Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные методы социологии: (выбрать неподходящее).





a. Опрос;

b. Анализ документов;

c. Социализация;

d. Эксперимент.

7. Выборка в социологическом исследовании:

a) Метод социологии.

b) Отбор объектов исследования.

c) Выбор темы в социологическом исследовании.

d) Несколько анкет (документов), которые нужно проанализировать.

8. Открытые вопросы в анкете:

a) приводится полный набор ответов;

b) позволяет респонденту высказывать собственное мнение;

c) вопрос, заданный респонденту публично;

d) возможность выбора только одного варианта ответа.

9. Сложные вопросы, требующие размышления, размещаются:

a) в начале опросника;

b) в середине анкеты;

c) после вступления;

d) в окончании анкеты.

10. Гетерогамный тип семьи по статусу супругов, когда:

a) члены семьи однородны по национальности, профессии, возрасту, образу и т.д.

b) имеются различия в социально-демографическим показателях;

c) муж и жена происходят примерно из одного социального слоя;

d) супруги по происхождению принадлежат к разным социальным группам, классам.

11. Эгалитарная семья, где доминирует лидерство:

a) мужчины;

b) женщины;

c) равенство ролей;

d) самого старшего поколения.

12. Расширенную семью, составляют:



a) три и более поколения;

b) два поколения;

c) созданная взрослыми детьми, отдельно живущими;

d) многодетная семья.

13. Из классификации семьи - конъюгальная семья:

a) состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям;

b) семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях;

c) бездетная семья;

d) неполная (один родитель).

14. Социальный институт семьи регулирует:

a) отношения между супругами, родителями и детьми;

b) отношения между полами;

c) «ЗАГС»;

d) планирование и здоровье семьи.

15. Исторические формы брака: моногамия:

a) одна женщина и несколько мужчин;

b) один мужчина и несколько женщин;

c) союз нескольких мужчин и женщин;

d) один мужчина и одна женщина.

16. Брак, где партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий:

a) эндогамный;

b) экзогамный;

c) нуклеарный;

d) «свингерство».

17. Генеральная совокупность:

a) множество людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании;

b) объект социологического исследования;



c) респонденты;

d) люди, получившие на руки анкеты.

18. Репрезентативность:

a) гипотеза исследования;

b) расхождение между двумя совокупностями;

c) свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной;

d) отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

19. Социометрический опрос:

a) устная беседа;

b) оценка ситуаций знающими людьми;

c) измерение степени дружественности отношений в малой группе;

d) письменный заочный опрос.

20. Вторичные данные:

a) информация, полученная при повторном исследовании;

b) данные используются не свои, а другого исследователя, например, данные, ранее опубликованные в печати;

c) собственные данные;

d) математико-статистическое преобразование данных.

21. Панельные исследования:

a) исследованияпо единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени;

b) длительное изучение одной совокупности лиц;

c) изучение лиц одного возраста;

d) на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики.

22. Принцип легитимности означает:

a) обоснование правомерноститех решений, которые принимает власть, и добровольность их выполнения населением;

b) верховенство и независимость государственной власти;

c) особая форма организации в обществе политической власти;

d) всю совокупность межличностных отношений.

23. Традиционный анализ документов:

a) основан на определение в содержании документа единиц счета (термины, названия, имена и т.д.);



b) рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников;

c) основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования;

d) контент - анализ.

24. Десоциализация:

a) комплекс взаимоотношений, складывающихся в группе между ее членами;

b) утрата прежних навыков и манер поведения;

c) процесс определения и закрепления социальных норм, правил. Статусов и ролей;

d) процесс усвоения новых целей, ролей на каждом этапе жизни.

25. Анкетирование:

a) письменный заочный опрос;

b) устная беседа, очный опрос;

c) оценка ситуаций знающими людьми;

d) измерение степени дружественности отношений в малой группе.

26. К материальной культуре относится:

a) картины;

b) компьютеры;

c) научные открытия;

d) учебные программы.

27. Культура, произведения которой рассчитаны на круг знатоков:

a) народная;

b) массовая;

c) национальная;

d) элитарная.

28. Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества:

a) реформа;

b) эволюция;

c) урбанизация; революция.

29. Часть общей культуры; система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе:

a) субкультура;

b) контркультура;

c) доминирующая культура;

d) массовая культура.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012 год

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Глоссарий

«Социология»

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону

1. Агентами социализации называютинституты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию.

2. Аномия –нарушение культурного единства общества. Аномия является следствием отсутствия или разрушения культурных норм. Аномия– отсутствие норм, дезорганизация общества. Это происходит тогда, когда старые нормы, ценности в реалии уже не действуют, а новые еще не созданы.

3. Выборочный метод -метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

4. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности.

5. Габитус – совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Габитус – это «овнутренний» социальный порядок. Различают три типа габитуса: культурный или национальный, классовый, гендерный.

6. Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

7. Гендер– это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в получении образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальной, семейной роли и репродуктивного поведения.

