Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка кадров социальных работников





 

Впервые подготовка социальных работников была начата в 1920 г. в Стокгольме. В 1943–1944 гг. при Гетеборгском университете был создан институт подго­товки социальных работников. Третье по величине учебное заведение было открыто в г. Лунде в 1969 г., в университете была создана кафедра по подготовке социальных работников. В 60-е годы было создано чет­вертое учебное заведение по подготовке социальных работников в г. Умео. Всего в Швеции действует 6 учеб­ных заведений и несколько кафедр, занимающихся подготовкой социальных работников.

Начиная с конца прошлого века, в подготовке со­циальных работников участвует и Лютеранская цер­ковь. С начала 30-х годов подготовленные церковью слушатели фактически рассматриваются как Соци­альные работники.

Все учебные заведения первоначально создавались по инициативе местных властей, затем присоединялись к университетам и действовали под их эгидой. Чтобы получить начальную подготовку социального работни­ка, необходимо пройти обучение в течение 3,5 лет, затем заняться практической деятельностью; длящейся от 4-х до 10 лет.

Рассмотрим подготовку социальных работников на примере Гетеборгского университета.



Первый год начинается с преподавания обществен­ных наук по шести учебным курсам. Обучающийся рас­ширяет и углубляет свое понимание сути и значимости, взаимосвязи и взаимодействия таких социальных сис­тем, как индивид – общество, определяет свою граж­данскую позицию. Одним из ведущих предметов, чита­емых в рамках общественных наук, является психология.

Следующий блок связан с изучением структуры общества, экономики, социальной политики, социоло­гии. Затем изучаются юридические аспекты правового знания, политическая система государства, его строе­ние, система муниципалитетов. Особое место занима­ет подготовка к решению проблем теории и методов социальной работы.

После первого года обучения студенты проходят учеб­ную практику. Существенно то, что ею руководит профес­сионал – социальный работник, который уже получил специальное образование и специальную подготовку.

После экзаменационной проверки результатов практики преподаватель дает свое заключение, и если оно удовлетворительное, то студент возвращается в учебную аудиторию.



На втором году обучения в течение 4-го и 5-го семе­стров изучается социальная работа. Второй год обучения тоже подразделяется на отдельные курсы. Причем сту­денты изучают более основательно социально-психоло­гические аспекты овладения профессией, проблемы се­мьи. В целом учебно-воспитательную работу на данном этапе можно объединить в двуединую группу вопросов. Первая группа касается социально-психологических сторон работы с индивидом, семьей и социальной груп­пой. Второй аспект подготовки концентрируется на струк­турных проблемах, т. е. связанных с жизненной ситуаци­ей: жилье, общественная деятельность, общество в целом. Естественно, продолжается изучение теории социальной работы, преподаются такие предметы, как психология, со­циология и семейное право. Используются различные формы практической реализации приобретаемых теоре­тических знаний, например, в форме различных ролевых игр и упражнений. Студенты выступают поочередно и в роли клиента, и в роли социального работника. Проигры­ваются наиболее возможные ситуации их взаимодействия. В процессе обучения широко используются технические средства, в том числе видео.

В течение 4-го семестра продолжается обучение по юридическим дисциплинам. Это вопросы, связанные с управлением, различными правовыми аспектами дея­тельности социального работника. Приобретаются на­выки научного исследования. Они принимают форму статистических отчетов, способных приносить пользу не только с учебной точки зрения.



В рамках второго года обучения обращается особое внимание на деятельность социального работника по месту жительства, в жилых районах. Поэтому специаль­но изучается как юридический аспект этой деятельнос­ти, так и практические формы ее реализации, т.е. каким образом социальный работник затем будет непосред­ственно работать в местах проживания своих клиентов.

Во второй половине пятого семестра, после того, как студенты прошли все обязательные курсы, они получа­ют возможность самостоятельного выбора того или иного предмета из восьми предлагаемых тем. Каждый должен выбрать два предмета.

Одна из тем – отклонения в поведении. Под этой рубрикой изучаются такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, преступность и т.д. Выбрав для себя один из подвопросов, студент может углубленно заниматься им.

Вторая тема – это дети и школа. Студенты изучают вопросы, связанные с деятельностью социального работ­ника в школе, формами его практической деятельности.

Третья тема – это преступление и наказание. В рам­ках этой темы студенты изучают вопросы, связанные с работой с преступниками, анализируют преступность как феномен и возможные приемы работы социального работника в тюрьмах и других исправительных учреж­дениях.

Следующая тема – это здоровье и болезни. Основ­ной упор делается на психиатрию, изучаются психоло­гия, психиатрия; предполагается, что те люди, которые специализируются по этой теме, имеют возможность работать в больницах и других медицинских учрежде­ниях в качестве кураторов.

В Швеции немало эмигрантов. И, конечно, пробле­мы эмиграции и эмигрантов не стоят в стороне от сту­дентов. Они приобретают знания о том, каким образом и в каких формах социальные работники могут рабо­тать с представителями иной культуры.

Следующая тема называется «Индивид, группа, организация». В рамках этой темы изучается деятель­ность человека в сфере труда. Студенты получают воз­можность узнать, каким образом социальный работник может применять свои знания и навыки в системе уп­равления, в органах управления, в производственной среде, решать кадровые вопросы, быть полезным в сфере труда своих клиентов.

Еще одна тема– «Социальное планирование и условия жизни». Ее изучение содействует тому, чтобы обучаемые могли оказать влияние на формирование новых жилых районов, новых форм социального бытия, поскольку довольно часто осуществляется не только новое жилищное строительство, но и реконструкция старых районов.

Эти 7 курсов (7 тем) являются показательными в том плане, что они указывают на сферы деятельности социального работника, где каждому из них в той или иной степени придется вносить свою лепту. 8-я тема, которая также предлагается на выбор учащимся, не связана напрямую с профессиональной ориентацией студента – это историческая тема: социальная история.

После того, как студентами изучены темы по вы­бору, и экзаменационная комиссия удовлетворитель­но оценивает их работу, им предоставляется возмож­ность участвовать во второй учебной практике. Она предъявляет более высокие требования, поскольку студенты уже обладают довольно солидным запасом теоретических знаний и могут специализироваться в определенной отрасли социальной работы, например, детская психиатрия, проблемы семьи, деятельность социальных служб.

После этого читается углубленный курс социальной работы. Из пяти тем, которые предлагаются, студентом должна быть выбрана одна для профилирующего вари­анта специализации, В рамках этого курса изучается методика и теория конкретно по специально выбранной теме, и по окончании курса защищается курсовая работа.

Чтобы написать курсовую работу – а она носит характер научного исследования по конкретной спе­циальной проблематике, которую выбирает сам сту­дент,– необходимо собрать определенный материал: итоги интервью, бесед с клиентами, личных наблюде­ний, размышлений, выводов, рекомендаций и т. д. Эта работа завершается не без помощи руководителя и должна быть защищена на семинаре. По окончании семестрового курса выпускнику выдают диплом бака­лавра по социальной работе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.