Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалы для окончательной доработки изделий

Для окончательной доработки (закрепления) красочного слоя требуются следующие материалы: лаки, скипидар, растворители.

Окончательная доработка изделийс художественной росписью может быть произведена различными способами и различными материалами, которые соответствуют конкретной цели дальнейшего применения и задуманному декоративному эффекту. Так, для дальнейшего практического применения изделий в качестве посуды (что очень актуально для расписных ложек в пижемской росписи) должен применяться только пищевой лак.

Роспись чисто сувенирной продукции может закрепляться лаками на спиртовой, нитроцеллюлозной и масляной основе. В последнее время появились специальные лаки на водной основе, которые удобны в применении и не обладают резким запахом, что немаловажно в условиях учебного процесса.

Быстросохнущие лаки иногда негативно воздействуют на красочный слой, образуя потеки и расплывчатость, имеют холодный цвет и резкий запах. Масляные лаки сохнут долго (24-36 часов), но обладают приятным золотистым цветом и блеском. Для достижения требуемого декоративного эффекта имеются лаки цветные и бесцветные, глянцевые, полуглянцевые и матовые. В пижемской росписи актуально применение лаков, имитирующих древесину, покрытую самодельной олифой.

Инструменты для росписи по дереву

Основным инструментом пижемской росписи является металлическое или птичье перо. «Пользование гусиным или иным птичьим пером, например индюшачьим, глухариным, вороньим и др., относится к глубочайшей древности, упоминание об этом встречается уже в 7 веке нашей эры. Как для письма, так и для рисунка гусиное перо особым образом подготавливали, умело обрезали и обтачивали…» (10)

С появлением металлических перьев мастера постепенно отказались от традиционных птичьих, так как натуральное перо птицы уступает металлическому по качеству и долговечности. В качестве держателя для пера употребляется обычная перьевая ручка.

В последнее время не так сложно приобрести металлическое перо, хотя многие пытаются заменить его гелевой ручкой или кистью, как это практикуется в методических разработках по аналогичной перьевой мезенской росписи.



Между тем, практически любая замена инструментов и материалов негативно сказывается на стилистике росписи и искажает сущность традиционного промысла. Роспись, выполненная гелиевой ручкой, дает сухую линию одной толщины, а кистью невозможно выполнить миниатюрную орнаментальную вязь пижемской росписи. Металлическое перо дает возможность проведения живой линии и фактически не искажает стилистику письма.

Кисти в пижемской росписи

Правильность и аккуратность исполнения отдельных элементов росписи или окантовки кистью напрямую зависит от качественного выбора этого инструмента. В пижемской росписи кисть является вспомогательным инструментом, используются многие ее разновидности. При грунтовке, лакировке и заполнении цветом больших плоскостей применяются плоские щетинистые кисти либо из искусственного или иного волоса. Приобретая кисти для росписи, а не для работ вспомогательного характера, следует обращать внимание на упругость её волосяной части и качество набора. Для этого следует кисть окунуть в емкость с водой и посмотреть на форму, образуемую волосяной частью во влажном состоянии - она должна напоминать пламя свечи.

Кроме того, кончик кисти должен собираться в единое остроконечное завершение. Двойное, тройное расслоение делает кисть абсолютно непригодной для росписи, так как не дает возможности проведения идеального ровного края, завершенного мазка и точной линии. Таким образом, следует иметь набор кистей, различных по качеству и размерам, в должном количестве, обеспечивающем все стадии выполнения росписи по дереву и окончательной доработки.

Приспособления для росписи по дереву

В качестве приспособлений для росписи выступают емкости для разведения краски. Они должны быть небольшими и неглубокими, удобными для обмакивания пера. Кусочки ткани и поролона служат для вытирания кончика пера от краски и ворсинок.

