Инвестиционная деятельность предприятия
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать.
Инвестиции– денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Различаются материальные инвестиции – это затраты на создание всякого рода материальных объектов, т.е. недвижимость, затраты на создание производственного оборудования, приобретение транспортных средств, покупка участка земли, а также затраты в оборотные средства.
Выделяются также нематериальные инвестиции. Они включают в себя покупку нематериального имущества, патентов, «Ноу-хау». К числу нематериальных инвестиций относят также затраты на совершенство организации производства, на повышении квалификации, т.е. вложение инвестиций в человека.
Портфельные (финансовые) инвестиции – вложение в акции, и другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход на ценные бумаги.
Реальные инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию и технического перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывает средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.
В зависимости от периода инвестирования выделяют долгосрочные (в создание и воспроизводство основных фондов в материальные и нематериальные активы) и краткосрочныеинвестиции (в оборотные средства: товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.).
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую деятельность и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и государственным контрактом.
Подрядчики– физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и государственному контракту, заключаемые с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на проведение соответствующих видов строительно-монтажных работ. Лицензирование строительной деятельности осуществляют с целью защиты прав и интересов потребителей строительной продукции.
Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные организации, для которых создаются указанные объекты.
Инвесторы могут выступать в роли пользователей объектов капитальных вложений. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором или государственным контактом, заключаемые между ними.
Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где происходит практическая реализация инвестиций. В состав данной сферы включается сфера капитального строительства; сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах); а также сфера реальных имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности (рыночного движимого и недвижимого имущества), где применяются залоговое право и ипотечный кредит.
К объектам инвестиционной деятельности относят, прежде всего, объекты недвижимости:
1. вновь создаваемые основные фонды разной формы собственности
2. внеоборотные средства во всех сферах экономики
3. реконструкция, модернизация основных фондов, цехов, предприятий
4. земельные участки
В число объектов инвестиционной деятельности можно так же включить денежные вклады
Бизнес-план предприятия
Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Бизнес-план является перспективным документом, и его рекомендуется составлять с прогнозом на несколько лет. Основная цель его составления – это планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов для реализации поставленной задачи.
В Российской практике бизнес-планы составляются в следующих случаях:
-при реализации инновационного проекта;
-при реорганизации или расширении действующего предприятия;
-при выводе предприятия из предкризисного или кризисного состояния;
-при получении кредитов и займов;
-при открытии нового дела и определении профиля будущей фирмы и основных направлений ее деятельности.
В соответствии с целью разработки можно выделить основные типы бизнес-плана.
Бизнес-план действующего предприятия. Цель такого бизнес-плана - определение задач по управлению хозяйственной деятельностью коммерческой организации в планируемом периоде (от 1 года до 3 лет) исходя из стратегии развития предприятия. Его содержание определяется необходимостью ясного представления руководителями коммерческой организации последовательности шагов для достижения намеченных долгосрочных замыслов. Главная отличительная черта такого типа бизнес-планов заключается в том, что в центре внимания разработчиков стоит хозяйственная деятельность предприятия.
Порой по требованию банков возникает необходимость подготовки бизнес-планов в случае поиска действующим предприятием кредитов для пополнения недостатка собственных оборотных средств (например при закупке больших партий товаров, сырья, материалов и т.д.). Такого рода расчеты должны показать схемы организации возврата полученных средств на основе оперативных действий менеджмента, прежде всего по сбыту продукции.
Инвестиционный бизнес-план как создание нового, так и для расширения действующего предприятия. Цель – показать эффективность долгосрочных вложений в основной капитал. При этом важнейшей чертой таких планов является наличие в основе их подготовки инвестиционных проектов. Бизнес-план выступает здесь как обоснование эффективности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Иногда такого рода бизнес-планы предполагают создание новых предприятий как основы реализации инвестиционных проектов.
Инновационный бизнес-план. Цель – показать экономическую и финансовую приемлемость решений по реализации инновационных бизнес-идей, что предполагает включение в анализ и оценку их эффективности не только производственной, но и более ранних стадий осуществления такого рода проектов. Высокая степень рискованности подобного рода управленческих решений, связанных с неопределенностью представлений о результатах таких проектов, требует особенно тщательной проработки всех их аспектов как в экономическом, так и в правовом плане. Это определяется необходимостью решения вопросов прав на интеллектуальную собственность.
Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый планы.
РЕЗЮМЕ.
Кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которых не превышает двух листов и дает возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?».
В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем. Необходимо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.
ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА (УСЛУГИ)
Описывается продукт (услуга), который предприниматель собирается производить или предоставить. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы.
Какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?
Чем отличается ваш продукт (услуга) от товара конкурента?
Полезный эффект – это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара – это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка.
В конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Это всегда нужно помнить производителю товара (услуги).
АНАЛИЗ РЫНА СБЫТА
Изучение товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. – одна из наиболее частных причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.
При этом целесообразно обратить внимание на следующее:
-насколько часто и охотно покупатели приобретают ваш товар или обращаются к вам за услугами;
-кто именно покупает ваш товар или обращается к вам за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в вашем товаре или услуге);
-сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;
-как реагируют покупатели на цену вашего товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОВ
В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?
Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов)?
Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?
В чем вы рассчитываете их превзойти?
Цель данного раздела – облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов.
СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «производить то, что покупается, а не продавать то, что производиться» - главная формула маркетинга. В разделе бизнес-плана вас больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести свой продукт до потребителя. Коммерческий успех фирмы зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращение. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причины выбора поставщиков.
Основные элементы здесь следующие:
1. Схема распространения вашего товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.
2. Ценообразование: как вы будете определять цену вашего товара (услуги), какую прибыль надеетесь иметь, в каких пределах можете уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль;
3. Реклама: сколько средств вы можете выделить на это, в какой форме и какими средствами будете рекламировать свой бизнес;
4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего вы будете привлекать новых покупателей – расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.;
5. Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе: как и какими средствами вы будете добиваться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
План производства содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.
Главная задача раздела – подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы.
Где будут производиться товары – на действующем или на вновь создаваемом предприятии?
Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?
Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?
Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
Одновременно решаются вопросы о контроле за качеством выпускаемой продукции.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы.
Какие специалисты вам понадобятся для успешного ведения дела?
На каких условиях вы будете привлекать специалистов – на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?
Как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование.
Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат. Заработная плата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.
В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.
Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, свободный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.
Баланс денежных доходов и расходов – это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации фирмы.
Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы, чистую прибыль.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года существования проекта.
Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу) при котором фирма начнет получать прибыль.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|