Сделай Сам Свою Работу на 5

Какое общество называют традиционным?





а) индустриальное;

б) доиндустриальное;

в) постиндустриальное.

4. Девиантное поведение – это:

а) отклонение от закона;

б) отклонение от морали;

в) отклоняющееся поведение.

5. Вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов, называют:

а) полузакрытым;

б) открытым;

в) закрытым.

6. Если социолог для проведения исследования присоединился к участникам митинга, то он проводит:

а) эксперимент;

б) включенное наблюдение;

в) невключенное наблюдение.

7. Специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации, называется:

а) индикатором;

б) документом;

в) табуляграммой.

К каким институтам относится институт собственности?

а) социальным;

б) экономическим;

в) политическим.

9. Социальная роль – это:

а) представление о том, что человек хотел бы достигнуть;

б) определенные функции, которые человек выполняет в группе, обществе;

в) то, что человек хотел бы делать в жизни.

Что дает совокупность больших социальных групп?

а) социальный состав населения;

б) социальную систему;

в) социальную организацию.

Вариант № 24



1. Разновидностью выборочного метода исследования в социологии является:

а) перепись населения;

б) телефонный опрос;

в) анализ статистических данных.

2. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются:

а) социальными структурами;

б) социальными системами;

в) социальными институтами.

3. Переход из одной страты в другую называется:

а) социальной стратификацией;

б) социальной мобильностью;

в) социализацией.

4. Если социолог для проведения исследования присоединился к участникам митинга, то он проводит:

а) эксперимент;

б) включенное наблюдение;

в) невключенное наблюдение.

Что устанавливается в обществе, когда в нем нет законов и норм?

а) аномия;

б) автономия;

в) дисгармония.

6. Совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства, называется:

а) социальной структурой;

б) социальной стратификацией;

в) социальной идентификацией.

7. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется:



а) валидностью;

б) репрезентативностью;

в) социометричностью.

8. Вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов, называют:

а) полузакрытым;

б) открытым;

в) закрытым.

9. Степень отклонения выборочной совокупности от генеральной совокупности показывает:

а) ошибка репрезентативности;

б) смещение выборки;

в) сдвиг среднего значения надежности выборки.

Какой из перечисленных терминов наиболее тесно связан с процедурой логического анализа понятий?

а) операционализация;

б) типологизация;

в) верификация.

Вариант № 24

Что изучает микросоциология?

а) проявление социального в отдельных сферах жизни общества;

б) повседневное взаимодействие людей;

в) отдельные результаты человеческого поведения.

Что понимается под социальной группой?

а) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, и взаимодействующих;

б) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый низко или высоко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее.

Какими связями связаны между собой социальные статусы?

а) динамическими;

б) статистическими;

в) функциональными.

4. Девиантное поведение – это:

а) отклонение от закона;

б) отклонение от морали;

в) отклоняющееся поведение.

5. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется:

а) валидностью;

б) репрезентативностью;

в) социометричностью.

Что из перечисленного в меньшей степени характерно для постиндустриального общества?



а) промышленность;

б) информатика;

в) сфера обслуживания.

7. Человек, которого опрашивают в социологическом исследовании, называется:

а) реципиентом;

б) коммуникатором;

в) респондентом.

8. Вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов, называют:

а) полузакрытым;

б) открытым;

в) закрытым.

9. Метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают текстовые сообщения, называется:

а) интервьюированием;

б) анкетированием;

в) анализом документов.

10. Если социолог для проведения исследования присоединился к участникам митинга, то он проводит:

а) эксперимент;

б) включенное наблюдение;

в) невключенное наблюдение.

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012 год

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Темы контрольных работ

 

«Социология»

 

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону


Варианты контрольных работ и их примерное содержание

 

Тема 1. Становление социологии и ее методология

Рекомендации

Дайте определение понятия «социология». Опишите социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Укажите предмет социологии, ее структуру и функции, ее методологию, методы, применяемые в социологии. Опишите понятие закона в социологии и уровня социологического знания

Тема 2. Классические социологические теории

Рекомендации

Покажите, что непосредственными источниками возникновения научной социологии были три выдающихся течения в европейской социальной мысли: шотландская политическая экономия (А. Смит, Р. Фергюссон и др.); французский утопический социализм (К. Сен-Симон и др.); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Опишите социологический проект О. Конта, идеи Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето и др.

