Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика социально-психологической адаптации личности





 

Социальная адаптация означает включение личности в со­циальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функ­ционирования общества как единого социального организма.

Основные функции социально-психологической адапта­ции личности в социальной среде заключаются в формирова­нии средств, нахождении условий и форм для свободного про­грессивного развития личности.

Определение области содержания явления социально-пси­хологической адаптации личности затрагивает следующие ка­тегории:

-социальный статус,

-профессиональное самоопреде­ление,

-сформированность социально значимых способностей, качеств;

-положение в коллективе, в системе межличностных от­ношений ближайшего социального окружения, удовлетворяю­щее личный статус;

-характерологические особенности и каче­ства личности;

-возможность проявления индивидуальности.

Критерии адаптации делятся на объективные и субъек­тивные.

К объективным относятся:

- продуктивность деятельности,

-реальное положение в коллективе, показателями, которых являются профессионально-квалификационный тест, стаж работы, успеваемость (для студентов),



- авторитет как социальную реальность, отражающую устойчивое при­знание членами группы приоритета личности в каком-либо виде деятельности.

Субъективными критериями адаптации являются:

- удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная),

-отношение к различным аспектам и условиям де­ятельности и общения, а также к себе самой.

 

Продуктивность деятельности как один из критериев адап­тации личности должна рассматриваться не абсолютно, а в со­ответствии с реальными и потенциальными способностями личности. Такое ограничение в совокупности с субъективным критерием адаптации делает это понятие сугубо индивидуа­лизированным.

Социально-психологические проблемы удовлетворенно­сти трудом разрабатывались Т. Китвель и определялись авто­ром как оценочное отношение человека к действительности.

Удовлетворенность проявляется в эмоциональных состояниях, установках, может выступать как мотив деятельности.



Как крите­рий адаптации - определение удовлетворенности трудом –предусматривает:

- разведение понятий творческой, моби­лизующей неудовлетворенности и тревожной, тягостной;

- учет индивидуальных различий в эмоциональности личности, которые определяют характер состояний неудовлетворённости

- по­иск показателей неосознаваемой неудовлетворенности.

Творческая неудовлетворенность, связанная, с избытком «адаптационной энергии», с жаждой деятельности, выступает в качестве нормы при определении адаптации личности, и, напротив, удовлетворенность, исходя­щая из эмоционального безразличия и духовного опустоше­ния, является отклонением от нормы.

Такая неоднозначность одного из основных критериев адаптации происходит от вли­яния на него факторов, не полностью связанных с личностным уровнем адаптации:

1. Имеется в виду психофизио­логический фактор, детерминирующий: интенсивность, силу эмоциональных проявлений, уровень активности, темпера­мент, состояние оптимальной работоспособности человека.

Подконтрольность, сознательная регуляция некоторых из ука­занных категорий или формирование с их учетом индивиду­ального стиля деятельности является одним из показателей адаптированности личности.

2. Влияние эмоций личности на удовлетворенность опреде­ляет уровень адаптации.

Существуют следующие типы эмоций: альтру­истические, коммуникативные, самоутверждения и често­любия, практические, борьбы, романтические, гностические, эстетические, гедонические, приобретения и накопления.

По мнению Б. И. Додонова, люди различаются в зависимости от тяготения к одной или нескольким типам эмоций, что и служит основой классификации эмоциональной направленности личности. Для углубленного проникновения в истоки и путь удовлетворенности личности и более широко — в контексте проблемы адаптации — выделенная классификация важна.



3. Доминирующее влияние на процесс и характер адаптации, на продуктивность деятельности и удовлетворенность ею оказывает соответствие «мотивационного ядра» личности.

Мотивы не только выступают сами в качестве факторов адаптации, но и опосредуют влияние внешних по отношению к индивиду условий, обстоятельств, воздействий.

Таким образом, устойчивое «мотивационное ядро» (определяя ценностно-оринтационную направленность лич­ности) является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредует восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов.

4. В качестве одного из наиболее значимых факторов мотивационного ядра, детерминирующего процесс и характер адап­тации личности в трудовом коллективе, Н. А. Свиридов выде­ляет профессионально-квалификационный признак.

