Сделай Сам Свою Работу на 5

Объектные и субъектные признаки человека-индивида и понятие о нём





Человек как индивид чаще всего рассматривается в биологическом аспекте, то есть понятие «индивид» используется при обозначении человека как биологического существа. В антропологических концепциях человека чаще определяют как индивида. Индивид — это представитель человеческого рода как вида животных. Это понятие используется, когда рас­сматривают прирожденные объектные свойства человека, сочетание которых представлено своеобразием его анатомических признаков (вертикальным положением тела, голосовым аппаратом, рукой, морфологией мозга, полом, возрастом, этничностью), а также диадными, семейными и стадными формами сосуществования. К понятию «индивид» прибегают в исследованиях зависимости психической деятельности от телесной организации чело­века. В этой зависимости открывается природное происхождение базовых компонентов психической организации человека, которые рассматриваются как общие способности его телесно-психического потенциала.

Человек в качестве индивида может быть рассмотрен по принадлежности к какому-то классу животных, к отряду животных или их семейству, к роду и виду — это рубрики клас­сификации животных. Человек принадлежит к классу млекопитающих. Что это открывает нам в вопросе взаимообусловленности объектных и субъектных свойств человека?



В числе объектных особенностей человека-млекопитающего психологов интересуют, прежде всего, объектные отношения новорожденного с родителями. Ребенок млекопитаю­щих как биологическое существо не может выжить вне связи с родителями. Он должен кормиться матерью, ее телом, производящим молоко. Детенышам млекопитающих роди­тели жизненно необходимы, их зависимость от родителей неизбежна. Что из этого следует для развития субъектных особенностей человека?

Оказывается, у него удлиняется период детства. Детство — это период развития и станов­ления индивида под присмотром родителей. За период детства особь должна приобрести все свойственные виду биологические и социальные качества, и в этом ему помогают родители. У человека в сравнении с другими животными этот период самый долгий, и это откладывает отпечаток на его психическое развитие, которое идет под диктовку родителей.



Зависимость ребенка от родителей вынуждает их взаимодействовать друг с другом. Процесс такого взаимодействия протекает в форме общения, что предполагает непроиз­вольное развитие антропологических средств коммуникации, функции которых выполня­ют органы чувств и системы выразительных движений. Коммуникация между родителями и детьми совершается по законам психологического воздействия. Усвоение детьми воздей­ствий на них взрослыми происходит посредством подражания. Способность к подражанию является важным для человека приобретением субъектного свойства. Социально-биологи­ческая зависимость детей от взрослых в жизни человека-млекопитающего стимулировала развитие этой замечательной способности, что, в свою очередь, создало новые уникальные предпосылки для очередного скачка в психическом развитии человеческого индивида.

Человек как индивид относится к отряду приматов. В их телесной организации присут­ствуют свободные от опорной функции передние конечности, с помощью которых приматы способны не только захватить какой-нибудь предмет, но и манипулировать им. Это прин­ципиальным образом меняет функциональные отношения приматов с предметным миром, открывая новые возможности субъектного воздействия на объекты природы.

Эти возможности реализуются у человека в виде ручной предметно-практической дея­тельности, которая превращает руку в орган познания и труда. Таким образом, у человека возникает новое субъектное качество — осязание — комплексный вид конкретно-чувствен­ного отражения предметных свойств и отношений внешнего мира. В осязании соединяют­ся двигательная и кожная чувствительность человека, которая привела к качественному изменению всей системы восприятия человеком объектов его взаимодействия. Он стал более точно различать форму объектов, их физические свойства, получил возможность видоизменять естественные объекты природы по своему усмотрению. Так возникли пред­посылки преобразовательной деятельности и творчества человека.



Появление руки в телесной организации человека задействовало морфологический потенциал его мозга и привело к колоссальному скачку в психическом развитии челове­ка-примата. Рука превратила человека в хозяина предметного мира и его творца, поэтому развитию осязания у ребенка следует уделить повышенное внимание.

