Сделай Сам Свою Работу на 5

Объектные и субъектные признаки человека-личности и понятие о нем





Следующая категория, которой пользуется наука, анализируя проблемы человека, — это «личность». Есть множество определений личности. Сколько исследователей этой проблемы, столько и определений. Личность настолько многогранна и бесконечна в своих свойствах, что каждый исследователь находит что-то свое, свой ракурс, свои проблемы. Исходя из вычле­ненной проблемы, он и определяет личность. Все эти определения являются «операционны­ми». Они удобны для исследователя при конкретной постановке проблемы. Если говорить о личности вообще, то можно выделить, пожалуй, три важнейшие характеристики.

Во-первых, личность — это член общности людей. Понятие о человеке как о личности предполагает изучение человека в связи с другими людьми. Когда мы хотим сказать о че­ловеке в связи с другими, мы употребляем понятие «личность». Через понятие «личность» подчеркиваются социальные качества человека. А его социальные качества связаны с осо­бенностями тех общностей, в которые он входит на правах члена этих общностей.

В объектных характеристиках это отражается в социально-групповой принадлежности человека, которая является первой личностной характеристикой. Поэтому вопросы «С чего начинается личность?» и «Когда она начинается?» могут быть рассмотрены под углом зре­ния социально-групповой принадлежности человека, от рождения включенного в опреде­ленную социальную среду.



Первая социальная группа для человека — семья, где новорожденному принадлежит роль ребенка и ее личностные предписания, регламентирующие функции человека как лич­ности в качестве члена семейной общности. Одновременно с этой ролью новорожденный фиксируется как гражданин большой социальной общности {нации). Кроме того, по ро­дителям (генетически) он является этнофором (представителем этнической группы). Эти три социальные роли сразу же ставят новорожденного в положение личности. Психологи­ческие трудности в признании новорожденного личностью проистекают из-за оценочного смысла, который придается понятию «личность». Однако оценочный аспект психического отражения любого объекта имеет всеобщий характер и поэтому не может быть критерием специфичности данного понятия.



Новорожденный как новый член семейной общности заметно изменяет сложившуюся до него систему супружеских отношений. Семья из диады превратилась в триаду. В ре­зультате происходит перераспределение социальных функций между ее членами. В этом выражено личностное влияние новорожденного на систему семейных отношений, хотя это влияние не кажется столь заметным, каким оно является на самом деле. Ребенок стано­вится новым центром притяжения, за психологическое влияние на которого начинается соперничество между родителями.

В процессе онтогенетического развития человек проходит множество общностей, включаясь в них как компонент и как элемент структуры. В этом процессе происходит освоение новых ролей, закрепляющих функциональные отношения личности в социальных организациях. Вместе с этими отношениями человек приобретает новые качества и как индивид, и как личность, и как индивидуальность.

В качестве элемента общественной структуры человек несет в группы вхождения свое индивидуально-личностное содержание и в то же время выступает объектом оценочного от­ношения со стороны других людей. Оценочные отношения проявляются в житейских выска­зываниях: «Вот это личность!», «Человек с большой буквы!», отражающих смысл восхище­ния данным человеком. Он необычен, он значим для нас, он несет в нашу общность что-то важное для нас. Поэтому важна групповая значимость личностного потенциала человека.

Мы можем рассмотреть себя как элемент общностей. Для этого мы должны задать себе вопрос: «Кто я такой? В какие общности я вхожу?» Перечислите все общности, в которые вы входите, начиная от семьи и далее. Сделайте это упражнение для себя. Оно нужно для самосознания себя как личности. Определите себя как личность с точки зрения связей с различными общностями людей, скажите себе» насколько они значимы для вас.



Это поможет вам сориентироваться в ваших отношениях с обществом через группы, ко­торые и обеспечивают нам связь с обществом в целом. На субъектном уровне мы, как губка, впитываем систему отношений, которая сложилась и складывается в каждой группе людей, куда мы вхожи. В результате у нас формируется так называемая социальная психология. Она складывается через освоение и приятие уклада жизни этой общности. Мы принимаем правила игры этой общности, усваиваем стереотипы ее поведения, нормы-отношения.

Во-вторых, важный момент для человека как личности состоит в том, что он может быть охарактеризован в качестве компонента социальной организации, где протекает главная его деятельность (профессиональная по содержанию). Социальные организации создаются для того, чтобы упорядочить наше взаимодействие в общественно-профессиональной или общественно-трудовой деятельности. Социальные организации существуют для того, чтобы оформить наше взаимодействие в общественно-трудовом процессе. Поэтому социальная организация, прежде всего, связана с нашей профессиональной деятельностью, причем в социальных организациях нами представлены различные социальные общности.

К примеру, парламент — это социальная организация, в которой депутаты являются представителями различных социальных общностей (партийных, классовых, профессио­нальных, национальных и других), из которых состоит наше общество в целом.

В социальной организации мы уже играем роли, поэтому в объектных характеристи­ках человека как личности важнейшей является его роль. Каждый из нас играет множество ролей, по числу социальных организаций, с которыми мы связаны своей жизнедеятельно­стью, и все эти роли мы должны совместить в себе (и это сложная психологическая задача).

