Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО





Международная система в широком смыслепредставляет собой це­лостную совокупность, включающую:

а) самых разнообразных субъектов международной системы: су­веренные государства; объединения государств, не являющихся субъ­ектами международного права (например, Движение неприсоединения, "Группа 77", государства, не имеющие выхода к морю, и др.); нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности (например, арабский народ Палестины, народ Запад­ной Сахары, курды); универсальные и региональные международные межправительственные организации (например, Организация Объеди­ненных Наций, Международная организация труда, Лига арабских госу­дарств и др.); государственно-подобные образования (например, Вати­кан, в прошлом вольные города Краков и Данциг, Свободная террито­рия Триест, Западный Берлин); многочисленные международные непра­вительственные организации (например, Международная ассоциация юристов-демократов, "Гринпис", молодежные, женские, студенческие, ветеранские организации и др.); международные конференции, комите­ты и комиссии, международные суды и трибуналы, транснациональные корпорации, физические и юридические лица различных государств и др.;



б) разнообразные отношения между субъектами международной сис­темы: политические, экономические, торговые, научно-технические, культурные, конфессиональные, другие отношения материального и нематериального характера во всем их многообразии;

в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы1,

Условно международной системой в широком смысле можно назвать всю земную человеческую цивилизацию во всем многообразии ее прояв­ления, взаимодействия и сотрудничества в рамках существующих право­вых систем.

Авторы "Курса международного права" (в 7 т.) и учебника "Международ­ное право" (МГУ, 1994) употребляют понятие "межгосударственная система". Представляется, что понятие "международная система" более предпочтительно, поскольку оно по объему значительно шире и включает в себя не только госу­дарства - субъекты международного права и межгосударственные отношения (.отношения между государствами), но и международные неправительственные организации, физические и юридические лица.



Вместе с тем не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения меж­ду субъектами международной системы можно назвать международными отношениями. К тому же международное право регулирует не все раз­нообразные отношения между субъектами международной системы, а только лишь особый вид публично-правовых отношений между ограни­ченным кругом субъектов международной системы.

Международная система в узком смыслепредставляет собой цело­стную совокупность, включающую:

(а)1 суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою сво­боду, независимость и создание собственной государственности; между­народные межправительственные организации; государственно-подобные образования - субъекты международного права(подробнее см. гл. V);

пп отношения между субъектами международного права - между­народные отношения;

(в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых от­ношениях между субъектами международного права, - международное публичное право(далее - международное право).

Именно эта международная система в узком смысле и охватывается учебным курсом международного права. Следовательно, составными частями, или компонентами, международной системы, которым по­священ настоящий учебник, являются субъекты международного права, международные отношения между субъектами международно­го права и само международное право.



Международные отношения- это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, юрисдикции и компетенции от­дельных суверенных государств. Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большин­ства международных межправительственных организаций, а также инте­ресы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности.

Международные отношения могут охватывать одновременно все сто­роны отношений между субъектами международного права или только некоторые из них (например, международные экономические отноше­ния, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды, отношения в области защиты прав и свобод человека и др.). Наконец, международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или регио­нальный характер (например, отношения между африканскими государ­ствами, между государствами - участниками Организации по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), между государствами -участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.).

Распад мировой социалистической системы и СССР привел к отказу от привнесения в международные отношения классовой борьбы, идеоло­гического подхода к оценке деятельности того или иного государства, поиска внешних врагов, отказу от разделения государств на противо­стоящие друг другу военно-политические блоки. Все это позволяет ут­верждать, что международные отношения конца XX - начала XXI вв. стали более универсальными, разнообразными, предсказуемыми, всеох­ватывающими и равнообязательными для всех субъектов между­народного права, в том числе для всех государств, независимо от су­ществующих в них форм правления (республики или монархии)* госу­дарственного устройства (унитарные или федеративные) и политическо­го режима (демократический или недемократический).