Человек относится к семейству антропоидов, для которых характерен групповой образ жизни и в то же время обособление индивида в условиях стадно-семейных отношений. Это обстоятельство, с одной стороны, формирует коллективистские формы поведения, с другой стороны, закладывает основы индивидуального развития особи. В результате у человека в ряду субъектных приобретений обнаруживаются коммуникативные и организационно-управ­ленческие способности, назначение которых состоит в регуляции взаимодействия с подобны­ми индивидами. На их основе развиваются особые взаимоотношения между членами сообще­ства, и человек приобретает новые для себя качества субъекта социально-психологических отношений. В этом качестве он приобретает свойства социального индивида.

Дальнейшая эволюция антропоидов связана с появлением «прямохождения». Прямо­ходящих антропоидов относят к роду гоминидов, которые за счет вертикальной постановки тела изменяют положение человека в пространстве, что дает толчок к развитию ориенти­ровочно-исследовательской деятельности и соответствующих способностей.

Перпендикулярное положение гоминида расширило для него обозримое пространство до линии естественного горизонта Земли, открыло перспективу его передвижения, заложило основы для развития опережающего отражения и способностей к пространственно-времен­ным представлениям. Отметим, что именно эти способности являются фундаментальными для всех 8идов профессиональной деятельности человека, в том числе и учебной. Напри­мер, неуспевающие младшие школьники не справляются с правилами пространственного расположения учебного материала на тетрадном листе.

В результате эволюции из рода гоминидов выделился вид Homo sapiens, который в сво­ей телесной организации приобрел голосовой аппарат и морфологически более созревший мозг. Это обеспечило человеку развитие речи, повысив тем самым его учебный потенциал для усвоения опыта соплеменников. Речевые (вербальные) формы коммуникации стали наиболее эффективными средствами регуляции совместной деятельности людей.

Появление речи сыграло решающую роль в возникновении духовного бытия человека, в обеспечении преемственности знаний от одного поколения к другим, в создании предпо­сылок для реализации субъектного бессмертия. Благодаря речи возник процесс культурной эволюции человека, появилась своеобразная автономия психического развития человека от его биологических свойств.

Таким образом, мы видим, что каждое субъектное приобретение человека обязано биологической эволюции его телесной организации. Однако с появлением речи человек освобождается от жесткой зависимости от телесных законов жизни в качестве субъекта духовной деятельности, Более того, духовные преобразования начинают оказывать влияние на биологические процессы телесного существования человека.

Вид Homo sapiens благодаря половому диморфизму дифференцирован на мужчин и женщин. Телесная организация тех и других биологически специализирована для выпол­нения специфических функций в деле воспроизводства вида, Функциональная специализа­ция особей по полу в процессах совместной жизнедеятельности породила и своеобразную психологию мужчин и женщин.

Однако в общественно-трудовой деятельности нашего исторического времени соци­альные роли мужчин и женщин распределяются без учета биологических функций их ор­ганизмов. Как следствие этого происходит феминизация мужчин и маскулинизация жен­щин. В результате возникает взаимная неудовлетворенность вследствие психологических изменений характеров. Это сказывается на воспроизводстве потомков, воспитании детей, сексуальных интересах и влечениях. Разрыв между биологическими (телесными) функ­циями и социальными ролями у мужчин и женщин приводит не только к психологическим конфликтам между полами, но и к внутреннему напряжению в психологии человека.

Нередко родители не удовлетворены полом своего ребенка (хотели мальчика, а вышла девочка, или наоборот). Родители под влиянием этого желания выстраивают свое отноше­ние к ребенку и вольно или невольно формируют у него стереотипы поведения противо­положного пола, Бывает, что девочку одевают как мальчика, или наоборот. В результате вырастает человек с телесной организацией одного пола, а с психологией и формами по­ведения другого пола. Это несоответствие, как всякая неадекватность, раздражает окру­жающих и формирует отрицательное отношение к такому человеку. Жить при постоянном нерасположении к тебе окружающих становится трудно.

Мораль здесь очевидна — не надо нарушать функциональную гармонию телесной и субъектной организации полов в общественно-трудовой жизнедеятельности человека.

В противном случае возникает нарушение адекватности в половой идентификации инди­вида и, как следствие, невротизация его личности.

