Образовательные технологии
СОЦИОЛОГИЯ
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Ростовский филиал
Факультет культурологии
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Социология
ФГОС ВПО:
| 071900.62 Библиотечно-информационная деятельность
| Дата утверждения, № приказа
| 13 января 2010 г. № 3
| Направление
(шифр и название)
| 971900.62 Библиотечно-информационная деятельность
| Квалификация (степень)
(бакалавр, магистр)
| бакалавр
| ООП ВПО (учебный план):
| Б.1. Базовая часть
| № приказа, дата утверждения
|
| Профиль
| Менеджмент БИД
| Индекс дисциплины по учебному плану ООП
| Б.1.1.7.
| Трудоемкость дисциплины
| Семестр и количество недель в семестре
| Всего:
| 1 сем.
| 2 сем.
| 3 сем.
| 4 сем.
| 5 сем.
| 6 сем.
| 7 сем.
| 8 сем
| Зачетных единиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Академических часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторная работа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формы итогового контроля:
|
|
|
| Зачет
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | Ростов-на-Дону
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «12» марта 2012 г., протокол №7.
Учебно-методический комплекс подготовила:
Обаева Елена Викторовна – канд. социол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Рецензенты:
Склярова Елена Алексеевна - доктор философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
Рабочая программа дисциплины «социология», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литературы, и др.), составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра гуманитарному, социальному и экономическому циклу, базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», профилю «Менеджмент БИД»
Аннотация содержания дисциплины:
Курс социологии является базовой частьюгуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин ФГОС. Социология при изучении общества соприкасается с такими науками, как философия, психология, культурология, история, экономика. В то же время, являясь самостоятельной наукой, социология имеет свой специфический ракурс рассмотрения общественных явлений и процессов. Предлагаемая программа представляет собой введение в предметную область социологии. Данный курс призван способствовать: становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышению уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки; умению самостоятельно анализировать социальные явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины
Учебно-тематический план
Содержание учебной программы дисциплины
Организация самостоятельной работы студента
Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины по разделам Учебной программы
Образовательные технологии
Список литературы
Материально-техническое обеспечение
Показатели и критерии контроля по дисциплине
Вопросы для семинарских занятий
Тестовые задания для текущего контроля успеваемости
Темы контрольных работ
Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета)
Тестовые задания для истового контроля успеваемости
Глоссарий
Творческие задания
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Руководство для преподавателя
|
|
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Ростовский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________2012год
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа дисциплины
«Социология»
для направления (ий) подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Ростов-на-Дону
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины являются: систематическое изложение положений социологической науки, направленное на формирование у обучающихся целостного представления об обществе.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- овладение понятийно-категориальным аппаратом социологической науки;
- формирование целостного представления об эволюции социальной мысли;
- ознакомление с важнейшими социологическими теориями и подходами;
- приобретение знаний о социальном положении человека в обществе;
- рассмотрение основных принципов организации и функционирования социальных систем;
- формирование целостного представления о содержании и сущности основных процессов социального развития современного общества;
- ознакомление с содержанием социологической деятельности;
- выработка навыков подготовки и проведения конкретного социологического исследования в сфере будущей профессиональной деятельности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина относится к базовой частигуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин (Б.1.1.7.)
2.2. В связи с тем, что изучение данной учебной дисциплины предусмотрено учебным планом по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на первом курсе во втором семестре, не предоставляется возможным требовать от студента владеть общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению данной дисциплины.
2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин:«Управление персоналом библиотеки», «Психология управления», «Социальные коммуникации».
2.4. Дана учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
1. «философия» в части изучения целостного представления об обществе и его развитии;
2. «экономика» в части изучения социальных отношений в сфере экономики;
3. «психология» в части изучения личности, структуры личности, этапах и механизмах социализации;
4. «культурология» в части изучения культуры, духовного наследия общества;
5. «политология» в части изучения социальных взаимодействий и явлений в политической сфере общества.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
осознание социальной значимости своей будущей профессией (ОК-8);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Знать:
- основные категории и методы социологической науки;
- объект и предмет социологии, место социологии в системе наук;
- сущность исторического развития основных направлений социологической мысли;
Уметь:
- анализировать предоставленный материал;
- самостоятельно находить и использовать необходимую информацию;
- участвовать в дискуссии и коллоквиумах по проблемным вопросам;
- отстаивать свое мнение по поставленному вопросу;
Владеть:
навыками подготовки и проведения конкретного социологического исследования в сфере будущей профессиональной деятельности.
