Контрольные тесты для блиц-опроса
1. Четырьмя утверждениями об истоках общенационального кризиса в России в годы первой мировой войны являются:
1) роспуск Николаем II Государственной думы с началом войны в 1914 г.;
2) деятельность большевиков, не столько объясняющих, что такое марксизм и социализм, сколько агитировавших за мир, хлеб и землю;
3) дискредитация власти либеральной оппозицией, «распутинщиной», обвинениями в шпионаже, министерской и губернаторской «чехарде»;
4) большое снижение уровня жизни и продовольственные трудности;
5) царское правительство вообще не готовилось к войне;
6) огромные людские потери на фронте.
2. Укажите правильную хронологическую последовательность событий 1917 г…
1) июньский кризис правительства;
2) ликвидация двоевластия;
3) создание Временного правительства;
4) корниловский мятеж.
3. Укажите предпосылку установления в России в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя...
1) полная реализация принципа разделения властей;
2) наличие развитого гражданского общества;
3) присущее россиянам чувство социальной справедливости;
4) стремление россиян к установлению порядка.
4. Четырьмя причинами широкомасштабной гражданской войны в России являются:
1) принятие декрета о создании Красной Армии;
2) иностранная военная интервенция;
3) мятеж чехословацкого корпуса;
4) вспышка классовой борьбы в деревне из-за введения продовольственной диктатуры, системы продотрядов 9 мая 1918 г.;
5) громадные потери страны по условиям Брестского мира;
6) разгон Учредительного собрания.
5. Советское правительство в годы гражданской войны поощряло:
1) развитие товарно-денежных отношений;
2) индивидуальную трудовую деятельность;
3) создание совместных с иностранными предпринимателями предприятий;
4) прямой натуральный обмен.
СЕМИНАР № 6
«Советское государство между двумя мировыми войнами
(1918–1939)»
1. Формирование советской политической системы:
а) структура советского государства;
б) национальная политика. Образование СССР;
в) утверждение тоталитарного политического режима.
2. Социально-экономическая политика Советского государства:
а) переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП);
б) форсированная индустриализация, сплошная коллективизация сельского хозяйства;
в) достижения и противоречия советской культуры.
Литература к семинару
1. Гросул, В. Я. Образование СССР (1917–1924) / В. Я. Гросул. – М.: Издательство ИТРК, 2007. – 362 с.
2. Дворниченко, А. Ю, Тот, Ю. В., Ходяков, М. В. История России: Учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 345–365.
3. Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 282–338.
4. Зуев, М. Н. История России: Учебн. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 351–382.
5. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 373–414.
6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – С. 638–657.
7. История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 353–381.
8. Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра, 2009. – С. 311–336.
9. Семенникова, Л. И. Отечественная история: Конспект лекций / Л. И. Семенникова, Н. Л. Головкина, Т. В. Сдобнина, Н. Н. Черкесова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – С. 207–222.
10. Советская модель тоталитарной модернизации // Ланцов, С. А. Политическая история России: Учебное пособие / С. А. Ланцов. – СПб.: Питер, 2009. – С. 197–230.
11. Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 308–339.
12. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 447–479.
Методические советы по подготовке к семинару
При рассмотрении второго вопроса семинара необходимо обратить внимание на то, что основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период гражданской войны и иностранной интервенции. В советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков. Вторым звеном политической системы стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (с 1936 г. – Советы депутатов трудящихся). Большая роль отводилась общественным объединениям и организациям. Обратите внимание на существенную особенность политической системы в СССР – фактическое отсутствие разделения властей на независимые ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Обратите внимание на основные принципы национальной политики большевиков, на значение образования СССР для правящей партии, граждан, мирового исторического процесса.
При подготовке к семинару необходимо дать общую характеристику положения страны в конце 1920 – начале 1921 г., проанализировать экономические, политические и социальные истоки кризиса 1921 г., цели, противоречия и результаты новой экономической политики. Обратите особое внимание на особенности развития СССР в годы форсированной модернизации: источники и результаты индустриализации, экономические и социальные последствия коллективизации сельского хозяйства,
Проанализируйте достижения страны в области культурного строительства, изменения, происшедшие в развитии образования, науки, культуры.
Темы докладов и рефератов
1. Основные этапы формирования советской политической системы.
2. Рост роли партийного аппарата в советской политической системе.
3. Индустриализация, ее источники и результаты.
