|
Бухгалтерия, как самост-ное структурное подразделение ор-ции
Место и роль бух-го учета в сис-ме упр-ия орг-ей.
Бух-ий учет- отражая изменения произв-ой, снабжен-ой и комерч-й деят-ти орг-ии дает объек-ую инф-ию о кругообороте ср-в в процессе произ-ва, кот.исп-ся орг-ей для принятия обосн-ых и эф-ых, управл-х решений обеспечив-х повышение прибыли и рентаб-ти орг-ии. Достовер-я учетная инф-я необход-а не только руков-ву орг-ии для определ-я стратегии ее развития и способу повышения эф-ти произ-ва, но и гос-ым органом для контроля за соблюдением закон-ва о налогооблаж-и; банком; другим взаимодарцем и страховым компаниям для оценки платежеспос-ти орг-ии и вер-ти возврата кредитов, определение страхового риска; акционерам и учеред-ям для объективной оценки результат-ти работы орг-ии. Достоверной инф-ей заинте-ны поставщики, покупатели и др.орг-ии с кот.поддер-ся деловые и финн-ые взаимоот-я. Содержание учетной инф-ии оказывает влияние на принятие управл-х решений т.к. ее анализ дает возм-ть выбора оптим-х действий для достижения цели. На совр-ом этапе возрастает роль контрольной фун-ии учета. В условиях рыночной эк-ки бух-ий учет должен обеспечить: 1)формир-е инф-и для принятия управ-х решений; 2) контроль за наличием и движение имущ-ва, рацион-ым и целевым исп-ем матер-х, трудовых и финн-х ресурсов; 3)своевр-ое предупреж-е негат-х явлений в финансово-хоз-ой деят-ти, выявление и мабилизацию внутрихоз-х резервов; 4) улучшение финансово -хоз-лой деят-ти орг-ии; 5)формир-е научно-обоснованной сис-мы показат.хар-щей результаты деят-ти орг-и отдельных подразделений и служб. Бух-ий учет призван обеспечить:
1)объективность получения учетных данных; 2)полноту, простоту, оперативность, экономичность учета; 3)сопоставимость планируемых, нормативных и учетных показателей. Учетная инф-ия дает возмож-ть реализовать 3 ф-и управления: 1) прогноз-ние-предполагает процесс форм-ия порядка действий, кот. должны быть предприняты в будущ; 2)контроль-вкл-ет в себя комплекс процедур по отслеживанию факт-го управл-я нормир-но-планов-х заданий; 3)оценка-предполагает изучение всей сис-мы принятия управ-х решений с целью ее улучшения. Т.обр. в рыночных условиях повыш-ся потребность достов-ой учетной и отчетной инф-и о деят-ти орг-ии.
2.Гос-е регул-ие бух.учета и отчет-ти.Гос-ое регул-ие осущ-ся в целях достиж.единообразия ведения учета и состав-я бух. отчет-ти, достав-ть отражения и своевреме-ть поступления учетной и отчетной ифн-ии, обеспеч-ие единых принципов исчисл-я налогов и сборов и заключ-ся в создании единого методолог-го и правового обеспеч-я бух.учета и отчет-ти для всех орг-й независимо от форм собст-ти, вида деят-ти, ведомственной подчиненности. Правовое регул-ие бух.учета можно представить в иерар-ом порядке: 1 ур-ньзакон РБ о бух.учете и отч-ти и др.нормат-е акты закон-ой и исполн-й власти; 2 ур-ньположение по бух.учету и отч-ти, утвер-ые МинФином РБ и др. органами на кот.закон-но возложены фун-и нормат-го рег-я бух.учета; 3 ур-нь метод-е указание и реком-и разраб-емые МинФином РБ и др. органами в соотв-и с действующ-м законод-ом и содержащие более детальные рекомендации по орг-ии учета соот.их объектов; 4 ур-ньрабочие инст-ии и указания по учету соот-их операций и объектов непоср-но в орг-ии. Орг-и предост-ы опред-ые права в орган-и бух.учета: 1)самост-но выбирать форму ведения бух.учета; 2) устанав-ть внутр-е правила документир-я хоз.операций документооборота, ведение регистра бух.учета, проведение инвент-ии; 3)разр-ть сис-му внутрихоз-го учета контроля и эк-го анализа; 4) выбирать методы начисления аморт-и, определ-е выручки от реализ-и прод-и работ,услуг;5) на основании типового плана счетов сост-ть рабочий план счетов, с разбивкой его по субсчетам и аналит-им счетам, уточнять содержание отдельн-х субсчетов объединять и исключать их. Конкретные способы и методы ведения учета отр-ся в учетной политике.
