Сделай Сам Свою Работу на 5

Коллоквиум № 1. Тема: Скандинавская литературная сказка





План

1. Своеобразие сюжета, жанровой специфики, проблематики сказочной эпопеи С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».

2. Самобытность художественного мира сказок Сакариаса Топелиуса.

3.Своеобразие литературных сказок Т.Янссон.

Методические указания

  1. Прочитать тексты: Сакариас Топелиус «Зимняя сказка», «Кнут-музыкант», «Сампо-Лопаренок», «Подарок морского хозяина», «Дважды два четыре», «Серебряная чашка Унды Марина», «Принцесса Линдагулль», «Домовой Абосского замка» и др.
  2. Туве Янссон «Мемуары папы Муми-Тролля», «Опасное лето», «Волшебная зима», «В конце ноября», «Муми-Тролль и комета», «Шляпа волшебника» и др. (одно произведение по выбору студента).
  3. Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».
  4. Сделать выписки в читательский дневник.
  5. Подготовить краткий письменный рассказ о каждом из писателей (жизнь, судьба, личность).
  6. Проанализировать указанные произведения по плану:
    1. «выходные данные» (время появления, история создания, место в творчестве писателя, прототипы, «протособытия», связь с фольклором и т.п.);
    2. идейно-тематическая основа произведения;
    3. основные герои, художественные приемы и средства их воплощения;
    4. особенности сказочного сюжета и композиции;
    5. время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер);
    6. образ автора в сказке, способы выражения авторской позиции, жанровые особенности;
    7. жанровые особенности;
    8. стилевое своеобразие произведения.
  7. Законспектировать литературу по теме, выбрав самые важные моменты, необходимые для характеристики текстов.

 



Основная литература

1. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. - М.,1979. – С.99-119; 120-144; 170-190.

2. Зарубежная литература для детей и юношества (Под ред. Мещеряковой И.К., Чернявской Н.С.). – М.,1983.

3. Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества. – М., 2007. – С.236-252.

4. Ивинская И.Н. Долина, где сбываются мечты // Литературная сказка. История. Поэтика. Методика преподавания. - М., 1997. -С.90-94.

5. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. – М., 1995. – С.169-171.



6. Мяэотс О. Туве Янсон – 80 лет // Диапазон. – 1994. - №3. – С.246-249.

 

Дополнительная литература

1. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. - М.,1980.

2. Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. - Л.,1974.

3. Нагибин Ю. О сказках и сказочниках // Литературные сказки зарубежных писателей. - М.,1982.

4.Степанова М. Учительница, ставшая известной писательницей (С.Лагерлеф) // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 7.

Занятие 6

Тема: Жанровое и художественное своеобразие волшебной повести

А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Тексты: Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители».

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король.

 

План

  1. А.Погорельский: личность, судьба, творчество.
  2. История создания сказки «Черная курица, или Подземные жители».
  3. Романтизм и романтическая сказка: её жанровые особенности.
  4. «Черная курица» как романтическая сказка (художественно-жанровый анализ):
  • своеобразие сюжета;
  • романтическое двоемирие как основа его развития;
  • образ Алеши; космос внутренней жизни ребёнка;
  • характер фантастики и средства её создания;
  • жанровый синкретизм произведения;
  • своеобразие языка.
  1. Традиции и «свой голос» в сказке А.Погорельского.

 

Основная литература

  1. Алексеева Л.Н. Образ ребенка в сказке «Черная курица» // Литература в школе. – 1997. - № 6. – С. 139-142.
  2. Грязнова А.Т. Средство создания фантастики в романтической сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Русский язык в школе. – 1998. - № 4. – С. 65–70, 90 (конспект).
  3. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М.,1975. – С. 3–24 (конспект).
  4. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С. 72–76 (конспект).
  5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М., 1990. – С. 204–208.

Дополнительная литература



  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С. 79–82.
  2. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели: справочник для учителей и родителей. – М., 1995. – С. 107–109.
  3. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М., 1998. – С. 145–149.
  4. Сапожков С. Гений, парадоксов друг… // Погорельский А. Волшебные повести. – М., 1992. – С. 121–126.
  5. Турьян М.А. Жизнь и творчество Антония Погорельского. // А.Погорельский. Избранное. – М., 1985. – С. 3–32.
  6. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. – М.,1985. – С. 61–74.

