Подготовка кадров социальных работников
Впервые подготовка социальных работников была начата в 1920 г. в Стокгольме. В 1943–1944 гг. при Гетеборгском университете был создан институт подготовки социальных работников. Третье по величине учебное заведение было открыто в г. Лунде в 1969 г., в университете была создана кафедра по подготовке социальных работников. В 60-е годы было создано четвертое учебное заведение по подготовке социальных работников в г. Умео. Всего в Швеции действует 6 учебных заведений и несколько кафедр, занимающихся подготовкой социальных работников.
Начиная с конца прошлого века, в подготовке социальных работников участвует и Лютеранская церковь. С начала 30-х годов подготовленные церковью слушатели фактически рассматриваются как Социальные работники.
Все учебные заведения первоначально создавались по инициативе местных властей, затем присоединялись к университетам и действовали под их эгидой. Чтобы получить начальную подготовку социального работника, необходимо пройти обучение в течение 3,5 лет, затем заняться практической деятельностью; длящейся от 4-х до 10 лет.
Рассмотрим подготовку социальных работников на примере Гетеборгского университета.
Первый год начинается с преподавания общественных наук по шести учебным курсам. Обучающийся расширяет и углубляет свое понимание сути и значимости, взаимосвязи и взаимодействия таких социальных систем, как индивид – общество, определяет свою гражданскую позицию. Одним из ведущих предметов, читаемых в рамках общественных наук, является психология.
Следующий блок связан с изучением структуры общества, экономики, социальной политики, социологии. Затем изучаются юридические аспекты правового знания, политическая система государства, его строение, система муниципалитетов. Особое место занимает подготовка к решению проблем теории и методов социальной работы.
После первого года обучения студенты проходят учебную практику. Существенно то, что ею руководит профессионал – социальный работник, который уже получил специальное образование и специальную подготовку.
После экзаменационной проверки результатов практики преподаватель дает свое заключение, и если оно удовлетворительное, то студент возвращается в учебную аудиторию.
На втором году обучения в течение 4-го и 5-го семестров изучается социальная работа. Второй год обучения тоже подразделяется на отдельные курсы. Причем студенты изучают более основательно социально-психологические аспекты овладения профессией, проблемы семьи. В целом учебно-воспитательную работу на данном этапе можно объединить в двуединую группу вопросов. Первая группа касается социально-психологических сторон работы с индивидом, семьей и социальной группой. Второй аспект подготовки концентрируется на структурных проблемах, т. е. связанных с жизненной ситуацией: жилье, общественная деятельность, общество в целом. Естественно, продолжается изучение теории социальной работы, преподаются такие предметы, как психология, социология и семейное право. Используются различные формы практической реализации приобретаемых теоретических знаний, например, в форме различных ролевых игр и упражнений. Студенты выступают поочередно и в роли клиента, и в роли социального работника. Проигрываются наиболее возможные ситуации их взаимодействия. В процессе обучения широко используются технические средства, в том числе видео.
В течение 4-го семестра продолжается обучение по юридическим дисциплинам. Это вопросы, связанные с управлением, различными правовыми аспектами деятельности социального работника. Приобретаются навыки научного исследования. Они принимают форму статистических отчетов, способных приносить пользу не только с учебной точки зрения.
В рамках второго года обучения обращается особое внимание на деятельность социального работника по месту жительства, в жилых районах. Поэтому специально изучается как юридический аспект этой деятельности, так и практические формы ее реализации, т.е. каким образом социальный работник затем будет непосредственно работать в местах проживания своих клиентов.
Во второй половине пятого семестра, после того, как студенты прошли все обязательные курсы, они получают возможность самостоятельного выбора того или иного предмета из восьми предлагаемых тем. Каждый должен выбрать два предмета.
Одна из тем – отклонения в поведении. Под этой рубрикой изучаются такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, преступность и т.д. Выбрав для себя один из подвопросов, студент может углубленно заниматься им.
Вторая тема – это дети и школа. Студенты изучают вопросы, связанные с деятельностью социального работника в школе, формами его практической деятельности.
Третья тема – это преступление и наказание. В рамках этой темы студенты изучают вопросы, связанные с работой с преступниками, анализируют преступность как феномен и возможные приемы работы социального работника в тюрьмах и других исправительных учреждениях.
Следующая тема – это здоровье и болезни. Основной упор делается на психиатрию, изучаются психология, психиатрия; предполагается, что те люди, которые специализируются по этой теме, имеют возможность работать в больницах и других медицинских учреждениях в качестве кураторов.
В Швеции немало эмигрантов. И, конечно, проблемы эмиграции и эмигрантов не стоят в стороне от студентов. Они приобретают знания о том, каким образом и в каких формах социальные работники могут работать с представителями иной культуры.
Следующая тема называется «Индивид, группа, организация». В рамках этой темы изучается деятельность человека в сфере труда. Студенты получают возможность узнать, каким образом социальный работник может применять свои знания и навыки в системе управления, в органах управления, в производственной среде, решать кадровые вопросы, быть полезным в сфере труда своих клиентов.
Еще одна тема– «Социальное планирование и условия жизни». Ее изучение содействует тому, чтобы обучаемые могли оказать влияние на формирование новых жилых районов, новых форм социального бытия, поскольку довольно часто осуществляется не только новое жилищное строительство, но и реконструкция старых районов.
Эти 7 курсов (7 тем) являются показательными в том плане, что они указывают на сферы деятельности социального работника, где каждому из них в той или иной степени придется вносить свою лепту. 8-я тема, которая также предлагается на выбор учащимся, не связана напрямую с профессиональной ориентацией студента – это историческая тема: социальная история.
После того, как студентами изучены темы по выбору, и экзаменационная комиссия удовлетворительно оценивает их работу, им предоставляется возможность участвовать во второй учебной практике. Она предъявляет более высокие требования, поскольку студенты уже обладают довольно солидным запасом теоретических знаний и могут специализироваться в определенной отрасли социальной работы, например, детская психиатрия, проблемы семьи, деятельность социальных служб.
После этого читается углубленный курс социальной работы. Из пяти тем, которые предлагаются, студентом должна быть выбрана одна для профилирующего варианта специализации, В рамках этого курса изучается методика и теория конкретно по специально выбранной теме, и по окончании курса защищается курсовая работа.
Чтобы написать курсовую работу – а она носит характер научного исследования по конкретной специальной проблематике, которую выбирает сам студент,– необходимо собрать определенный материал: итоги интервью, бесед с клиентами, личных наблюдений, размышлений, выводов, рекомендаций и т. д. Эта работа завершается не без помощи руководителя и должна быть защищена на семинаре. По окончании семестрового курса выпускнику выдают диплом бакалавра по социальной работе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|