Сделай Сам Свою Работу на 5

Российские схемы сертификации услуг (работ)





 

Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выпол­нения работы или оказания услуги; проверку результатов про­веденной работы или оказанной услуги; инспекционный кон­троль за сертифицированными работами и услугами.

Схемы сертификации работ и услуг определяют «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (постановление Госстандарта России № 17 от 5 августа 1997 г.), которые устанавливают порядок проведения процедуры сертификации работ и услуг:

- подача заявки на сертификацию;

- рассмотрение и принятие решения по заявке:

- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

- выдача сертификата соответствия;

- инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает в себя:

- оценку мастерства исполнителя работ и услуг;

- оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;

- анализ состояния производства;

- оценку организации (предприятия) — исполнителя работ и услуг;



- оценку системы качества;

- рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.

Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливаются правилами сертификации однородных работ и услуг. Знак соответствия наносится, как правило, на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.

Для любой оценки важно определить критерии. Выбор критерия сертификации услуг — важная и наиболее трудная ступень оценки соответствия услуги. Интересен подход к качеству услуг в Японии, где специалисты по вопросам качества предлагают условно классифицировать параметры качества услуг на основе их значимости для потребителей. В этом случае качество может быть:

-внутреннее — качество, которое не находится в поле зрения потребителей (например, техническое обслуживание);

-материальное — качество, заметное для потребителя (качество товара, гостиничного обслуживания, ресторанного питания и т. п.);



-нематериальное — качество, видимое потребителем (правдивость рекламы, грамотно оформленная документация, доходчивые инструкции по пользованию, информационное этикетирование и т. п.);

-психологическое — качества, такие как например, гостеприимство, вежливость, внимательность и др.

К характеристикам, определяющим требования к услугам, относятся: время ожидания, соблюдение сроков исполнения, численность персонала и единиц оборудования и прочие количественные характеристики; степень доверия потребителей, безопасность, вежливость, эстетичность, удобство, гигиеничность и другие качественные характеристики.

При проведении сертификации работ и услуг могут применяться несколько схем сертификации (таблица 2).

 

Таблица 2 - Схемы сертификации услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг   Проверка (испытания) результатов работ и услуг   Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
                    Оценка мастер­ства исполните­ля работ и услуг Оценка процес­са выполнения работ, оказания услуг Анализ состоя­ния производ­ства Оценка органи­зации (предприятия) Оценка систе­мы качества   -     Оценка системы качества Проверка (испытания) результата работ и ус­луг Проверка (испытания) результатов работ и услуг   Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Рассмотрение декла­рации о соответствии прилагаемым документам Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Контроль мастерства исполнителя работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг   Анализ состояния производства   Контроль соответст­вия установленным требованиям Контроль системы качества   Контроль качества выполнения работ, оказания услуг   Контроль системы качества    

 



Применение схем сертификации работ и услуг

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг, контролируют его. Данную схему применяют для работ и услуг качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, массажиста, педагога и т. д.).

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

Схеме 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

 

Тема 4: «Роль сертификации систем качества»

1) Основные положения сертификации систем качества

2) Сертификация производства

3) Сертификация экспортных товаров

4) Экологическая сертификация

 

1. Основные положения сертификации систем качества

 

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных стра­нах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьезное внимание.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответ­ствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охот­нее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сер­тифицирована. Страховые компании отдают предпочтение та­ким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества — весомый аргу­мент в пользу заключения контракта на поставку товара: запад­ные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация систе­мы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводятся в соответствие с особенностями рыночной экономики; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способ­ность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежа­щего качества и вполне может рассматриваться как один из ве­сомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечествен­ных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества — важней­шее условие, определяющее возможность заключения контрак­та и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

 

Сертификация систем качества осуществляется в такой последовательности:

- предсертификационный этап;

- этап предварительной оценки системы качества;

- проверку и оценку системы качества в организации;

- инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

Предсертификационный этап включает в себя:

- регистрацию заявки заявителя в органе по сертификации систем качества;

- передачу заявителю комплекта исходных документов;

- представление заявителем в орган по сертификации основополагающих документов системы качества: направления в политике в области качества и руководстве; документы, регламентирующие управление документацией; данные внутренних проверок качества и другие, в зависимости от специфики предприятия;

- уведомление заявителя о принятии заказа на сертификацию или отказе в ней;

- подготовка и оформление договора на проведение предварительной оценки системы качества;

- формирование комиссии по сертификации системы качества.

Предварительная оценка системы качества осуществляется с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации. Предварительная оценка состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации.

Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.

Проверка и оценка системы качества в организации начинается с подготовки к проверке и оценке системы качества, которая включает в себя: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовку рабочих документов; согласование программы проверки с проверяемой организацией.

С программой должна быть ознакомлена проверяемая организация.

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных включает в себя следующие процедуры: опрос персонала; анализ используемых документов; анализ процессов производства; анализ деятельности функциональных подразделений; анализ деятельности персонала; изучение и оценка проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

Решение о рекомендации системы качества к сертификации или отказе в сертификации системы качества принимает руководство органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества предназначен для подтверждения того факта, что системакачества продолжает соответствовать требованиям, предъявляемымк ней при сертификационной проверке.

Инспекционный контроль устанавливают на весь период действия сертификата и проводят в виде плановых (не менее одного раза в год) и внеплановых проверок.

В зависимости от состояния- системы качества у заявителя результатом инспекционного контроля может быть или подтверждение действия сертификата или его приостановление, или аннулирование.

Разработка и внедрение системы качества — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внеш­неэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ при­нять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации сис­тем качества в РФ. В соответствии с этой программой была раз­работана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации.

Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; серти­фикация производств; инспекционный контроль за сертифици­рованными системами качества и производствами; междуна­родное сотрудничество в интересах взаимного признания сер­тификатов на системы качества.

 

Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Техниче­ский центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методи­ческий комитет Регистра, органы по сертификации систем ка­чества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществ­ляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (про­изводства) и представляют необходимую информацию по тре­бованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

 

 

Основными принципами сертификации систем качества долж­ны быть: добровольность; исключение дискриминации в досту­пе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка вы­полнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность доку­ментированных доказательств заявителя о соответствии дейст­вующей системы качества установленным требованиям.

В качестве нормативных документов, на соответствие кото­рым проводится сертификация, в Регистре используются госу­дарственные стандарты, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при контроле и испытаниях готовой продук­ции".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.