Прижизненные возрастные изменения телесности человека тоже влияют на формиро­вание специфических особенностей его психологии. При изучении этой взаимозависимости утвердился возрастной принцип объяснения индивидных различий в психологии человека, сложилась специальная отрасль психологической науки — возрастная психология, которая сегодня больше внимания уделяет детским и юношеским периодам развития человека.

Индивидные различия возрастной психологии предопределяют субъектные различия поколений по доминирующим формам их жизнедеятельности. Эти различия вечны, они являются источником конфликтов «отцов и детей» — конфликтов поколений. Избежать разрушительных последствий этих конфликтов удается при условиях исторической преем­ственности всех общественных деяний, мягкой передачи лидирующих функций от одного, более старшего поколения, другому, вслед идущему поколению. Каждый из возрастов име­ет свои неоспоримые преимущества, и, пренебрегая «потерянными поколениями», обще­ство наносит себе существенный ущерб в динамике своего развития.

Современное общество, осложненное в своей организации ростом народонаселения, массовым производством и потреблением, практически не принимает во внимание половую и возрастную специализацию субъектного потенциала индивида. Оно нагружает современ­ного человека всеми имеющимися проблемами и информацией без учета психологической чувствительности пола и возраста индивида. В результате происходят неадекватные транс­формации психологии человека, проявляющиеся в отклоняющемся от норм поведении, в неврозах и других психических нарушениях.

К чести первобытных сообществ, половые и возрастные особенности индивидов строго учитывались в организации совместной жизнедеятельности людей. Мужские и женские функции учитывались при распределении бытовых обязанностей, более того, существова­ли женские и мужские хижины, а в семейном доме — женская и мужская половина. Маль­чики до 3-5 лет воспитывались на женской половине, после они полностью отдавались на мужское воспитание. Все это находилось в соответствии с телесным предназначением организмов и своеобразием женской и мужской психологии.

Возрастные возможности физического и психического потенциала первобытного чело­века строго учитывались в общинах при наделении его новыми функциями и правами. Каж­дый член общины проходил через обряды инициации, своеобразные экзамены на зрелость, и связывались они с возрастным развитием индивида. Например, в папуасских племенах «маринд-аним» все члены общины каждый год проходили через обряд инициации, в ре­зультате чего они могли приобретать права на исполнение новых более значимых функций в жизнедеятельности общины. Это определялось как социальный возраст индивида, который в случае неудачи на этих экзаменах оставался в своем возрасте как бы на второй год.

Посредством обрядов инициации происходила своеобразная диагностика психического развития индивида и оценка его социальной значимости для общины. В этом заключался своеобразный механизм регуляции человеческих отношений и адекватной реализации по­ловозрастного потенциала индивидов, что обеспечивало в целом выживаемость перво­бытной общины.

При многомиллиардной численности современного человечества начинают действо­вать законы «больших чисел», которые допускают неизбежность возникновения артефак­тов в поведении 15% доли населения, Эти артефакты являются следствием нарушения в самосознании человека социально-психологической идентификации по полу, возрасту и другим признакам человека.

Общинный образ жизни людей привел к формированию этносов как естественных со­циальных организмов, которые в процессе социального взаимодействия образовывали на­циональные объединения. Этнические качества индивида заключены в антропологических и в психологических особенностях людей, принадлежащих к разным народам. Различия во внешнем облике и психологическом складе людей разных этнических групп являются тому очевидными доказательствами.

Телесные признаки внешнего облика наследуются генетически, а психологический склад личности формируется под влиянием образа жизни этнической общности, в которой человек оказался после рождения. Например, Пушкин по генам — эфиоп, по психологии — русский. Следовательно, этническая принадлежность важна не столько по крови, сколько по реальным социальным контактам. Но разрыв генетической и социально-психологиче­ской принадлежности человека по этническому признаку может стать источником психоло­гического напряжения при самоидентификации и конфликтного поведения в обществе.

Изучением фактора этничности в психологии человека занимается этнопсихология — специальная отрасль психологической науки, которая исследует влияние обычаев, ритуа­лов, традиций, языка, этнической культуры в целом на психологический склад личности. Приобретенные под этим влиянием субъектные свойства человека проявляются в стереоти­пах его поведения. Через этническую принадлежность человеку открываются те или иные возможности личностного развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.