3. Руководство бух.учетом и отч-ти в РБ. Гос-ое регул-ие б.у. и отчет-ти осущ-ся МинФином РБ. МинФин РБ разраб-ет, соглас-ет и утверж-ет в пределах своей компитенции обязат-о для испол-я всеми орг-ми: 1)типовой план счетов б.у.и инструк-ю по его применению;2) положение и инструкции по б.у. и отчет-ти;3) иные нормат-е акты по вопросу б.у. и отч-ти. Для решения практ-х вопросов методол-го руков-ва б-им учетом и отчет-ю в составе МинФин-в создано управление методологии б.у. и отч-ти. Методол-е руков-во бух-ии учетом в отдельных отраслях осущ-ет отраслевые минес-ва и др. органы гос-го управл-я. Они по согласов-ю с МинФином разраб-ют и утвер-ют нормат-е документы для подведомст-х орг-ий с учетом специфики отрасли осущ-ет контроль за правиль-ю ведения учета и сост-е отч-ти в орг-иях сост. сводный баланс и отч-ть в челом по минест., проводят организац.-методич-ю работу по внедрению прогресствных форм и методов б.у. Методол-е руковод-во б-им учетом в бан-ой сис-ме осущ-ет нац-ый банк.
4. Сущ-сть значения и задачи орг-ии б.у. Под орг-ей б.у.понимают сис-му мер построения учетного процесса обеспечив-х получение достоверной инф-ии о хоз-ой деят-ти орг-ии и осущ-е контроля за исполь-ем трудовых, матер-х и финн-ых ресурсов, сохранностью имущ-ва и гот.прод-и собст-ов орг-ии. Орган-ия б.у.вкл-ет общие принципы регул-е б.у. и непоср-но орган-ю б.у.в суб-ах хоз-ния. Цели орг-ии учета: закл-ся в обеспеч-и рац-ой орг-ии б.у., работы учетного персонала, бухг-ии в рацион-ой орг-ии в документооборота проведение инвен-и, разработки учетной пол-ки. Задачи орг-ии б.у.: обеспеч-е четкого порядка документального офор-ия хоз-х операций, своеврем-го и полного их отражения в учете; повышение результ-ти учетной инф-ции эф-ти её использ-я для оперативного упр-я произ-ом; повышение произв-ти труда работников учетной службы.
5. Предпосылки орг-ии учета. Предпосылки орг-ии учета: высокая и общеэк-ая и спец. подготовка работников учетной службы; установление оптим-х объемов и сроков получения учетной инф-ии для нужд правления произ-ом и составление б-ой налоговой ст-ой отч-ти; правильное решение вопроса хар-ра о учетных взаимо-й между стр-ми и подраз-ми и центр-й бух-и орг-и; рационально орг-ии технологии и управ-ие произ-ом автомат-ия всех уч-ов учетной работы.
6.Организационные формы б.у.
Различают 2 формы ор-ции б.у.:
1)централизационная – здесь учетный аппарат ор-ции сосредоточен в гл.бух-рии. В ней осуществ. весь синт-й и аналит-ий учет на основании первичных и сводных д-тов, поступ-щих из отдельных подразделений орг-ций. В самих подразделениях ведется лишь первичная регистрация хоз операций.
2)децентрализационная – учетный аппарат рассредоточен по отдельным произ-ым подразд-ми орг-ции, где осущ-ся синт-ий и аналитич-й учет, сост-ся балансы и отчетность хоз-ва, подразделения. Гл.бух-рия в этом случае сост-т сводный баланс и отчеты по орг-ции, а также осущ-т контроль за постановкой учета на отдельных участках ор-ции. При такой форме ор-ции осн.ор-ции учета и внутренн.аудита выполняет в бух-рии отдельных подразд-ях орг-ции. Практика показывает, что центр-ция учета обеспечивает б.действ-ое рук-во и контроль со стороны гл.бух, б.эффективно исполнять комп-ры. В связи с этим, децент-ция учета дополняется только в очень крупных организациях, в большинстве орг-ций применяем центраз.форму б.у.
Права, обязанности и ответственность гл.бух и руководителя за орг-цию бух.уч
Руководство б.уч в орг-ции осуществл гл.бух-р. В соотв-вии с законом о б.уч и отчетности гл.бух-р или бух-р при отсутствии в штате должности гл.б-ух-ра назначается на должность и освобождается от должности рук-лем ор-ции в соот-вии с ее учредительными д-ми. Гл.бух подчиняться непосредственно руководителю ор-ции и несет ответ-ть за формирование учетной пол-ки, ведения б.у, своевр-ое и полное предоставление б.отчетности.