- обладать практическими навыками анализа современных социальных явлений и процессов
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 72 академических часа.
Учебно-тематический план дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела (темы)
| Всего ак. час./
зач.
ед.
| № семестра
| В том числе, ак. час./ зач. ед.
| Формы контроля
| Аудиторные занятия
| Самост. работа
| Лекции
| Семинары
| Практ. зан.
| Малогруп. зан.
| Инд. зан.
| Раздел 1. Социология в системе гуманитарных дисциплин
| 1.
| Введение в социологическое знание
|
|
|
| |
|
|
|
| Собеседование
| 2.
| Классические и современные социологические теории
|
|
|
| |
|
|
|
| Собеседовнаие
| 3.
| Общество как система. Социальная структура общества
|
|
|
|
|
|
|
|
| Участие в дискуссии на семинарском занятии
|
| Личность в социологическом изучении. Социализация личности
|
|
|
|
|
|
|
|
| Участие в дискуссии на семинарском занятии
| Раздел 2. Эмпирические методы исследования
|
| Методология и методы исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии, выполнение контрольных работ
| Итого:
| 72/2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итоговый контроль:
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
5. Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела (темы)
| Содержание раздела (темы)
|
| Раздел 1. Социология в системе гуманитарных дисциплин
| 1.
| Введение в социологическое знание
| Научные и общественные причины возникновения социологии как науки. Социально-философские предпосылки возникновения социологии. Отличие социологии от философии, психологии и других гуманитарных наук. Социологический подход к изучению общества. Место социологии в системе научного знания. Объект и предмет социологии. Функции социологии. Структура социологического знания (макросоциология, микросоциология, общесоциологические теории, теории среднего уровня, конкретные социологические исследования, фундаментальная и прикладная наука). Законы и категории социологии.
Предпосылки возникновения социологии как науки: западноевропейское направление, развитие отечественной социологии.
История развития социологии России. Развитие российской социологии в ХХ в.
| 2.
| Классические и современные социологические теории
| Парадигма Позитивизма О. Конта. Концепция общественной формации Карла Маркса, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Г. Зиммель – Задача нового социологического видения – изучение закономерностей, недоступных другим гуманитарным наукам. Понимающая социология или Парадигма Социального действия М. Вебера. Парадигма Социальных фактов Э.Дюркгейма. «Социальные факты» как всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в тоже время свое собственное существование, независимое от него.
В. Парето, К. Маннгейм, У. Самнер, Ч. Кули и др.
| 3.
| Общество как система. Социальная структура общества
| Подходы к понятию общества. Отличие традиционных обществ от современных. Развитие общества: закон исторического времени, закон неравномерности. Типология общества. Ступени развития общества. Социальные изменения. Социальные революции и реформы.Понятие и содержание социальной структуры. Социальные институты современного общества. Понятие, сущность, основные характеристики социального института. Условия возникновения социального института. Процесс институализации общественных отношений. Ключевые общественные потребности, вызывающие возникновение социальных институтов.Социальное неравенство. Проявление социального неравенства в обществе. Социальная стратификация и социальная мобильность. Виды социальной мобильности.Исторические типы стратификационных систем. Критерии социального неравенства. Особенности стратификации российского общества. Маргиналы. Естественная, вынужденная и насильственная маргинализация. Понятиесоциальной организации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Социальная общность и социальная группа. Социальная группа как объект социологического изучения, формирование социальных групп. Социология малых групп.Малые группы и коллективы.
| 4.
