|
Самоуправления, его сущностные признаки
Глава 12
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Конституционные основы местного
самоуправления, его сущностные признаки
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, которая вся разделена на муниципальные образования. Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Основные и наиболее распространенные классификации правовых основ местного самоуправления по разным критериям представлены на рис. 12.х.
Классификация правовых основ местного самоуправления по критериям
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. По характеру предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| правоуполномочивающие — определяют предметы ведения местного самоуправления (нормы разрешения, устанавливающие, что можно делать);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обязывающие — содержат предписания о том, что нужно делать, и определяют обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам управления и обязанности других субъектов муниципального права;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| запрещающие — закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. По степени категоричности предписаний нормы подразделяются на:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| императивные — устанавливающие порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц системы муниципального управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
| Б
|
|
| | | | | | |
А
| Б
|
|
|
|
|
|
| диспозитивные — устанавливают порядок рассмотрения и решения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа власти или выборного должностного лица системы муниципального управления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. По территории действия — это нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ, а также границами отдельного муниципального образования, или нормы, которые могут действовать на всей территории России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. По источникам нормы муниципального права подразделяются на нормы, устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Значительная часть норм муниципального права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов и должностных лиц местного самоуправления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Материально-правовые нормы — закрепляют полномочия органов и должностных лиц системы муниципального управления, а также права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Процессуальные нормы — определяют порядок выборов и деятельности органов системы муниципального управления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципального образования, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного характера.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. По муниципально-правовым институтам — нормы, регулирующие определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые выделяются в пределах муниципального права в самостоятельную обособленную группу (институт территориальной основы местного самоуправления, институт муниципальной собственности, институт муниципальной службы и др.).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 12.х. Классификация правовых основ местного
самоуправления по критериям
Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская хартия о местном самоуправлении. Признавая, что местное самоуправление — одно из основ демократического строя, Европейская хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты.
Конституция РФ как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления.
Согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Материальной основой власти является муниципальная собственность.
Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция РФ указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления (рис. 12.х).
Основные предметы ведения органов местного самоуправления
|
|
|
|
|
|
| управление муниципальной собственностью;
|
|
|
|
|
| формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
|
|
|
|
|
| установление местных налогов и сборов;
|
|
|
|
|
| осуществление охраны общественного порядка;
|
|
|
|
|
| иные вопросы местного значения.
| | | | |
Рис. 12.х. Основные предметы ведения органов
местного самоуправления
К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления.
При самостоятельности местного самоуправления Конституция РФ предусматривает возможность передачи отдельных государственных полномочий на местный уровень, но при этом обязательна и передача необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации государственных полномочий.
Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с одной стороны, гарантируются организационная, финансово-экономическая самостоятельность, судебная защита местного самоуправления. С другой — Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.
Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования, в силу объективных причин, не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
В Федеральной целевой программе (ФЦП) государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления в рамках ФЦП представлены на рис. 12.х.
Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления в рамках ФЦП
|
|
|
|
|
|
| анализ правовой базы всех уровней управления и разработка предложений по их совершенствованию, разработка модельных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| анализ межбюджетных отношений, выработка предложений по их совершенствованию;
|
|
|
|
|
|
|
| разработка государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| разработка и реализация целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| разработка и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовка кадров для органов местного самоуправления;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создание систем информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, разработка предложений по созданию муниципальных информационных систем;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| разработка предложений по формированию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, совершенствование государственных образовательных стандартов, программ, создание учебно-методических пособий, осуществление учебных мероприятий;
|
|
|
|
|
|
| А
|
|
| | | | |
А
|
|
|
|
| создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления.
|
|
|
|
|
Рис. 12.х. Мероприятия по государственной поддержке местного
самоуправления в рамках ФЦП
В связи с тем, что муниципальные образования существенно отличаются друг от друга, в том числе по размерам территории, количеству населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим условиям, а также учитывая ограниченность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, отработка конкретных методик, технологий, методических рекомендаций, создание пилотных центров научной, информационной и кадровой поддержки местного самоуправления проводятся на базе опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов и в различных регионах в соответствии с разработанной методологией.
В системе местного самоуправления выделяют сущностные признаки: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты. Сущност-ные признаки могут быть рассмотрены и более широко, с учетом качества институтов местного самоуправления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|