Сделай Сам Свою Работу на 5

Осуществление местного самоуправления





 

 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовая основа местного самоуправления представлена на рис. 12.х.

 

Правовая основа местного самоуправления  
     
    общепри­знанные принципы и нормы международного права;
     
    международные договоры Российской Федерации;
     
    Консти­туция РФ;
     
    федеральные конституционные законы;
     
    Закон о местном самоуправлении 2003 г.;
А    
       

 

А    
    другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные норматив­ные правовые акты Российской Федерации (указы и рас­поряжения Президента РФ, постановления и распоряже­ния Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
   
   
   
   
     
    конститу­ции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
   
     
    уставы муниципальных образований;
     
    реше­ния, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
   

 



Рис. 12.х. Правовая основа местного самоуправления

 

Myниципально-правовые нормы — это право­вые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения в процессе организации и функционирова­ния муниципальной системы управления.

Нор­мативные правовые акты федерального уровня представлены на рис. 12.х.

 

Нор­мативные правовые акты федерального уровня  
     
    Кон­ституция РФ;
     
    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
   
     
    Градостроитель­ный кодекс РФ;
     
    Налоговый кодекс РФ;
     
    иные федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления:
   
         
        Указы Президента РФ;
         
        постановления палат Федерального Собрания РФ;
         
        Европейская хартия о местном самоуправ­лении;
         
        постановления Правительства РФ;
         
        постановления Конституционного Суда;
         
        ежегодные послания Президента РФ Федераль­ному Собранию РФ.
           

 



Рис. 12.х. Нор­мативные правовые акты федерального уровня

 

То, что раскрыто в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» 2003 г., представлено на рис. 12.х.

Принципы организации местного самоуправления, представленные в ФЗ  
     
    представлены основные понятия, термины местного самоуправления;
   
     
    закреплены права граж­дан на осуществление местного самоуправления;
   
     
    закреплены основы деятельности органов местного самоуправления;
   
     
    установ­лены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного само­управления в РФ;
   
   
     
    определены государ­ственные гарантии осуществления местного самоуправления;
   
     
    определил полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления;
   
     
    выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования;
   
     
    раскрыл основное содержание устава муниципального образования, порядок его разработки и регистрации;
   
     
    рассматри­вает территориальные основы местного самоуправления;
   
     
    перечислены вопросы, которые надо решить при установлении и изменении границ муниципаль­ного образования.
   
       

 



Рис. 12.х. Принципы организации местного самоуправления,

представленные в ФЗ

 

Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выде­ляются основы, гарантируются права местного самоуправ­ления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и отра­жаются в нормативных правовых актах — конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.

Предметы законодательства субъектов Федерации представлены на рис. 12.х.

 

Предметы законодательства субъектов Федерации  
     
    организация и деятельность местного само­управления в соответствии с федеральным законодатель­ством;
   
А    
       

 

А    
    порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
   
     
    установление и изменение их границ и наименований;
   
     
    порядок регистра­ции уставов муниципальных образований;
   
     
    порядок про­ведения муниципальных выборов;
   
     
    проведение местных референдумов;
   
     
    осуществление права местного самоуправ­ления на законодательную инициативу в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;
   
     
    поря­док передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;
   
     
    межбюджетные отноше­ния между бюджетом субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;
   
     
    установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
   
     
    установление минимальных государственных социальных стандартов;
   
     
    обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;
   
     
    наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
   
     
    муни­ципальная служба;
   
     
    административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного само­управления;
   
     
    плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.
   

 

Рис. 12.х. Предметы законодательства субъектов Федерации

 

В местном нормотворчестве особая роль принадлежит уставам муниципальных образований. Устав муниципаль­ного образования обладает рядом особенностей (рис. 12.х).

 

 

Особенности устава муниципаль­ного образования  
     
    1.Наличие особого субъекта, от имени которого прини­мается устав муниципального образования.
   
     
    2. Являясь актом учредительного характера, устав муни­ципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.
   
   
     
    3. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества.
   
