|
Формы девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Следует различать потребление алкогольных напитков, присущее 95–97% населения России и не являющееся отклонением, и злоупотребление алкоголем или пьянство. Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию, приводит к противоправному поведению, это морально-этическая распущенность, когда человек утрачивает контроль над своим поведением и действиями. Под пьянством понимается систематическое либо чрезмерное употребление спиртных напитков без болезненного влечения к ним.
Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.
Пьянство предшествует развитию хронического заболевания – алкоголизма с присущими ему наркоманическими явлениями и признаками. К последним следует, в частности, отнести психическую и физическую зависимость.
Психическая зависимость проявляется в том, что в сознании лица, злоупотребляющего алкоголем, постепенно начинают доминировать мысли о спиртном. Эти мысли принимают назойливый, навязчивый характер. По мере прогрессирования алкоголизма формируется своеобразное алкогольное мировоззрение. Лишение алкоголика возможности продолжать пьянство вызывает у него угнетенное состояние, раздражительность, склонность к конфликтам. Психическая зависимость отличается большой стойкостью и нередко является причиной рецидива после лечения.
Физическая зависимость при алкоголизме заключается в том, что непременным условием относительно нормального самочувствия алкоголика является поддержание в организме определенной концентрации одурманивающего вещества. Его снижение немедленно вызывает нарушение функций многих органов и систем жизнедеятельности организма, т.е. комплекс расстройств, называемых в медицине абстинентным, или похмельным, синдромом.
При злоупотреблении спиртными напитками, приведшем к алкоголизму, в отношении их употребления действует правило «все или ничего» – прием самых незначительных доз спиртного даже после длительного воздержания вызывает синдром утраты контроля, что, в свою очередь, обусловливает рецидив пьянства.
Таким образом, стержневым моментом на всех этапах развития алкоголизма и при всех его вариантах медицинская наука считает патологическое влечение к алкоголю. Это обусловливает постоянную интоксикацию организма вследствие продолжающегося приема алкоголя, что в свою очередь усиливает влечение. Разорвать этот порочный круг можно только путем прекращения употребления алкоголя.
Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Сравнительно-социологические и этнографические исследования пьянства (см.: 57, с. 238) выявили несколько закономерностей.
1. Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций.
2. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях она является элементом каких-то обязательных ритуалов, а в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
3. Основной мотив пьянства у мужчин – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще ведет себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения и т. д.
4. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные – наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования.
Алкоголизации подростков и юношей способствует то, что, выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.
Ранняя алкоголизация опасна по ряду причин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжелым последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2–4 года вместо 5–10 лет для взрослого человека); увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями у лиц, пристрастившихся к алкоголю; повышается вероятность криминального поведения.
За последние годы выявилась еще одна опасная тенденция: резко увеличились изготовление и продажа фальсифицированных алкогольных изделий, и как результат – заболеваемость и смертность от алкогольного отравления.
Наркомания и токсикомания. Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Наркотики – средства, оказывающие воздействие на психику и поведение человека, потребление которых способно приводить к наркомании. Международными и государственными органами здравоохранения устанавливается и изменяется перечень веществ, относящихся к наркотическим средствам.
Потребление наркотических средств может быть либо обусловлено заболеванием и рекомендовано врачом в качестве лекарственного средства (так называемое медицинское потребление наркотических веществ: болеутоляющих, психостимуляторов, снотворных), либо носить характер немедицинского потребления («злоупотребление»), т.е. без назначения врача или в дозах превышающих назначение, или продолжающегося после отмены назначения, или же прием иных средств, не рекомендованных врачом.
Токсикомания – также заболевание, но вызванное потреблением не наркотических, а иных средств, формирующих зависимость и оказывающих разрушительное воздействие на психику и организм человека. В качестве токсических средств могут употребляться различные лекарственные препараты, предметы бытовой химии (лаки, краски, и т. д.).
Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром – комплекс специфических для каждого наркотического (токсического) средства болезненных симптомов – головная боль, боль в мышцах, в суставах, насморк, судороги, желудочно-кишечные расстройства (тошнота, рвота, боли), бессонница и т.п. Не все наркотические средства приводят к физической зависимости. Хорошо известен и абстинентный синдром при алкоголизме. Впрочем, с точки зрения многих специалистов, алкоголь – лишь разновидность наркотических средств, не запрещенная к употреблению.
Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приеме какого-либо вещества с тем, чтобы избежать нарушений психики, психологического дискомфорта, вызванных прекращением приема этого вещества, хотя и при отсутствии явления абстиненции. Таким веществом не обязательно служит средство, признанное наркотиком. Это может быть кофеин (кофе), теин (чай), алкоголь или же никотин (сигарета).
Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем, это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников.
Коварство наркотиков кроется в их способности вызывать у человека на какое-то время эйфорию – состояние веселья, приподнятости, легкости, умиротворенности.
После нескольких приемов, а иногда и после однократного употребления (это зависит от силы препарата и сопротивляемости организма) у подростка возникает сильное желание вновь почувствовать испытанный однажды эффект. Без приема дурмана окружающий мир начинает терять свою былую привлекательность, тускнеют его краски, уходит куда-то радость от общения с друзьями, родными, пропадает удовлетворение от учебы, появляются подавленность, тоска, беспричинный страх, неуверенность в себе. Иными словами, душевный комфорт становится возможным только на фоне наркотического опьянения. Так исподволь, незаметно наступает психическая зависимость от наркотиков.
Наркотические вещества, в отличие от алкоголя, формируют болезненное влечение гораздо быстрее. Если от первой рюмки спиртного до развития алкоголизма лежит путь длиною в годы, то дорожка от первого укола до наркомании так коротка, что порой измеряется неделями и даже днями. Проходит короткое время – и становится ясно, что обычной дозы наркотика уже недостаточно для достижения прежнего эффекта. В данном случае налицо еще одно свойство наркотических веществ – изменять чувствительность организма, повышать его потребность в дозе вводимого вещества.
Вместе с потребностью в больших дозах наркотика растет и нужда в деньгах на его приобретение. В конце концов подросток встает перед дилеммой: либо отказаться от употребления наркотика, либо ежедневно искать огромные суммы денег окольными путями, каждый из которых неминуемо приведет к правонарушению.
Некоторые наркоманы на этой стадии делают отчаянную попытку вырваться из наркотического плена, но, к сожалению, это почти никому не удается. Нужна помощь врача, потому что наряду с психической зависимостью к этому времени успевает сформироваться физическая. Теперь уже в ответ на отмену наркотика у подростка возникает абстиненция –состояние, сопровождающееся мучительной болью в мышцах, суставах, потливостью, дрожанием конечностей, резким нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Наркотическая боль – «ломка», как ее называют наркоманы,– устраняется лишь приемом наркотика. Помочь удается лишь тем подросткам, которые обращаются в лечебное учреждение. Утех, кто не в состоянии сделать это, болезнь начинает стремительно прогрессировать.
Наркотик так глубоко вмешивается во все обменные процессы, что практически не остается ни одного непораженного органа. У наркомана выпадают зубы, волосы, полностью подавляется эндокринная система, затормаживается рост, истощается половая функция, изменяется состав крови, быстро выходит из строя печень (цирроз и рак печени – наиболее частые осложнения при этом заболевании), появляется предрасположенность к тромбозам, возникают незаживающие язвы. Электрокардиограмма у подростка-наркомана такая же, как у взрослого в предынфарктном состоянии. Под влиянием наркотика гибнут нервные клетки, расстраивается высшая нервная деятельность, изменяется психическая сфера.
В настоящее время у наркомании появился грозный спутник – СПИД, вирус которого передается через общий шприц и инъекционные иглы.
Динамика наркотической болезни у подростков отличается от течения наркомании взрослых: заболевание протекает более злокачественно. Значительно быстрее возникает тяжелое органическое поражение мозга, обусловленное хронической интоксикацией, прогрессирует оскудение интеллекта, нарушение внимания, памяти, замедление психомоторных реакцией; снижается общительность, ослабляются дружеские и родственные привязанности, появляется эмоциональная лабильность; быстро теряются трудовые навыки; в 20 раз стремительнее, чем при алкоголизме, нарастают слабоумие и социальная деградация. Подростки и юноши ничем не интересуются, не имеют никаких занятий. Их помыслы подчинены единственной цели –достать наркотик. Ведомые наркотическим голодом, они легко становятся на путь правонарушений.
Не менее пагубно на здоровье подростков, сказывается и вдыхание токсических веществ. Первые и последующие реакции на прием препаратов, вызывающих токсикоманию, различны и зависят от вида вещества. Скорость привыкания, наличие или отсутствие устойчивости, психической и физической зависимости, характер абстиненции также определяются природой употребляемого вещества. Например, технические жидкости и средства бытовой химии вызывают различные неприятные ощущения (слабость, усталость, нарушение координации движений, тошноту и т.д.). Это имеет свою положительную сторону, так как данное обстоятельство для некоторых ребят служит поводом к прекращению подобных «развлечений». Однако отдельные подростки, подражая более опытным приятелям, продолжают употреблять токсические вещества, превозмогая неприятные ощущения. После нескольких приемов организм привыкает к введению яда.
