|
Подготовка грузовых помещений судна к приему груза.
Введение
Важнейшей задачей успешной перевозки грузов является обеспечение сохранности перевозимых грузов путем соблюдения оптимальных режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и создания условий, не ухудшающих качества груза в процессе перевозки.
Транспортировка грузов морем существенно отличается от перевозок другими видами транспорта размещением очень больших количеств груза в одном трюме, появлением значительных дополнительных нагрузок переменного характера при качке судна, большими перепадами температуры и влажности при длительных переходах, своеобразием грузовых операций в портах и на рейде и др. Сосредоточения в одном грузовом помещении разнородных видов груза могут создать неблагоприятные условия для сохранения их качества. Некоторые виды грузов, например способные к смещению, могут создать угрозу для безопасности судна и экипажа.
Эффективность использования транспортного флота достигается высокой приспособленностью судов, соответствием их технико-эксплуатационных характеристик транспортным характеристикам груза, что приводит к специализации судов.
В настоящее время мы наблюдаем «диктат» груза, оформившегося в новом качестве в виде укрупненных отдельных грузовых мест, под размеры которых судостроители проектируют грузовые трюмы.
Для сокращения времени грузовых операций и уменьшения стояночного времени многие грузы претерпели значительные изменения. Например, штучные грузы, перевозимые ранее только в мешках или ящиках, стали перевозить навалом на специализированных судах (зерно, сахар-сырец и др.); круглый лес, упакованный в пакеты, из навалочного стал штучным; некоторые сухие грузы стали грузиться и выгружаться как жидкие (древесная щепа в пульпообразном состоянии, рудные концентраты в виде суспензии). Такое преобразование грузов привело к созданию принципиально новых типов грузовых судов. Кроме того, действует и другая тенденция - создание комбинированных типов судов, предназначенных для различных видов грузов с целью уменьшения балластных переходов.
Главными направлениями в технологии перевозки грузов морем остается контейнеризация перевозочного процесса, использование укрупненных грузовых единиц (УГЕ) и высокая степень механизации и автоматизации перегрузочных работ на судах, перевозящих сухие и жидкие грузы. Сменилось несколько поколений контейнеровозов, усовершенствованы способы погрузки-разгрузки УГЕ, до минимума сведен ручной труд на новых типах танкеров, появились и успешно применяются ЭВМ, определяющие оптимальную загрузку и контролирующие прочность и остойчивость судна, используются автоматизированные системы контроля состояния груза и поддержания соответствующего микроклимата в трюмах с режимными грузами.
К традиционным способам погрузки-разгрузки через грузовые люки в палубах (вертикальный способ) добавились и развиваются другие способы грузовых операций. Суда с горизонтальным способом погрузки могут перевозить контейнеры, пакетированные, крупногабаритные и генеральные грузы, а также колесную технику. Суда накатного типа (ролкеры) могут работать у неспециализированных причалов и в приливных портах. Их грузовые помещения имеют меньшую зависимость от габаритов груза, чем у контейнеровозов ячеистого типа. Ограничения по массе и размерам грузовых мест на этих судах связаны в основном с размерами и прочностью аппарелей. Еще более крупные УГЕ перевозят на лихтеровозах, судах, принимающих плавающие лихтеры с воды при помощи мощных козловых кранов или доковым методом. Лихтеровозы не нуждаются в причалах. Их разгрузка может осуществляться на рейде. Спущенные на воду лихтеры буксирами-толкачами или обычными буксирами доставляют к местам их разгрузки в малые закрытые бухты, в портпункты или в речные порты.
Нормативную базу технологии морских перевозок составляет ряд международных правил, среди которых важнейшими являются: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), Международная конвенция по перевозке опасных грузов, правила безопасной перевозки зерна, требования по предупреждению загрязнения моря (МАРПОЛ) и др. Отечественные руководящие нормативные документы по морским перевозкам имеют в своей основе требования международных правил и отражают специфику условий перевозки грузов в каботаже в соответствующих районах.