     
    4. Устав обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.
   
     
    5. Устав является основой для дальнейшего нормотвор­чества. Поскольку он не в состоянии урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправ­ления, для реализации устава необходимо принять допол­нительные местные нормативные правовые акты.
   
   
   
     
    6. Устав муниципального образования характеризу­ется особым порядком принятия, а также внесения изме­нений или дополнений. Конкретный механизм принятия определяется непосредственно в уставе муниципального образования. Устав подлежит обязательной регистрации в органах государственной власти. Регистрация носит не только и не столько учредительный характер, сколько характер контроля со стороны государства соответствия норм устава действующим федеральным и региональным законам.
   
   
   
   
   
   
     
    7. Устав является одним из правовых средств, обеспе­чивающих реализацию самостоятельности местного само­управления.
   
     
    8. По возможности устав должен быть самодостаточным, т.е. содержать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления.
   
       

 

Рис. 12.х. Особенности устава муниципаль­ного образования

 

Структура и содержание устава муниципального образо­вания в своей основе определяются требованиями Закона о местном самоуправлении 2003 г., ст. 44 которого содер­жит 10 обязательных положений, касающихся тех основ­ных элементов, из которых формируется статус муници­пального образования и которые составляют фундамент его организации и функционирования (рис. 12.х).

 

Обязательные положения, которые должен содержать устав муниципального образования  
     
    1) наименование муниципального образования;
     
    2) перечень вопросов местного значения;
     
    3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
   
   
А    
       

 

А    
    4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
     
    5) наименования и полномочия выборных и иных орга­нов местного самоуправления, должностных лип местного самоуправления;
   
     
    6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
   
     
    7) срок полномочий представительного органа муници­пального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и поря­док прекращения полномочий указанных органов и лиц;
   
   
   
     
    8) виды ответственности органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основа­ния и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
   
   
   
   
   
     
    9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
   
     
    10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
   

 

Рис. 12.х. Обязательные положения, которые должен содержать

устав муниципального образования

 

Устав муниципального образования подлежит государ­ственной регистрации в органах юстиции.

Особое место в системе правовых основ местного само­управления занимают постановления Конституционного Суда РФ. Данный судебный орган не является правотвор­ческим, однако его решения имеют общеобязательный характер.

 

 

Вопросы местного значения

 

 

Проблема определения компетенции органов местного самоуправления — одна из ключевых для формирования правовой основы местного самоуправления и организации деятельности местной власти. Более того, эффективность всей публичной системы власти находится в зависимости от рационального распределения компетенции между ее уровнями.

Сфере компетенции местного самоуправления посвя­щена Европейская хартия местного самоуправления (рис. 12.х).

 

 

Сферы компетенции местного самоуправления по Европейской хартии  
     
    основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или зако­ном;
   
     
    полная сво­бода действий органов местного самоуправления в преде­лах, установленных законом, для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа.
   
   
   
       

 

Рис. 12.х. Сферы компетенции местного самоуправления

по Европейской хартии

 

На основании положений Конституции РФ ком­петенции для местного самоуправления представлены на рис. 12.х.

 

Компетенции местного самоуправления по Конституции РФ  
         
    Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровней.
   
   
         
    Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно.
   
   
   
           

 

Рис. 12.х. Компетенции местного самоуправления по Конституции РФ

 

Важнейшие задачи местного самоуправления опреде­лены в разных статьях Конституции РФ (рис. 12.х).

 

Важнейшие задачи местного самоуправления по Конституции РФ  
     
    органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осущест­вления права на жилище (ст. 40);
   
     
    малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предо­ставляется бесплатно или за доступную плату из муни­ципальных жилищных фондов в соответствии с установ­ленными законом нормами (ст. 40);
   
   
     
    медицинская помощь в муниципальных учрежде­ниях здравоохранения оказывается жителям бесплатно (ст. 41);
   
     
    общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образова­ния в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43).
   
