Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение пижемской росписи

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

 

Федеральное Агентство по образованию

 

Ирина Вениаминовна Земцова

 

 

Обучение пижемской росписи

Учебное пособие

 

Сыктывкар

 

Рецензенты: Кошаев В.Б., доктор искусствоведения, профессор Удмуртского государственного университета и кафедры семиотики и общей теории искусств Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;

Климова Л.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Удмуртского государственного университета;

Дронова Т.И., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы, истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук

 

Земцова И.В.

Обучение пижемской росписи.

Учебное пособие.

Сыктывкар, 2009. …с.

 

Учебное пособие адресовано студентам, получающим образование по специальности «Народное художественное творчество», педагогам и специалистам, работающим в сфере декоративно-прикладного и народного творчества, студентам художественных вузов, колледжей, учащимся художественных школ и центров дополнительного образования.

 

 

С И.В.Земцова,2009

 

Посвящается

Н.В.Тарановской,

сотруднику отдела народного искусства Русского музея, ученому- исследователю, внесшему наибольший вклад в изучение пижемской росписи.

 

 

Оглавление

  Введение  
     
1. Возникновение пижемской росписи.  
2. Организация рабочего места  
3. Материалы, инструменты и приспособления для росписи по дереву.  
Основные практические приемы выполнения элементов пижемской росписи по дереву.  
5. Последовательность выполнения изделий с пижемской росписью  
6. Практический курс (примерные темы практических занятий и последовательность их выполнения)    
  Терминологический словарь.  
  Библиография  

 

Введение



В данном учебном пособии даются рекомендации по обучению одной из самых малоизвестных росписей Севера России – пижемской. Роспись возникла в конце XVIII начале XIX вв в среде русского старообрядческого населения Печорского края (современная территория Усть- Цилемского района Республики Коми).

При подготовке пособия были использованы фотографии и зарисовки, выполненные в ходе поездок автора в (Усть-Цилемский район Республики Коми), где возник и развивался данный промысел. Кроме того, на протяжении 1980-2008 гг. автором были обследованы предметы с пижемской росписью, которые находятся в фондовых собраниях центральных музеев нашей страны: Государственный исторический музей и музей декоративно-прикладного искусства (г. Москва), Государственный Русский музей и музей этнографии (г.С-Петербург), а также в Национальном музее (Сыктывкар, Республика Коми), музее археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН (г. Сыктывкар), Ижемском историко-краеведческом музее (с. Ижма РК) и Усть-Цилемском историко- мемориальном музее А.В.Журавского (с. Усть-Цильма РК), частные коллекции.

Исторические справки, этнографические отчеты, статьи, публикации, детали оформления рукописной литературы и иные материалы почерпнуты в библиотеках Государственного музея этнографии (ГМЭ) и института русской литературы Российской Академии наук, отдел рукописной литературы (г. С-Петербург), библиотеке Национального музея Республики Коми и отделе редкой книги научной библиотеки Сыктывкарского государственного университета (г. Сыктывкар).

Полученный теоретический и практический материал был исследован и систематизирован с точки зрения исторического развития, конструктивных и художественно-стилистических особенностей с целью дальнейшего применения в учебном процессе. В данном учебном пособии даются краткие сведения об истории возникновения пижемской росписи и методические рекомендации по изготовлению изделий с этой росписью.

Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ) и народно-художественного творчества (далее НХТ). Материалы настоящего исследования предполагается использовать в рамках изучения следующих курсов: «Художественная обработка дерева (роспись по дереву)», «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества», «Древнерусская книга», «Теория и методика этнохудожественного образования», «Методика преподавания НДПТ», «История и теория народного декоративно-прикладного искусства».

 

Возникновение пижемской росписи

Появление любого промысла всегда обусловлено рядом исторических, географических и иных факторов. Прежде чем говорить о собственно появлении пижемской росписи, необходимо совершить небольшой экскурс в историю освоения Печорских северных земель и формирования конфессиональной группы пижемцев. Земли этого региона России, расположенные в северо-западной части современной территории Республики Коми, в основном покрыты лесами, заселенными богатым животным миром: лосями, медведями, северным оленем; множеством пушных зверей: куницами, белками, лисицами и различной дичью. Река Печора с её притоками Пижмой, Цильмой и Нерицей всегда изобиловала рыбой, в том числе ценных пород (семга, нельма, омуль, сиг).