4. Коллективизация, ее экономические и социальные последствия.
5. Образование СССР.
6. Идеологические основы советского общества и культурное строительство в 20–30-х годах.
Вопросы для дискуссии
1. Почему некоторые исследователи называют советскую политическую систему, созданную в 20–30-х годах, «феодальным социализмом», «казарменным социализмом», «государственно-бюрократическим социализмом» и т. д.? Согласны ли вы с такой оценкой?
2. Коллективизация сельского хозяйства. Это объективная необходимость или насилие над крестьянами?
3. Можно ли назвать культурные преобразования в стране «культурной революцией»? Да или нет? Ваше мнение?
Контрольные тесты для блиц-опроса
1. В основу советской модели национально-государственного устройства был (о) положен (о)...
1) подчинение союзных республик руководству РСФСР;
2) принцип конфедеративного устройства;
3) право республик на свободный выход из состава СССР;
4) сталинский проект «автономизации».
2. Переход к новой экономической политике начался с...
1) национализации собственности; 2) введения продналога;
3) введения золотого рубля; 4) введения продразверстки.
3. Форсированная индустриализация завершилась…
1) полной либерализацией экономики;
2) преодолением технико-экономической отсталости;
3) сосуществованием нескольких экономических укладов;
4) переходом к новой экономической политике (НЭПу).
4. Одной из причин проведения коллективизации стала необходимость:
1) ликвидации эксплуатации частного труда;
2) увеличение объемов поставок промышленных товаров на село;
3) более интенсивного развития сельского хозяйства;
4) обеспечение городского населения продовольствием.
5. Двумя из четырех республик, образовавших 30 декабря 1922 года СССР, являлись:
1) РСФСР; 2) Белорусская ССР;
3) Армянская ССР; 4) Узбекская ССР.
СЕМИНАР № 7
«СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)»
1. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Значение Великой Победы:
а) мероприятия по укреплению обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны;
б) начальный период войны. Перестройка страны на военный лад;
в) коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Значение Великой Победы.
2. Завершение Второй мировой войны:
а) решения международных конференций в Тегеране, Ялте, Потсдаме по проблемам послевоенного устройства мира;
б) разгром милитаристской Японии;
в) итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Литература к семинару
1. Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: Новейшее справочное / Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников, П. Д. Буриков, В. В. Гуркин. – М.: Вече, 2009. – 384 с.
2. Веселов, В. В. Новейший АНТИ-Суворов / В. Веселов, А. Бугаев. – М.: Яуза-пресс, 2009. – 640 с.
3. Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны. – М.: Вече, 2010. – 408 с.
4. Иванова, Р. К. Формирование индустриальной базы Великой Победы / Р. К. Иванова // Российский экономический журнал. – 2010. – № 5. – С. 57–67.
5. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 415–435.
6. История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 485–488.
7. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 658–674.
8. Коломыц, Д. М. Отстаивая принципы научности и объективности: критические мысли о некоторых книгах «нетрадиционных» военных историков / Д. М. Коломыц // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 4. – С. 3–6.
9. Косолапов, Р. И. О некоторых довоенных, военных и послевоенных сталинских оценках и установках / Р. И. Косолапов // Российский экономический журнал. – 2010. – № 5. – С. 68–76.
10. Любинин, А. Б. Россия в геополитическом разломе кануна Второй мировой войны / А. Б. Любинин // Российский экономический журнал. – 2009. – № 9/10. – С. 3–26.
11. Мартиросян, А. Б. Кто проторил дорогу к пакту? / А. Б. Мартиросян. – М.: Вече, 2009. – 464 с.
12. Мартиросян, А. Б. Трагедия 1941 г. / А. Б. Мартиросян. – М.: Вече, 2008. – 512 с.
13. Мартиросян, А. Б. За порогом победы / А. Б. Мартиросян. – М.: Вече, 2009. – 320 с.
14. Партитура Второй мировой: Сборник статей и документов. – М.: Вече, 2009. – 415 с.
15. Рыжков, Н. И. Ленд-лиз / Н. И. Рыжков // Российский экономический журнал. – 2010. – № 3. – С. 101–113.
16. Чесноков, Г. Д. О мнимых и действительных виновниках Второй мировой войны / Г. Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 6. – С. 218–241.
17. Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 339–358.
18. Ялта-45. Начертания нового мира / Отв. ред. Н. А. Нарочницкая. – М.: Вече, 2010. – 288 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|