Бухгалтерия, как самост-ное структурное подразделение ор-ции
Стр-ра бух-рии – состав работников бух.аппарата, выполняющих учетные ф-ции на основе принципиально разделения труда.
Стр-ра – бух.аппарата – зависит в основном от условий орг-ции и техн-гии произ-ва, объемы учетной работы и наличия тех.ср-в учета.
При линейной ор-ции все работники б-рии подчиняются непосредственно гл.б-ру. Такая стр-ра бух-рии применяются в небольших ор-циях, с численностью аппарата до 10 ч-к. При ор-ции б-рии по вертикали создаются промежуточные группы управления (бюро, отдел): 1)материальные – отвечают за учет приобретения мат.ценностей, их поступления и расходования. Ведет учет основ.ср-в 2)группа учета оплаты труда – осуществ.учет затрат труда рабочих, исчисление з/б, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех видов расчетов с работниками ор-ции, бюджета, ФСЗН и др ведом-ми, связанными с оплатой труда. 3) производственно-калькуляционная – ведет учет затрат на пр-во, калькул-т себест-ть продукции, выявляет резты внутрихоз-го расчета, сост-т отчетность об пр-ве 4)группа учета готовой продукции – осуществ.учет гот.пр-ции на складе и ее реализации. 5) общая группа работников – ведут учет остальных операций и глав.книгу. Составляют бух.баланс и др.формы отчетности.
Кроме того в состав бух-рии входят бух-ры группы капитального сроит-ва и ЖКХ. В крупных орг-циях кроме указанных обычно имеются группы учета тары, основ.ср-в, расчетная (работники кот ведут учет денеж.ср-в и расчетов с орг-ми и лицами), подготовки и обработки машинной инф-ции и др. Стр-ра и штаты бух-рии зависят от V выполняемых ее работ и ур-ня автоматизированной обработки учетной ин-ции. Должностной состав работников бух-рии закрепляется в штатном расписании, утверждаемым рук-лем ор-ции. Положение о бух-рии разрабатывается гл.бух совместно с колл-вом в бух-рии. Согласуется со всеми глав.специалис-ми (службами) и утверждается рук-лем орг-ции. При разработке данного положения руководствуются действующим закон-вом по вопросам ведения бух.учета.
Положение включает след.разделы: 1)общее положение – приводятся об-щие сведенья о бух-рии: степень самостоят-ти и подчиненности, порядок назначения и освобождения от должности гл.бух-ра, перечень основ.нормат-х док-тов, кот.руков-тся бух-рия в своей работе 2) стр-ра – содержит перечень наименований подразделений бух-рии, штатная численность глав.бух-рии 3)задачи – содержит перечень общ-х и конкр-х задач, выполнение кот. возможны на бух-рию. 4)фун-ции – содер-т перечень основных ф-ций: форм-е учетной пол-ки, работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, первичных учет.док-в, порядок проведения инвент-ции контроль за проведением хоз.операций, ор-ция б.у и отчетности в ор-ции на основе max централизации учетно-вычислительных работ и применение технич.ср-в и инфор-ных тех-гий, формир-ние полной бух.ин-ция о деят-ти орг-ции и др 5)права – содержит права бух-рии, кот реализуется в процессе выполнения ее задач и ф-ций. Указываются, что бух-рия разраб-ет положения и указания по внутрихоз-й ор-ции бух.уч, контроля и отчетности, кот явл обяз-ной для всех подраздел-ой орг-ции, ее специалистов и др.раб-в, связ-х с ведением учета 6)взаимоотн-я (служебные связи) – дается хар-ки взаим-зи бух-ри со всеми службами по формир-ию как входящих, так и исходящих потоков учетной инф-ции 7) ответственность – содержит перечень основ.позиций, по кот.бух-рия ведет ответ-ть за надлежащее и своевр-ное выполнение ф-ции бух-рии несет гл.бух-р, на кот.возлагается персональная ответ-ть в случае: неправильного ведения б.у, принятие к исполнению и оформл-е д-тов, противоречащим установленному порядку, не своевременные и неправильные вывертки операции по расчетному и др.счетам в банке, расчетами с разными дебит-ми и кред-ми, нарушение порядка списания бух.баланса недостачи и др.потерь.