Таким образом, этот богатый край всегда привлекал человека, но отдаленность и особенности сурового климата были, возможно, долгое время сдерживающим фактором процесса постоянного заселения. На суровость здешних мест обращали внимание многие дореволюционные исследователи Севера. Так, С.В.Максимов в своей книге «Год на Севере», написанной по следам путешествий по северным уголкам России, в конце ХΙХ в. про Усть-Цильму пишет следующее: «…Суровость климата, а в последствие того скудность почвы, которая способна произращать только один ячмень, всегда недозревающий, плохого качества и в малом количестве, наконец (и это главнее всего), близость моря отвлекают устьцылема от домашних работ и приурочивают его к странствиям в дальнюю сторону…» (1)

Роль климата на ход исторического развития Коми края подробно рассматривается в исследовании И.Л Жеребцова и К.С.Королева «Климатический фактор в истории Коми». Влияние климата на развитие промыслов и ремесел Севера России отмечает известный исследователь народного искусства И.Я. Богуславская: «Выносливости и приспособляемости людей, особых форм хозяйства требовали и природные условия. Суровый климат осложнял ведение земледелия. Поэтому с давних пор подспорьем ему служили промыслы и ремесла, получившие здесь особенное развитие и распространение/…/Обработка природных материалов способствовала возникновению центров народного художественного ремесла, широкому развитию многих видов крестьянского искусства…» (2)

Об особенностях формирования севернорусского населения читаем в коллективной монографии «Русский Север: этническая история и народная культура ХII –ХХ века»: «…Локальные различия, появившиеся при формировании культуры жителей различных регионов Севера, зависели не только от природных условий, сложившейся специфики хозяйства регионов, но и от определенных этнических традиций. Новгородцы и ростовцы, с которыми было связано формирование русского населения Севера, хотя и представляли собой земельные областные общности, относящиеся к одному этносу, тем не менее сами, с этнической точки зрения, имели смешанное происхождение, ибо жили и развивались в различных природных и климатических условиях при переселении в Восточной Европе, в том числе и по Северу, сталкиваясь с различными группами финно-угорского происхождения. В результате у местных групп русского населения сложились специфические черты в народной культуре. Об этом свидетельствует история и культура локальных групп на Севере – поморов, усть-цылемов, пустозеров…» (3)

Заселение русскими территорий Печорского края состоялось в два этапа: первый этап (конец XV –начало XVII вв.) – образование Пустозерска и Усть-Цильмы, второй этап (конец XVII –начало XVIIIвв.) вызван старообрядческим движением.

В 1542 г. дальнему родственнику Ивана Грозного, по преданию новгородцу Ивану Дмитриевичу Ластке с товарищами, была дарована царская «Жалованная слободская грамота» на освоение печорских земель. На правом берегу Печоры в устье её притока Цильмы была основана слобода Усть-Цильма: «…для промыслового, временного становища место было удобным, для постоянного же жительства не совсем подходило из-за разлива весной Печоры и Цильмы и возможного затопления. И предприимчивый первопроходец, оценив обстановку, перебрался на противоположный берег Печоры. Где из-за сгоревшего леса образовалось большое свободное пространство/… /К поселенцу постепенно стали присоединятся жители Двины, Пинеги, Мезени, Кевролы и других мест…» (4)

Люди, заселявшие Усть-Цильму, были весьма грамотны. «Эти первые засельники края, как нам кажется, были здесь и первыми владельцами, читателями и распространителями рукописной книги. Они, возможно, были и её первыми переписчиками…»,- высказывает свое предположение В.И.Малышев. (5) Известный исследователь книжной культуры одним из первых осознал уникальность книжного наследья края, собрал богатейшую коллекцию из 385 рукописных книг ХV- ХХ в., которая ныне хранится в Пушкинском Доме.

Кроме того, «…новые поселенцы северных земель везли с собою разнообразную утварь, одежду, украшения, книги, иконы и прочее. Для работы на новых местах вызывались различные специалисты, ремесленники, художники. Их опыт и профессиональное мастерство постепенно передавались ученикам, которые умело перенимали национальные особенности русского искусства…». (6)

Второй этап заселения края и освоения притоков реки Печоры – Пижмы, Цильмы и Нерицы связан с миграцией русского староверческого населения, бежавшего от преследования властей после «Никоновских новин» - реформ патриарха Никона. Последующие законодательные акты Петра 1, направленные на преследование раскольников, жестокие гонения, вплоть до публичной казни, вынудили людей, преданных древлеправославию, начать поиск спокойных, пусть суровых и необжитых мест. Так образовался ряд старообрядческих поселений (общежительств, скитов), внесших заметный вклад в экономическую и культурную жизнь России в ХVIII -ХХ вв.