| Личность в социологическом изучении. Социализация личности
| Понятие личности в социологии и его отличие от представлений о личности в рамках других наук. Личность как социальный тип и как деятельный субъект. Философские и социологические представления о природе человека. Теории развития личности: психоаналитическая, «Концепция зеркального Я», периодизация развития личности (по Э. Эриксону). Социализация личности: понятие, механизмы. Агенты и виды социализации. Десоциализция. Ресоциализация. Личный и социальный статус. Отличия аскриптивного и достигаемого статуса. Социальное пространство, социальный статус, социальная роль. Статусно-ролевая концепция личности.
|
| Раздел 2. Эмпирические методы исследования
| 5.
| Методология и методы исследования
| Основные понятия социологического исследования: методология, метод, техника, методика, процедура. Этапы исследования. Типология социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Теоретико-прикладные и прикладные исследования. Основные требования к разработке программы. Формулировка проблемы, объекта и предмета исследования. Цель и задачи исследования. Выдвижение гипотез исследования. Формирование социологической выборки. Типы выборок. Репрезентативность исследования. Принципы социологического измерения. Стадии нахождения эталона измерения. Приемы сбора эмпирической информации. Наблюдение как метод сбора социологической информации. Разновидности наблюдения. Анализ документальных источников. Типология документов. Опросы: интервью и анкетирование. Виды и специфика интервью. Классификация анкетных опросов, их особенности. Разновидности вопросов, используемых в опросе. Основные требования к составлению и последовательность построения анкет. Методы обработки социологической информации.
|
5.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин
| №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин
|
|
|
|
|
| 1.
| Управление персоналом библиотеки
|
|
|
|
|
|
| Психология управления
|
|
|
|
|
|
| Социальные коммуникации
|
|
|
|
|
|
5.3. Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Вид занятия
| Тема занятия
| Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.)
| 1.
| Социология в системе гуманитарных дисциплин
| Лекция
| Введение в социологическое знание
|
| Лекция
| Классические и современные социологические теории
|
| Лекция
| Общество как система. Социальная структура общества
|
| Семинар
| Общество как система. Социальная структура общества
|
| Лекция
| Личность в социологическом изучении. Социализация личности
|
| Семинар
| Личность в социологическом изучении. Социализация личности
|
| 2.
| Эмпирические методы исследования
| Семинар
| Методология и методы исследования
|
|
5.4.Организация самостоятельной работы студента
№ п/п
| Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения
| Трудоемкость ак. час./зач. ед.
| Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная)
| Вид
контроля
| 1.
| Введение в социологическое знание
|
| основная:
1. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону Феникс, 2002;
2. Кравченко А.И. Общая социология. М.: Юнити, 2005;
3. Социология. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2007.
дополнительная:
1. Глотов М.Б. Начало институционализации социологии в России. // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 133-138.
2. Голубицкий Ю.А. Физиологический очерк и становление социологии. // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 127-132.
3. Доган М. Социология среди социальных наук. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 3-13.
4. Осипов Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле. // Социологические исследования. 2008. № 6.
5. Осипов Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле. // Социологические исследования. 2008. № 7.
6. Романовский Н.В. Современная теоретическая социология в России: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2008. № 2.
7. Романовский Н.В. История социологии. Опыт изучения факторов развития. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 121-130.
| Собеседование
|
| Классические и современные социологические теории
|
| основная:
1. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону Феникс, 2002.
2. Кравченко А.И. Общая социология. М.: Юнити, 2005.
3. Фененко Ю.В. Социология. М., Проспект, 2007.
дополнительная:
1. Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социологические исследования. 2008. № 8.
2. Осипов Г.В. Российская социология в XXI в. // Социологические исследования. 2004. № 2.
3. Пономарева И.В. Социологическое наследие П.А. Сорокина в представлении американских исследователей // Социологические исследования. 2011. № 4.
4. Романовский Н.В. Современная теоретическая социология в России: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2008. № 2.
| Собеседовнаие
|
| Общество как система. Социальная структура общества
|
| основная:
1. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону Феникс, 2002.
2. Кравченко А.И. Общая социология. М.: Юнити, 2005.
дополнительная:
1. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования. 2008. № 7.
2. Жуков В.И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз // Социологические исследования. 2008. № 10.
3. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 14-25.
4. Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) // Общественные науки и современность. 2008. № 3.
5. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. № 5.
| Участие в дискуссии на семинарском занятии
|
| Личность в социологическом изучении. Социализация личности
|
| основная:
1. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону Феникс, 2002.
2. Кравченко А.И. Общая социология. М.: Юнити, 2005.
3. Социология. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2007.
дополнительная:
1. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 10.
2. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2.
| Участие в дискуссии на семинарском занятии
|
| Методология и методы исследования
|
| основная:
1. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону Феникс, 2002.
2. Кравченко А.И. Общая социология. М.: Юнити, 2005.
дополнительная:
1. Абруков В.С., Николаева Я.Г. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем. // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 142-145.
2. Мягков А.Ю. Журавлева С.Л. О достоверности ответов респондентов в телефоном интервью. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 81-92.
3. Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике. // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 3-6.
4. Юрлова А.Ю. Методическая культура современных социологических исследований // Социологические исследования. 2008. № 2.
5. Яушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социологические исследования. 2007. № 8.
| Выступление на семинарском занятии, выполнение контрольных работ
|
6. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения учебной дисциплины по разделам учебной программы
Результаты освоения учебной дисциплины (формируемые компетенции)
| | |
|
|
|
|
| | 1. осознание социальной значимости своей будущей профессией (ОК-8)
| +
|
|
| +
|
| | 2. способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6)
|
|
|
|
| +
| | 3. способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9)
|
| +
| +
|
| +
| | использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).
|
|
|
|
| +
| |
Образовательные технологии
В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии: интерактивные формы обучения:
1. лекционные занятия, сопровождаемые слайд-лекциями, подготовленными в среде MS PowerPoint;
2. семинарские занятия с элементами дискуссии;
3. мини-конференции;
4. метод проектов.
Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20 %.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону Феникс, 2002.
2. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева, М.: Инфра-М., 2007.
3. Кравченко А.И. Общая социология. М.: Юнити, 2005.
4. Социология / под ред. Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова. М.: Изд-во Юрайт, ИД Юрайт, 2010.
5. Социология. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2007.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Юнити, 2005.
7. Фененко Ю.В. Социология. М., Проспект, 2007.
б) дополнительная литература:
1. Абруков В.С., Николаева Я.Г. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем. // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 142-145.
2. Виноградова Е.В., Козина И.М. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников // Социологические исследования. 2011. № 9.
3. Волков Ю.Г. Становление и развитие социологии в ростовском регионе // Социологические исследования. 2008. №8.
4. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений. // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 17-27.
5. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132-141.
6. ГилинскийЯ.И.Самоубийство как социальный феномен // Социологические исследования. 2011. № 2.
7. Глотов М.Б. Начало институционализации социологии в России. // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 133-138.
8. Голубицкий Ю.А. Физиологический очерк и становление социологии. // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 127-132.
9. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования. 2008. № 7.
10. Голосеева А.А. Идейные истоки социологических взглядов Н.Г. Михайловского. // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 123-132.
11. Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценностей Э. Дюркгейма. // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 123-131.
12. Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // Социологические исследования. 2008. № 2.
13. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 10.
14. Данилов А.Н. Методологические проблемы периодизации истории социологии // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 114-121.
15. Доган М. Социология среди социальных наук. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 3-13.
16. Жуков В.И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз // Социологические исследования. 2008. № 10.
17. Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное. // Социологические исследования. 2010. № 2 С. 69-74.
18. Ильясов Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 2011. № 3.
19. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2007. № 7.
20. Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социологические исследования. 2008. № 8.
21. Козырева П.М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социологические исследования. 2011. № 6.
22. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 14-25.
23. Кучмаева О.В. О современной семье и её воспитательном потенциале. // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 49-55.
24. Мнацакян М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии // Социологические исследования. 2008. № 12.
25. Мустаева Ф.А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса. // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 66-68.
26. Мягков А.Ю. Журавлева С.Л. О достоверности ответов респондентов в телефоном интервью. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 81-92.
27. Осипов Г.В. Российская социология в XXI в. // Социологические исследования. 2004. № 2.
28. Осипов Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле. // Социологические исследования. 2008. № 6.
