Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные практические приемы выполнения элементов пижемской росписи по дереву





Процесс росписи по дереву и конечный результат зависят не только от грамотного подбора необходимых инструментов, материалов и соблюдения правил их пользования, но и от применения эффективных приемов письма.

При обучении росписи по дереву активно применяются упражнения и другие практические работы.

Итак, освоение любой росписи нужно начинать с освоения простейших приемов, которые заключены в различного рода упражнениях. Упражнения первоначально следует выполнять на бумаге в следующей последовательности:

- карандашом намечаются легкие горизонтальные линии;

- по линиям наносятся элементы пером с выдержкой интервалов между каждым из них (на начальной стадии возможно точками отмечать расстояние между ними).

Прежде чем приступить к работе, необходимо тщательно изучить образец исполнения. Это не касается простейших геометрических элементов пижемской росписи: точек, дуг и полудужек, черточек, зигзагов и т.д. Задача этого начального упражнения заключается в точном соблюдении интервалов между элементами, иначе говоря, развитии глазомера и выдерживании одинакового нажима на перо с тем, чтобы элементы точно повторяли (копировали) друг друга.



Следующим этапом освоения простейших элементов пижемской росписи являются упражнения по проведению линий различного характера (прямых и волнистых), в различных положениях (горизонтально, вертикально и наклоннорасположенных), а также различно расположенных отрезков линий, которые в последующем послужат составляющими элементами ромбов, квадратов и других геометрических фигур.

Задача этих упражнений - обучить умению проводить равномерные по толщине линии с соблюдением расстояния между ними и делать это как бы «на одном дыхании». Сложность этого, казалось бы, весьма простого задания заключается в выработке навыка фиксировать инструмент в начале линии и при завершении ее, т.к. в будущем этот навык пригодится при выполнении различных геометрических фигур, составленных из отрезков линий: прямоугольников, квадратов, ромбов.

Определенные сложности существуют при исполнении волнистых линий, которые следует проводить с небольшой амплитудой и с равномерным распределением «волн», что на начальном этапе удается с трудом. Значительно упрощает это упражнение исполнение его не горизонтально слева направо, а вертикально сверху вниз (на практике во время росписи изделие просто поворачивают по ходу движения линии, например, при выполнении ободка по краю ложки). Во всех случаях сначала рекомендуется как можно точнее копировать образец элемента. Для этого можно воспользоваться калькой, пленкой, стеклом или другими прозрачными материалами, употребляемыми для этой цели. Прямое копирование завершается после достаточного освоения элемента, когда образуется навык и рука приобретет должную уверенность. В том и другом случае упражнения дублируются пером и кистью (за исключением элемента «точка»), причем в любой последовательности. При росписи кистью следует придерживаться правильного положения руки. Кисточка свободно лежит на ладони, прижимается большим пальцем руки и удерживается почти перпендикулярно расписываемой поверхности.Такая постановка руки дает возможность свободному круговому движению кисти, а отставленный в сторону мизинец служит своеобразной точкой опоры.



После освоения простейших геометрических элементов следует приступить к исполнению «усиков», «усиков» с петлеобразным и остроконечным завершением, образующих главный растительный элемент пижемской росписи, так называемый «крин» - стилизованный цветок лилии. Его роспись требует более подробных предварительных разъяснений. Как показала практика, обучающиеся часто искажают растительную природу этих элементов, излишне их геометризируя.



Типичные ошибки: отсутствие точки в начальном движении при написании «усика», излишне прямолинейное ромбовидное решение верхней части «крин», непропорциональность завитков-«усиков» в верхней части элемента и т.д. Даже подробный предварительный инструктаж, посвященный характеру написания «крин», не дает стопроцентного результата. Единицы правильно выполняют этот элемент с первого раза. Поэтому рекомендуется при любом расположении растительного элемента расписывать его «сверху вниз», завершая исполнение завитка точкой. Заканчиваются упражнения с растительными элементами выполнением «крина» с дополнениями. При этом главный растительный элемент обогащается дополнительными усиками-завитками (чаще другого цвета), скобками, точками, крестиками и другими мелкими элементами.

Следующим этапом выполнения элементов пижемской росписи является освоение элементов, имеющих форму простых геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, ромбов и квадратов. Главная задача этого упражнения состоит в точности исполнения углов, и начинать их роспись стоит с точки-вершины, проводя отрезки линий от точки до точки.

При выполнении самих геометрических фигур практически не встречается грубых ошибок (неравномерность нажима кисти и пера, неровность линий обычно устраняются при дальнейшем многократном исполнении). Сложнее обстоит дело с завершением вышеназванных геометрических фигур дополнительными элементами (петлями, «усиками», «кринами»). Типичной ошибкой в этом случае является нарушение пропорций между главным элементом и его дополнением (крупный размер ромба и маленькая петелька). Некоторые обучающиеся неправильно приписывают растительные элементы «усики», как бы прижимая их по сторонам угла ромба, а не вытягивая вверх, согласно традиционному исполнению.

Только после освоения вышеназванных элементов стоит приступать к сочетанию геометрических и растительных элементов; соединению их в более сложные мотивы пижемской росписи: «крест», «процветший крест»и др. Здесь подстерегает новая опасность, которая заключается в неумении соединять несколько уже освоенных элементов в единый, законченный мотив. При исполнении сложного мотива следует не выполнять набор отдельных элементов, а держать в голове весь орнаментальный мотив, составленный из неразрывно-связанных, органично вытекающих друг из друга частей, имеющих единое смысловое значение.

Для более качественной работы необходимо придерживаться нескольких практических советов для работы кистью и пером:

1) при выполнении упражнений пером следует обмакивать кончик пера в краску, затем снимать лишнюю краску о край сосуда или поролоновую губку;

2) перо периодически следует вытирать кусочком чистой ткани или поролона, т.к. кончик его забивается высохшей краской и волокнами древесины, что, в конечном счете, сказывается на качественном уровне исполнения элементов;

3) периодически кончик пера можно слегка обтачивать, используя при этом мелкую наждачную бумагу- «нулевку»;

4) по окончании работы перо и кисть промывают тёплой водой с мылом;

Соблюдение всех этих условий поможет аккуратному и правильному исполнению элементов.

Итак, основными практическими приемами выполнения пижемской росписи является последовательное повторение простых и более сложных элементов с постепенным усложнением по степени полного освоения предыдущего элемента, мотива. При этом стоит тщательно копировать начертание и способ исполнения отдельных деталей, составляющих основные мотивы пижемской росписи. Последовательное освоение простейших геометрических элементов и растительных элементов пижемской росписи завершается выполнением сложных комбинированных элементов «горкой», «процветшим крестом» и др.

Особое внимание следует уделять традиционной трактовке более сложных элементов, избегая соблазна найти вариант своего, авторского решения. При выполнении упражнений немаловажную (иногда основную) роль играет правильный подбор инструментов и дальнейшая их эксплуатация.

Вопросы

1. Перечислите основные приемы пижемской росписи.

2. Какова последовательность освоения элементов пижемской росписи?

3. Перечислите практические советы для работы кистью и пером.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.