Прием препаратов, действующих на психику, привлекателен для ребят тем, что они с самого начала вызывают приятные ощущения; это побуждает к их повторному употреблению.
Систематическое употребление препаратов, действующих на психику, и длительный контакт со средствами бытовой химии и техническими жидкостями приводит, в первую очередь, к различным нарушениям деятельности центральной нервной системы. Достаточно четырех-пяти лет употребления наркотиков и токсических препаратов для того, чтобы наступило тяжелое органическое поражение мозга подростка. Если распознавание болезненного пристрастия запаздывает, токсикоман попадает в психиатрическую клинику с ярко выраженным органическим слабоумием. В этом случае врачи видят перед собой подростка с памятью старика-склеротика, не помнящего даже своего имени. В этой стадии болезни наблюдаются тяжелые эпилептоидные припадки, бред, устрашающие галлюцинации. У больного отсутствует самоконтроль, вследствие чего его поведение непредсказуемо.
Грубым нарушениям деятельности центральной нервной системы сопутствуют воспалительные изменения в носоглотке, дыхательных путях, верхних отделах пищевода, гепатит, мышечная слабость, поражение миокарда, резкое снижение работоспособности.
Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к наркотическим и токсическим средствам обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и психического развития.
В качестве других причин наркомании, характерных для современного этапа российского общества, петербургские ученые (147) называют следующие.
1. Социально-экономический кризис. Моральная деградация общества, кризис ценностей и идеалов. Для части молодежи наркоман является «крутым человеком», который не боится умереть страшной смертью.
2. Разрушение института семьи наркоманов, как правило, нет отцов, они живут с матерью или бабушкой.
3. Отсутствие жизненных перспектив. Дети и молодежь брошены на произвол судьбы, у них нет жизненных перспектив, общество не может предложить достойной альтернативы. В то же время у многих завышенные ожидания в материальном плане.
4. Плохая организация досуга. В современных социально-экономических условиях большинство подростково-молодежных клубов и спортивных секций прекратило работу.
5. Сознательное и целенаправленное «подсаживание» детей и подростков, молодых людей «на иглу» взрослыми наркоманами и сбытчиками, постоянно ищущими новых потребителей. Сбытчики, как правило, остаются безнаказанными. Особенно трудно выводить из наркотической зависимости девушек.
6. Убежденность многих начинающих наркоманов в том, что они смогут в любой момент остановиться, «завязать». Но, как правило, после третьего укола возникает привыкание, и человек уже не в состоянии владеть собой, контролировать свои поступки.
Наркомания и токсикомания – это тяжелые заболевания, которые ведут к нравственной и социальной деградации личности, толкают потерявших контроль над своим поведением людей к преступлениям.
Наркомания и токсикомания являются социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ними должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное значение уделять их профилактике.
Следует также помнить, что наркоманы и токсикоманы – тяжело больные люди, которые не могут найти контакта с окружающим миром. Они нуждаются в помощи психотерапевта, социального педагога, близкого человека, способного помочь установить связи с внешним миром.
Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.
Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид, суицидальное поведение – намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).
Самоубийство – очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни), психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.), нравственные, правовые и медицинские (тяжелая неизлечимая болезнь, психическое расстройство),
Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным общепринятым путем; о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями, пессимизмом. Самоубийства являются одной из распространенных причин смертности населения. Покушениенасамоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность.
Одна из главных тенденций – это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике, культурной жизни общества и увеличения – при общественных спадах.
В качестве основных факторов, способствующих попыткам суицида подростков, называют следующие. На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте –трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, являющихся надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подросток. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых одинизродителей или умер, или покинул семью.
Когда ребенок загнан в угол, нередко появляется мысль об уходе из жизни. По данным исследований, в 90% случаев суицидальное поведение подростка является сигналом бедствия. При помощи самоубийства решают свои проблемы чаще подростки из асоциальных семей.
Суицидальное поведение подростков объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой, формы девиантного поведения, распространены следующие причины: потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустации или эффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.
Психотерапевт Ю. Поляков на основе длительных наблюдений выделил три основных типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.
