|
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Понятие социализации
Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.
Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».
В различных словарях социализация определяется как (см.:147,с.67):
1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;
2) «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;
3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;
4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретенияимсоциальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».
В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия "социализация" несколько шире, чем "воспитание". Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».
В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик (82, 85,86).
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов).
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Становление личности представляет собой сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физическая отступает на задний план.
Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Так, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения.
Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком ряда задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи –достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.).
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культурные задачи ставятся перед человеком и в сфере познания социальной действительности, и в сфере участия в жизни общества и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества, с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем, эти два слоя не всегда совпадают между собой, а нередко и частично противоречат друг другу.
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности рассматривается как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения.
У личности есть три пути самопознания. Первый – оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либо замечание собеседника) и сложными (например, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры). Второй путь – это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая – делать заключения о том, не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь – самооценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, а что – внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на будущее. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющуюся у него систему отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола. В молодости необходимо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т. д.
Самоутверждение личности означает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение автономности от взрослых. В ранней юности самоутверждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте – через обретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом – чувства удовлетворения прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.
Говоря о социализации, следует исходить из того, что личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать знаниями.
Что касается социальных ролей, то в жизни приходится сталкиваться и с внутриролевыми, и межролевыми конфликтами. Роли определяются не только социально заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Например, педагоги требуют выполнения роли прилежного ученика, одноклассники же, наоборот – роли весельчака, балагура, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения и учителя, и одноклассников, возникает межролевой конфликт. Для разрешения ролевых конфликтов личности необходимо иметь устойчивую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки.
Ролевая теория не отрицает активности самого человека – исполнителя роли, его отношения к своей деятельности и влияния на нее, а лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, заданности – с другой. Становление личности обязательно предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, быту, сфере досуга, межличностных отношениях.
Социализация как двусторонний процесс означает, что, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.
Однако, будучи объектом и субъектом социализации, человек может стать и ее жертвой. (Подробнее о жертвах социализации см. главу 11 «Социально-педагогическая виктимология».)
Как уже отмечалось, социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.
В словарях фактор определяется как одно из необходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы социализации в обобщенном виде объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание –учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации.
Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе, учебе и (или) службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей.
Как отмечает И. С. Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так».
Влияние на личность различных факторов социализации можно представить схематично, где:
I –мегафакторы,
II –макрофакторы, Ш–мезофакторы, IV–микрофакторы.
Факторы социализации:
В связи с тем, что социализация человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процессе социализации, выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации и условно называют и характеризуют их следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институциональный – через институты общества; стилизованный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный –через индивидуальное переживание и осознание.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского и профессионального), хотя они не всегда полностью соответствуют общественно одобряемым. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональная социализация, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нарастающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура, как правило, легко выявляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации действует в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет идентификация (отождествление) с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителями возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация,
Влияние всех названных механизмов опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семье, группе сверстников, значимым лицам. Поэтому есть все основания рассматривать рефлексивный механизм социализации человека как специфический. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диалог между разлии Я человека; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое последовательное взаимоотражение партнеров по взаимодействию, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этот внутренний мир, в свою очередь, включено отражение внутреннего мира первого из партнеров. Другими словами, человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Социализация каждого человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно и порой существенно.
Так, в условиях села, а также в малообразованных городских семьях большую роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города действуют в основном институциональный и стилизованный. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный. Те или иные механизмы могут доминировать в зависимости от аспектов социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, моде, то ведущим часто является стилизованный, а стандарт и стиль жизни формируются нередко с помощью традиционного механизма.
Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению и т. д. В то же время в автономии заложена и возможность появления социальных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.
Задача социальной педагогики в связи с этим состоит в том, чтобы выявить тенденции процесса социализации на современном этапе, определить его позитивные и негативные возможности, найти способы использования и усиления позитивных, нивелирования и компенсации негативных.
Факторы социализации
Кмегафакторам социализации относят планету, мир, космос.
Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы – мир, планета, космос.
Планета –понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.
Мир – понятие социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.
Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следовательно, социализации всего населения земного шара. Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, непосредственно влияют на социализацию людей с младенчества и до старости.
Вследствие развития транспорта и средств коммуникации наша планета значительно «уменьшилась». Это делает планету и мир фактором социализации людей и потому, что они много путешествуют, мигрируют из страны в страну, с континента на континент, а также потому, что они могут, благодаря телевидению, видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Это «раздвинуло» границы действительности, которую может познать человек. Следствием этого стали изменения в его восприятии жизни. Представления о мире, планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей, даже взрослых, стали формироваться, ориентируясь не только на свое непосредственное окружение, но и на нормы, ценности, характерные для жителей другой части планеты. Особенно явно эти процессы влияют на подрастающие поколения, их сознание, поведение, отношение к действительности. Так, атомная угроза в свое время сыграла далеко не последнюю роль в том, что подростки и юноши стали ориентироваться не на жизненные перспективы, а на сиюминутное удовлетворение своих потребностей, желаний, стремлений, на ценность жизни «здесь и теперь».
Космос рассматривается как мегафактор, оказывающий наиболее глобальное и практически неизученное влияние на социализацию человека. К.Н. Вентцель ввел термин «космическое воспитание» и был убежден, что «только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между людьми, объединит людей в одно солидарное целое».