Возникшие перед человечеством новые глобальные проблемы совре­менности (экологической и продовольственной безопасности, рост на­родонаселения и миграции, нехватка пресной воды и опустынивание и др.) требуют расширения международного сотрудничества государств всего мира и объединения их усилий на основе действующих норм меж­дународного права.' -^»

Международное право- это система международных_договпрнт.тх w обычных норм, создаваемых_грсударствами и другими субъектами меж-~пунадодного права, направленных на полпержание мира и укрепление международной

ности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовест­ным выполнением субъектами международного права своих междуна­родных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществ­ляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Возникнув одновременно с образованием государств, международное право в своем становлении и развитии прошло сложный путь в соответ­ствии с самой историей существования и развития человеческого обще­ства, всей земной цивилизации в ее сложной совокупности. При этом на различных этапах развития межгосударственных отношений сох­ранялись отдельные прогрессивные нормы и институты, отвергались и исчезали устаревшие и появлялись новые, которые, в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию и укреплению многогранных международных отношений и прогрессивному развитию самого между­народного права (см. гл. II).

§ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Несмотря на то что и международному праву, и внутригосударствен­ному праву свойственны некоторые общие основные признаки (государственно-волевой характер, использование юридических норм в

качестве регулятора общественных отношений, возможность принуди­тельного обеспечения соблюдения норм права и др.), международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права1.

Это легко прослеживается по следующим критериям: предмет право­вого регулирования, субъекты и объекты права, источники права, спо­собы образования норм права и способы принуждения субъектов права к соблюдению этих норм.

Иными словами, современное международное право качественно от­личается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования.Внутригосударствен­ное право регулирует общественные отношения, существующие в сфере внутренней компетенции каждого конкретного государства и, как пра­вило, в пределах его государственных границ.

Международное право регулирует общественные отношения, выхо­дящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. При этом предметом международно-правового регу­лирования являются отношения между субъектами международного пра­ва.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внут­ригосударственного права. В то же время международное право оказы­вает существенное влияние на формирование и изменение внутригосу­дарственных правовых норм, обязывая государства приводить свое на­циональное законодательство в соответствие с международными догово­рами, участниками которых они являются. К этому, например, обязывал Венский итоговый документ СБСЕ 1989 г.

Более того, для некоторых государств нормы международного права могут являться нормами прямого действия во внутригосударственном праве. Так, например, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. "общепризнанные принципы и нормы международно­го права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". При этом составной частью правовой системы Российской Федерации являются не все вообще нор­мы любых международных договоров, а только лишь тех, участником которых является Российская Федерация. Это как раз и не позволяет говорить о том, что международное право является или может являться составной частью внутригосударственного права. О непосредственном применении норм международных договоров к определенным внутриго­сударственным правовым отношениям говорят нормы Гражданского ко­декса Российской Федерации 1994 г., нормы законов "О животном мире

1 О соотношении международного и внутригосударственного права см. гл. IV.

Российской Федерации" 1995 г., "О континентальном шельфе Россий­ской Федерации" 1995 г. и др.

В свою очередь, само международное право также может испыты­вать на себе влияние норм внутригосударственного права. Например, принятие в 1951 г. в СССР Закона о запрещении пропаганды войны привело к тому, что в 1966 г. в Международном пакте о гражданских и политических правах появилась норма, согласно которой "всякая про­паганда войны должна быть запрещена законом" (ст. 20).

2. Особые субъекты международного права.Субъектами внутриго­сударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной всех уровней), органы местного самоуправления, общественные и дру­гие организации - носители соответствующих прав и обязанностей.

Субъектами международного права выступают главным образом су-

симость и создание^^обстаеннои^Тосударственности^ международные_ межправительственные организации и государственно-подобные образо­вания (см. гл. V), т.е." особые участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями и осуществ­ляющие их в соответствии с международным правом и в его рамках.

