ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебника для
студентов высших педагогических
учебных заведений, обучающихся
по специальности «Социальная педагогика»
издательство
«Академический Проект»
УДК 316
ББК 60.5
М 11
РЕЦЕНЗЕНТЫ
Б.З. Вульфов
доктор педагогических наук, профессор,
зав кафедрой педагогики Университета
Российское Академии образования
В.А. Фокин
кандидат психологических наук, доцент,
зав кафедрой социальной педагогики
и социальной работы Тульского государственного
педагогического университета
С.Н. Крыгина
кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой психологии развития личности
Магнитогорского государственного университета
Мустаева Ф.А.
Ml Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с. –(Серия «Gaudeamus»)
ISBN 5-8291-0103-3
Рассматриваются теоретико-методологические и практические проблемы социальной педагогики в России и за рубежом.
Учебник может использоваться как на факультетах социальной педагогики так и на факультетах социальной работы при изучении ряда дисциплин Он предназначен для преподавателей студентов аспирантов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа».
УДК 316
ББК 60. 5
©Мустаева Ф.А., 2001
©Академический Проект,
оформление макет, 2001
ISBN 5-8291-0103-3
Введение
В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука.
В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера, П. Наторпа и др.). Впервые понятие «социальная педагогика» было использовано А. Дистервегом в работе «Руководство для немецких учителей» (1850 г). Немецкий педагог и философ П. Наторп в 1899 г. опубликовал книгу «Социальная педагогика», в которой попытался определить сущность социальной педагогики и ее основные категории.
В нашей стране социальная педагогика активно развивалась в 20-е годы на основе разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Примером воплощения идеи стала теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого.
Особенно активно социальная педагогика развивается в последние десятилетия. В этом развитии можно обозначить три этапа Первый – 60-е годы. Это период эмпирического поиска, появления в социально-педагогической практике категорий работников, специально ориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организаторы внеклассной и внешкольной работы школы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ведомств). Этот этап можно назвать организационно-эмпирическим.
Второй этап – 70–80-е годы, когда общественная потребность, достижения передового опыта социально-педагогической работы вывели проблему на качественно новый уровень. Активное развитие получили разнообразные комплексы: социально-педагогические, культурно-спортивные, сельские школы-комплексы и др. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия ее развития в новой социально-экономической ситуации.
На третьем этапе, к концу 80-х годов, в стране созрели все предпосылки для перехода от отдельных адресов передового опыта социальной педагогики к государственному уровню решения проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.
В научном плане социальную педагогику активно разрабатывают В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Торохтий, г.Н. Филонов и др.
С введением в стране института социальных педагогов появилась необходимость в составлении квалификационной характеристики специалиста, определении его прав, обязанностей, основных функций и т. д., а также в создании учебно-методической базы для подготовки квалифицированных социальных педагогов.
Предисловие
В 1992 году Магнитогорский государственный педагогический институт (в настоящее время – Магнитогорский государственный университет) в числе других вузов страны начал подготовку специалистов в области социальной педагогики. Дефицит учебников по социально-педагогическим дисциплинам явился одной из причин создания данного учебника.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в учебных планах педагогических вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Социальная педагогика», предусматривается изучение ряда дисциплин, составляющих систему знаний и умений по социальной педагогике.
Задачи учебника состоят в том, чтобы помочь будущим социальным педагогам овладеть знаниями теоретических основ социальной педагогики и умениями, необходимыми для эффективной организации практической деятельности; заложить основы педагогического мышления студентов; развить способность принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях.
Предлагаемый курс «Основы социальной педагогики» включает три раздела.
Первый раздел знакомит с профессией социального педагога, его назначением, функциями, правами, обязанностями, этическим кодексом, основными направлениями деятельности, содержит рекомендации по планированию и организации работы социального педагога, освещает критерии ее эффективности.
Во втором разделе социальная педагогика рассматривается как наука и область практической деятельности. Раскрываются основные категории социальной педагогики, ее методы, исторические аспекты развития, ключевые проблемы: социализация и ее факторы, девиантное поведение подростков, социальная защита детства и молодежи, социально-педагогическая виктимология.
Третий раздел освещает некоторые проблемы социальной педагогики и опыт социальной работы в ряде зарубежных стран.
Для закрепления учебного материала и активизации самостоятельной работы студентов в учебнике предлагается перечень контрольных вопросов и заданий.
Список литературы дается в конце учебника. Вошедшие в него источники использовались при написании учебника и рекомендуются студентам для углубленного изучения глав и параграфов. В основу глав 1, 2 учебника в значительной степени положены результаты работ В.Г. Бочаровой и сотрудников Института педагогики социальной работы РАО; содержание глав 4,11 основано на материалах работ А.В. Мудрика, глав 7, 8 – И.С. Кона, глав 4, 7, 10 – В.Т. Лисовского и его коллег, главы 8 – С.А. Беличевой.
Учебник «Основы социальной педагогики» может использоваться студентами факультета социальное педагогики при изучении педагогики (раздел «Введение в профессию») и дисциплин предметной подготовки: социальная педагогика, история социальной педагогики, управление системой социальной защиты детства, основы социальной работы, методика и технология работы социального педагога, методология и методы психолого-педагогических исследований; .а также студентами факультета социальной работы при изучении общеобразовательных дисциплин: истории социальной работы, методики исследований в социальной работе; специальных дисциплин: семьеведения, проблем социальной работы с молодежью, содержания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы (социальной педагогики).
Раздел 1
ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Под профессией понимается вид или род трудовой деятельности, требующий от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе общего и специального образования путем практической работы. Педагогом называют специалиста, получившего специальную подготовку и занимающегося обучением и воспитанием людей. К педагогической профессии относится и профессия социального педагога.
ГЛАВА 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|