29. Осипов Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле. // Социологические исследования. 2008. № 7.
30. Осинский И.И., Добрынина М.И. Интеллигенция и взаимодействие культур // Социологические исследования. 2008. № 2.
31. Пономарева И.В. Социологическое наследие П.А. Сорокина в представлении американских исследователей // Социологические исследования. 2011. № 4.
32. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2.
33. Попов Е.А. Что изучает социология культуры // Социологические исследования. 2011. № 1.
34. Проказина Н.В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия // Социологические исследования. 2011. № 3.
35. Пучков П.В., Беляева Л.С. Характеристики суицидального поведения в Саратове // Социологические исследования. 2011. № 6.
36. Ржаницына Л.С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят?// Социологические исследования. 2011. № 3.
37. Романовский Н.В. Современная теоретическая социология в России: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2008. № 2.
38. Романовский Н.В. История социологии. Опыт изучения факторов развития. // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 121-130.
39. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2.
40. Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) // Общественные науки и современность. 2008. № 3.
41. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. № 5.
42. Тихомирова В.С. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи. // Социологические исследования. 2010. № 2 С. 118-124.
43. Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике. // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 3-6.
44. Хорошкевич Н.Г. Неоднозначность массовой культуры // Социологические исследования. 2011. № 11.
45. Юрлова А.Ю. Методическая культура современных социологических исследований // Социологические исследования. 2008. № 2.
46. Яушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социологические исследования. 2007. № 8.
в) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Виртуальная (цифровая) библиотека «Социология»: открытый проект», включающий коллекции электронных текстов из произведений социологической классики, современных учебно-методических пособий, научные биографии выдающихся социологов и другие материалы. // http: //sociology.agava.ru
2. Воронецкая Л.Н. Влияние особенностей развития семьи на сохранение семейных традиций // www. humanities. Ru
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) //http: // www wciom. ru
4. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов – Электронная Библиотека. Социология // http: //www gumer.info
5. Публикации, посвященные возрождению социологической науки в России// Социологические исследования 2008. № 6, 7. //http: //www isras ru
6. Социологические исследования//http: //www isras ru
7. Социально-гуманитарные знания//http: // www auditorium ru
8. Служба PR http: // www.prserv.ru
9. http: // www sotsiologia. ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
№ п/п
| Наименование
| Количество
| 1.
| Специализированные аудитории:
|
|
| …………………………..
|
| 2.
| Специализированная мебель и оргсредства:
|
|
| ………………………………………………….
|
| 3.
| Специальное оборудование:
|
|
| ……………………………………………..
|
| 4.
| Технические средства обучения:
|
|
|
|
| 5.
| И т.д.
|
|
10. Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине
Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются:
- знание основных категорий и методов социологической науки;
- знание объекта и предмета социологии, место социологии в системе наук;
- знание сущности исторического развития основных направлений социологической мысли;
- умение анализировать предоставленный материал;
- умение самостоятельно находить и использовать необходимую информацию;
- умение участвовать в дискуссии и коллоквиумах по проблемным вопросам;
- умение отстаивать свое мнение по поставленному вопросу;
владение навыками подготовки и проведения конкретного социологического исследования в сфере будущей профессиональной деятельности.
- обладание практическими навыками анализа современных социальных явлений и процессов.
Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются уровень сформированности следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
осознание социальной значимости своей будущей профессией (ОК-8);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).
Показатели успешности освоения студентом учебной дисциплины используются при проведении текущего контроля в следующих формах: тестовые задания, выступления на семинарских занятиях. Эти же показатели используются при проведении итогового контроля по дисциплине, проходящего в форме зачета.
Общими критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются:
1. степень активности участия в учебном процессе, заинтересованности и инициативности при выполнении заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине;
2. самостоятельность выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом дисциплины;
3. своевременность и качество выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине.
Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении итогового контроля в форме зачета являются: точность и полнота ответа на вопрос, соответствие структуры ответа требованиям логики, корректность использования специальной терминологии, уровень знакомства с основной и дополнительной литературой по дисциплине, качество устной речи.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Ростовский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________2012 год
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|