Демонстративный тип характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
Аффективный тип определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности.
И, наконец, в случае истинного суицидного поведения имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются все меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно.
Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, когда подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийства– не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них демонстративны, адресованы кому-то конкретно, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее, все это очень серьезно и требует чуткости и внимания со стороны всех взрослых и социальных педагогов особенно.
Проституция. Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitutio –осквернение, обесчещение.
Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки: а) род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; б) характер занятий – систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме; в) мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Проституция – это такая же социальная язва, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения. Ее общественная опасность заключается в том, что проституция – это форма социального паразитизма, которая выражается в уклонении от общественно-полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье и не могут производить на свет качественное потомство. Происходит нравственное падение женщины.
Способствует проституции поток видеозаписей, содержащих сцены натурального секса и насилия. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних.
Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, паразитирующих на проституции. Государство должно определить свое отношение к организованной проституции.
Психические расстройства. Вслед за К. Леонгардом и А.Е. Личко, целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т. е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Как связаны психические нарушения и закономерности нормального протекания переходного возраста? С точки зрения Е.А. Личко, возможен ряд вариантов (см.: 57,с.244).
1. Болезнь начинается в подростковом периоде только потому, что ее латентный, скрытый период простирается на много лет, и она просто не успевает развиться в детстве.
2. Нарушения вызываются тем, что в подростковом возрасте среда и общество начинают предъявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах выявляет у некоторых подростков так называемую пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданиями.
3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекание болезни. Например, у подростков разные психические заболевания внешне протекают в форме дисморфомании.
4. Переходный возраст ускоряет, подталкивает развитие нарушений, наметившихся уже в детстве.
5. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям.
6. Период полового созревания (пубертат) провоцирует выявление ранее скрытой патологии развития.
7. Пубертат и сам может быть причиной, ведущим звеном в серии патогенных изменений.
Если посмотреть на юношескую психопатологию с точки зрения психологии нормального развития, бросается в глаза ее особенно тесная связь с проблемами самосознания и эмоций.
В переходном возрасте часто встречаются так называемые личностные paccтройства: синдром отчуждения, дереализация, деперсонализация, раздвоение личности.
Нормальная жизнедеятельность личности означает не просто обмен информацией со средой, но и установление с ней каких-то эмоционально значимых отношений. В условиях стресса положение меняется: конфликтная ситуация, которую индивид не в силах разрешить, вызывает у него отрицательные эмоции огромной силы, угрожающие его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» и травмирующей среды или хотя бы сделать ее менее значимой.
В повседневной жизни этому служит механизм отстранения. Термин этот означает разрыв привычных связей, в результате которого знакомое явление кажется странным, непривычным, требующим объяснения.
Будучи необходимой предпосылкой познания, отстранение создает между субъектом и объектом психологическую дистанцию, которая легко перерастает в отчуждение, когда объект воспринимается уже не только как странный и удивительный, но и как имманентно чуждый, посторонний, эмоционально незначимый. Психиатрический синдром отчуждения как раз и описывает чувство утраты эмоциональной связи со знакомыми местами, лицами, ситуациями и переживаниями, которые как бы отодвигаются, становятся чужими и бессмысленными для индивида, хотя он и сознает их физическую реальность.
Отчуждение как средство сделать травмирующее отношение эмоционально незначимым может быть направлено как на среду, так и на «Я». В первом случае (дереализация) внешний мир представляется чуждым, ненастоящим: «Я все воспринимаю не так, как раньше; как будто между мной и миром стоит какая-то преграда, и я не могу слиться с ним»; «Я все вижу и понимаю, но чувствую не так, как раньше чувствовал и переживал, точно утерял какое-то тонкое чувство»; «Внешний -вид предмета как-то отделяется от реального его смысла, назначения этой вещи в жизни»; «Такое впечатление, что все вещи и явления потеряли свойственный им какой-то внутренний смысл, а я бесчувственно созерцаю только присущую им мертвую оболочку, форму».
Во втором случае (деперсонализация) имеет место самоотчуждение: собственное «Я» выглядит странным и чуждым, утрачивается ощущение реальности собственного тела, которое воспринимается просто как внешний объект, теряет смысл любая деятельность, появляется апатия, притупляются эмоции: «Если я иду в клуб, то надо быть веселым, и я делаю вид, что я веселый, но в душе у меня пусто, нет переживаний»; «Я – только реакция на других, у меня нет собственной индивидуальности»; «Жизнь потеряла для меня всякую красочность. Моя личность как будто одна форма без всякого содержания».
