Объектные и субъектные признаки человека-индивидуальности и понятие о нем
Индивидуальность рассматривается в психологии как вершина развития личности. Достижение индивидуальности означает наиболее полную реализацию психического потенциала индивида, в результате чего человек превращается в уникальное явление, единственное и неповторимое существо в ряду себе подобных.
Уникальность предполагает не только непохожесть на других, но также качественно новую значимость человека, его особую ценность для сообщества людей. Эта ценность определяется тем, что человек-индивидуальность содержит в себе качества, обеспечивающие оригинальные решения общечеловеческих проблем. Такой человек всегда ценен для общества, потому что он видит новые перспективы его развития.
В то же время уникальность выделяет и отделяет человека от других, что становится предпосылкой его одиночества, которое переживается как негативная сторона жизни.
Индивидуальность с трудом находит понимание со стороны окружающих людей, потому что человек-индивидуальность думает, говорит и поступает не так, как все, а это нарушает взаимоотношения в человеческом сообществе. Человек «не такой, как все» воспринимается в психологическом контексте как «не наш». Он вызывает раздражение и отвергается. Вокруг него возникает атмосфера всеобщего нерасположения со стороны людей «обычных» и жесткой конкуренции со стороны других индивидуальностей. Жить при постоянном нерасположении со стороны окружающих людей — это тяжелое испытание для любого человека.
Выход из этого противоречия человек вынужден искать сам.
Это предполагает обращение к себе как самодостаточному человеку, Связано это с самосознанием и самоотношением человека. Здесь важно для каждого из нас достигнуть эффекта тождественности самому себе. Эта проблема обозначена в психологической науке как проблема самоидентификации.
Достижение самотождественности предполагает самореализацию психического потенциала человека в его общественно полезной деятельности, что связано с ощущением состоявшейся личности и чувством собственного достоинства, которое не в последнюю очередь обусловлено превосходством одного человека над другими. Однако стремление к превосходству ставит человека в позицию соперника по отношению к другим людям, в результате чего возникает состояние повышенной напряженности. А здесь кроется еще один источник конфликтных отношений и с окружающими людьми, и с самим собой. Выход из этого состояния может быть найден через трудоемкий процесс самосовершенствования.
Самосовершенствование предполагает концентрацию психической и физической энергии человека на преодолении собственных недостатков, на поиск и реализацию внутренних резервов. Постоянное обращение к себе посредством внутреннего диалога позволяет человеку шаг за шагом убедиться в своих возможностях и соответствии их своим притязаниям. Уменьшение разрыва между ними лежит в основе чувства самодостаточности и достижения тождественности самому себе.
Однако осознание этого разрыва порождает одновременно чувство неудовлетворенности собой и обстоятельствами жизни. Неудовлетворенность собой стимулирует активность человека в отношении к себе, а неудовлетворенность обстоятельствами — в отношении к условиям жизни. И в том и в другом случае человек вынужден совершать преобразовательную работу, если он хочет достигнуть внутренней гармонии и личного счастья.
Следовательно, индивидуализация — это многотрудный путь человека к самому себе. На этом пути он открывает миру свой субъектный потенциал, заключенный в его способностях и характере — основных результирующих компонентах психологической структуры личности. Поэтому индивидуализация приводит к обнаружению талантов и незаурядных характеров человека. В свою очередь, они проявляются в своеобразном стиле поведения и деятельности, по которым мы с наибольшей убедительностью различаем друг друга как индивидуальности. Например, писателей-классиков трудно спутать по стилистике их письменной речи, а живописцев по манере письма. Тексты и картины классиков нами легко угадываются именно в силу их ярко выраженной индивидуальности, то же самое можно сказать о музыкальном искусстве и архитектуре.
Итак, индивидуальность человека проступает в субъектных качествах его способностей, характера, стиля поведения и деятельности, в опредмеченных результатах его труда. Но вместе с тем возникает вопрос об индивидуализации объектных качеств человека. Происходит ли индивидуализация его телесной организации? И если да, то в чем она проявляется? Иными словами, запечатлевается ли субъектная индивидуализация во внешнем облике человека?
