Классификация предприятий торговли
Тема №1. Предприятие и управление им в рыночной экономике.
План
1. Роль и значение торговли в системе рыночной экономики.
2. Признаки торговли, как отрасли, показатели развития, современное состояние.
3. Предприятие. Понятие, основные признаки, цели.
4. Классификация предприятий торговли.
5. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия.
Роль и значение торговли в системе рыночной экономики
В торговли система рыночной экономики является исторической категорией. Её возникновение связано с общим производством и разделением труда. Рыночные отношения - это система экономических отношений, складывающаяся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи, услуг и других объектов, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. Среди различных видов рынка следует особо выделить потребительский рынок. Различают внутреннюю и внешнюю торговлю.
Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики и особый вид деятельности. Оно представляет собой главное звено в системе потребительского рынка.
Внутренняя торговля делится на оптовую и розничную.
Оптовая торговля доводят товары от изготовителей до розничной торговой сети.
Розничная торговля- это доведение товаров до населения через розничную торговую сеть.
Многие изменения, происходящие в российской экономике, связаны с внутренней торговлей. Именно в торговой сфере начинается приватизация и возрождение предпринимательства.
Сущность торговли, как отрасли выражается в её функциях.
Функции торговли:
1. экономическая:
a) доведение товаров от производителя до покупателя:
· изучение конъюнктуры рынка;
· заказ на производство, заключение договоров;
· транспортировка товаров;
· приёмка товаров;
· подготовка товаров к продаже;
· обслуживание покупателей;
· реализация товаров.
b) смена форм собственности
деньги-товар-деньги
2. социальная
а) удовлетворение материальных потребностей населения;
б) преобразование быта и потребностей населения;
в) экономия времени населения.
3. контактная
организация рыночных связей между производителями и потребителями товаров.
Выполнение этой функции характеризуется объёмом торговых сделок, заключённых предприятиями.
4. учётно-информационная
Это сбор, обработка, накопление и передача коммерческой информации другим участникам товарообмена.
5. кредитно-финансовая
Это предоставление коммерческих кредитов при расчётах за товарные операции.
Признаки торговли как отрасли, показатели развития, современное состояние
Основной признак торговли не производство, а реализация товаров и оказание услуг. Поэтому роль отрасли в экономике характеризуется такими показателями, как объём и оборачиваемость товаров, стоимость услуг по реализации товаров, стоимость конечного общественного продукта, создаваемого отраслями товарного обращения.
В структуре формирования ВВП доля торговли составляет 22% (доля промышленности 32%). По размеру налоговых поступлений в бюджеты разных уровней торговля занимает 2 место среди основных отраслей экономики. В торговле функционируют более 1млн. хозяйствующих субъектов. Численность работающих в торговле более 5млн. человек. В настоящее время в развитии торговли выявляются следующие тенденции:
1. существующие формы торговли и ассортимент предлагаемых товаров удовлетворяет спрос населения с различными уровнями доходов. Насыщенность рынка товарами составляет от 92 - 100%;
2. продолжают совершенствоваться структуры отрасли. Всё больший объём розничного товарооборота приходится на организованные формы торговли (супер- и гипермаркеты, торговые компании);
3. на рынке появляются сетевые структуры, которые находят свои пути привлечения покупателей, формируют у них привычку делать покупки в комфортных условиях. Сетевые структуры могут более грамотно работать с товаропроизводителями, влияя на цену, условия поставки и оплату товаров, внедрять современные эффективные схемы товародвижения и технологии продаж;
4. повысилось внимание к торговле со стороны законодательных органов и органов федеральной власти;
5.совершенствуется система налогообложения. Для предприятий торговли введены специальные налоговые режимы, единый налог на вменённый доход и упрощённая система налогообложения.
Предприятие: понятие, основные признаки, цели
Сложность, стоящая перед торговой задачей решается через торговое предприятие, которое выступают в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов и являются основным звеном рыночного механизма отрасли.
Под предприятиемпонимается самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законодательством, для производства продукции и оказании услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Под торговым предприятиемпонимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения и реализации товаров, а также предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Рассмотрим сущность торгового предприятия.Необходимо выделять 3 аспекта:
1. юридическую основу;
2. хозяйственную основу;
3. отраслевую основу.
Юридическая основа базируется на следующих принципах:
- единство в чёткости, разграничение обязанностей и отношений между работниками предприятий;
- имущественная обособленность;
- самостоятельность и гражданско-правовая ответственность. ГК РФ предусматривает наличие у предприятия обособленного имущества, которым оно отвечает перед кредитором;
- выступление в гражданско-правовом обороте от своего имени.
Хозяйственной основой является земля, здание, инвентарь, оборудование, денежные средства, нематериальные активы и т. д.
Отраслевой основой является организационные структуры, торгово-экономическая структура, материально-вещественная структура.
Организационно-экономическая структура – это хозяйственная обособленность, наделение правами юридического лица, единая система учёта, однотипная методика анализа и планирования.
Торгово-экономическая структура – это общность методов продажи, определённость операций, технологичность процесса и обслуживания.
Материально-вещественная структура – это общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного оборудования.
Классификация предприятий торговли
Торговые предприятия в зависимости от характера деятельности и назначение подразделяются на 2 вида:
1. предприятия розничной торговли;
2. предприятия оптовой торговли.
Предприятие розничной торговли классифицируются по видам в зависимости от:
I. ассортимента реализуемых товаров (универсальные, специализированные, неспециализированные)
Предприятия розничной торговли определённого вида классифицируются на типы в зависимости от размера торговой площади и формы обслуживания.
Универсальные магазины включают гипермаркеты, универсамы, магазин-склад, гастрономы.
Специализированные магазины делятся на:
- специализированные продовольственные;
- специализированные непродовольственные;
- магазины прочей товарной специализации.
Неспециализированные магазины – это дом торговли, торговые комплексы.
II. размера:
- малые
- средние
- крупные
Основными параметрами в этом случае выступают:
1. численность работников;
2. величина товарооборота;
3. размеры торговых площадей.
Термин малые предприятия характеризует торговые предприятия численностью до 100 человек, средние – 101 – 250 человек.
III. Формы обслуживания:
- по обзацам
- по каталогам
- по почте
- через интернет
- индивидуальное обслуживание (через прилавок)
- самообслуживание
IV. Функциональных особенностей:
- стационарные
- передвижные
- сезонные
Также выделяют предприятия с учётом уровня цен (магазины экономкласса, магазины элиткласса).
Такая классификация вызвана резким различием в денежных доходах населения. Проведение ценовой политики направлено на определённые группы покупателей.
Предприятия оптовой торговли классифицируются по:
I. масштабам деятельности:
a) федеральный уровень, т. е. предприятия, осуществляют продвижение товаров от производителей до покупателей по всей стране;
b) региональный уровень.
II. специализации:
- специализированные
-универсальные
III. Объёмам выполняемых функций и формам расчётов:
- предприятия с приобретением права собственности на товар;
-предприятия без приобретения права собственности на товар и действующие как посредники, т. е. создающие условия и сводящие продавца с покупателями. Это торговые агенты и брокеры.
Агент по поручению доверителя подбирает ему контрагента, а доверитель сам ведёт переговоры и подписывает контракт от своего имени.
Брокеры выступают посредниками в биржевой торговле. Они сводят стороны, но сами стороной договора не являются. За услуги получают соответствующее вознаграждение;
- предприятия-организаторы торгового оборота, создающие условия для оптовой торговли. Это торговые биржы, оптовые продовольственные рынки и т. д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|