|
Осуществление местного самоуправления
Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовая основа местного самоуправления представлена на рис. 12.х.
Правовая основа местного самоуправления
|
|
|
|
|
|
| общепризнанные принципы и нормы международного права;
|
|
|
|
|
| международные договоры Российской Федерации;
|
|
|
|
|
| Конституция РФ;
|
|
|
|
|
| федеральные конституционные законы;
|
|
|
|
|
| Закон о местном самоуправлении 2003 г.;
| А
|
|
| | | | |
А
|
|
|
|
| другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
|
|
|
|
|
|
|
| уставы муниципальных образований;
|
|
|
|
|
| решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
|
|
|
Рис. 12.х. Правовая основа местного самоуправления
Myниципально-правовые нормы — это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения в процессе организации и функционирования муниципальной системы управления.
Нормативные правовые акты федерального уровня представлены на рис. 12.х.
Нормативные правовые акты федерального уровня
|
|
|
|
|
|
| Конституция РФ;
|
|
|
|
|
| Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
|
|
|
|
|
|
|
| Градостроительный кодекс РФ;
|
|
|
|
|
| Налоговый кодекс РФ;
|
|
|
|
|
| иные федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Указы Президента РФ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| постановления палат Федерального Собрания РФ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Европейская хартия о местном самоуправлении;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| постановления Правительства РФ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| постановления Конституционного Суда;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
| | | | | | |
Рис. 12.х. Нормативные правовые акты федерального уровня
То, что раскрыто в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., представлено на рис. 12.х.
Принципы организации местного самоуправления, представленные в ФЗ
|
|
|
|
|
|
| представлены основные понятия, термины местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| закреплены основы деятельности органов местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| определил полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования;
|
|
|
|
|
|
|
| раскрыл основное содержание устава муниципального образования, порядок его разработки и регистрации;
|
|
|
|
|
|
|
| рассматривает территориальные основы местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| перечислены вопросы, которые надо решить при установлении и изменении границ муниципального образования.
|
|
| | | | |
Рис. 12.х. Принципы организации местного самоуправления,
представленные в ФЗ
Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и отражаются в нормативных правовых актах — конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.
Предметы законодательства субъектов Федерации представлены на рис. 12.х.
Предметы законодательства субъектов Федерации
|
|
|
|
|
|
| организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;
|
|
| А
|
|
| | | | |
А
|
|
|
|
| порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
|
|
|
|
|
|
|
| установление и изменение их границ и наименований;
|
|
|
|
|
|
|
| порядок регистрации уставов муниципальных образований;
|
|
|
|
|
|
|
| порядок проведения муниципальных выборов;
|
|
|
|
|
|
|
| проведение местных референдумов;
|
|
|
|
|
|
|
| осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;
|
|
|
|
|
|
|
| порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;
|
|
|
|
|
|
|
| межбюджетные отношения между бюджетом субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;
|
|
|
|
|
|
|
| установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
|
|
|
|
|
|
|
| установление минимальных государственных социальных стандартов;
|
|
|
|
|
|
|
| обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;
|
|
|
|
|
|
|
| наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
|
|
|
|
|
|
|
| муниципальная служба;
|
|
|
|
|
|
|
| административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.
|
|
|
Рис. 12.х. Предметы законодательства субъектов Федерации
В местном нормотворчестве особая роль принадлежит уставам муниципальных образований. Устав муниципального образования обладает рядом особенностей (рис. 12.х).
Особенности устава муниципального образования
|
|
|
|
|
|
| 1.Наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав муниципального образования.
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Являясь актом учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества.
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Устав обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Устав является основой для дальнейшего нормотворчества. Поскольку он не в состоянии урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправления, для реализации устава необходимо принять дополнительные местные нормативные правовые акты.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм принятия определяется непосредственно в уставе муниципального образования. Устав подлежит обязательной регистрации в органах государственной власти. Регистрация носит не только и не столько учредительный характер, сколько характер контроля со стороны государства соответствия норм устава действующим федеральным и региональным законам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления.
|
|
|
|
|
|
|
| 8. По возможности устав должен быть самодостаточным, т.е. содержать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления.
|
|
| | | | |
Рис. 12.х. Особенности устава муниципального образования
Структура и содержание устава муниципального образования в своей основе определяются требованиями Закона о местном самоуправлении 2003 г., ст. 44 которого содержит 10 обязательных положений, касающихся тех основных элементов, из которых формируется статус муниципального образования и которые составляют фундамент его организации и функционирования (рис. 12.х).
Обязательные положения, которые должен содержать устав муниципального образования
|
|
|
|
|
|
| 1) наименование муниципального образования;
|
|
|
|
|
| 2) перечень вопросов местного значения;
|
|
|
|
|
| 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
|
|
|
|
| А
|
|
| | | | |
А
|
|
|
|
| 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
|
|
|
|
|
| 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лип местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
| 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
|
|
|
|
|
|
|
| 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
|
|
|
|
|
|
|
| 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
|
|
|
Рис. 12.х. Обязательные положения, которые должен содержать
устав муниципального образования
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции.