Одним из путей повышения эффективности работы флота на перевозках не требующих дополнительных капитальных вложений, является улучшение использования судов по загрузке. Последнее может быть достигнуто за счет правильной загрузки судна, обеспечивающей в процессе рейса требуемое значение остойчивости, нормальный дифферент и прочность корпуса при заданном уровне производственно-экономических показателей. Кроме этого, результат рейса во многом зависит от того, насколько командный состав знает условия перевозки грузов, правила документального оформления их транспортировки, обычаи портов захода и умеет применять эти знания на практике.
1. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Т/Х ''АДОНИС''
Архитектурно-конструктивный тип: одновинтовое, двухпалубное, с надстройкой и МО смещёнными в корму, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Класс Регистра: КМ ЛЗ 1
Непрерывных палуб: 2
Водонепроницаемых переборок: 9
Система набора: смешанная
Район плавания: неограниченный
Дальность плавания: 12000 миль
Группа для генеральных (штучных) грузов — VI Группа для навалочных грузов — IV
Таблица 1. Характеристики судна.
№
| Название
| Обозначение
| Значение
| Единицы измерения
|
| Длина наибольшая
| Lнаиб
| 169,5
| м
|
| Длина между перпендикулярами
| Lпер
| 156,0
| м
|
| Высота борта до верхней палубы
| H
| 13,2
| м
|
| Ширина судна
| B
| 21,8
| м
|
| Осадка по ЛГМ
| T
| 10,00
| м
|
| Водоизмещение судна при осадке по ЛГМ
| Δ
|
| т
|
| Дедвейт
| Δw
|
| т
|
| Чистая грузоподъёмность
| Δч
|
| т
|
| Регистровая вместимость:
валовая
чистая
|
BRT
NRT
|
|
рег. т
рег. т
|
| Грузовместимость судна:
киповая
насыпью
|
Wк
Wн
|
|
м3
м3
|
| Судно порожнём:
осадка средняя
водоизмещение
абсцисса Ц.Т.
аппликата Ц.Т.
|
Tо
Δо
Xgo
Zgo
|
3,34
-11,20
9,62
|
м
т
м
м
|
| Скорость судна:
в грузу
в балласте
|
Vг
Vб
|
19,0
20,5
|
уз
уз
|
| Число тонн на 1 см осадки
| q
| 27,90
| т/см
|
| Суточный расход топлива:
на ходу
на стоянке
|
qтх
qтст
|
34,3
2,2
|
т/сут
т/сут
|
| Суточный расход воды:
на ходу
на стоянке
|
qвх
qвст
|
5,0
5,0
|
т/сут
т/сут
|
| Суммарная площадь скуловых килей
| Ак
| 52,0
| м2
|
Таблица 2.Характеристики грузовых помещений.
Наименование
помещений
| Шпан-
гоуты
| Насыпной груз
| Штучный груз
| Возвыш
дна Zдн,
м
| Глубина
помещ, м
| | Wн,
м3
| X,
м
| Z,
м
| Wк,
м3
| X,
м
| Z,
м
| | | Трюм №1
| 15-39
|
| 58,51
| 7,39
|
| 58,51
| 6,30
| 5,00
| 3,64
| | Трюм №2
| 39-64
|
| 40,94
| 5,71
|
| 40,94
| 5,15
| 1,50
| 7,14
| | Трюм №3
| 64-86
|
| 22,34
| 5,57
|
| 22,34
| 5,09
| 1,50
| 7,14
| | Трюм №4
| 90-111
|
| 0,77
| 5,53
|
| 0,77
| 5,14
| 1,50
| 7,14
| | Трюм №5
| 111-133
|
| -17,41
| 5,57
|
| -17,41
| 5,04
| 1,50
| 7,14
| | Трюм №6
| 163-183
|
| -59,41
| 7,93
|
| -59,41
| 6,69
| 4,90
| 4,45
| | Твиндек №1
| 15-39
|
| 59,04
| 11,67
|
| 59,04
| 10,23
| 9,55
| 3,60
| | Твиндек №2
| 39-64
|
| 41,24
| 11,75
|
| 41,24
| 10,37
| 9,55
| 3,24
| | Твиндек №3
| 64-86
|
| 22,47
| 11,71
|
| 22,47
| 10,32
| 9,55
| 3,24
| | Твиндек №4
| 90-111
|
| 0,77
| 11,72
|
| 0,77
| 10,50
| 9,55
| 3,24
| | Твиндек №5
| 111-133
|
| -17,47
| 11,71
|
| -17,47
| 10,25
| 9,55
| 3,24
| | Твиндек №6
| 163-188
|
| -61,74
| 12,31
|
| -61,74
| 10,73
| 10,30
| 2,70
| | Твиндек-бак
| 15-35
|
| 60,55
| 15,65
|
| 60,55
| 14,03
| 13,50
| 2,70
| | Итого
|
|
|
|
| |
Таблица 3.Характеристики топливных, масляных и водяных цистерн.