Среди самих субъектов международного права главное и опреде­ляющее место принадлежит суверенным государствам, каждое из кото­рых в пределах своей государственной территории обладает верховенст­вом в решении всех внутренних и внешних вопросов. Именно от госу­дарств - основных субъектов международного права и их деятельности зависят стабильное функционирование всей международной системы в •целом (в том числе международной системы в широком смысле), со­стояние международных отношений и эффективность действия между­народного права, поскольку только государства, действуя в рамках ме­ждународно-правовых норм, обладают реальной силой и возможностями обеспечить мир и международную безопасность, пресечь акты агрессии, а также обеспечить соблюдение и выполнение всеми субъектами меж­дународного права своих международных обязательств.

3. Особые объекты международного права.Объектами внутригосу­дарственного права является все то, по поводу чего субъекты внутриго­сударственного права могут вступать в правоотношения, относящиеся исключительно к внутренней компетенции каждого конкретного госу­дарства, причем только в такие правоотношения, которые разрешено осуществлять конкретным субъектам внутригосударственного права (государственным органам, юридическим лицам, физическим лицам).

Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные пра­воотношения, которые не относятся исключительно к внутренней ком­петенции государства и могут выходить за пределы государственной

территории каждого конкретного государства. Только государства впра­ве вступать в любые правоотношения, которые они считают выгодными и необходимыми для себя. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядокнормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства (например, правовые нормы могут содержаться в указах главы государства, в постановлениях правительства, в ведомст­венных правилах и др.).

В международном сообществе государств отсутствует наднацио­нальный властный орган, который мог бы диктовать свою волю всем су­веренным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними кон­кретных международных договорах^- принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств (см. гл. VII).

Разрабатывая нормы международного права, договаривающиеся сто­роны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои по­зиции, идут на взаимные уступки и компромиссы, принимают такие формулировки, в том числе консенсусом, которые в максимально воз­можной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам международного права (см. гл. III). Такой порядок создания норм международного права приводит к тому, что в отличие от норм внутригосударственного права, учитывающего, как правило, инте­ресы народов и наций каждого конкретного государства, нормы между­народного права носят общедемократический характер и в максималь­ной степени отвечают интересам всех государств мира (например, уни­версальные международные договоры: Устав ООН, Международная кон­венция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция о праве международ­ных договоров 1969 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и др.).

Помимо этого, государства всегда вправе сделать оговорки в от­ношении неприемлемых для них норм отдельных статей договора (кроме таких договоров, которые запрещают всякие оговорки к ним) или вообще отказаться стать участником того или иного международно­го договора.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм междуна­родного права.И внутригосударственное, и международное право пре­дусматривают возможность применения принудительных мер для обес-

печения соблюдения правовых норм. Однако, если в первом случае принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства на основе и в рамках внутригосударственного права, то во втором случае принуждение субъектов международного права осуществляется самими субъектами международного права, как правило, государствами, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров. В этом и состоит особый порядок принуждения, поскольку никакого надгосударственного "надзирающего органа" или "мирового жандарма" не существует.

К государству - нарушителю норм международного права могут быть применены международно-правовые санкции, предусматхшваюши^ принудительные меры^вплоть до полной экономической блокады и по-ттятРГения агрессорасилой в точном соответствии со ст. 41 и 42 Устава 5

При этом сами международно-правовые санкции (по формам и содержанию) качественно отличаются от мер наказания за правонару­шения, применяемых во внутригосударственном праве (см. гл. XXIV).

6. Особые источники международного права.Источниками норм внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, при­нимаемые в каждом суверенном государстве. Основными же источни­ками международного права являются международные договоры и меж­дународные обычаи (см. § 5).

§ 3. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Нормы международного права- это юридически обязательные к исполнению правила поведениягосударств и других субъектов междуна- г родного права, устанавливаемые самими~~~субъектами международного права и выполняемые имидобровольнсГили при необходимости с помо- $ шью особопГвида принуждения1 (см. §-"2£

Субъекты международного права в процессе международного сотруд­ничества осуществляют свои права и выполняют свои обязательства, установленные международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы регулируют и регламентируют поведе­ние субъектов международного права в процессе их международного общения.