Тема 3. Современные социологические теории

Рекомендации

Опишите теорию индустриального и постиндустриального общества, а также теорию социального действия Т. Парсонса, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, идеи структурного марксизма Л. Альтюссера, концепции государства всеобщего благосостояния Дж. Кейнса, теории «открытого общества» К. Поппера, теории «здорового общества» Э. Фромма, теории справледливости Дж. Ролза, теории среднего уровня Р. Мертона, теории конфликта Л. Козера, теории социального обмена Дж. Хоманса, теории «зеркального Я» Ч. Кули, идеи символического интеракционизма Дж. Мида.

Тема 4. Культура как фактор социологических изменений. Типы взаимодействия культур

Рекомендации

Дайте определение понятия «культура» в социологии. Покажите, что базисными элементами культуры являются: смысловой знаково-символический элемент, а также убеждения, верования, знания, ценности, социальные нормы, обычаи, традиции. Опишите особенности культуры с точки зрения горизонтальной (цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные) и вертикальной (доминирующая культура, субкультура, контркультура) типологии. Дайте определение понятий «субкультура», «контркультура», «этноцентризм», «культурный релятивизм». Покажите разновидности субкультур (национальная, конфессиональная, профессиональная, молодежная, субкультура правящей элиты, социальных низов).

Тема 5. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

Рекомендации

Покажите взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры с точки зрения К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Отразите функции культуры.

Тема 6. Социальные группы и общности. Виды общностей

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальная общность» и «социальная группа». Рассмотрите критерии выделения общностей (по сходству, близости условий жизнедеятельности людей; по потребностям; по совместной деятельности и т. д.). Опишите характерные черты массовых общностей. Укажите виды социальных групп.

Тема 7. Общность и личность

Рекомендации

Дайте определение понятий «общность» и «личность» в социологии. Объясните структуру личности. Опишите разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. Покажите взаимоотношение личности и общества.

Тема 8. Личность как социальный тип.

Рекомендации

Дайте определение понятия «личность» в социологии. Объясните структуру личности. Опишите личность как субъект общественных отношений, взаимодействие личности и общества.

Тема 9. Ролевые теории личности. Понятие социального статуса

Рекомендации

Дайте определение понятия «личность» в социологии. Укажите основные положения ролевой теории личности (Г. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Дайте определение понятий «социальный статус» «социальная роль». Покажите, что ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Опишите уровни статусной позиции человека. Укажите пять основных характеристик, с помощью которых описывается любая роль (по Т. Парсонсу). Дайте определение понятия «ролевой набор».

Тема 10. Социальный контроль и девиация

Рекомендации

Дайте определение понятия «девиация». Опишите формирование личности в процессе социализации. Объясните порядок как социальное явление. Укажите особенности отклоняющегося поведения. Опишите основные формы отклоняющегося поведения. Покажите проблему аномии по Э. Дюркгейму и Р. Мертону. Опишите типологию девиации по Р. Мертону.

Тема 11. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальное неравенство», «стратификация», «социальная мобильность». Опишите особенности социального пространства, основания социальной стратификации, а также профиль стратификации. Опишите социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества. Покажите типологию социальной мобильности. Дайте объяснение понятий «объем мобильности» и «дистанция мобильности».

Тема 12. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальное неравенство», «стратификация», «социальная мобильность». Опишите особенности социального пространства, основания социальной стратификации, а также профиль стратификации. Опишите социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества. Покажите типологию социальной мобильности. Дайте объяснение понятий «объем мобильности» и «дистанция мобильности».

Тема 13. Понятие «социальный институт».

Рекомендации

Дайте определение понятия «социальный институт». Покажите, что социальные институты являются базисным элементом регулирования общественной жизни. Укажите виды и функции социальных институтов.

 

Тема 14. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Рекомендации

Дайте определение понятий «конфликт», «социальный конфликт». Назовите виды конфликтов и причины конфликтов. Опишите представления о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития. Покажите динамику социальных конфликтов. Рассмотрите: межличностные конфликты с позиции К. Левина как удовлетворение потребностей; внутригрупповые конфликты с точки зрения позитивных функций внутригрупповых конфликтов по Л. Козеру. Укажите уровни конфликтов в организации и их источники. Опишите природу инновационных конфликтов. Покажите виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

Тема 15. Семья как важнейший социальный институт

Рекомендации

Дайте определение понятия «семья». Опишите типологию семей. Каковы функции классической семьи, современной семьи? Расскажите о ее жизненном цикле. Каковы особенности ролевых отношений в современной семье? Опишите «проблемное поле» современной семьи: отношение к понятиям «семья» и «брак»; снижение роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри семьи; особенности отношения людей к «гражданскому браку»; высокий уровень разводов. Укажите роль семьи в социализации подрастающего поколения.