Наименование
цистерн
| Шпан-
гоуты
| Объём,
м3
| Масса,
т
| X
| Z
| Δmh,
тм
|
|
|
|
|
|
|
| Цистерны для топлива
| Мжд цист. №7,8 ПиЛБ
| 86-111
|
|
| 2,50
| 0,83
|
| Мжд цист. №15 ПБ
| 144-160
|
|
| -34,00
| 1,03
|
| Мжд цист. №16 ЛБ
| 144-160
|
|
| -33,32
| 0,93
|
| Мжд цист. №20 ЛБ
| 137-143
|
|
| -29,68
| 0,91
|
| Отстойная цистерна
|
|
| 58,5
| -27,85
| 9,15
|
| Расходная цистерна
|
|
|
| -28,75
| 8,15
|
| Мжд цист. №3,4 ПиЛБ
| 39-64
|
|
| 40,07
| 0,86
|
| Мжд цист. №5,6 ПиЛБ
| 64-86
|
|
| 22,11
| 0,83
|
| Борт цист. №26 ПиЛБ
| 86-90
|
|
| 11,40
| 5,51
|
| Диптанк №27 ДП
| 86-90
|
|
| 11,45
| 5,54
|
| Мжд цист. №13 ДП
| 161-184
|
|
| -56,92
| 1,92
|
| Мжд цист. №9 ПБ
| 111-133
|
|
| -16,71
| 0,83
|
| Мжд цист. №10 ЛБ
| 111-133
|
|
| -17,19
| 0,83
|
| Расходная цистерна
|
|
| 22,2
| -28,70
| 8,18
|
| Итого топлива
|
| 2372,7
|
| Цистерны для масла
| Мжд цист. №11 ПБ ст-ц.
| 135-158
|
|
| -43,51
| 0,81
|
| Мжд цист. №18 ЛБ ст-ц.
| 143-160
|
|
| -44,41
| 0,81
|
| Мжд цист. отраб масла
| 143-160
|
|
| -40,25
| 1,11
|
| Цист. моторного масла
|
|
| 21,3
| -44,68
| 11,75
|
| Цист. цилиндров масла
|
|
|
| -44,66
| 11,75
|
| Итого масла
|
|
|
|
Продолжение таблицы 3.
|
|
|
|
|
|
|
| Цистерны для воды
| Цист. котельн. воды ПБ
|
|
|
| -27,93
| 11,56
|
| Цист. котельн. воды ДП
| 188-196
|
|
| -74,23
| 10,95
|
| Цист. мыт. воды №28 ЛБ
| 161-163
|
|
| -51,48
| 6,98
|
| Цист.мыт. воды №29 ПБ
| 161-163
|
|
| -51,48
| 7,21
|
| Цист. пит. воды ЛиПБ
|
|
|
| -28,42
| 11,48
|
| Итого воды
|
|
|
| Всего запасов
| 2855,7
|
| Балласт (1,025 т/м3)
| Форпик
| нос-15
|
|
| 72,02
| 9,59
|
| Мжд цист. №2 ДП
| 15-39
|
|
| 58,06
| 2,99
|
| Цист. №35,42 ПиЛБ
| 86-90
|
|
| 11,42
| 11,51
|
| Ахтерпик
| 184-кор
|
|
| -73,86
| 8,65
|
| Мжд цист. №3,4 ПиЛБ
| 39-64
|
|
| 40,07
| 0,86
|
| Мжд цист. №5,6 ПиЛБ
| 64-86
|
|
| 22,11
| 0,83
|
| Борт. цист. №26 ПиЛБ
| 86-90
|
|
| 11,40
| 5,51
|
| Диптанк №27 ДП
| 86-90
|
|
| 11,45
| 5,54
|
| Мжд цист. №13 ДП
| 161-184
|
|
| -56,92
| 1,92
|
| Итого балласта
|
|
|
|
2.Транспортные характеристики грузов.
