Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация предприятий торговли





Тема №1. Предприятие и управление им в рыночной экономике.

План

1. Роль и значение торговли в системе рыночной экономики.

2. Признаки торговли, как отрасли, показатели развития, современное состояние.

3. Предприятие. Понятие, основные признаки, цели.

4. Классификация предприятий торговли.

5. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия.

Роль и значение торговли в системе рыночной экономики

В торговли система рыночной экономики является исторической категорией. Её возникновение связано с общим производством и разделением труда. Рыночные отношения - это система экономических отношений, складывающаяся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи, услуг и других объектов, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. Среди различных видов рынка следует особо выделить потребительский рынок. Различают внутреннюю и внешнюю торговлю.

Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики и особый вид деятельности. Оно представляет собой главное звено в системе потребительского рынка.

Внутренняя торговля делится на оптовую и розничную.



Оптовая торговля доводят товары от изготовителей до розничной торговой сети.

Розничная торговля- это доведение товаров до населения через розничную торговую сеть.

Многие изменения, происходящие в российской экономике, связаны с внутренней торговлей. Именно в торговой сфере начинается приватизация и возрождение предпринимательства.

Сущность торговли, как отрасли выражается в её функциях.

Функции торговли:

1. экономическая:

a) доведение товаров от производителя до покупателя:

· изучение конъюнктуры рынка;

· заказ на производство, заключение договоров;

· транспортировка товаров;

· приёмка товаров;

· подготовка товаров к продаже;

· обслуживание покупателей;

· реализация товаров.

b) смена форм собственности

деньги-товар-деньги

2. социальная

а) удовлетворение материальных потребностей населения;

б) преобразование быта и потребностей населения;

в) экономия времени населения.

3. контактная

организация рыночных связей между производителями и потребителями товаров.

Выполнение этой функции характеризуется объёмом торговых сделок, заключённых предприятиями.



4. учётно-информационная

Это сбор, обработка, накопление и передача коммерческой информации другим участникам товарообмена.

5. кредитно-финансовая

Это предоставление коммерческих кредитов при расчётах за товарные операции.

Признаки торговли как отрасли, показатели развития, современное состояние

Основной признак торговли не производство, а реализация товаров и оказание услуг. Поэтому роль отрасли в экономике характеризуется такими показателями, как объём и оборачиваемость товаров, стоимость услуг по реализации товаров, стоимость конечного общественного продукта, создаваемого отраслями товарного обращения.

В структуре формирования ВВП доля торговли составляет 22% (доля промышленности 32%). По размеру налоговых поступлений в бюджеты разных уровней торговля занимает 2 место среди основных отраслей экономики. В торговле функционируют более 1млн. хозяйствующих субъектов. Численность работающих в торговле более 5млн. человек. В настоящее время в развитии торговли выявляются следующие тенденции:

1. существующие формы торговли и ассортимент предлагаемых товаров удовлетворяет спрос населения с различными уровнями доходов. Насыщенность рынка товарами составляет от 92 - 100%;

2. продолжают совершенствоваться структуры отрасли. Всё больший объём розничного товарооборота приходится на организованные формы торговли (супер- и гипермаркеты, торговые компании);

3. на рынке появляются сетевые структуры, которые находят свои пути привлечения покупателей, формируют у них привычку делать покупки в комфортных условиях. Сетевые структуры могут более грамотно работать с товаропроизводителями, влияя на цену, условия поставки и оплату товаров, внедрять современные эффективные схемы товародвижения и технологии продаж;



4. повысилось внимание к торговле со стороны законодательных органов и органов федеральной власти;

5.совершенствуется система налогообложения. Для предприятий торговли введены специальные налоговые режимы, единый налог на вменённый доход и упрощённая система налогообложения.

Предприятие: понятие, основные признаки, цели

Сложность, стоящая перед торговой задачей решается через торговое предприятие, которое выступают в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов и являются основным звеном рыночного механизма отрасли.

Под предприятиемпонимается самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законодательством, для производства продукции и оказании услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Под торговым предприятиемпонимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения и реализации товаров, а также предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.

Рассмотрим сущность торгового предприятия.Необходимо выделять 3 аспекта:

1. юридическую основу;

2. хозяйственную основу;

3. отраслевую основу.

Юридическая основа базируется на следующих принципах:

- единство в чёткости, разграничение обязанностей и отношений между работниками предприятий;

- имущественная обособленность;

- самостоятельность и гражданско-правовая ответственность. ГК РФ предусматривает наличие у предприятия обособленного имущества, которым оно отвечает перед кредитором;

- выступление в гражданско-правовом обороте от своего имени.

Хозяйственной основой является земля, здание, инвентарь, оборудование, денежные средства, нематериальные активы и т. д.

Отраслевой основой является организационные структуры, торгово-экономическая структура, материально-вещественная структура.

Организационно-экономическая структура – это хозяйственная обособленность, наделение правами юридического лица, единая система учёта, однотипная методика анализа и планирования.

Торгово-экономическая структура – это общность методов продажи, определённость операций, технологичность процесса и обслуживания.

Материально-вещественная структура – это общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного оборудования.

Классификация предприятий торговли

Торговые предприятия в зависимости от характера деятельности и назначение подразделяются на 2 вида:

1. предприятия розничной торговли;

2. предприятия оптовой торговли.

Предприятие розничной торговли классифицируются по видам в зависимости от:

I. ассортимента реализуемых товаров (универсальные, специализированные, неспециализированные)

Предприятия розничной торговли определённого вида классифицируются на типы в зависимости от размера торговой площади и формы обслуживания.

Универсальные магазины включают гипермаркеты, универсамы, магазин-склад, гастрономы.

Специализированные магазины делятся на:

- специализированные продовольственные;

- специализированные непродовольственные;

- магазины прочей товарной специализации.

Неспециализированные магазины – это дом торговли, торговые комплексы.

II. размера:

- малые

- средние

- крупные

Основными параметрами в этом случае выступают:

1. численность работников;

2. величина товарооборота;

3. размеры торговых площадей.

Термин малые предприятия характеризует торговые предприятия численностью до 100 человек, средние – 101 – 250 человек.

III. Формы обслуживания:

- по обзацам

- по каталогам

- по почте

- через интернет

- индивидуальное обслуживание (через прилавок)

- самообслуживание

IV. Функциональных особенностей:

- стационарные

- передвижные

- сезонные

Также выделяют предприятия с учётом уровня цен (магазины экономкласса, магазины элиткласса).

Такая классификация вызвана резким различием в денежных доходах населения. Проведение ценовой политики направлено на определённые группы покупателей.

Предприятия оптовой торговли классифицируются по:

I. масштабам деятельности:

a) федеральный уровень, т. е. предприятия, осуществляют продвижение товаров от производителей до покупателей по всей стране;

b) региональный уровень.

II. специализации:

- специализированные

-универсальные

III. Объёмам выполняемых функций и формам расчётов:

- предприятия с приобретением права собственности на товар;

-предприятия без приобретения права собственности на товар и действующие как посредники, т. е. создающие условия и сводящие продавца с покупателями. Это торговые агенты и брокеры.

Агент по поручению доверителя подбирает ему контрагента, а доверитель сам ведёт переговоры и подписывает контракт от своего имени.

Брокеры выступают посредниками в биржевой торговле. Они сводят стороны, но сами стороной договора не являются. За услуги получают соответствующее вознаграждение;

- предприятия-организаторы торгового оборота, создающие условия для оптовой торговли. Это торговые биржы, оптовые продовольственные рынки и т. д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.