   
       

 

Рис. 12.х. Важнейшие задачи местного самоуправления

по Конституции РФ

Закон о местном само­управлении 2003 г. в гл. 3 устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправле­ния по их решению; гл. 4 предусматривает наделение орга­нов местного самоуправления отдельными государствен­ными полномочиями.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образова­ния, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом осуществляется населением и/или органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения по направлениям деятельности по Закону 2003 г. представлены на рис. 12.х.

 

Вопросы местного значения по направлениям деятельности по Закону 2003 г.  
     
    1) управление муниципальной собственностью и мест­ными финансами:
         
        формирование, утверждение, исполне­ние бюджета поселения и контроль за исполнением дан­ного бюджета;
       
         
        установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
         
        владение, пользование и рас­поряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
       
         
    2) организация, содержание и развитие муниципальных служб:
         
        предприятий и учреждений, связанных с обеспече­нием жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни;
       
         
        создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах:
       
             
            орга­низация предоставления коммунальных услуг;
             
            транспорт­ное обслуживание и дорожное строительство;
             
            обеспечение жильем;
             
            создание условий предоставления услуг связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, культуры;
           
             
            создание условий для организации досуга, мас­сового отдыха, занятия физической культурой и спортом;
           
             
            организация благоустройства и озеленения, вывоза мусора и пр.
               

 

Рис. 12.х. Вопросы местного значения по направлениям

деятельности по Закону 2003 г

 

Критерии определения принадлеж­ности властных полномочий к вопросам местного значения представлены на рис. 12.х [3].

 

Критерии определения принадлеж­ности властных полномочий к вопросам местного значения  
         
    вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны касаться прежде всего интересов населения соответствующей территории;
   
         
    вопросы, решаемые органами местного самоуправления вопросы должны составлять необходимый компонент повседневной жизни населения (жилье, городской транспорт, коммуналь­ное обслуживание и т.п.);
   
   
         
    решение вопросов может быть осуществлено исключительно по месту жительства граждан, где для этого созданы необходимые условия и механизмы;
   
         
    реализация стоящих перед органами местного само­управления задач требует подключения общественного компонента в виде органов территориального обществен­ного самоуправления и других общественных формирова­ний населения;
   
   
         
    способность населения проконтролировать исполнение и объективно оценить результаты решения этих вопросов.
   
           

 

Рис. 12.х. Критерии определения принадлеж­ности властных полномочий

к вопросам местного значения

 

Вопросы местного значения являются одной из состав­ляющих компетенции органов местного самоуправления и дают представление о сферах и направлениях их деятель­ности. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями.

Наиболее значимые законодательно закрепленные полномочия органов местного самоуправления представлены на рис. 12.х.

 

Наиболее значимые законодательно закрепленные полномочия органов местного самоуправления  
     
    принятие устава муниципального образования и вне­сение в него изменений и дополнений, издание муници­пальных правовых актов;
   
     
    установление официальных символов муниципаль­ного образования;
   
     
    создание муниципальных предприятий и учрежде­ний, финансирование муниципальных учреждений, фор­мирование и размещение муниципального заказа;
   
     
    установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
   
         
    регулирование тарифов:
   
         
        тарифов на товары и услуги орга­низаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и/или теплоснабжения);
       
       
       
А Б    
           

 

А Б    
        тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;
     
       
        тарифов органи­заций коммунального комплекса на подключение;
       
         
        надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
       
         
        надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
       
         
    принятие и организация выполнения планов и про­грамм комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образова­ния, и предоставление этих данных органам государствен­ной власти в порядке, установленном Правительством РФ;
   
   
   
   
         
    учреждение печатного средства массовой инфор­мации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до све­дения жителей муниципального образования официаль­ной информации о социально-экономическом и культур­ном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
   
   
   
   
   
         
    осуществление международных и внешнеэкономиче­ских связей в соответствии с федеральными законами.
   

 

Рис. 12.х. Наиболее значимые законодательно закрепленные полномочия

органов местного самоуправления

 

Кроме того, объем полномочий органов местного само­управления в тех сферах, где они действуют совместно с органами государственной власти, устанавливается и в федеральных законах.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.