Одним из важных этапов подготовки к расчету грузового плана является детальное изучение транспортны характеристик и свойств грузов, предъявляемых к перевозке. Их правильный учет позволит определить условия и технику перевозки, перегрузки и хранения, спопобствует сохранной доставке и обеспечению безопасности судна.
ШИФЕР
Прессованные тонкие плиты из отходов асбестового волокна и цемента, используется как кровельный материал. Подвержен механическим повреждениям, что ухудшает его товарный вид, снижает стоимость и вызывает обоснованные претензии получателей. В остальном - нейтральный груз. Предъявляется к перевозке в пакетированном виде. Особенно внимательно следует относиться к высоте укладки груза: она может быть ограничена во избежание деформации нижележащих грузовых мест. УПО - 0,8-1,2 м3/т.
ШПАЛЫ деревянные - специальные опоры для рельсов, могут быть предъявлены к пере возке в готовом виде: предварительно высушенные и пропитанные специальным составом (антисептиками), предохраняющим древесину от гниения. Имеют резкий, специфический запах, несовместимы практически ни с каким другим грузом. Масса одной шпалы обычно около 56 кг. Принимаются и сдаются судном по числу грузовых мест. УПО - 1,4-1,7 м3/т
ГИПС — груз представляет собой необработанную гипсовую руду. Это естественный гидрированный сульфат кальция. Мягкий минерал в основном в форме алебастра, другая его форма известна по названию "месячный камень" — селенит, прозрачный, растворимый в воде. Используется при изготовлении цемента, черепицы, кафеля, штукатурки, посуды и т. д. Груз представляет собой массу с частицами размером от 100 мкм. Средняя влажность 1-2%. Его не следует хранить рядом с грузами, подверженными вредному влиянию влаги и пыли. Частицы груза не должны превышать 200 мкм, чтобы не повредить грузовое оборудование судна. Общее количество груза с частицами размером более 200 мкм не должно превышать 20% всего груза. Угол естественного откоса около 30°. Перед погрузкой грузовые помещения должны быть убраны, вымыты морской водой и высушены. Остатки предшествующего груза следует удалить. Перед погрузкой необходимо проверить закрытия всех крышек. К погрузке груз должен предоставляться сухим, льяла должны быть высушены и защищены от просыпания груза. Попадание груза в сточные колодцы приводит их в непригодность, так как гипс сильный связывающий агент. В конце погрузки необходимо проконтролировать, чтобы угол между горизонтальной плоскостью и поверхностью груза составлял не более 30°. При таком значении угла вероятность сдвига груза существенно уменьшается. Тара: мешки (бумага) УПО—1,2-1,4 м.куб/т.
ОРЕХИ - односеменные нераскрывающиеся семена растений, питательный пищевой продукт. По своим свойствам идентичны кофе в зернах и какао-бобам: гигроскопические, могут обладать слабым приятным запахом, восприимчивы к посторонним запахам, подвержены деятельности микроорганизмов, грызунов, могут плесневеть при повышенной влажности, некоторые виды обладают слабой механической прочностью. Груз подлежит карантинному контролю. Могут предъявляться к морской перевозке в неочищенном виде (насыпью или в тканевых мешках) и в очищенном виде (обычно в мешках). Некоторые ценные виды очищенных орехов (арахис, кешью и др.) могут предъявляться к пере возке запаянными в жестяные банки, которые пакуются в ящики (картон), свойства в этом случае идентичны см. КОНСЕРВЫ.
Учитывая направленность перевозок (подавляющее большинство орехов имеет тропическое происхождение), можно утверждать, что основная опасность заключается в подмочке груза конденсатом, который образуется в грузовых помещениях на металлических поверхностях набора корпуса судна при движении его на север (в более холодные климатические зоны).