К середине XIX в. слобода Усть-Цильма на Печоре стала крупным культурным и экономическим центром. В «Очерках по этнографии народов Коми» В.Н. Белицер пишет: «…Из Усть-Цильмы на Печору шел тракт на Удору, в верховьях Мезени и Вашки был погост Вашгорт, куда на зимнюю ярмарку свозились товары из Устюга и Усть -Цильмы, , а также из сел, лежащих по Пинеге и Ижме. Речным путем Удора была связана с низовьями Мезени и Архангельском»(7). Отдаленность от внешнего мира и самоизоляция послужили сохранению на протяжении ряда веков самобытной традиционной культуры. Самоизоляция от внешнего мира была вызвана гонениями и неприятием официальными властями и церковью староверских устоев. Причем подобная ситуация длилась вплоть до конца прошлого века, когда наконец был снят запрет на изучение старообрядчества.

Староверы осознанно устранялись от всяческих контактов с представителями «иной» веры, сформировав тем самым особую группу с самоназванием «устьцылема», характеристику которой дает Т.И.Дронова: «… «устьцилема» - этноконфессиональная группа русских, более двух столетий пребывающих в численно превосходящем иноэтническом окружении: северные соседи – ненцы; южные коми – ижемцы/…/Небольшая по численности старожильческая группа русских «растворилась» в общей массе пришлого населения, в результате чего образовалась единая старообрядческая конфессия. Конфессиональный фактор сыграл определяющую роль в существенно возросшем уровне самосознания исследуемой группы русских. Обозначил название «устьцилема» и обусловил известную самоизоляцию жителей волости…» (8)

Для постоянного жительства старообрядцы выбрали глухие и недоступные места. Даже в наше время до многих селений Усть-Цилемского района добраться достаточно сложно. Это еще одна из причин сохранения традиций.

В статье «Печорские книжники. Рукописная традиция» В.И Малышев отмечает: «…Причину такой долгой живучести рукописно-книжной традиции в Усть-Цилемском районе надо искать в отсталости местного населения, отдаленности Печорского края. Печора долгое время была одним из самых далеких, глухих и труднодоступных уголков России. Вторая причина заключается в особом консерватизме здешнего старообрядчества, наложившего следы на весь быт и домашние устои./ …/Живучести консерватизма в крае много содействовала деятельность двух упомянутых скитов. Близость к Пустозерску, к духовному центру всего русского старообрядчества в памяти усть-цилелемов еще в 19 веке были живы образы пустозерских уздников – стойких борцов за «старую веру» Они поддерживали в них дух старины.» (9)

Переписчики старинных рукописных книг декорировали заставки, буквицы и концовки растительным орнаментом, который послужил основой для украшения деревянных изделий. Характер исполнения орнамента, суть которого состоит в трансформации элементов росписи буквиц и заставок рукописных книг в мотивы росписи бытовых деревянных предметов. Повсеместно старообрядческие мастера переписчики книг и мастера иконописи стояли у истоков известных росписей по дереву, но только на Печоре мы встречаемся с традицией переноса технологии и элементов письма в роспись сугубо бытовых предметов. Только в пижемской росписи перо служит основным инструментом, как в книжном деле, тогда как в других росписях пером выполнялся лишь контур орнамента для последующей кистевой доработки (заливки) цветом, как, например, в росписях Северной Двины.

Итак, появление пижемской росписи связано с освоением Печорского края новгородцами сначала в ХVI в. (Ивашка Ластка с товарищами), затем на рубеже ХVII-ХVIII вв. миграционным потоком старообрядцев. Места эти были труднодоступны и удаленны от центральных регионов России, но богаты природными ресурсами, что послужило одной из причин заселения их. Подобные условия существования в своеобразной резервации стали основанием для консервации и дальнейшего сохранения богатой культуры древней Руси на протяжении ряда веков, способствовали дальнейшему творческому развитию. Рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры, послужила источником для появления расписного промысла. Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки) вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью.

Вопросы

1. Кто был первопроходцем в освоении печорских земель?

2. Каковы положительные факторы заселения Печорского края?

3. Какова роль климата в истории заселения северных земель?

4. С какой исторической личностью связан первый этап заселения Нижней Печоры?

5. Род занятий первых поселенцев.

6. С какими историческими событиями связан второй этап заселения Нижней Печоры?

7. Как образовались центры переписки книг?

8. Какие факторы повлияли на сохранение самобытной традиционной культуры?



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.