Понятие группы, типы групп
Группа занимает ключевое место в организации: естественная форма объединенных индивидов, структурный элемент для построения организации.
Группа оказывает позитивное влияние на отдельного работника и на всю организацию в целом.
Процессы, которые идут в группе, носят название групповой динамики.
Группа относительно обособленное объединение двух или более лиц взаимодействующих друг с другом в течение достаточно продолжительного промежутка времени, воспринимающих себя, как мы, т.е. сообщества, которому они принадлежат основные элементы структуры.
Понятие группы:
1. Взаимодействие:
- Общность интересов и целей
- Схожие отношения членов группы к целям и интересам
- Возможность получения в результате взаимодействия морального или материального вознаграждения
2. Принадлежность группе
- Естественное желание человек к объединению с другими людьми
- Возможность реализации себя в обществе.
Формирование группы и ее характеристики
Процессы, определяющие особенности развития группы:
- Адаптация
- Интеграция – формирование чувства принадлежности индивудума к группе
- Поведенческая – стремление
Превращение коллектива в саморегулируемый социальный коллектив.
Стадии развития группы не изолированы друг от друга, процессы могут проходить одновременно.
Структура группы зависит от:
- Размера группы
- Состава
- Типа
- Взаимоотношений и норм в группе
- Статуса и роли каждого члена
Групповые нормы – принято понимать общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.
Основные нормы можно свести к нескольким группам:
- Определяют нормы деятельности: производительность, качество, сроки выполнения и т.д.
- Нормы, связанные с распределением ресурсов, они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, предоставление льгот и привилегий
- Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений, допустимые предельные санкции к отдельным членам группы
Значение норм:
- Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы, сокращают количество межличностных проблем и конфликтов.
- Позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других.
- Влияют на сплоченность группы.
Формальные и неформальные группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации
Типы групп: формальные, неформальные
В основе типологии групп – принцип создания групп.
Формальные группы - группы, создаваемые директивно по воле организации для выполнения ее целей.
Различают 2-а типа формальных групп:
- Административные
- Оперативные
Неформальные группы – группы, создаваемые работниками для удовлетворения различных потребностей.
- По интересам
- На основе дружбы
Общее у формальных и неформальных групп:
- Проходят одинаковые стадии развития
- Одинаково организованы
- Групповой динамике свойственны одинаковые характеристики: сплоченность, конфликты.
База для сравнения
| Неформальная группа
| Формальная группа
| Общие взаимоотношения
| Неофициальные
| Официальные
| Основные концепции
| Власть, влияние
| Права и обязанности
| Основное внимание
| К человеку
| К должности
| Источник власти
| Исходит от группы
| Делегирует руководство
| Руководство и поведение
| Нормы
| Правила
| Источники управления
| Санкция
| Вознаграждение, штраф
|
Рекомендации менеджерам по работе с неформальными группами:
- Необходимость признавать наличие неформальной группы.
- Необходимо выслушивать мнение ее членов и лидера.
- Перед принятием, каких либо действий просчитывать их последствия для не формальной группы.
- Привлекать членов неформальных группы к принятию управленческих решений.
- Выдавать всем сотрудникам точную информацию, препятствующую распространению слухов.
Причина образования группы
| Типы групп
| Стадии развития группы
| Основные характеристики групп
| Потенциальный конечный результат
| Удовлетворение потребностей в:
- общении
- самоуважении
- безопасности
- усилении власти
-получение определенного статуса
-достижении социальных, экономических и других целей
| Формальные:
-административные
-оперативные
Неформальные:
-по интересам
-по дружбе
| 1-адаптация
2-идентификация
3-интеграция
4-распад
| -структура
-размер
-состав
-статус
-роли
-нормы
-сплоченность
-коммуникация
-взаимопонимание
-лидерство
-конфликт
| -индивидуальная результативность
-групповая результативность
-организационная результативность
|
Конфликты в организации
Виды, природа, причины, пути разрешения конфликтов
Мероприятия по сплочению группы.
- Помогите группе испытать успех.
- Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру.
- Развивайте чувство принадлежности к группе для ощущения некой избранности.
- Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность группе отвечала мотивации к принадлежности, уважению и самоуважению.
- Поддерживайте веру группы в реальность поставленных задач.
Природа конфликта в организации.
Конфликт – несогласие во мнениях между 2-мя или более личностями
Конструктивный конфликт вызывается объективными причинами и приводит к снятию причин несогласия.
Деструктивный конфликт может вызваться и объективными и субъективными причинами, и наиболее часто переносится из деловой сферы в личную.
Типы конфликтов:
- Внутриличностный (внутриролевой) – требования, предъявляемые к человеку, не соответствуют его интересам и потребностям.
- Межличностный (межролевой).
- Конфликт между личностью и группой.
- Межгрупповой конфликт.
Причины конфликтов:
- Распределение ресурсов.
- Взаимозависимость задач.
- Различие в целях.
- Различие в представлениях и ценностях.
- Различие в манере поведения и жизненном опыте.
- Недостаток информации.
Последствия конфликта:
- Функциональные.
- Дисфункциональные.
Меры предупреждения – постоянное наблюдение за наличием признаков делового поведения
Межличностные стили разрешения конфликтов:
- Уклонение
- Сглаживание
- Принуждение
- Компромисс
Коммуникации в организации. Процесс коммуникации. Барьеры в коммуникациях
Коммуникативное поведение в организации
Коммуникация – контакт, связь с цель обмена целями, мнениями, информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий.
Шум – любое вмешательство в процесс коммуникации искажающий смысл послания.
Источники шума:
- Средства коммуникационного процесса
- Организационные составляющие
Примеры наличия шума:
- Звуковые ошибки в произношении
- Наличие более сильного параллельного сигнала
- Языковые ошибки
- Ошибки в линиях связи
- Добавление в послание на различных уровнях
Характеристики эффективной обратной связи:
- Направленность на улучшение качества работы и повышение ценности каждого работника
- Конкретность и конструктивность
- Описательный характер
- Полезность
- Своевременность поступления
- Желание и готовность работника к восприятию обратной связи
- Ясность и четкость выражения, понятность получателю
- Надежность и достоверность
Виды коммуникации в организации:
По субъекту и средствам коммуникации они подразделяются на межличностные и на коммуникации с помощью технических средств и информационных технологий.
По форме общения:
- Вербальные
- Невербальные
По каналам общения:
- Формальные
- Неформальные
По организационному признаку:
- Вертикальные
- Горизонтальные
- Диагональные
По направленности общения:
- Нисходящие
- Восходящие
Барьеры в коммуникации:
- Личностные барьеры
- Физические барьеры
- Семантические барьеры
- Языковые барьеры
- Организационные барьеры
- Культурные барьеры
- Временные барьеры
- Коммуникативные перегрузки
- Нежелание делится информацией
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|