|
Социальная работа в школе
Социальная работа в американских государственных школах осуществлялась первоначально добровольцами. В начале XX столетия возникло понятие «навещающий на дому учитель». Первое время эта категория педагогов финансировалась приютами для беженцев или другими частными ассоциациями и агентствами. В 1913–1921 гг. «навещающих на дому учителей» стали приглашать для работы в школы. Их задача заключалась в том, чтобы оказывать помощь в предупреждении отставания и правонарушений, способствовать улучшению посещаемости.
Принятие законов об обязательном образовании отражало осознание обществом значения образования, признание того, что каждый ребенок не только имеет право, но и обязан учиться. В соответствии с законом об обязательном образовании было увеличено число «навещающих на дому учителей».
В 20-х годах основное внимание в школьной социальной работе стало уделяться вопросам адаптации ребенка. Ставилась задача уменьшения числа правонарушений и улучшения психического здоровья не столько посредством совершенствования школьных и социальных условий, сколько благодаря помощи ребенку в плане его личностного развития. В эти же годы росла популярность учения 3. Фрейда. Школьные социальные работники стали больше заниматься вопросами психического здоровья, чем социальными вопросами.
Депрессия 30-х годов привела к сокращению числа социальных работников в школах. Оставшиеся в школах социальные работники занимались распределением продуктов, жилья, одежды. Когда эти вопросы перешли в ведение федерального правительства, социальные работники стали выполнять функции оказания психологической помощи и эмоциональной поддержки детям, испытывающим затруднения. Эта тенденция наблюдалась в 40-е и 50-е годы.
В 60-е годы в школьной социальной работе возрос интерес к социальным вопросам. В эти годы увеличилось число школьных социальных работников, возросло значение групповой формы работы в школах. Понятие «навещающий на дому учитель» сменилось понятием «школьный социальный работник».
70-е годы ознаменовались возросшей экспансией социальной работы в условиях школы. Обострились такие социальные проблемы, как правонарушения, бедность, расовые волнения, плохое обращение с детьми. Законодательные акты, принятые в 60–70-х годах, предполагали расширение сферы деятельности социальных работников в школах. В 1978 г. были разработаны стандарты профессиональной деятельности школьного социального работника. В соответствии с ними, основными объектами социальной работы в школе стали ученики, родители, учителя.
В современной американской школе социальные работники выполняют различные функции. Прежде всего, они занимаются вопросами прогулов. Работа с детьми, пропускающими занятия, является примером индивидуальной работы с клиентом-учеником. Социальные работники консультируют учащихся, имеющих те или иные проблемы: подростки могут чрезмерно дистанцироваться, вести себя агрессивно, снизить свою успеваемость; встречаются случаи беременности девочек-подростков. В этих обстоятельствах социальный работник проводит индивидуальную работу с подростком.
Другим видом социальной работы в школе является работа с родителями. Социальный работник часто общается с родителями, чтобы получить дополнительную информацию о ребенке, помочь родителям поближе познакомиться со школой и понять ребенка, узнать об установках родителей по отношению к школе. Социальный работник может дать родителям советы по поводу их поведения, наиболее эффективного в отношениях с ребенком. В случаях необходимости он направляет родителей в различные агентства, например, агентства семейной службы.
Школьные социальные работники ведут группы, в которых обсуждают с детьми различные проблемы. Предметом обсуждения могут быть темы, не вызывающие возражений родителей (например, как общаться со сверстниками), но часто поднимаются и такие проблемы, как злоупотребление алкоголем, предупреждение беременности, сексуальные нарушения. По поводу таких тем иногда возникают дебаты, так как некоторые родители считают, что их (например, сексуальные темы) следует обсуждать только дома. Поэтому социальные работники, занятые разработкой новых программ для дискуссионных групп, предварительно обсуждают их с педагогическим коллективом, получают разрешение школьной администрации, заручаются поддержкой родителей.
Школьные социальные работники взаимодействуют с учителями школы: консультируют их об индивидуальных особенностях того или иного ребенка, об отношениях в классе, делятся с ними своими психолого-педагогическими знаниями.
Социальные работники участвуют в выявлении учеников, нуждающихся в материальной помощи, для получения ими бесплатных или частично оплачиваемых завтраков, бесплатного горячего молока. В некоторых школах среди нуждающихся детей распределяются книги, одежда, письменные принадлежности.
