Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА





Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника для

студентов высших педагогических

учебных заведений, обучающихся

по специальности «Социальная педагогика»

 

издательство

«Академический Проект»

 

УДК 316

ББК 60.5

М 11

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Б.З. Вульфов

доктор педагогических наук, профессор,

зав кафедрой педагогики Университета

Российское Академии образования

В.А. Фокин

кандидат психологических наук, доцент,

зав кафедрой социальной педагогики

и социальной работы Тульского государственного

педагогического университета

С.Н. Крыгина

кандидат психологических наук, доцент,

зав. кафедрой психологии развития личности

Магнитогорского государственного университета

Мустаева Ф.А.

Ml Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с. –(Серия «Gaudeamus»)

ISBN 5-8291-0103-3

Рассматриваются теоретико-методологические и практические проблемы социальной педагогики в Рос­сии и за рубежом.

Учебник может использоваться как на факультетах социальной педагогики так и на факультетах социаль­ной работы при изучении ряда дисциплин Он предназ­начен для преподавателей студентов аспирантов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа».



УДК 316

ББК 60. 5

 

©Мустаева Ф.А., 2001

©Академический Проект,

оформление макет, 2001

 

 

ISBN 5-8291-0103-3

 

Введение

 

В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться со­циальная педагогика как наука.

В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практи­ческой деятельности многих классиков педагогики (И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера, П. Наторпа и др.). Впервые понятие «социальная педагогика» было использовано А. Дистервегом в работе «Руководство для немецких учителей» (1850 г). Немецкий педагог и фи­лософ П. Наторп в 1899 г. опубликовал книгу «Соци­альная педагогика», в которой попытался определить сущность социальной педагогики и ее основные кате­гории.



В нашей стране социальная педагогика активно развивалась в 20-е годы на основе разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Приме­ром воплощения идеи стала теоретическая и практи­ческая деятельность С.Т. Шацкого.

Особенно активно социальная педагогика разви­вается в последние десятилетия. В этом развитии мож­но обозначить три этапа Первый – 60-е годы. Это период эмпирического поиска, появления в социаль­но-педагогической практике категорий работников, специально ориентированных на организацию воспи­тательной работы в социуме (организаторы внекласс­ной и внешкольной работы школы, работники вне­школьных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ве­домств). Этот этап можно назвать организационно-эмпирическим.

Второй этап – 70–80-е годы, когда общественная потребность, достижения передового опыта социаль­но-педагогической работы вывели проблему на каче­ственно новый уровень. Активное развитие получили разнообразные комплексы: социально-педагогические, культурно-спортивные, сельские школы-комплексы и др. В педагогической науке этот период характеризо­вался усилением внимания исследователей к пробле­мам социальной педагогики, попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и про­тиворечия ее развития в новой социально-экономичес­кой ситуации.

На третьем этапе, к концу 80-х годов, в стране со­зрели все предпосылки для перехода от отдельных адресов передового опыта социальной педагогики к государственному уровню решения проблемы, к созда­нию системы социальных служб с разветвленной ин­фраструктурой их кадрового обеспечения.



В научном плане социальную педагогику активно разрабатывают В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Торохтий, г.Н. Филонов и др.

С введением в стране института социальных педа­гогов появилась необходимость в составлении квали­фикационной характеристики специалиста, определе­нии его прав, обязанностей, основных функций и т. д., а также в создании учебно-методической базы для под­готовки квалифицированных социальных педагогов.

Предисловие

 

В 1992 году Магнитогорский государственный пе­дагогический институт (в настоящее время – Магни­тогорский государственный университет) в числе дру­гих вузов страны начал подготовку специалистов в области социальной педагогики. Дефицит учебников по социально-педагогическим дисциплинам явился одной из причин создания данного учебника.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в учебных планах педагогических вузов, осуществляю­щих подготовку по специальности «Социальная педа­гогика», предусматривается изучение ряда дисциплин, составляющих систему знаний и умений по социаль­ной педагогике.

Задачи учебника состоят в том, чтобы помочь бу­дущим социальным педагогам овладеть знаниями те­оретических основ социальной педагогики и умения­ми, необходимыми для эффективной организации практической деятельности; заложить основы педаго­гического мышления студентов; развить способность принимать оптимальные решения в различных педа­гогических ситуациях.

Предлагаемый курс «Основы социальной педаго­гики» включает три раздела.

Первый раздел знакомит с профессией социаль­ного педагога, его назначением, функциями, правами, обязанностями, этическим кодексом, основными на­правлениями деятельности, содержит рекомендации по планированию и организации работы социального педагога, освещает критерии ее эффективности.

Во втором разделе социальная педагогика рассмат­ривается как наука и область практической деятельно­сти. Раскрываются основные категории социальной педагогики, ее методы, исторические аспекты разви­тия, ключевые проблемы: социализация и ее факторы, девиантное поведение подростков, социальная защита детства и молодежи, социально-педагогическая виктимология.

Третий раздел освещает некоторые проблемы со­циальной педагогики и опыт социальной работы в ряде зарубежных стран.

Для закрепления учебного материала и активизации самостоятельной работы студентов в учебнике предла­гается перечень контрольных вопросов и заданий.

Список литературы дается в конце учебника. Во­шедшие в него источники использовались при написа­нии учебника и рекомендуются студентам для углуб­ленного изучения глав и параграфов. В основу глав 1, 2 учебника в значительной степени положены резуль­таты работ В.Г. Бочаровой и сотрудников Института педагогики социальной работы РАО; содержание глав 4,11 основано на материалах работ А.В. Мудрика, глав 7, 8 – И.С. Кона, глав 4, 7, 10 – В.Т. Лисовского и его коллег, главы 8 – С.А. Беличевой.

Учебник «Основы социальной педагогики» может использоваться студентами факультета социальное педагогики при изучении педагогики (раздел «Введе­ние в профессию») и дисциплин предметной подго­товки: социальная педагогика, история социальной пе­дагогики, управление системой социальной защиты детства, основы социальной работы, методика и тех­нология работы социального педагога, методология и методы психолого-педагогических исследований; .а также студентами факультета социальной работы при изучении общеобразовательных дисциплин: истории социальной работы, методики исследований в соци­альной работе; специальных дисциплин: семьеведения, проблем социальной работы с молодежью, содер­жания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы (социальной педагогики).

Раздел 1

ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Под профессией понимается вид или род трудовой деятельности, требующий от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе общего и специального образования путем практической работы. Педагогом называют специалиста, получившего специальную подготовку и занимающегося обучением и воспитанием людей. К педагогической профессии относится и профессия социального педагога.

ГЛАВА 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.