Роль — это социально-объектнаяхарактеристика человека. Она определяется по функ­циям, которые мы выполняем в той или иной общности людей. Например, по родительским функциям мы можем быть матерью или отцом, по учебной деятельности — преподавате­лем или студентом, по должностным функциям — начальником или подчиненным и т. д.

Человек в социально-психологическом аспекте характеризуется хорошим или плохим исполнением своих ролей. С этой оценкой связано явление, которое называется «статус» личности. Статус личности — это субъектная особенность человека, так как качественное исполнение роли предопределено психологическим потенциалом индивида.

Статус — производное от успехов нашего взаимодействия с членами групп, в которых мы играем свои роли. Поэтому он зависит не только от субъектного потенциала человека, но еще и от того, как оценен наш вклад в общие дела группы другими ее членами. Они же могут расценить наши усилия как бесполезные для них. Тогда статус нашей личности упадет.

В то же время человек может приобрести незаслуженный статус вместе с полученной им социальной ролью. Возьмем для примера человека с самым высоким по роли статусом в обществе. Кто это? Глава государства. Общество, государство, народ наделяет этой ролью какого-то человека, и этой роли, безотносительно к человеку, приписан наивысший статус личности, и человек, исполняющий эту роль, становится самой значительной фигурой в обществе. Поэтому человек по мотиву самоутверждения стремится к властным ролям, с тем, чтобы обрести максимально высокий статус, статус предельно значимой личности в пределах расширяющегося социального пространства в процессах социализации. Это связано именно с мотивом самоутверждения. Но если человек плохо справляется с этой ролью, то статус его личности понижается, что говорит о большой динамичности статусных качеств личности.

В конечном счете, статус личности определяется результатами деятельности, успехами и достижениями, которые высоко или низко оцениваются в обществе. Сама же оценка за­висит от потребительского спроса и потребностей людей в продуктах данной деятельности. Это объясняет, например, почему существует элитарное искусство. Поэтому для оценки человека важен не только плод его труда, не только актуальная потребность в этом плоде, но и понимание значимости его для жизни людей вообще.

Зависимость личностной определенности от той деятельности, которую человек со­вершает, требует от нас объектной конкретизации этой деятельности. Личностная сущность человека сливается с тем, что он делает и как он это делает. Ответ на вопрос «Что делает человек?» определяет его социальные качества и в основном раскрывает его объектные свойства. Ответ на вопрос «Как он это делает?» адресован к субъектным качествам лич­ности, в частности, к его способностям, оценка которых связана с социальным успехом человека. Поэтому он стремится к популярности и признанию его деяний.

В психологии существует классификация личностей по разнообразию видов человече­ской деятельности. Фактически такая классификация личности может быть сведена к переч­ню всех известных профессий, и она будет раскрывать профессионально-психологический склад личности. Для практической психологии она может оказаться полезной в деле про­фессиональной ориентации человека.

В-третьих, личность — это человек, включенный в социальные отношения своей деятельностью. Успешность этой деятельности предопределяет значимость личности и ее влиятельность в процессах социального взаимодействия. Мера этой влиятельности предопределяется авторитетом личности. Это означает, что человек заслужил признание своей личности со стороны других людей, которые готовы следовать его советам и рас­поряжениям.

По мере активизации своего психического потенциала человек может стать вырази­телем специфических профессионально-групповых интересов, которые формируются в социальных организациях и не могут по объективным причинам полностью совпадать с общественным интересом. В этом случае личность отстаивает групповые интересы, вклю­чается в напряженные, если не конфликтные, социальные отношения с представителями других социальных организаций. Такая личность принимает на себя тяготы коллективной ответственности и в какой-то мере наступает на горло своим индивидуальным интересам. Это жертвенное поведение человека начинает выделять его из ряда других, сопутствующих ему людей. Значимость его как личности возрастает. Он становится лидером.

Дальнейшее нарастание активности личности приводит человека к позиции преобра­зователя социальных отношений и стереотипов взаимодействия между социальными ор­ганизациями и другими общностями людей. В этом случае человек достигает предельной личностной значимости. Это обстоятельство изменяет его социальное положение в обще­стве в целом и в профессиональной деятельности в частности. На этой стадии социальной активности человек достигает высшего уровня реализации своей личности.

Человек проявляет себя в качестве личности, если он находится в системе связей и от­ношений с другими людьми. Такое положение человек занимает при условии социального взаимодействия в сообществах людей. Это взаимодействие протекает в различных формах совместной деятельности и общения. Находясь вне связей и отношений с другими людь­ми, вне социального взаимодействия, вне совместной деятельности и общения, человек не может проявлять своего личностного потенциала. Личность — это человек для других людей, это обращенность его к другим людям, это его социальный знак и значение, это его общественная функция служения людям, это его честь, достоинство, социальная ответ­ственность и признание. Личность — это социальное качество человека. Высший уровень проявления этого качества предполагает индивидуальность человека. В личности заключе­но противоречивое единство коллективного и индивидуального.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.