Задаваясь этим вопросом, мы сталкиваемся с проблемой распознавания человека по его антропологическим признакам и конституциональным особенностям его внешнего облика. В практической плоскости этой проблемой более других озабочена криминалистика, которая занимается вопросами опознания преступников, жертв, свидетелей. Она формулируется как проблема идентификации участников происшествия по элементам их внешности. Это нашло отражение в «словесных портретах», а также в дерматоглифике, изучающей дактилоскопические узоры кожи на пальцах и кистях рук.
В настоящее время антропологическая медицина пытается установить связи между дактилоскопическими узорами руки и предрасположенностью человека к различным видам заболеваний.
Для психологии важен факт неповторимости дактилоскопического узора, который можно рассматривать как выражение генетически обусловленной индивидуальности человека в ряду его объектных особенностей. Однако установить прямую зависимость способностей и характера человека от своеобразия кожных узоров на руке человека оказывается весьма проблематично, хотя хиромантия как гадание по руке это делает с завидной легкостью. Наука отвергает достоверность подобных предсказаний.
Тем не менее, дактилоскопия полностью себя оправдала в рамках проблемы опознания людей. В то же время криминалистика не оставляет без внимания лицо человека, особенности его строения (пропорции). Разрабатываются специальные технологии антропологических измерений и расчетов пропорциональных отношений между элементами лица человека.
В этом деле имеется значительный прогресс благодаря трудам антрополога М. М. Герасимова, который разработал точнейшую технологию восстановления лица по черепу. Благодаря этой технологии были восстановлены лица многих исторических личностей. Например, в числе недавних работ экспертов-антропологов можно отметить восстановление по останкам черепа внешности Николая II, что позволило идентифицировать его личность и место предполагаемой гибели.
Особый интерес для психологии развития индивидуальности представляет явление асимметрии левой и правой половин лица. На это обращал внимание М. М. Герасимов, который связывал асимметрию лица с индивидуализацией внешнего облика. Асимметрия лица усиливается с возрастом человека, и обусловлено это не только изменениями костной основы, но и функциональной асимметрией парных органов человеческого тела, в том числе дифференцированной работой левого и правого полушарий человеческого мозга. Б. Г. Ананьев считал проявление яркой асимметрии в человеке признаком высокого уровня его индивидуализации. Исследования этой проблемы позволяют считать данную гипотезу устоявшимся научным положением, которое открывает обнадеживающие перспективы для разработки практической диагностики индивидуализации личностного роста и психологического развития человека.
Другим важнейшим показателем объектно-субъектной индивидуализации человека, обнаруженным в моих опытах на опознание людей по фотографиям, является экспрессия лица, заключенная в его мимике. Наиболее успешные испытуемые при опознании лиц ссылались на выразительные особенности мимики. Эта выразительность определялась эмоционально окрашенными словами с очевидной психологической нагрузкой. Например, грустное, злое, веселое лицо и т. п. Это свидетельствует о том, что наиболее надежными признаками идентификации человека при опознании выступают экспрессивные компоненты его внешнего облика. Именно в них заключена предельно возможная индивидуализация объектных особенностей человека. Но вместе с тем в них включены данные о психологических качествах субъектного содержания. Это свидетельствует о более целостном отражении человека при опознании, что и обеспечивает высокий уровень эффективности этого процесса.
Экспрессия мимики и пантомимики человека содержит в себе не только объектное своеобразие личности, но и приобретенные субъектом черты выразительного поведения. Она воспроизводит в себе объектно-субъектную целостность человека и служит надежным признаком его индивидуализации.
Индивидуальность — единичное явление в человеческом сообществе. Если в телесной организации каждый человек рождается с признаками индивидуальности, то психическая организация человека на уровне качественного проявления достигает индивидуальности в результате многотрудного развития телесно-психического потенциала в целом. На этом пути человек преобразует свои индивидные свойства через типологизацию своей личности в качества неповторимого субъекта социального взаимодействия, совместной жизнедеятельности людей, общения, труда, познания и других форм человеческой активности. В результате он достигает тождества с самим собой, что представляет собой конечную цель его бытия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|