Сделай Сам Свою Работу на 5

Капитальное строительство

IV Планирование на предприятии

4.1 Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.

В рыноч. условиях каждое предприятие представляет собой открытую социальную систему. В условиях рынка предприятия должно своевременно определять предстоящие научно-технические, организационно-экономические, социально-политических и др. виды воздействия внешней среды на производственную деятельность предприятия.

При отсутствии в настоящее время планирования на 1-ое место выходит внутрифирменное планирование.

Планирование в условиях рынка служит основой существования многих функций, характеризующих степень развития современного производства.

Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план и их единую плановую систему, соответствующей целей и средств их достижения.

Для современного производства эти цели можно сформулировать следующим образом:

1. Экономический рост, т.е. желание предприятий обеспечивать производства большого количества продукций.

2. Полная занятость, предполагающая возможность полной занятости рабочих.

3. Экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся производственных ресурсов.

4. стабильный уровень цен, не допускающий колебаний общего уровня действительных цен.

5. Экономическая свобода, позволяющая всем специалистам предприятия обладать высокой степенью самостоятельности и общества.

6. Справедливое распределение дохода предусматривает соответствующее вознаг-раждение всего персонала.

Процесс планирования проходит в несколько стадий и этапов:

Принято выделять 4 этапа:

1) Разработка общих путей и средств; 2) определение конкретных задач; 3) выбор оси путей и средств их достижения; 4) контроль за их выполнением.

Планирование опирается на фактические данные, настоящего, прошлого периода, но стремиться установить контроль за процессом развития производства в настоящем и будущем.

Методика планирования характеризует состав применяемых на предприятии методов, способов и приемов, обоснования конкретных показателей, а т.ж. содержание формул и структуру внутрифирменного планирования.



Общим предметов всей плановой деятельности служит проект плана. Они имеют название: комплексный план социально-экономического развития; бизнес-план, стандартный план и заказ-наряд.

Основное содержание внутрихозяйственного планирования:

1. Какую продукцию следует производить на предприятии;

2. Сколько продукции выгодно производить, и какие экономические ресурсы следует использовать.

3. Какую технологию необходимо применить и как организовать производство.

4. Кто будет потреблять произведенную продукцию, по каким ценам ее можно продавать.

5. Как предприятие может приспособиться к рынку, как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка.

Все виды планирования на предприятии могут быть систематизированы по таким признакам как: содержание плана, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности.

1. По содержанию плана: выделяют такие виды внутрихозяйственного планирования как: организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование.

2. По уровню управления: в зависимости от числа на звеньев на предприятии принять различать такие виды внутрихозяйственного планирования как: фирменное, корпоративное, заводское и иные системы планов.

Все эти системы относятся к высшему руководству предприятия.

3. По методам обоснования: применения внутрифирменного планирования: рыночная, индикативное.

4. По времени действия: краткосрочное (1 год); среднесрочное (1-3 года); долгосрочное (3-10лет).

5. По сфере применения:внутрихозяйственного планирования подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, индивидуальное.

6. По стадиям разработки:внутрихозяйственного планирования бывает предварительное, окончательное. На 1-ом этапе обычно разрабатывается проект, план, после их утверждения он получает силу закона.

7. По степени точности: может быть укрупненным и уточненным. Точность плана зависит от применяемых методов нормативных материалов, сроков планирования, а главным образом от практического опыта экономистов-менеджеров.

 

4.2 Система планов предприятия, их взаимосвязь.

План – это основа планирования, это документ, регламентирующий деятельность предприятия.

Планы пред-я отличаются по времени: перспективные, текущие, оперативные; по уровню – план пред-я, план цеха, план участка, план отдела. По функциям – план материально-технического обеспечения, план произ-ва, план сбыта, план технического развития организации произ-ва, план по с/с продукции, прибыли и рентабельности. По степени разработки – предварительные, окончательные. По степени точности – укрупненные (ориентировочные), уточненные (детальные).

Цикл подготовки планов решения:

1. постановка целей (проблемы решения),

2. оценка возможностей (анализ внеш. и внутр. условий)

3. выявление возможных путей развития.

4. анализ под следствий (Vпроиз-ва).

5. разработка конкретных мер-тий для достижения поставленных задач. Каждое мероп-тие подкрепляется для реализации ресурсами 5-ю видами: денежные средства, материальные ресурсы (сырье), средства произ-ва (оборотные), трудовые ресурсы (кадры), время.

6. Разработка конкретного плана действий.

7. Орган-я выполнения планов.

4.3 Организация плановой работы на предприятии.

Организация планово-экономической работы на пред-ии зависит от типа произ-ва, от размера пред-я, от орган-ной структуры и структуры управления. П-ние осущ-ся по одной из след. тем: «Сверху – вниз» (централизовано); «Снизу – вверх» (децентрализовано), и встречное пл-ние или интерактивное взаимодействие. Орган-ная структура на пред-ии: линейная, функциональная, матричная, девизиональная. Структура управления зависит от типа произ-ва (массовая, серийное, единичное), организационно-правовой формы, орган-онной структуры, размером пред-я (численность, стоимость фондов, V произ-ва), V – ма нолменклатуры производимой прод-ии, внешних и внутренних производствненно-хоз-х связей, количества поставщиков и потребителей, инновационной политики пред-я, методов орг-ции произ-ва, труда и управления.

