Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная работа в школе





 

Социальная работа в американских государствен­ных школах осуществлялась первоначально доброволь­цами. В начале XX столетия возникло понятие «наве­щающий на дому учитель». Первое время эта категория педагогов финансировалась приютами для беженцев или другими частными ассоциациями и агентствами. В 1913–1921 гг. «навещающих на дому учителей» ста­ли приглашать для работы в школы. Их задача заклю­чалась в том, чтобы оказывать помощь в предупрежде­нии отставания и правонарушений, способствовать улучшению посещаемости.

Принятие законов об обязательном образовании отражало осознание обществом значения образования, признание того, что каждый ребенок не только имеет право, но и обязан учиться. В соответствии с законом об обязательном образовании было увеличено число «на­вещающих на дому учителей».

В 20-х годах основное внимание в школьной соци­альной работе стало уделяться вопросам адаптации ребенка. Ставилась задача уменьшения числа право­нарушений и улучшения психического здоровья не столько посредством совершенствования школьных и социальных условий, сколько благодаря помощи ребен­ку в плане его личностного развития. В эти же годы росла популярность учения 3. Фрейда. Школьные социальные работники стали больше заниматься вопросами психи­ческого здоровья, чем социальными вопросами.



Депрессия 30-х годов привела к сокращению чис­ла социальных работников в школах. Оставшиеся в школах социальные работники занимались распреде­лением продуктов, жилья, одежды. Когда эти вопросы перешли в ведение федерального правительства, соци­альные работники стали выполнять функции оказания психологической помощи и эмоциональной поддерж­ки детям, испытывающим затруднения. Эта тенденция наблюдалась в 40-е и 50-е годы.

В 60-е годы в школьной социальной работе возрос интерес к социальным вопросам. В эти годы увеличи­лось число школьных социальных работников, возрос­ло значение групповой формы работы в школах. Поня­тие «навещающий на дому учитель» сменилось поня­тием «школьный социальный работник».

70-е годы ознаменовались возросшей экспансией социальной работы в условиях школы. Обострились такие социальные проблемы, как правонарушения, бедность, расовые волнения, плохое обращение с деть­ми. Законодательные акты, принятые в 60–70-х годах, предполагали расширение сферы деятельности соци­альных работников в школах. В 1978 г. были разработа­ны стандарты профессиональной деятельности школь­ного социального работника. В соответствии с ними, основными объектами социальной работы в школе ста­ли ученики, родители, учителя.



В современной американской школе социальные работники выполняют различные функции. Прежде всего, они занимаются вопросами прогулов. Работа с детьми, пропускающими занятия, является примером индивидуальной работы с клиентом-учеником. Соци­альные работники консультируют учащихся, имеющих те или иные проблемы: подростки могут чрезмерно дистанцироваться, вести себя агрессивно, снизить свою успеваемость; встречаются случаи беременности дево­чек-подростков. В этих обстоятельствах социальный ра­ботник проводит индивидуальную работу с подростком.

Другим видом социальной работы в школе является работа с родителями. Социальный работник часто обща­ется с родителями, чтобы получить дополнительную информацию о ребенке, помочь родителям поближе познакомиться со школой и понять ребенка, узнать об установках родителей по отношению к школе. Соци­альный работник может дать родителям советы по пово­ду их поведения, наиболее эффективного в отношениях с ребенком. В случаях необходимости он направляет родителей в различные агентства, например, агентства семейной службы.

Школьные социальные работники ведут группы, в которых обсуждают с детьми различные проблемы. Предметом обсуждения могут быть темы, не вызываю­щие возражений родителей (например, как общаться со сверстниками), но часто поднимаются и такие про­блемы, как злоупотребление алкоголем, предупрежде­ние беременности, сексуальные нарушения. По поводу таких тем иногда возникают дебаты, так как некото­рые родители считают, что их (например, сексуальные темы) следует обсуждать только дома. Поэтому соци­альные работники, занятые разработкой новых про­грамм для дискуссионных групп, предварительно об­суждают их с педагогическим коллективом, получают разрешение школьной администрации, заручаются поддержкой родителей.



Школьные социальные работники взаимодей­ствуют с учителями школы: консультируют их об индивидуальных особенностях того или иного ребенка, об отношениях в классе, делятся с ними своими пси­холого-педагогическими знаниями.

Социальные работники участвуют в выявлении учеников, нуждающихся в материальной помощи, для получения ими бесплатных или частично оплачиваемых завтраков, бесплатного горячего молока. В некоторых школах среди нуждающихся детей распределяются книги, одежда, письменные принадлежности.