На значение интересов, связанных с возможностью самосовершенствования и прогрессивного развития личности для успешности ее адаптации, указывали и другие авторы.

Исследования показали, что высокое образование молодого рабочего облегчает быстрое овладение профессией и ускоряет процесс адаптации только в том случае, если чело­век поступает на квалифицированную работу. Наоборот, вы­сокий уровень образования затрудняет адаптацию рабочего, если он попал на неквалифицированную, не дающую ему удовлетворения работу.

Наличие у человека стремления к самосозиданию собственной личности и отрабо­танность средств для реализации этого стремления суть усло­вия нормальности его адаптации в современном обществе, так как они способствуют становлению собственно человеческой сущности.

5. Важный фактор, влияющий на адаптационный процесс, — условия жизни и деятельности. Оцен­ка и восприятие этих условий в первую очередь опосредованы отношением к содержанию труда и целям деятельности, одна­ко в зависимости от характерологических особенностей личности и недоминирующих аспектов мотивационной структуры условия деятельности могут оказывать существенное вли­яние на характер и результат адаптации.

6. С другой стороны, и сама мотивационная структура лич­ности, являющаяся в значительной степени результатом «ин­дивидуализации социальных схем», зависит от «свойств ин­дивидуума»,т.е. от способностей, внут­ренних тенденций, эмоциональной направленности и качеств личности.

Можно предположить, что соответствие некоторых свойств индивидуальности особенностям деятельности, в ча­стности профессиональной, окажется одним из условий и по­казателем адаптированности личности.

7.Адаптация личности происходитв коллективе и через кол­лектив. Особый интерес представляет начальная стадия адап­тации в новой социальной среде.

Социально-психологиче­скую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведе­ния, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного об­щения в этом коллективе.

Адаптация в коллективе выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, самоопределения личности, «расширения сферы свободы, развития индивидуальности. «Для того чтобы активно воздействовать на среду, участвовать в ее изменении и преобразовании, нужно прежде всего "врасти" в эту среду, чувствовать себя полноправным ее членом. Только при условии достижения определенной сте­пени свободы в данной среде, чувствуя себя полноправным членом коллектива, можно активно и целенаправленно вли­ять на эту среду... Социальная активность не существует и не может проявиться без адаптации личности в данной социаль­ной среде»

Для адаптации в новой социальной среде, важно умение быстро находить свое место в совместной деятельно­сти, свою роль в новом коллективе, умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления своих способностей и интересов.

8.Условием продуктивности и удовлетворенности деятель­ностью является благоприятный психологический климат в коллективе— среде адаптации личности. Слаженность и ста­бильность отношений в коллективе зависят от не заменяющих друг друга четкости формальной организации и интенсивно­сти дружеских отношений.

В. Н. Парохин указывает на важ­ность деловой формальной организации и направленности группы для ее выживания в конфликтных ситуациях; слиш­ком близкие отношения, субструктурные эмоциональные связи взрывали группу изнутри при слабости суперструктурных оболочек.

Важным условием профилактики групповой сплоченности в коллективах являются ролевая дифференциация его членов, взаимоотношения формальных и неформальных лидеров и авторитетов в группе.

9. Информативными показателями адаптированности лично­сти в коллективе являются активный социальный и удовлетво­ряющий личный статус, позиция, характер взаимоотношений в значимых группах и коллективах. Однако даже изолиро­ванное положение индивида в группе еще не исчерпывающий показатель неадаптированности. Необходимо сопоставление с качествами его характера, интровертированностью, референтностью группы. Так, исследуя дружеские и товарищеские отношения в ближайшем социальном окружении личности как один из факторов ее адаптированности.

Б. Павлов обнаружил индивидов по своему психическому складу «нелю­димых», т. е. не имеющих и не желающих иметь друзей. Их процент в исследуемой выборке оказался малым — 3,2. К со­жалению, в работе не указана степень их удовлетворенности таким положением. Пример доказывает необходимость ком­плексного исследования адаптации и взаимосвязи различных показателей.

10. Способность к адаптации выражается в степени интегра­ции индивида в основных малых группах (семья, рабочий кол­лектив). У людей, достаточно органично включающихся в эти малые группы, высокая способность адаптироваться к со­циальным условиям, в том числе к труду.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.