Тема 16. Малые группы и коллективы. Социальная организация

Рекомендации

Дайте определение понятий «группа», «коллектив», «организация». Назовите основные черты социальной организации. Опишите особенности формальных и неформальных организаций. Объясните бюрократию как социальное явление. Опишите марксистское учение о государстве как социальной организации.

Тема 17. Понятие управления, формы управленческой деятельности

Рекомендации

Дайте определение понятия «управление». Опишите формы управленческой деятельности. Назовите стили руководства производственной организацией.

Тема 18. Социальные движения. Социальные революции и реформы

Рекомендации

Дайте определение понятий «социальные движения», «социальные революции» и «реформы». Покажите природу социальных явлений. Опишите социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений. Объясните личностную восприимчивость к социальным движениям. Рассмотрите классификацию социальных движений. Опишите толпу как простейшую форму социального движения.

Тема 19. Мировая система и процессы глобализации

Рекомендации

Дайте определение понятий «глобализация», «глобализм». Опишите особенности глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Покажите политические, экономические и социальные последствия глобализации. Каковы особенности достижения равноправия в глобальной социальной политике?

Тема 20. Место России в мировом сообществе

Рекомендации

Для определения места России в мировом сообществе опишите общемировые тенденции (информатизация, глобализация, разрушение природной среды и т. д.). Каково будущее России?

Тема 21. Современная молодая семья: проблемы и перспективы

Рекомендации

Дайте определение понятия «молодая семья». Опишите психологические особенности добрачных отношений. При раскрытии темы обратите внимание на следующие аспекты: адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни; организация семейного быта, семейная экономика; семейные роли и их распределение; взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями; ребенок в молодой семье.

Тема 22. СМИ: сущностные характеристики.

Рекомендации

СМИ: формирование стереотипов. Функции изучения общественного мнения. Общество формирует мнение, или мнение формирует общество?

Тема 23. Влияние запада на социокультурную ситуацию в России (вестернизация российского общества)

Рекомендации

Подходы к пониманию термина «вестернизация». Последствия западного влияния на современные реалии в России.

Тема 24. Социальные конфликты и социальное партнерство

Рекомендации

Понятие социального конфликта. Теоретические обоснования конфликта: динамика, типология, механизмы и способы выхода из конфликтных ситуаций. Социальное партнерство как альтернатива конфликтного развития организации. Становление социального партнерства в России.

 

Тема 25. Элитарная и массовая культура современного общества

Рекомендации

Подходы к пониманию термина: «Культура». Виды и формы культуры. Понятия элитарной и массовой культуры. Культурная стратификация.

Тема 26. Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе

Рекомендации

Понятие социальной структуры общества. Элементы социальной структуры современного российского общества. Какие элементы трансформировались?

Тема 27. Женщина и семьи, социальные аспекты

Рекомендации

Понятие социального института семьи. Женщина в современной и традиционных семьях.

Тема 28. Социология семьи, брака и ценностные ориентации на родительство

Рекомендации

Социология семьи – как научная отрасль. Понятие семьи как института, группы. Семья как ценность, факторы демографической проблемы современного общества.

Тема 29. Ориентация молодежи на образование в современной России

Рекомендации

Понятие молодежи как социальной группы. Современная молодежь: социально-психологический портрет. Ценности современной молодежи. Что является образование для современной молодежи?

Тема 30.Роль социологии в реформировании общества

Рекомендации

Понятие социологии, её объектно-предметное поле. Реформы современного общества, роль и значимость в этом социологии.

 


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012 год

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета, экзамена)

 

«Социология»

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ: «Социология»

1. Возникновение социологии как науки. Предпосылки возникновения социологического знания.

2. Объект, предмет, функции социологии.

3. Социология как наука: ее место в системе гуманитарных наук.

4. Структура социологического знания.

5. Основные направления западной социологии.

6. Современные социологические теории.

7. Развитие социологии в России.

8. Общество как динамичная система.

9. Ступени развития общества. Типология общества.

10. Социальная структура общества.

11. Социальные группы и общности. Виды общностей.

12. Определение, виды и функции социальных институтов.

