Психологические особенности управленческой деятельности
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекция 1. Психология управления как наука, ее междисциплинарный характер.
Основы психологии управления в культурно-историческом аспекте.
Во многих сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой.
До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако, уже в 20-е годы благодаря работам Ф. У. Тейлора и А. Файоля управление стали считать особой специфической деятельностью и, соответственно, начали целенаправленно изучать.
Управлением принято считать совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение целей организации.
Иногда в качестве синонимов понятия «управление» используются понятия «менеджмент» и «руководство», однако их содержание имеет некоторую специфику.
С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» стало известно практически каждому образованному человеку. Но справедливости ради надо отметить, что это понятие употребляется весьма вольно и в различных значениях.
Наиболее распространенное толкование понятия заключается в следующем: менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент – как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно почерпнуть такие его толкования:
1. Способ, манера обращения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умелость и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
Таким образом, понятие «управление» является более широким, чем понятие «менеджмент».
Значимость управления была особенно ярко осознана в 30-е годы ХХ столетия, когда стало очевидно, что деятельность эта превратилась в профессию, область знания – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. К тому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях. Благодаря слиянию управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная наука – «психология управления». Если менеджмент отвечает на вопрос, что надо делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и как это «работает».
Важно понять, что управление – это самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее – междисциплинарная область, которую правильнее назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в ХХ веке как раз и состояла в использовании этих достижений для решения главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Тенденции в развитии….
1) Говоря слово «управляющий», прежде всего, подразумевают фигуру руководителя – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В данном контексте правомерно использование понятия «руководитель». Во-вторых, имеют в виду, что управляющий – это профессионально подготовленный руководитель, осознающий, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. В этом контексте используется понятие «менеджер».
В работах А. В. Карпова, И. П. Чередниченко и Н. В. Тельных представлены основные школы науки управления, их общие характеристики. Подробное ознакомление с ними позволит увидеть специфику национальных систем управления и общемировые тенденции.
2) Анализ мировых социально-экономических процессов с неумолимой логикой дает понять, что проблемы современного менеджмента уже не решаются на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не дает даже удовлетворительных результатов.
Уходящая в прошлое парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой сложной системы достаточно изучить свойства ее частей. Новая парадигма требует понимания отдельных элементов на основе анализа динамики системы в целом.
3) Традиционная модель управления внимание руководителя нацеливала почти исключительно на экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей руководителя и социальные задачи – обеспечение занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.
4) В центр стратегической концепции управления персоналом ставится человек, который рассматривается как наивысшая ценность для организации.Содержательно эта новая стратегическая концепция управления персоналом в фирмах будущегостроится на следующихпринципах:
· социальные инновации так же важны, как и психологические;
· скоординированная активность сотрудников возникает на основе взаимопонимания;
· общие проблемы решаются совместными усилиями сотрудников;
· кооперативный стиль работы должен преобладать.
Объект, предмет, цели и задачи психологии управления
Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена.
Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления включают:
· функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
· социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
· психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии менеджмента – это совокупность психических явлений иотношений в организации, в частности:
· психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
· психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
· психологические проблемы лидерства;
· проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.
Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем (Задачи псисхологии управления).
К их числу относят следующие:
· повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т. е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;
· повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;
· поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
· оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
· оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.
Психология управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку студентов как будущих руководителей, сформировать и развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:
· понимание природы управленческих процессов;
· знание основ организационной структуры;
· четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;
· знание способов повышения эффективности управления;
· знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;
· умение устно и письменно выражать свои мысли;
· компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
· способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
· умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;
· развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.
Психологические особенности управленческой деятельности
Синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому типу деятельности, но и обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. А. В. Карпов к ним относит следующие.
1. Управленческая деятельностьхарактеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатамифункционирования той или иной организации. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской.
В теории современного менеджмента принято считать:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|