8. Десоциализация – отучение от старых норм, ценностей, ролей.

9. Духовная культура – своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии.

10. Закрытымявляется такое общество, гд6е социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

11. Информационное или постиндустриальное общество – это общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся сфера услуг, производство товаров массового потребления и развитие теоретического знания.

12. Индивид – отдельный, единичный представитель человеческого рода.

13. Интерес социальный– это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определенной системе общественных отношений. Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений.

14. Информационное общество– одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

15. Исследование социологическое –один из основных способов развития социологического знания. Выделяют два типа социологических исследований: теоретико-прикладные, направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем. Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа:

1. Разработка теоретической концепции и программы исследования.

2. Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки).

3. Обработка и анализ данных.

4. Итоговые отчеты и публикации.

16. Каста– социальная группа – принадлежность к которой индивид обязан своим рождением.

17. Класс– понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно статус достижимости, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);

3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

18. Контркультура – установки, ценности и настроения, прямо противопоставляющие себя доминирующей культуре.

19. Контент-анализ –метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, тем, лозунгов и т.п.).

20. Конфликт социальный– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий.

21. Конформизм– приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

22. Корреляция –вероятностная или статистическая зависимость двух характеристик.

23. Культура – совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объектированных в предметах, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

24. Культурная аккумуляция – процесс пополнения культуры новым элементами последующими поколениями.

25. Культурная диффузия – взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое.

26. Культурная трансмиссия – процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение.

27. Легитимность(от лат. законный, должный, правильный) – термин, введенный в специфически социологическом смысле Вебером для характеристики социального порядка, обладающего престижем и в силу этого – фактической нормативной значимостью для социального поведения людей. То есть, легитимность – это вера в значимость социального порядка, делающая неприемлемым нарушение его норм и требований. Легитимность социального порядка гарантируется различными способами:

1. аффективным (аффективное действие) – на основе эмоциональной приверженности данному порядку;

2. ценностнорациональным (ценностнорациональное действие) – на основе уверенности в его безусловной ценности;

3. собственно религиозным образом – на основе веры в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей.

28. Личность– 1. система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития.

2. социальное качество индивида, результат его интеграции в систему общественных отношений.

29. Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Маргинальность(от лат. мargo – край) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно".

30. Макро и микросоциология– два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология – уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

31. Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

32. Моногамия – брак между мужчиной и женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.

33. Модернизация– процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую "первичную" модернизацию, исторически совпавшую с процессом генезиса западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают модернизацию, получившую название "вторичной", или "догоняющей" модернизации, которая осуществляется в условиях существования "образца". Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западно-европейской либеральной модели модернизации практически без учета специфики условий модернизирующейся страны, ее исторических традиций и культуры. По сути, такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.

34. Наблюдение – это используемый в социологии метод, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

35. Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

36. Норма социальная –предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее "ожидаемое" поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями.

37. Общество – исторически сложившаяся совокупность людей, объединенная наличием: общей территории совместного проживания, общей культуры, политического устройства. 2. Общество –исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности, специфический социальный организм, подчиненный своим особым законам функционирования и развития. Развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук.

38. Объект социологии –социальная реальность, общество в целом и отдельные его «части» (личность, семья, экономика, политика и т.д.). Является объектом не только социологии, но и других общественных и гуманитарных наук.

39. Организация социальная– закрытая иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

40. Отношения социальные– это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенный статус. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие статусным позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

41. Открытымназывается общество, где перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.

42. Парадигма– общее представление о предмете науки, задающие направления исследований и характер интерпретации накопленных фактов.

43. Пауперизация– нисходящая мобильность, массовая нищета.

44. Брак между мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

45. Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

46. Постиндустриальное общество– Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 г. Оно зафиксировало вступление в конце 50 – начале 60-х гг. XX в. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности.

Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, "постматериалистические" ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

47. Постмодерн –эпоха постсовременности. Противопоставляется модерну – эпохе современности. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторический потенциал. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна (как их отрицание).

48. Постмодернизм– особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. Постмодернизм возник в середине 50-х гг. XX в. в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т.п. В 80-е гг. XX в. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни – политику, культуру, международные отношения.

49. Предмет социологии –особая сторона или сфера социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений.

50. Престиж социальный– общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений.

51. Программа исследования –документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами.

52. Протестное действие – (от лат. protestor – публично доказываю) –

1) единица деятельности;

2) произвольная, преднамеренная опосредованная активность субъекта, направленная на оказание определенного противодействия реализации каких-либо акций или решений, расценивающихся им как незаконные, наносящие ущерб его интересам.

53. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

54. Ресоциализация –процесс усвоения новых норм и ценностей взамен старых.

55. Репрезентативность –характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.

56. Санкции – меры наказания или поощрения.