13. Понятие, сущность, основные характеристики социального института.

14. Особенности стратификации российского общества.

15. Социальная стратификация и социальная мобильность.

16. Понятие социальной мобильности. Виды и типы социальной мобильности.

17. Понятие маргинальности.

18. Социальная группа как объект социологического изучения, формирование социальных групп.

19. Социальные изменения. Социальные движения.

20. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

21. Мировая система и процессы глобализации.

22. Место России в мировом сообществе.

23. Взаимосвязь личности и общества. Социальный статус и социальная роль.

24. Сущность и этапы социализации личности. Агенты и институты социализации.

25. Личность как активный субъект социального взаимодействия. Теории развития личности.

26. Статусно-ролевая концепция личности.

27. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону). Концепция «Зеркального Я».

28. Формы и виды культуры. Культурная динамика.

29. Структура культуры.

30. Социальный контроль: функции и содержание. Механизмы социального контроля.

31. Социальные нормы и социальные санкции.

32. Девиантное поведение: понятие, причины.

33. Типы и виды девиации. Причины девиации (Э. Дюркгейм).

34. Модели адаптационного поведения (Р. Мертон).

35. Социология права.

36. Иерархия потребностей (А. Маслоу).

37. Семья как социальный институт: эволюция, функции и тенденции развития.

38. Основные методы социологии: общая характеристика.

39. Эксперимент, наблюдение, опрос - как методы социологического исследования.

40. Программа социологического исследования.

 

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012 год

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Тестовые задания для итогового контроля успеваемости

«Социология»

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов).

ТЕСТ № 1

1. Понятия социальной статики и социальной динамики ввел

1) Э. Дюркгейм

2) К. Маркс

3) М. Вебер

4) О. Конт

2. Основоположником теории позитивизма является...

1) Э. Дюркгейм

2) Г. Спенсер

3) О. Конт

4) М. Вебер

3. Метод исследования, предполагающий воздействие на изучаемый социальный объект посредством видоизменения или введения новых контролируемых факторов, называется

1) социологическим экспериментом

2) интервьюированием

3) социологическим опросом

4) анкетированием

4. Выборка называется случайной, если…

1) любой представитель генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборку

2) анализируются отдельные случаи

3) используется принцип эквивалентности

4) используется метод элиминативной индукции

5. (выберите несколько вариантов ответа) М. Вебер выделял два типа социальных действий,...

1) целерациональные

2) ценностно - рациональные

3) внушение

4) подражание

6. Феномен «групповой нормализации» означает

1) нормирование труда

2) формирование усредненного группового стандарта

3) консенсус

4) формирование единой групповой цели

7. Социальные нормы, закрепленные молчаливыми договоренностями между людьми, можно отнести к нормам

1) жестким

2) писаным

3) ненормативным

4) неписаным

8. (выберите несколько вариантов ответа) К физиологическим причинам возникновения массовой паники относятся следующие два фактора

1) Наркотическое или алкогольное опьянение

2) Социальная напряженность, вызванная экономическими бедствиями

3) Социальная напряженность, вызванная экологическими бедствиями

4) Бессонница, усталость, голод

9. Состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок, называется

1) реформа

2) апатия

3) аномия

4) эволюция

10 (выберите несколько вариантов ответа) Два признака, характерные для традиционного общества…

1) Ролевой характер взаимодействия

2) «Семейный» тип организации общности

3) Наследственная власть, правление старейшин

4) Развитие разделения труда на профессионально-квалификационной основе

11. Основной функцией образования как социального института является…

1) социализация

2) занятость

3) удовлетворение естественного человеческого интереса

4) подчинение личности

12. В современных мусульманских странах распространена такая форма покупного брачного союза, как _____ брак.

1) священный

2) выкупной

3) калымный

4) дарообменный

13 (выберите несколько вариантов ответа) Целостность современного мира связана со следующими двумя факторами развития:

1) возможностью быстрой передачи информации благодаря развитию электронных средств связи

2) усилением влияния традиционных семейных ценностей

3) формированием наднациональных экономических организаций

4) развитием международного туризма

14. Низкие темпы экономического роста в африканских странах являются примером глобальной проблемы

1) «Север» - «Юг»

2) «Война» - «Мир»

3) экологической

4) демографической

15 (выберите несколько вариантов ответа) Исходя из идеологического критерия, выделяют социальные движения

1) анархистские

2) авторитарные

3) демократические

4) социал-демократические

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.