 

 
 

 


Плановый отдел Финансовый отдел Отдел маркетинга Произ-ный отдел

-орган-я п-ния - п-ние прибыли - исслед. рынка -состав.планов

-разработка пл-ов - финансирование -п-ние ассортим. на смену, сутки

- анализ работы хоз.деят-ти товаров - закупка сырья

-контроль вып. – бюджетный - сбыт - контроль качест

планов контроль - реклама и - разработка

- нормир-ние - контроль за стимулирование программы дви-

издержек кредитными с быта жжения сырья,

операциями п/ф, прод-ии.

Организ-ия процессов пл-ния предполагает определение всех объектов п-ния. Определение состава участников по пл-нию, контролю, передача субъектов пл-ния исходных данных, установление графиков разработки разделов планов, координация, утвержд.планов, установление графиков проведения совещания.

В качестве основных требований к разработке планов предполагается 8 принципов:

1. Принцип необходимости – обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

2. Принцип единства. Он предусматривает разработку общего развития предприятия, социально-экономическое развитие предприятия.

3. Принцип точности. План должен составляться с точностью, какой желает видеть предприятие. Здесь должно быть учтено его функциональное состояние и положение на рынке.

4. Принцип эффективности. Он требует разработки такого варианта плана, который обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

5. Принцип оптимальности. Подразумевает необходимость выбора наилучшего варианта на всех этапах планирования. Критерием оптимальности м/б: минимальная трудоемкость, с/с продукции, максимальная прибыль, рентабельность.

6. Принцип участия. Активное воздействие персонала на процесс планирования.

7. Принцип непрерывности. Он заключается в необходимости соблюдения строгой последовательности в выполнение всех этапов планирования. Процесс планирования должен идти непрерывно.

8. Принцип гибкости. Это придание планам и процессам их разработки в необходимых случаях произвести маневрирование ресурсами.

Методы планирования.

К методам планирования относят балансовый, нормативный, метод планирования по факту, программно-целевой метод, метод многовариантных расчетов, экономико-математический метод.

1. Балансовый метод:

Его применение сопряжено с составлением различного рода балансов: материальных (по сырью, материалам, топливу и энергии), трудовых (по числу раб. силы в раб. времени), финансовый баланс (по денежным доходам и расходам), комплексный (баланс по производственной мощности отдельных цехов и переделов).

2. Нормативный метод:

Предполагает при разработке использовать систему норм и нормативов, т.е. использование активов по всей деятельности предприятия от сырьевых до финансовых.

3. Аналитический по факторам:

Использование при планировании с/с, т.е. затрат на производство.

4. Программно-целевой метод:

Разработка сложных планов развития предприятия.

5. Экономико-математический метод.

Метод оптимального планирования т.е. обеспечивает поиск и определение наилучшего из всех возможных вариантов планирования.

Система планов различается м/у собой: по горизонту планирования, по объектам планирования, по видам деятельности предприятия. Система планов состоит их 2-х блоков: перспективного и технико-экономического планирования.

Перспективное планирование предназначено для уточнения миссии стратегического планирования, стратегических планов и направлений и охватывает плановый период до 5- и > 5 лет.

Такой план состоит из следующих разделов:

1. План производства (определяется выпуск основного вида продукции, который обусловлено расчетом производственной мощности).

План технического развития предприятия.

а) освоение новых видов продукции;

б) внедрение прогрессивных технологий;

в) повышение уровня автоматизации производства;

г) совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

Здесь д.б. приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности.

Капитальное строительство

Определяется объем вводимых в действие ОФ, производственных мощностей, а т.ж. уровень инвестиционного обеспечения.

План закупок.

Определяет потребность в основных материальных ресурсах и источник их получения.

План по труду и кадрам.

Определяет повышение квалификации кадров, численность работников, фонд оплаты труда (расчет).

План по с/с, прибыли и рентабельности.

Раздел содержит динамику издержек производства, резервы снижения с/с, влияние изменения с/с на прибыль и рентабельность, т.ж. производиться расчет ожидаемой прибыли и рентабельности, показывается по годам их динамика.

7. Финансовый план.

Он включает в себя баланс доходов и расходов, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местными бюджетами.

План охраны окружающей среды.

Мероприятия, имеющие экологическую направленность.

Исходными данными для разработки перспективного плана являются: маркетинговые исследования, анализ динамики объема продаж за предыдущий период, уточняется состояние производственных мощностей, производственных программ и план реализации продукции с разбивкой по годам.

Технико-экономическое планирование. Оно предназначено для формирования планов деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений.

План составляется по тем же видам и направлениям, как и перспективный план.

Текущее планирование. Основная задача текущего планирования – формирование общезаводских планов по реализации продукции. Распределение плановых заданий по цехам.

Центральным является годовой план предприятия производными, от которого являются все остальные.

Завершающим этапом планирования является оперативное. Главная задача – обеспечение равномерного производства в заданные сроки. Оперативное планирование включает межцеховое и внутрицеховое планирование

Межцеховое планирование – призвано работу всех цехов предприятия.

Внутрицеховое планирование осуществляется подразделениями цеха.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.