57. Слой(страта, срез) – социальная общность, выступающая единицей вертикального членения социальной структуры современного общества. Важнейшие признаки выделения слоя (экономическое положение людей, разделение труда, объем властных полномочий, социальный престиж и др.) связаны со статусным положением членов данной общности в социальной иерархии.

58. «Система» в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

59. Системный подход – комплекс общенаучных методологических принципов, требующих рассматривать каждый объект как органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом.

60. Система социальная –структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которой являются люди, их связи и взаимодействия.

61. Современное общество –модернизированное общество, которое противопоставляется традиционному обществу в базовой социологической типологии "традиция – современность". Особенности современного (модерного) типа социальных отношений, которые обычно определяют как индивидуалистические, состоят в следующем:

1. Личное, индивидуализированное существование индивида в обществе, выделенная персональность. Освобождение от всех форм личной зависимости.

2. Приоритет формальных, рациональных, безличностных отношений (правовых, товарно-денежных).

3. Более высокий уровень идентичности личности – классовая, национальная, гражданская (гражданство как гарантия прав и свобод личности).

4. Универсализация ценностно-нормативной системы и системы социального контроля, который осуществляется преимущественно через механизмы права, а не межличностного взаимодействия.

5. Характер достижения социальных статусов и социального неравенства (общество индивидуального достижения, где статус личности определяется главным образом не аскриптивными признаками, а реальными успехами).

В современной социологии, постепенно преодолевающей евроцентристский подход, эти особенности перестают рассматриваться как универсальные и все большее внимание уделяется анализу "незападной современности".

62. Социальная напряженность–индикатор социального кризиса, конфликта, специфический фон развития отношений, уровня совместимости людей, групп, слоев населения. Социальная напряженность обусловлена как противоречиями социальной реальности, так и степенью социальной адаптации личности, её характером и уровнем конфликтности. Она проявляется как в общественных настроениях, так и в намерениях и действиях.

63. Социальный контроль — элемент общей системы регулирующей воздействий на поведение индивидов со стороны общества.

64. Социальные нормы – предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.

65. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

66. Социализацияпроцесс передачи социального опыта, направленный на развитие и формирование личности.

67. Социальная группа – совокупность людей, имеющих особый социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

68. Социальная мобильность – изменение социального положения людей. Различают два вида социальной мобильности: вертикальная – перемещение в социальном пространстве с изменением социального статуса, различают восходящую и нисходящую мобильность. Горизонтальная – перемещение в социальном пространстве без изменения социального статуса, внутри слоя.

69. Социальная структура – одно из основных понятий социологии, обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и отношения между социальными группами людей. Социальная структура общества состоит из следующих элементов: базовые институты общества, социальные общности (социально-классовые, социально-демографические, социально-территориальные), социальные группы, индивиды.

70. Социальное неравенство – неравный доступ к материальным и социальным благам. Социальное неравенство – характеризует соотносительно положение отдельных личностей и социальных групп.

71. Социальная стратификация – вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства доходов, доступа к образованию, объема власти и влияния, профессионального престижа.

72. Социальные институты – есть исторически сложившиеся, устойчивые формы организации, регулирования совместной деятельности людей.

73. Социальные нормы – образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции – привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и Законов(норм или правил оформленных решением властных органов).

74. Социальные отношения – многообразные связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них.

75. Социальное движение – массовые действия представителей какой-либо одной большой или нескольких социальных групп, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.

76. «Социология» — производное от двух слов: латинского слова социо – общество и греческого логос – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе.

77. Социология права в ее широком понимании изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и в сочетании со всей социальной регуляцией, включая обычаи, мораль, групповые ценности и ориентации, общественное мнение и т.д.

78. Социальные общности –это относительно устойчивые и реальные совокупности людей, которые отличаются схожими интересами и могут выступать в качестве самостоятельно субъекта.

79. Социально-ролевой конфликт – противоречие между структурными социальными ролями или между структурными элементами социальнойроли.

80. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.

81. Социальные потребности– особый вид потребностей человека – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

82. Социальное взаимодействие – любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в перспективе.

83. Статус– позиция, положение человека в группе или обществе, состоящее из совокупности прав и обязанностей.

84. Субкультура– это часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, профессиональная, этническая, криминальная).

85. Традиционное общество или аграрная цивилизация – это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам.

86. Ценности духовные –ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее-плохое», «высокое-низменное», «прекрасное-безобразное», «нравственное-безнравственное», «одобряемое-осуждаемое» и т.п.

87. Эгалитарной – при такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере, т.е. равноправие в семейных отношениях.

88. Эксперимент –общенаучный метод,используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи.

89. Эндогамия – заключение брака внутри определенных рода.

90. Экзогамия – брак вне родственной группы, т.е. межродовой брак.

91. Этический кодекс социолога –перечень нравственных правил того, что считать моральным и аморальным в своей деятельности. Обычно правила представляют некоторый компромисс профессиональных требований к исследованию и ограничений, накладываемых обществом.

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012 год

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Творческие задания

 

««Социология»

 

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.