УПО может колебаться в довольно широком диапазоне (от 1,5 до 3,5 м3/т) в зависимости от тары и содержимого, поэтому об этой характеристике целесообразно заранее запросить грузоотправителя.
Фисташки плоды (орехи) деревьев и кустарников семейства сумахо-вых, тара: ящики (фанера, чаще картон), иногда предварительно расфасованные в потребительскую упаковку, УПО - 2,0-2,4 м3/т.
Таблица 2.1-Объемно массовые характеристики грузов
Наименование
груза
| Вид тары
| Масса 1 места, кг
| Объем 1 места,
м³
| УПО груза,
м³/т
| Нормы расхода сепарационных материалов
| Валовые нормы
т/сут
| Порт погрузки
Джакарта
| Порт выгрузки
Николаев
| Шифер
| пакеты
|
| 0,104
| 0,8
| 0,005
|
|
| Шпалы сосновые
| В готовом виде
|
| 0,084
| 1,5
|
|
|
| гипс
| мешки
|
| 0,072
| 1,2
| 0,025
|
|
| фисташки
| ящики
|
| 0,12
| 2,4
| 0,015
|
|
|
Анализ транспортных характеристик служит основанием для составления таблицы совместимости грузов (табл. 2.2) и соответствующим размещениям их по грузовым помещениям судна.
Таблица 2.2-Таблица совместимости грузов
Наименование грузов
| Грузы, размещаемые сверху
| Грузы, размещаемые
снизу
| Шифер
| Шпалы сосновые
| гипс
| фисташки
| Шифер
| -
|
|
|
| Шпалы сосновые
|
| -
|
|
| гипс
|
|
| -
|
| фисташки
|
|
|
| -
|
1 - совместная перевозка на одном судне запрещена;
2 - через отсек от...;
3 - в соседнем отсеке от...;
4 - в одном отсеке, но в разных помещениях;
5 - в одном помещении, но при условии разделения грузом, нейтральным по отношению к двум перевозимым;
6 - в одном помещении, но с сепарацией;
7 - совместное размещение допускается без ограничений.
Подготовка грузовых помещений судна к приему груза.
Транспортные свойства грузов, характеристики грузовых помещений и условия предстоящего рейса предопределяют подготовку судна к погрузке.
Проводятся следующие мероприятия при подготовке судна к приему заданных грузов.
1)тщательно подмести трюмы и убрать мусор;
2)проветрить грузовые помещения; это особо необходимо, если ранее перевозились грузы, вредные для здоровья или опасные (каменный уголь, руда и др.);
3)открыть все льяла;
4)вымыть трюмы водой из шлангов, протирая борта и настил щетками или голиками (иногда мойку трюмов можно заменить тщательным подметанием трюма влажными опилками);
5) В связи с перевозкой жести возможно образование процесса коррозия, вследствие которой уменьшается процент кислорода в трюмном воздухе, следовательно необходимо избежать любое попадание влаги в отсеки, которое обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
-откачать воду из льял, выбрать из них попавший при мойке мусор;
-убедиться в исправности осушительной системы льял, затем закрыть льяла лючинами, законопатить щели, чтобы исключить всякую возможность попадания груза в льяла и засорения сеток приемных труб осушительной системы;
-просушить трюмы; для этого грузовые люки надо открыть, раструбы вентиляторов развернуть, установить виндзейли, нижние концы которых должны быть от пайола на расстоянии 1—1,5 м;
- проверить надежность закрытия горловин второго дна и исправность фановых и шпигатных труб. Проверить состояние измерительных и воздушных трубок;
6)заготовить стропы, подкладочный и сепарационный материалы и средства для крепления груза;
7)проверить электроосвещение и приготовить переносные люстры;
8)если судно перевозило груз, издающий сильный запах (кожи, рыбу, селитру и др.), или замечалось загнивание попавшего в льяла груза, то, кроме вентиляции, место, где лежал этот груз, и льяла нужно промыть горячей водой и раствором негашеной извести (на одно ведро 2,5 кгизвести) и тщательно протереть щетками. Оставшиеся в трюме пятна от пахучих и масляных грузов также можно отмыть горячей водой с добавлением каустической серы, а затем протереть щетками и голиками.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|