9. Должностные инструкции, их содержание, порядок разработки и утверждения
Обязанности работников бух-рии конкретизир-ся путем разработки должностных инструк-ций. Она определяет четко и закрепляет права и персональную ответ-ть каждого раб-ка бух-рии. Должностные инстр-ции дают возможность оценить рез-ты работы каждого испол-теля и всего колл-ва бух-рии. Матер-го и моральн-го стимулировать раб-ков, в зав-ти от кол-ва и кач-ва труда, обоснованию применять меры дисцип-го и морального возд-вия, за не выполнения возложенных на них обяз-тей. Дол-ные инструк-ции разрабат-ся главл.бух-ром, совместно с юрид.службой.
Долж-ая инс-ция состоит из разделов:
1)об-щие положения – определяют подчинять раб-ка, порядок его назначения и увольнения, указываются нормативные и инструктивные материалы, кот.должен рукод-ся раб-к при выполнении своих проф.обяз-тей. 2)обязанности раб-ка – содержит перечень работ, выполняемых раб-ом (оформление, прием, контроль и обработка соответ.первичных д-тов и т.д.) 3)права – указаны права раб-ка, необходимые для выполнения возложенных на него обязан-ей, эти права обуслов-ся необх-тью взаим-вия с др.раб-ми бух-рии, службами и произ-ми подразделениями ор-ми и определ-ся действующ.закон-вом. 4) Ответ-ть содержит перечень ф-ций, за выпол-е кот работник несет персональную ответ-ть.
Дол-ные инстр-ции сост-тся в 2 экз-х и утвер-ся рук-лем ор-ции. Один из них под расписку вручается раб-ку, 2-в делах бух-рии. Важным этам ор-ции раб-ты учетного аппарата явл разрботка индивид-го графика р-ты, выполнение учетных р-т, кот.сос-тся гл.бух для каждого долж-го лица. В графике указ-ся все виды р-т, предусмотрен-е долж-й инстр-ей конкретного р-ка, указ-ся сроки выпол-ния каждой опер-ции. Индивид.графики выпол-ия работ разных р-ков должны быть согласованы м/д собой, что работа одного испол-теля, независимыми от недостатка р-ты другого. Данные графики сос-ся в 2 эк-рах 1-у р-ка, 2-в делах бух-рии.
10. Подбор и повышение квалификации кадров бух-рии. Гл.бух-р – специалист высшей квалиф-ции, обладающий глубокими знаниями в области б.у., организаторскими спос-ми и умением раб-ть с людьми. Наз-ся лица с высш.образ-м и имеющ-х стаж практич.р-ты бух-ром. Также лицо, не имеющее высш.образ-е при наличии у него стажа р-ты спец-ти 5 лет. Дол-ть замест-ля гл.б также занимает лица, имеющ-е высшее образ-е и стаж практич.р-ты.
По дол-тей бух-ра возмож-о установ-е должн-го наименов-я “ведущий”. Долж-е обяз-ти данных спец-в в квал-х справочниках не содержатся и установ-ся на основе хар-к, соответ.дол-тей спец-в.Вед-щие б-ра могут выпол-ть обяз-ти по координации и методич.рук-ву, группами испол-ни, создаваемых в отделах, бюро.Необ-мый стаж р-ты для ведущ-х бух-в повыш-ся на 2-3 года, по сравнению с требот-ми, предусмат-е для спец-ов 1 квалиф-й категории. Повыш-е квал-ции раб-ков обеспеч-т высш-е и сред-нее спец-ые учеб-е учреж-ия, факул-ты повыш-я квал-ции, учеб.центры, учреж-ия образ-ния.
Молодые спец-ты окон-шие ВУЗ и не имеющ-ие стаж (опыт) практич.р-ты могут повыш-ть свою ква-ции путем прохождения стажировки до 1 года, ее цель – углубление, закрепление теоретич.знаний, преобр-е необ-х практич. и оргниз-иях навыков. Каж-й р-тик учетной службы 1 раз в 5 лет должен повышать свою квал-цию. Важная роль отводится аттестации. Ат-цию гл.б гос.ор-ций проводят вышестоящ-ие органы, ат-ция р-ков ор-ции иных форм соб-ти происх-т в самих ор-циях. В наст.время разраб-ые положение об ат-ции гл.б, в кот будет определен порядок пров-нии ат-ции гл.б, ор-ции всех форм соб-сти.Важным условием для улуч-ия орг-ции б.у и обесп-ния роста проф.знаний учет-х раб-ов явл оперативное планиров-ие работы с учет-ми кадрами и МОЛ по сравнению их проф.подготовки и исполнит-кой дисциплины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|