Общая характеристика социально-психологической адаптации личности
Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма.
Основные функции социально-психологической адаптации личности в социальной среде заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности.
Определение области содержания явления социально-психологической адаптации личности затрагивает следующие категории:
-социальный статус,
-профессиональное самоопределение,
-сформированность социально значимых способностей, качеств;
-положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющее личный статус;
-характерологические особенности и качества личности;
-возможность проявления индивидуальности.
Критерии адаптации делятся на объективные и субъективные.
К объективным относятся:
- продуктивность деятельности,
-реальное положение в коллективе, показателями, которых являются профессионально-квалификационный тест, стаж работы, успеваемость (для студентов),
- авторитет как социальную реальность, отражающую устойчивое признание членами группы приоритета личности в каком-либо виде деятельности.
Субъективными критериями адаптации являются:
- удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная),
-отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения, а также к себе самой.
Продуктивность деятельности как один из критериев адаптации личности должна рассматриваться не абсолютно, а в соответствии с реальными и потенциальными способностями личности. Такое ограничение в совокупности с субъективным критерием адаптации делает это понятие сугубо индивидуализированным.
Социально-психологические проблемы удовлетворенности трудом разрабатывались Т. Китвель и определялись автором как оценочное отношение человека к действительности.
Удовлетворенность проявляется в эмоциональных состояниях, установках, может выступать как мотив деятельности.
Как критерий адаптации - определение удовлетворенности трудом –предусматривает:
- разведение понятий творческой, мобилизующей неудовлетворенности и тревожной, тягостной;
- учет индивидуальных различий в эмоциональности личности, которые определяют характер состояний неудовлетворённости
- поиск показателей неосознаваемой неудовлетворенности.
Творческая неудовлетворенность, связанная, с избытком «адаптационной энергии», с жаждой деятельности, выступает в качестве нормы при определении адаптации личности, и, напротив, удовлетворенность, исходящая из эмоционального безразличия и духовного опустошения, является отклонением от нормы.
Такая неоднозначность одного из основных критериев адаптации происходит от влияния на него факторов, не полностью связанных с личностным уровнем адаптации:
1. Имеется в виду психофизиологический фактор, детерминирующий: интенсивность, силу эмоциональных проявлений, уровень активности, темперамент, состояние оптимальной работоспособности человека.
Подконтрольность, сознательная регуляция некоторых из указанных категорий или формирование с их учетом индивидуального стиля деятельности является одним из показателей адаптированности личности.
2. Влияние эмоций личности на удовлетворенность определяет уровень адаптации.
Существуют следующие типы эмоций: альтруистические, коммуникативные, самоутверждения и честолюбия, практические, борьбы, романтические, гностические, эстетические, гедонические, приобретения и накопления.
По мнению Б. И. Додонова, люди различаются в зависимости от тяготения к одной или нескольким типам эмоций, что и служит основой классификации эмоциональной направленности личности. Для углубленного проникновения в истоки и путь удовлетворенности личности и более широко — в контексте проблемы адаптации — выделенная классификация важна.
3. Доминирующее влияние на процесс и характер адаптации, на продуктивность деятельности и удовлетворенность ею оказывает соответствие «мотивационного ядра» личности.
Мотивы не только выступают сами в качестве факторов адаптации, но и опосредуют влияние внешних по отношению к индивиду условий, обстоятельств, воздействий.
Таким образом, устойчивое «мотивационное ядро» (определяя ценностно-оринтационную направленность личности) является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредует восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов.
4. В качестве одного из наиболее значимых факторов мотивационного ядра, детерминирующего процесс и характер адаптации личности в трудовом коллективе, Н. А. Свиридов выделяет профессионально-квалификационный признак.
На значение интересов, связанных с возможностью самосовершенствования и прогрессивного развития личности для успешности ее адаптации, указывали и другие авторы.
Исследования показали, что высокое образование молодого рабочего облегчает быстрое овладение профессией и ускоряет процесс адаптации только в том случае, если человек поступает на квалифицированную работу. Наоборот, высокий уровень образования затрудняет адаптацию рабочего, если он попал на неквалифицированную, не дающую ему удовлетворения работу.
Наличие у человека стремления к самосозиданию собственной личности и отработанность средств для реализации этого стремления суть условия нормальности его адаптации в современном обществе, так как они способствуют становлению собственно человеческой сущности.
5. Важный фактор, влияющий на адаптационный процесс, — условия жизни и деятельности. Оценка и восприятие этих условий в первую очередь опосредованы отношением к содержанию труда и целям деятельности, однако в зависимости от характерологических особенностей личности и недоминирующих аспектов мотивационной структуры условия деятельности могут оказывать существенное влияние на характер и результат адаптации.
6. С другой стороны, и сама мотивационная структура личности, являющаяся в значительной степени результатом «индивидуализации социальных схем», зависит от «свойств индивидуума»,т.е. от способностей, внутренних тенденций, эмоциональной направленности и качеств личности.
Можно предположить, что соответствие некоторых свойств индивидуальности особенностям деятельности, в частности профессиональной, окажется одним из условий и показателем адаптированности личности.
7.Адаптация личности происходитв коллективе и через коллектив. Особый интерес представляет начальная стадия адаптации в новой социальной среде.
Социально-психологическую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе.
Адаптация в коллективе выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, самоопределения личности, «расширения сферы свободы, развития индивидуальности. «Для того чтобы активно воздействовать на среду, участвовать в ее изменении и преобразовании, нужно прежде всего "врасти" в эту среду, чувствовать себя полноправным ее членом. Только при условии достижения определенной степени свободы в данной среде, чувствуя себя полноправным членом коллектива, можно активно и целенаправленно влиять на эту среду... Социальная активность не существует и не может проявиться без адаптации личности в данной социальной среде»
Для адаптации в новой социальной среде, важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе, умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления своих способностей и интересов.
8.Условием продуктивности и удовлетворенности деятельностью является благоприятный психологический климат в коллективе— среде адаптации личности. Слаженность и стабильность отношений в коллективе зависят от не заменяющих друг друга четкости формальной организации и интенсивности дружеских отношений.
В. Н. Парохин указывает на важность деловой формальной организации и направленности группы для ее выживания в конфликтных ситуациях; слишком близкие отношения, субструктурные эмоциональные связи взрывали группу изнутри при слабости суперструктурных оболочек.
Важным условием профилактики групповой сплоченности в коллективах являются ролевая дифференциация его членов, взаимоотношения формальных и неформальных лидеров и авторитетов в группе.
9. Информативными показателями адаптированности личности в коллективе являются активный социальный и удовлетворяющий личный статус, позиция, характер взаимоотношений в значимых группах и коллективах. Однако даже изолированное положение индивида в группе еще не исчерпывающий показатель неадаптированности. Необходимо сопоставление с качествами его характера, интровертированностью, референтностью группы. Так, исследуя дружеские и товарищеские отношения в ближайшем социальном окружении личности как один из факторов ее адаптированности.
Б. Павлов обнаружил индивидов по своему психическому складу «нелюдимых», т. е. не имеющих и не желающих иметь друзей. Их процент в исследуемой выборке оказался малым — 3,2. К сожалению, в работе не указана степень их удовлетворенности таким положением. Пример доказывает необходимость комплексного исследования адаптации и взаимосвязи различных показателей.
10. Способность к адаптации выражается в степени интеграции индивида в основных малых группах (семья, рабочий коллектив). У людей, достаточно органично включающихся в эти малые группы, высокая способность адаптироваться к социальным условиям, в том числе к труду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|