Для выполнения более тонкой работы, требующей большого напряжения кисти руки, иногда используют специальные приспособления (подставки), которые не дают возможности соприкосновения с расписываемой поверхностью. Подобные применяются в лаковой миниатюре, росписи по металлу (Палех, Жостово). Для устранения ошибок или помарок, которые часто встречаются при начальном этапе обучения, применяют бритвенное лезвие, которым осторожно снимают (счищают) красочный слой, стараясь избежать царапин на древесине.

При предварительной разметке применяют карандаши весьнабор мерительных инструментов(циркуль, линейки и т.д.). Мягкий карандаш не годится для разметки, т.к. оставляет часть грифеля на поверхности древесины и приводит к неаккуратности в работе, а в смеси с гуашью приводит к грязному цвету краски. Твердый карандаш (Т, 2Т) оставляет углубления (царапины) на поверхности древесины.

Специальным приспособлением служит трафарет, который способствует правильной разметке, что весьма актуально в пижемской росписи с наличием большого числа мелких деталей, «привязанных» к геометрическим фигурам (ромб, треугольник, квадрат). Возможно применение трафарета при росписи объемных изделий и серии изделий с одинаковой композиционной схемой для ускорения работы.

При работе, связанной с копированием старых образцов, репродукций из книг и альбомов, фотографий, необходимо иметь специальные инструменты для увеличения - лупы.

Подготовка древесины под роспись состоит в устранении брака (сучки, «задиры», вмятины, трещины, шероховатость, сколы и др.), которые заделываются шпатлевками, наносимыми иногда за несколько приемов при помощи шпателя, с последующей сушкой и шлифовкой. Покрытие изделий лако-красочными материалами осуществляется тампонами, кистью, валиком или краскораспылителем.

Дефекты окончательной доработки чаще всего возникают при работе в пыльном помещении, при покрытии изделия густым слоем лака без выдержки до полного высыхания и без предварительного шлифования.

Способы устранения такого рода дефектов чаще всего заключаются в последующей обработке (шлифовке) поверхности шлифовальной бумагой с мелкими (желательно сработанными) абразивными зернами (№0, №1) на бумажной или тканевой основе. В состав оборудования столярной мастерской включаются специальные электро-шлифовальные станки и инструменты. Можно воспользоваться приспособлением для шлифования - деревянным бруском, на котором при помощи канцелярских кнопок закрепляется наждачная бумага. Неустранимые дефекты автоматически переводят изделие в брак.

Итак, мастера для росписи пользовались приспособленной мебелью, самодельными деревянными заготовками (березовые чурки для изготовления ложек), инструментами и материалами. В наше время используются заготовки для росписи из дерева (массива) или клееной фанеры, чаще выполненные по заказу в столярной мастерской либо приобретенные в специализированных магазинах. Роспись производится гуашевыми красками, пером и кистью с последующим закреплением пленкообразующими материалами (лаками). В качестве приспособлений используются различные шлифовальные принадлежности, разметочный и другой инструмент. Инструменты (перьевые ручки, кисти), материалы (гуашь, столярные и слесарные заготовки, растворители, лаки) и приспособления (инструменты для разметки, трафареты, бруски для шлифования) играют огромную роль при изготовлении изделий декорированных художественной росписью.

Вопросы

1. Как готовили краски к росписи старые мастера?

2. Перечислите, какими материалами осуществляется окончательное закрепление красочного слоя росписи?

3. Какие виды лаков применяются в пижемской росписи?

4. Опишите положительные и отрицательные свойства различных видов лаков.

5. Какие виды красок применяются в пижемской росписи в настоящее время?

6. Перечислите материалы, необходимые для производства изделий с пижемской росписью.

7. Перечислите инструменты и приспособления, необходимые для росписи изделий

8. Опишите способы окончательной доработки изделий с пижемской росписью.

9. В чем заключаются особенности технологии изготовления изделий с пижемской росписью?

10. Как менялась технология выполнения изделий с пижемской росписью в связи с развитием научно-технического прогресса?

11. Какие изделия перестали изготавливать на Печоре в связи с развитием научно-технического прогресса?

12. Способы подготовки древесины под роспись?

13. Современная технология исполнения пижемской росписи?



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.