Если деперсонализация поражает прежде всего самосознание, то депрессия – эмоциональную жизнь личности. В обыденной речи депрессией называют сильную тоску, сопровождающуюся чувствами отчаяния и тревоги, а иногда – просто пониженное настроение. В ранней юности такие состояния довольно часты.
Начало депрессии у многих подростков связано, с какими-то драматическими жизненными событиями в семье или школе. Развитию депрессии способствует склонность винить во всех неприятностях и неудачах якобы неизменные свойства собственной личности.
Наряду с общими для подростков и взрослых заболеваниями, переходный возраст имеет свои специфические расстройства. Прежде всего, это дисморфомания – бред физического недостатка и дисморфофобия – страх изменения своего тела. Этот синдром чаще всего возникает в период полового созревания (80% случаев) и преимущественно у девочек. Переживания варьируют от простой озабоченности подростка своей меняющейся внешностью до форменной одержимости ее действительными или мнимыми дефектами.
Другая специфически подростковая болезнь – синдром философской или метафизической интоксикации. Интерес к глобальным проблемам бытия – нормальное и вполне положительное свойство юношеского интеллекта. Но у некоторых подростков эта черта гипертрофируется и принимает уродливые, непродуктивные формы. Изобретая всеобщие законы мироздания и планы переустройства мира, такие юноши совершенно не воспринимают критики в адрес своих идей и не могут связно и последовательно их изложить. Часто их влечет к «таинственным» проблемам: парапсихологии, оккультизму, контактам с внеземными цивилизациями и т.д. Непродуктивность воображения в сочетании со сверхценными идеями – возможный признак вялотекущей шизофрении.
В отличие от созерцательной, философской интоксикации, синдром патологических увлечений проявляется в деятельности. Патологические хобби отличаются от нормальных подростковых увлечений, по мнению А.Е. Личко, тремя признаками: 1) крайней интенсивностью (во имя одного какого-то увлечения забрасывается все остальное, порой даже совершаются правонарушения); 2) необычностью и вычурностью (предмет таких увлечений выглядит странным, малопонятным); 3) непродуктивностью, работой вхолостую (подросток уверяет, к примеру, что занимается планированием городов, вычерчивает сотни примитивных схем, а о реальном планировании городов ничего не читал и читать не хочет. Однако и здесь спешить с психиатрическими ярлыками не следует).
Поскольку все подростковые проблемы так или иначе связаны со школой, психиатры говорят о так называемых школьных неврозах или фобиях: упорном нежелании посещать школу, связанном, в частности, с неуспеваемостью, и т.п. Но, как справедливо замечает М.И. Буянов, у школьников практически не бывает выраженных неврозов, которые не проявились бы в школе или не были связаны с ее посещением. Тем не менее, они не имеют единой этиологии, и поэтому необходимо тщательно разобраться, что именно травмирует подростка: плохая успеваемость, конфликт с учителями или напряженные отношения с одноклассниками, и зависит ли это главным образом от социальной ситуации или же от индивидуальных особенностей старшеклассника.
Трудность распознания юношеской психопатологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста. Это в особенности касается акцентуаций характера.
Описания разных типов акцентуации в психиатрической литературе выглядит следующим образом:
гипертимный подросток отличается повышенной активностью, оптимизмом, общительностью, частой сменой увлечений; шизоидный – замкнутостью и некоммуникабельностью; астено-невротический –повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии; сензитивный – чрезмерной впечатлительностью и чувством собственной неполноценности; эпилептоидный – эмоциональной взрывчатостью, склонностью к периодам тоскливо-злобного настроения, когда нужен объект, на котором можно сорвать зло; истероидный – крайним эгоцентризмом, ненасытной жаждой постоянного внимания к своей особе; конформный –несамостоятельностью, постоянной оглядкой на других, зависимостью от микросреды и т. д.
Знание азов подростковой психиатрии необходимо социальному педагогу для того, чтобы раньше и тоньше заметить потенциально опасные черты и ситуации и отреагировать на них своими, педагогическими методами. А если они не помогают – тактично прибегнуть к помощи подросткового психиатра или психоневролога.
Преступность. Это очень сложное социальное явление, не имеющее «естественных» границ (в отличие от алкоголизма, наркотизма, самоубийств) и определяемое с помощью двух критериев: общественной опасности и наказуемости в законном порядке.
Под преступностью понимается массовое, статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой законодателем в уголовном законе.
Преступление – это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|