Международной практике государств известно понятие "обыкновение". Обыкновение - это нормы международной вежливости или международной морали, не являющиеся юридически обязательными (многие правила диплома­тического этикета). Обыкновение соблюдается на основе взаимности и их на-РУшение не влечет за собой международно-правовой ответственности.

Нормы международного права могут классифицироваться по раз­личным основаниям и критериям:

по форме объективирования- договорные и обычные международ­но-правовые нормы.

.Договорные международно-правовые нормы зафиксированы (закреп­лены) в самых разнообразных международных договорах, обычные меж­дународно-правовые нормы не зафиксированы (не закреплены) в каких-либо международных договорах, а существуют в виде неписаных правил поведения субъектов международного права, проявляющихся в их обыч­ной практике (см. § 5);

по количеству участников- нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), и нормы, обязы­вающие трех и более субъектов международного права (в многосторон­них договорах). К числу таких двусторонних договоров относятся, на­пример, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Шта­тами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. - Договор СНВ-2, Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г., Соглашение между Правительст­вом Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод 1988 г. К числу многосторон­них договоров относятся, например, Конвенция о запрещении разработ­ки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.;

посубъектно-территориальной сфере действия- универсальные и локальные.

Универсальные нормы- это нормы, регулирующие такие отноше­ния большинства субъектов международного права, объекты которых касаются, как правило, важнейших проблем современности, в решении которых заинтересовано практически все человечество. Универсальные нормы содержатся в таких международных договорах, как Устав ООН, Международные пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвен­ции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. и др. м Локальные нормы- это нормы, регулирующие такие отношения, объекты которых касаются субъектов международного права, как пра­вило, одного географического региона, или такие отношения, объекты которых касаются ограниченного круга субъектов международного права.

Локальные нормы содержатся в таких международных договорах, как Хартия африканского единства 1963 г., Устав Содружества Неза-

висимых Государств 1993 г.. Договор о Шпицбергене 1920 г., Договор по открытому небу 1992 г. и др.;

поларидической силе международно-правовых норм[_^императив-ные нормы и диспозитивные нормы.

"Императивная норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нор­мой общего международного права, носящей такой Же" xdpdMtp" (li. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Иными словами, императивные нормы (jus cogens) - это такие нор­мы, которые составляют правовую основу всего международного права и всех международных отношений вообще, основу всего международно­го правопорядка и политической стабильности в мире. Императивные нормы обладают наивысшей юридической силой, любые другие нормы международного права должны соответствовать нормам jus cogens. Ме­ждународные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Ни один субъ­ект международного права не может выходить за рамки императивных норм, произвольно, по своему усмотрению изменять их юридическое содержание, а тем более нарушать их. Действия государства, нарушаю­щие или попирающие императивные нормы, являются грубым наруше­нием международного правопорядка, в том числе агрессией (в соответ­ствии с определением понятия "агрессия"), влекущими за собой по ре­шению Совета Безопасности ООН самые серьезные международно-правовые санкции, вплоть до подавления агрессора силой по ст. 42 Ус­тава ООН.

Императивными нормами (jus cogens) являются в первую очередь ос­новные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, юридическое содержание которых раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г., основные принципы, содержащиеся до­полнительно в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., другие основные принципы международного права, находящиеся в стадии становления (см. гл. III), а также принцип соблюдения законов и обычаев войны (см. гл. XXII).

Диспозитивные нормы- это такие нормы, которые^ своих рамках предоставляют субъектам международного права возможностъ_самос1ея— тельно определять свое поведение с учетом взаимных интерегпв и ус-. танавливать особые отношёния~по-*акому-либ(ГвоТ1росу. Например, со­гласно ст. 14 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное

Авторы учебника "Международное право" Дипломатической академии МИД Рф и МГИМО МИД РФ (1994 г.) такой вид классификации называют "по способу (методу) правового регулирования".

государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территориального моря, используя поочередно любой из методов в зави­симости от различных условий, а именно: или линии наибольшего отли­ва вдоль берега (по ст. 5), или прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки (по ст. 7), или их сочетание. Согласно ст. 83 той же Конвенции делимитация континентального шельфа между госу­дарствами с противолежащим или смежным побережьем осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывает­ся в ст. 38 Статута Международного суда, в целях достижения справед­ливого решения;

пришдам_мстсдународно-правовых_норм - нормы материального права и нормы процессуального права.

Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (на­пример, нормы, устанавливающие права и обязанности государств -участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных су­дов 1970 г.), нормы процессуального права устанавливают порядок (про­цедуру) реализации самих материальных норм (например, порядок де­ятельности различных международных судебных органов, следственных и согласительных комиссий и др.). Подробнее см. гл. XXIII.

Перечисленная выше классификация международно-правовых норм не является исчерпывающей. В определенной мере и сама эта класси­фикация является условной, поскольку некоторые международно-правовые нормы одновременно могут быть и договорными и многосто­ронними, договорными и двусторонними, универсальными и локальны­ми, императивными и двусторонними, императивными и многосторон­ними. Иными словами, международно-правовые нормы могут одновре­менно использоваться при различных сочетаниях классификационных оснований.

Авторы учебника "Международное право" под редакцией профессо­ра Г.В. Игнатенко приводят и другую заслуживающую внимания клас­сификацию:

в зависимости от функционального назначения- регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормыустанавливают конкретные права и обязаннос­ти субъектов международного права (например, обязательства госу­дарств - участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей), охранительные (обеспечительные) нормыпри­званы гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН);

по характеру субъективных прав и обязанностей- обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

Обязывающие нормыустанавливают обязательство государства со­вершить указанные в норме действия, например, оповестить другие го-

сударства о ядерной аварии или ядерном инциденте; запрещающие нормыобязывают государства воздерживаться от признанных противо­правными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие, не создавать в открытом море опасности столкно­вения судов при маневрировании вблизи военного корабля, осуществ­ляющего подъем в воздух летательных аппаратов); управомочивающие нормыпризнают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космиче­ского пространства в мирных целях, на осуществление свобод открыто­го моря) .

§ 4. КОДИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Кодификация норм международного права- это официальная сис­тематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью:

а) преобразования обычных международно-правовых норм в договор­ные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствую­щем международном договоре (договорах);

б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубо­ководного района морского дна и др.), расширением интеграции и меж­государственного сотрудничества;

в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибу­ций, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование;

д) сближения позиций различных групп государств и различных пра­вовых систем в раскрытии юридического содержания уже существую­щих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм;

и др.

Такой широкий охват кодификационных целей позволяет утвер­ждать, что кодификация, осуществляемая на официальном уровне субъ­ектами международного права, является нормотворческим процессом,

Подробнее см.: Международное право / Под ред. проф. Г.В. Игнатенко. М-- 1995. С. 85-86.

способствует прогрессивному развитию международного права и являет­ся средством укрепления международного правопорядка1. А сами коди­фикационные конвенции по охвату субъектов международного права и по объему правового регулирования являются универсальными, много­сторонними договорами большой политико-правовой значимости, от­крытыми для участия в них наибольшего числа субъектов международ­ного права.

