересам

- На основе дружбы

Общее у формальных и неформальных групп:

- Проходят одинаковые стадии развития

- Одинаково организованы

- Групповой динамике свойственны одинаковые характеристики: сплоченность, конфликты.

 

База для сравнения Неформальная группа Формальная группа
Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
Основные концепции Власть, влияние Права и обязанности
Основное внимание К человеку К должности
Источник власти Исходит от группы Делегирует руководство
Руководство и поведение Нормы Правила
Источники управления Санкция Вознаграждение, штраф

 

Рекомендации менеджерам по работе с неформальными группами:

- Необходимость признавать наличие неформальной группы.

- Необходимо выслушивать мнение ее членов и лидера.

- Перед принятием, каких либо действий просчитывать их последствия для не формальной группы.

- Привлекать членов неформальных группы к принятию управленческих решений.



- Выдавать всем сотрудникам точную информацию, препятствующую распространению слухов.

 

Причина образования группы Типы групп Стадии развития группы Основные характеристики групп Потенциальный конечный результат
Удовлетворение потребностей в: - общении - самоуважении - безопасности - усилении власти -получение определенного статуса -достижении социальных, экономических и других целей Формальные: -административные -оперативные Неформальные: -по интересам -по дружбе 1-адаптация 2-идентификация 3-интеграция 4-распад -структура -размер -состав -статус -роли -нормы -сплоченность -коммуникация -взаимопонимание -лидерство -конфликт -индивидуальная результативность -групповая результативность -организационная результативность

 

 

Конфликты в организации

Виды, природа, причины, пути разрешения конфликтов

Мероприятия по сплочению группы.

- Помогите группе испытать успех.

- Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру.

- Развивайте чувство принадлежности к группе для ощущения некой избранности.

- Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность группе отвечала мотивации к принадлежности, уважению и самоуважению.

- Поддерживайте веру группы в реальность поставленных задач.

Природа конфликта в организации.

Конфликт – несогласие во мнениях между 2-мя или более личностями

Конструктивный конфликт вызывается объективными причинами и приводит к снятию причин несогласия.

Деструктивный конфликт может вызваться и объективными и субъективными причинами, и наиболее часто переносится из деловой сферы в личную.

Типы конфликтов:

- Внутриличностный (внутриролевой) – требования, предъявляемые к человеку, не соответствуют его интересам и потребностям.

- Межличностный (межролевой).

- Конфликт между личностью и группой.

- Межгрупповой конфликт.

Причины конфликтов:

- Распределение ресурсов.

- Взаимозависимость задач.

- Различие в целях.

- Различие в представлениях и ценностях.

- Различие в манере поведения и жизненном опыте.

- Недостаток информации.

Последствия конфликта:

- Функциональные.

- Дисфункциональные.

Меры предупреждения – постоянное наблюдение за наличием признаков делового поведения

Межличностные стили разрешения конфликтов:

- Уклонение

- Сглаживание

- Принуждение

- Компромисс

 

Коммуникации в организации. Процесс коммуникации. Барьеры в коммуникациях

 

Коммуникативное поведение в организации

Коммуникация – контакт, связь с цель обмена целями, мнениями, информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий.

Шум – любое вмешательство в процесс коммуникации искажающий смысл послания.

Источники шума:

- Средства коммуникационного процесса

- Организационные составляющие

Примеры наличия шума:

- Звуковые ошибки в произношении

- Наличие более сильного параллельного сигнала

- Языковые ошибки

- Ошибки в линиях связи

- Добавление в послание на различных уровнях

Характеристики эффективной обратной связи:

- Направленность на улучшение качества работы и повышение ценности каждого работника

- Конкретность и конструктивность

- Описательный характер

- Полезность

- Своевременность поступления

- Желание и готовность работника к восприятию обратной связи

- Ясность и четкость выражения, понятность получателю

- Надежность и достоверность

Виды коммуникации в организации:

По субъекту и средствам коммуникации они подразделяются на межличностные и на коммуникации с помощью технических средств и информационных технологий.

По форме общения:

- Вербальные

- Невербальные

По каналам общения:

- Формальные

- Неформальные

По организационному признаку:

- Вертикальные

- Горизонтальные

- Диагональные

По направленности общения:

- Нисходящие

- Восходящие

Барьеры в коммуникации:

- Личностные барьеры

- Физические барьеры

- Семантические барьеры

- Языковые барьеры

- Организационные барьеры

- Культурные барьеры

- Временные барьеры

- Коммуникативные перегрузки

- Нежелание делится информацией

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.