Во многих школах социальные работники появи­лись только после принятого федеральным правитель­ством закона, учреждающего специальное образование для некоторых категорий детей (1975). В соответствии с этим законом, социальные работники входят в брига­ду специалистов, обследующих детей, направленных на обучение по специальным программам по причинам: нарушения речи, каких-либо физических недостатков, снижения способности к обучению, умственной отста­лости или других нарушений развития, эмоциональных нарушений, беременности.

Социальный работник, состоящий в специальной бригаде, должен определить, проявляются ли наруше­ния в домашней обстановке или в более широком соци­альном окружении. В соответствии с законом о специ­альном образовании, проявление аномального поведения только в условиях школы не является признаком эмоци­ональных нарушений. Плохое поведение в школе (в то время как дома и в более широком окружении ребенок хорошо ведет себя) свидетельствует о том, что проблема заключается в школе, а не в ребенке. В данном случае социальный работник должен проконсультироваться с учителями школы, чтобы определить, что следует изме­нить в школьной программе дляудовлетворения потреб­ностей ребенка.

Школьный социальный работник принимает учас­тие в подготовке ребенка к обследованию. В соответ­ствии с законом о специальном образовании, родители должны дать письменное согласие на обследование. Осуществляемое бригадой специалистов, такое обсле­дование является примером прикладного исследования. Каждый член бригады заинтересован в получении информации о ребенке в рамках своей специальности. В течение 90 дней со дня направления на обследование мультидисциплинарная бригада должна определить, нуждается ли ребенок в специальных услугах и, если нуждается, то какой вид услуг предпочтителен. Такое заключение имеет серьезные последствия для ребенка.

Социальный работник изучает историю развития ребенка, особенности его поведения дома и в обществе. Он собирает информацию, помогающую ему опреде­лить, нормально ли развивается ребенок. Что чувствова­ли родители в связи с рождением ребенка? Начал ли ребенок ходить и говорить в том же возрасте, что и боль­шинство детей? Какие беспокойства, огорчения (если таковые были), связанные с ребенком, испытывали ро­дители в прошлом? Как ребенок относится к родителям? Как он ведет себя дома? Какого рода воспитательные воздействия лучше всего влияют на ребенка? Имеются ли братья или сестры? Если да, то в какой последова­тельности рождались дети в семье? Как ребенок отно­сится к ним ? Имеет ли ребенок трудности в общении со сверстниками? Если да, то какие? Какие беспокойства доставляет ребенок родителям сейчас ? Как обстоят дела со школой? Это только некоторые вопросы, на которые должен ответить социальный работник.

Иногда родители испытывают тревогу в связи с обследованием своего ребенка. Это связано с тем, что предоставление ими некоторой информации, полезной для оценивания ребенка, поднимает волнующие воп­росы и оживляет болезненные воспоминания. В этих обстоятельствах социальный работник должен исполь­зовать свои коммуникативные навыки и убедить роди­телей в том, что в любую идущую от них информацию будут посвящены лишь специалисты, проводящие обследование. Гарантия конфиденциальности помогает родителям преодолеть свой страх. Иногда социальный работник несколько раз встречается с родителями ре­бенка, так как для того, чтобы добиться от родителей доверия и сотрудничества, требуется время. Соци­альный работник при необходимости берет у родите­лей разрешение на сбор медицинской и прочей диаг­ностической информации.

В то время как социальный работник принимает участие в обследовании, другие члены бригады также выполняют свои функции. Психолог использует пси­хологические тесты, предназначенные для выявления эмоциональных нарушений, оценки уровня интеллек­туального развития. Педагог наблюдает за поведением ребенка в классе, делая отметки в документе относи­тельно количества времени, уходящего у ребенка на учебную работу, в сопоставлении с количеством вре­мени, которое он тратит бесцельно.

Собрав все данные, члены мультидисциплинарной бригады встречаются с родителями. На этой встрече бригада выносит свое решение по поводу того, нужда­ется ли ребенок в специальном образовании. Родители должны дать письменное согласие на то, чтобы их ре­бенок получил специальное образование. Они могут отказаться от этого, а также могут добиваться решения, в соответствии с которым их ребенок не нуждается в специальном образовании.

Школьная социальная работа – это значительная и развивающаяся сфера деятельности. Ее жизненность ил­люстрируется тем фактом, что, начиная с 70-х годов, в различных штатах появились новые организации соци­альных работников, в стране были проведены 3 кон­ференции по школьной социальной работе. Стали из­даваться .журналы – «Социальная работа в системе образования» и «Журнал школьной социальной работы».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.