Во многих школах социальные работники появились только после принятого федеральным правительством закона, учреждающего специальное образование для некоторых категорий детей (1975). В соответствии с этим законом, социальные работники входят в бригаду специалистов, обследующих детей, направленных на обучение по специальным программам по причинам: нарушения речи, каких-либо физических недостатков, снижения способности к обучению, умственной отсталости или других нарушений развития, эмоциональных нарушений, беременности.
Социальный работник, состоящий в специальной бригаде, должен определить, проявляются ли нарушения в домашней обстановке или в более широком социальном окружении. В соответствии с законом о специальном образовании, проявление аномального поведения только в условиях школы не является признаком эмоциональных нарушений. Плохое поведение в школе (в то время как дома и в более широком окружении ребенок хорошо ведет себя) свидетельствует о том, что проблема заключается в школе, а не в ребенке. В данном случае социальный работник должен проконсультироваться с учителями школы, чтобы определить, что следует изменить в школьной программе дляудовлетворения потребностей ребенка.
Школьный социальный работник принимает участие в подготовке ребенка к обследованию. В соответствии с законом о специальном образовании, родители должны дать письменное согласие на обследование. Осуществляемое бригадой специалистов, такое обследование является примером прикладного исследования. Каждый член бригады заинтересован в получении информации о ребенке в рамках своей специальности. В течение 90 дней со дня направления на обследование мультидисциплинарная бригада должна определить, нуждается ли ребенок в специальных услугах и, если нуждается, то какой вид услуг предпочтителен. Такое заключение имеет серьезные последствия для ребенка.
Социальный работник изучает историю развития ребенка, особенности его поведения дома и в обществе. Он собирает информацию, помогающую ему определить, нормально ли развивается ребенок. Что чувствовали родители в связи с рождением ребенка? Начал ли ребенок ходить и говорить в том же возрасте, что и большинство детей? Какие беспокойства, огорчения (если таковые были), связанные с ребенком, испытывали родители в прошлом? Как ребенок относится к родителям? Как он ведет себя дома? Какого рода воспитательные воздействия лучше всего влияют на ребенка? Имеются ли братья или сестры? Если да, то в какой последовательности рождались дети в семье? Как ребенок относится к ним ? Имеет ли ребенок трудности в общении со сверстниками? Если да, то какие? Какие беспокойства доставляет ребенок родителям сейчас ? Как обстоят дела со школой? Это только некоторые вопросы, на которые должен ответить социальный работник.
Иногда родители испытывают тревогу в связи с обследованием своего ребенка. Это связано с тем, что предоставление ими некоторой информации, полезной для оценивания ребенка, поднимает волнующие вопросы и оживляет болезненные воспоминания. В этих обстоятельствах социальный работник должен использовать свои коммуникативные навыки и убедить родителей в том, что в любую идущую от них информацию будут посвящены лишь специалисты, проводящие обследование. Гарантия конфиденциальности помогает родителям преодолеть свой страх. Иногда социальный работник несколько раз встречается с родителями ребенка, так как для того, чтобы добиться от родителей доверия и сотрудничества, требуется время. Социальный работник при необходимости берет у родителей разрешение на сбор медицинской и прочей диагностической информации.
В то время как социальный работник принимает участие в обследовании, другие члены бригады также выполняют свои функции. Психолог использует психологические тесты, предназначенные для выявления эмоциональных нарушений, оценки уровня интеллектуального развития. Педагог наблюдает за поведением ребенка в классе, делая отметки в документе относительно количества времени, уходящего у ребенка на учебную работу, в сопоставлении с количеством времени, которое он тратит бесцельно.
Собрав все данные, члены мультидисциплинарной бригады встречаются с родителями. На этой встрече бригада выносит свое решение по поводу того, нуждается ли ребенок в специальном образовании. Родители должны дать письменное согласие на то, чтобы их ребенок получил специальное образование. Они могут отказаться от этого, а также могут добиваться решения, в соответствии с которым их ребенок не нуждается в специальном образовании.
Школьная социальная работа – это значительная и развивающаяся сфера деятельности. Ее жизненность иллюстрируется тем фактом, что, начиная с 70-х годов, в различных штатах появились новые организации социальных работников, в стране были проведены 3 конференции по школьной социальной работе. Стали издаваться .журналы – «Социальная работа в системе образования» и «Журнал школьной социальной работы».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|