Особое место в системе правовых основ местного самоуправления занимают постановления Конституционного Суда РФ. Данный судебный орган не является правотворческим, однако его решения имеют общеобязательный характер.
Вопросы местного значения
Проблема определения компетенции органов местного самоуправления — одна из ключевых для формирования правовой основы местного самоуправления и организации деятельности местной власти. Более того, эффективность всей публичной системы власти находится в зависимости от рационального распределения компетенции между ее уровнями.
Сфере компетенции местного самоуправления посвящена Европейская хартия местного самоуправления (рис. 12.х).
Сферы компетенции местного самоуправления по Европейской хартии
|
|
|
|
|
|
| основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом;
|
|
|
|
|
|
|
| полная свобода действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом, для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа.
|
|
|
|
|
|
| | | | |
Рис. 12.х. Сферы компетенции местного самоуправления
по Европейской хартии
На основании положений Конституции РФ компетенции для местного самоуправления представлены на рис. 12.х.
Компетенции местного самоуправления по Конституции РФ
|
|
|
|
|
|
|
|
| Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровней.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно.
|
|
|
|
|
|
| | | | | | |
Рис. 12.х. Компетенции местного самоуправления по Конституции РФ
Важнейшие задачи местного самоуправления определены в разных статьях Конституции РФ (рис. 12.х).
Важнейшие задачи местного самоуправления по Конституции РФ
|
|
|
|
|
|
| органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ст. 40);
|
|
|
|
|
|
|
| малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается жителям бесплатно (ст. 41);
|
|
|
|
|
|
|
| общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43).
|
|
|
|
| | | | |
Рис. 12.х. Важнейшие задачи местного самоуправления
по Конституции РФ
Закон о местном самоуправлении 2003 г. в гл. 3 устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению; гл. 4 предусматривает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом осуществляется населением и/или органами местного самоуправления самостоятельно.
Вопросы местного значения по направлениям деятельности по Закону 2003 г. представлены на рис. 12.х.
Вопросы местного значения по направлениям деятельности по Закону 2003 г.
|
|
|
|
|
|
| 1) управление муниципальной собственностью и местными финансами:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2) организация, содержание и развитие муниципальных служб:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| организация предоставления коммунальных услуг;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| транспортное обслуживание и дорожное строительство;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обеспечение жильем;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создание условий предоставления услуг связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, культуры;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создание условий для организации досуга, массового отдыха, занятия физической культурой и спортом;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| организация благоустройства и озеленения, вывоза мусора и пр.
| | | | | | | | |
Рис. 12.х. Вопросы местного значения по направлениям
деятельности по Закону 2003 г
Критерии определения принадлежности властных полномочий к вопросам местного значения представлены на рис. 12.х [3].
Критерии определения принадлежности властных полномочий к вопросам местного значения
|
|
|
|
|
|
|
|
| вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны касаться прежде всего интересов населения соответствующей территории;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вопросы, решаемые органами местного самоуправления вопросы должны составлять необходимый компонент повседневной жизни населения (жилье, городской транспорт, коммунальное обслуживание и т.п.);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| решение вопросов может быть осуществлено исключительно по месту жительства граждан, где для этого созданы необходимые условия и механизмы;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| реализация стоящих перед органами местного самоуправления задач требует подключения общественного компонента в виде органов территориального общественного самоуправления и других общественных формирований населения;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| способность населения проконтролировать исполнение и объективно оценить результаты решения этих вопросов.
|
|
| | | | | | |
Рис. 12.х. Критерии определения принадлежности властных полномочий
к вопросам местного значения
Вопросы местного значения являются одной из составляющих компетенции органов местного самоуправления и дают представление о сферах и направлениях их деятельности. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями.
Наиболее значимые законодательно закрепленные полномочия органов местного самоуправления представлены на рис. 12.х.
Наиболее значимые законодательно закрепленные полномочия органов местного самоуправления
|
|
|
|
|
|
| принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
|
|
|
|
|
|
|
| установление официальных символов муниципального образования;
|
|
|
|
|
|
|
| создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
|
|
|
|
|
|
|
| установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| регулирование тарифов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и/или теплоснабжения);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
| Б
|
|
| | | | | | |
А
| Б
|
|
|
|
|
|
| тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление этих данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
|
|
|
Рис. 12.х. Наиболее значимые законодательно закрепленные полномочия
органов местного самоуправления
Кроме того, объем полномочий органов местного самоуправления в тех сферах, где они действуют совместно с органами государственной власти, устанавливается и в федеральных законах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|