Вполне понятно, что процесс кодификации не может охватить все существующие ныне и действующие обычные международно-правовые нормы, равно как и нельзя заставить все суверенные государства стать участниками кодификационных конвенций. Для государств, не участ­вующих в кодификационных конвенциях, международно-правовые нор­мы таких конвенций действуют в качестве обычных международно-правовых норм. Например, СССР долгие годы не был участником Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако скрупулезно выполнял все ее положения в качестве обычных международно-правовых норм. Более того, в преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. говорится, что "нормы международ­ного обычного права (или обычные международно-правовые нормы. -Г.М.) будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли ре­шения в положениях настоящей Конвенции". Аналогичные правила за­креплены и в преамбулах Венской конвенции о дипломатических сно­шениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Международная практика государств, обобщенная Комиссией меж­дународного права ООН, привела к тому, что во второй половине XX в. в рамках системы ООН была осуществлена кодификация международ­но-правовых норм в таких отраслях международного права, как между­народное морское право, международное космическое право, междуна­родное воздушное право, право внешних сношений, право международ­ных договоров, международная защита прав и свобод человека, и др., т.е. в таких отраслях, которые в наибольшей мере способствовали со­хранению мира и укреплению международной безопасности, упрочению международного правопорядка и политической стабильности в мире, урегулированию спорных вопросов и расширению межгосударственного сотрудничества по всему спектру международных отношений.

Сущность кодификации и ее влияние на прогрессивное развитие ме­ждународного права особенно рельефно можно проследить на кодифи­кации международно-правовых норм в области международного морско­го права как с точки зрения временного интервала кодификации, так и с точки зрения объема проделанной работы.

Столетиями существовавшие обычные международно-правовые нор­мы на I Конференции ООН по морскому праву (с 24 февраля по 29 ап-

1 Подробнее см.: Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 228-

241.

реля 1958 г.) были кодифицированы в четырех Женевских конвенциях -"О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О рыболовстве и охране живых ресур­сов открытого моря". Несмотря на проведенную кодификацию, некото­рые вопросы так и остались неурегулированными: не был установлен единый лимит ширины территориального моря; не была определена внешняя граница континентального шельфа, поставленная в зависимость от глубины (200 м и далее) и технических возможностей государства по разведке и разработке минеральных ресурсов ("ползучая граница"); в числе четырех свобод открытого моря не были названы свобода на­учных исследований и другие свободы.

Состоявшаяся в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву за­кончилась безрезультатно. В 60-х годах с внедрением океанического промыслового рыболовства крупными державами рыбные запасы Миро­вого океана стали катастрофически уменьшаться, что вызвало крайне отрицательную реакцию молодых развивающихся стран, возникших на обломках бывших колониальных империй. Одновременно были выявле­ны фантастические запасы железомарганцевых конкреций в глубоковод­ной части дна Мирового океана, начала стремительно развиваться науч­но-исследовательская деятельность в Мировом океане с применением новейших технических средств и технологий.

В 1968 г. был создан Комитет ООН по морскому дну, который фак­тически начал подготовку к III Конференции ООН по морскому праву в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1970 г. (2750/XXV).

С 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира и большинства специализированных учреждений ООН проходила III Кон­ференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвен­ции ООН по морскому праву, состоящей из 320 статей и 9 приложений, справедливо названной всеобъемлющей Конвенцией. Были не только кодифицированы существовавшие ранее договорные международно-правовые нормы, но и разработаны новые, в том числе целые институ­ты, ранее не существовавшие.

В Конвенции определены внешние границы территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, подробно регламен­тирован режим мирного прохода иностранных судов через территори­альное море, раскрыто юридическое содержание новых институтов ме­ждународного морского права (проливы, используемые для международ­ного судоходства с транзитным проходом через них, государства-архипелаги с правом транзитного прохода через архипелажные воды, исключительная экономическая зона, Международный район морского Два и освоение его ресурсов, защита морской среды, морские научные исследования и др.), разработаны правовые основы создания и деятель­ности Комиссии по границам континентального шельфа, Международ­ного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому

праву, Арбитража и других органов (подробнее см. гл. VI). Проведенная кодификация способствовала прогрессивному развитию международного права и всесторонней деятельности государств в Мировом океане.

§ 5. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Источники международного права- это формы существования ме­ждународно-правовых норм, в которых выражены согласованные сами­ми субъектами международного права и признаваемые ими правила по­ведения (см. § 2). Иными словами, источники международного права -это формы воплощения конечного результата нормотворческого про­цесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.