Процитируем подробнее К.Н. Вентцеля: «На чем может быть основана самая возможность постановки вопроса о космическом воспитании? Ход мыслей, приводящих к этому вопросу, таков. Мы говорим о социальном воспитании, о воспитании человека как члена общества; в педагогике даже возникло целое течение, носящее название "социальная педагогика". Но человек не только часть некоторого социального целого, будет ли это целое называться семьей, народом, классом, человечеством, он также часть этого целого, которое мы называем вселенной или космосом, каковой мы тоже могли бы рассматривать как своего рода универсальное общество, охватывающее в себе все существа, стоящие только на различных ступенях развития. То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы говорим о воспитании человека в качестве члена человеческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина вселенной. О том, что должно иметь своего рода социальное воспитание, о том, что тут существуют свои цели, свои задачи, свои способы достижения этих целей и задач, выходящих за пределы того, о чем говорит индивидуальная педагогика, против этого никто не будет спорить. Многие даже будут склонны социальное воспитание выдвинуть на первый план и считать индивидуальную педагогику как одну из глав социальной, как подчиненную последней и вытекающую из нее. Но, если мы признаем, что должно иметь место социальное воспитание, будем ли мы его ставить на равную ногу с индивидуальным или будем ему придавать более первенствующее значение, чем индивидуальному, то не должны ли мы подобным же образом признать, что должно иметь место и космическое воспитание и что наряду с социальной педагогикой существует и космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется со своей, совершенно особой точки зрения, которая намечает для воспитания свои, совершенно особые цели и требует, быть может особых приемов и методов для их достижения. И относительно этой космической педагогики может быть поставлен также вопрос, в каком отношении она относится к социальной и индивидуальной педагогике, занимает ли она равноправное с ними положение или, наоборот, играет главенствующую роль. И, может быть, тот, кто признает примат социальной педагогики над индивидуальной на том основании, что общество есть целое, а индивидуум есть часть, а целое стоит выше своих частей и является определяющим для них моментом, может быть, последний будет вынужден признать и примат космической педагогики над социальной, потому что космос есть целое, а человеческое общество только его часть, и что подобно этому он стоит выше человеческого общества и является определяющим для него моментом» (33, с. 157–158).
В последние годы в нашей стране на смену тотальному отрицанию связи человека с космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромную популярность получили гороскопы, экстрасенсы, колдуны, ясновидящие. Как считает А.В. Мудрик, за этим стоит еще не познанная наукой реальность. Представляется вполне вероятным, что, по мере их познания, непонятные нам зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств станут одной из основ индивидуального подхода в воспитании человека.
Страна, общество, государство являютсямакрофакторами социализации. В повседневной жизни понятия «страна» и «государство», как правило, употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями «государство» и «общество». Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.
Страна – понятие, главным образом, географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), может находиться под властью другой страны, т. е. быть колонией или подопечной территорией.
Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т.д. Немаловажно географическое положение страны, определяющее то, с какими странами она граничит и, следовательно, довольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т.е. возможность развития связей страны с другими частями планеты.
Общество – понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции .жизнедеятельности людей.
В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономического развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а следовательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.
Особый интерес представляют социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифференциации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев (страт), имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам. Это «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»; «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода; инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры; средние и мелкие чиновники сферы управления; «массовые» группы интеллигенции – врачи, учителя, работники культуры, научные сотрудники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе; военнослужащие и работники правоохранительных органов; студенты; пенсионеры и инвалиды; маргиналы (не работающие и не собирающиеся это делать); организованная преступность (в свою очередь весьма многослойная); работники торговли и др. Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социального происхождения, образовательного уровня, с различным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселения, района города и т. д.
Каждая страта и отдельные группы внутри нее имеют специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, которые, безусловно, влияют на социализацию детей, подростков, юношей, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и образ жизни тех или иных (в том числе и криминальных) страт могут становиться для людей, к ним не принадлежащих, своеобразными эталонами, влияющими на них даже больше, чем ценности той страты, к которой они принадлежат.
Все возрастные и социальные группы российского общества оказались в ситуации борьбы различных противоречивых идейных и нравственных систем. Это и социалистические идеалы, как ортодоксальные, так и реформаторские, и идеи демократии западного образца, и либерально-демократические, и монархические течения, и националистическая, а также шовинистическая идеология, и становящиеся все более привлекательными религиозные представления, и, наконец, откровенно аморальные и криминальные установки. У части людей утерян смысл жизни, появилось чувство беспомощности, одиночества, пустоты и как результат – наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, саморазрушительного поведения (наркомании, алкоголизма, самоубийств).
Петербургские ученые (сотрудники НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета) выявили наиболее острые социальные проблемы, характеризующие современное состояние российского общества.
1. Резкое усложнение всей общественной ситуации в целом, приводящее к затрудненности ее восприятия «средним человеком». У многих людей при этом развивается состояние растерянности и дезориентации. Возникает острая необходимость в повышении уровня адекватности понимания населением усложняющейся и непрерывно изменяющейся ситуации, что является первостепенной задачей всех общественных институтов и структур, которые в той или иной форме выполняют «идеологическую» функцию: руководства страны, политических партий, общественной науки, творческой интеллигенции.
2. Обесценивание жизненного опыта человека, к чему приводит разрушение всех привычных структур общества, тотальное его переустройство. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни (новых органов власти и управления в стране, на производстве, новых личностных ролей в возникающих общественных отношениях и т. д.) порождают социальную некомпетентность и неадекватность личности, кризис ее социальной идентичности.
3. Резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля («сброс давления»). Переход от жесткой зарегулированной системы общественных отношений с сильным социальным контролем к ситуации, когда привычное давление власти практически отсутствует, что воспринимается почти как полная анархия и порождает как позитивные, так и негативные последствия.
4. Переживание значительной частью населения ощущения катастрофы, к чему приводит постоянное нарастание негативных изменений (рост цен, развитие безработицы, преступности и т. д.). Это ощущение обостряется отсутствием перспектив преодоления этих явлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|