 

Занятие 7.

Тема: Сказки А.С. Пушкина

Тексты: Сказки А.С. Пушкина. Сказки братьев Гримм «Белоснежка», «Сказка о рыбаке и его жене».

 

План

  1. Источники сказок А.С. Пушкина.
  2. Фольклорные традиции в сказках А.С. Пушкина.
  3. Художественная самобытность пушкинских произведений.
  4. Проблематика сказок Пушкина.
  5. Специфика пушкинского художественного метода в жанре литературной сказки.

 

Основная литература

  1. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.
  2. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С.77-85.
  3. Непомнящий В.С. Заметки о сказках Пушкина // Вопросы литературы. - 1972. - № 3. – С.124-151 (конспект).

 

Дополнительная литература

  1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Сказки Пушкина в школе. – М., 1972. – С.27-43.
  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С. 63–73.
  3. Гессен А. Няня Пушкина // Сказки Пушкина в школе. – М., 1972. – С.45-55.
  4. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М., 1998. –С. 130–139.
  5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М., 1990. – С.209-223.

 

Занятие 8.

Тема: Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»

 

План

 

  1. Фольклорные и литературные источники сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершова.
  2. Отражение народных идеалов в сказке.
  3. Социально-сатирические мотивы.
  4. Фантастическое и реальное в сказке.
  5. Композиция произведения.
  6. Особенности стиля.
  7. Отзывы о сказке А.С.Пушкина, В.Г.Белинского. Современные исследователи сказки П.П.Ершова.

 

 

Основная литература

1. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М.:Просвещение, 1948. – 409 с.

2. Жизнь и творчество П.П. Ершова: Семинарий: науч.–методич. пособие к курсу и спецсеминару для студентов, учителей и преп. вузов / сост.: М.Ф. Калинина, О.И. Лукошкова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 2002. – 208 с.

3. Народная и литературная сказка: межвуз.сб.науч.тр. ИГПИ им. П.П. Ершова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1992. – 198 с.

4. Особенности языка сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» : сб.науч.ст. / ред. Л.В. Шапошникова. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2007. - 76с.

5. Пётр Павлович Ершов – писатель и педагог: тезисы докладов и сообщений. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1989. – 75 с.

6. Сатин, Ф.М. История русской детской литературы / Ф.М. Сатин. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.

Дополнительная литература

  1. Леонова Т.Н. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке. – Томск, 1982.
  2. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992.
  3. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века: История, классификация, поэтика: Монография. – М., 2001.

 

 

Занятие 9.

Тема: Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес»

Текст: Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес».

 

План

1. Льюис Кэрролл и его мир (личность писателя).

2. История создания «Алисы». Прототипы сказки.

3. Фольклорные образы и литературные традиции.

4. Нонсенс сказки Л. Кэрролла:

  • общее понятие «нонсенса» как литературного жанра и как творческого метода;
  • особенности сюжета; игра как основа развития действия;
  • хронотоп (время и пространство «Алисы»). Сон как особый способ организации мира;
  • языковые особенности сказки;

· смысл образов-символов (Белый Кролик, Чеширский Кот, Герцогиня, Болванщик, Мартовский Заяц, Червонная королева и пр.). Противопоставление Алисы жителям Страны Чудес.

5. Новаторство Л. Кэрролла.

 

Основная литература

1. Демурова Н.М. Алиса в стране чудес и в Зазеркалье // Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. – М., 1990. – С.277–313 (конспект).

2. Заходер Б. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес (любое издание). См.: «Глава никакая, из которой тем не менее можно кое-что узнать».

3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С.161-164.

4. Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. - М., 1982.

5. Рыбаков В. Сказочник и его сказки // Семья и школа. 1982. - № 1 – С. 46–49.

6.Тихонова С. Великий фантазер и чудак // Дошкольное воспитание. 1984. – № 3 – С.41-45.

Дополнительная литература

1. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. – М., 1975. – С. 70–80.

2. Демурова Н. М. Льюис Кэрролл. – М., 1979.

3. Урнов Д. Как возникла «Страна чудес». – М.,1969.

 

Занятие 10.

Коллоквиум № 2. Тема: Английская литературная сказка

План

1. Своеобразие сюжета, композиции сказки А.Милна «Вини-Пух и все-все-все». Проблематика, образы, языковые особенности.

2. Проблематика, особенности сюжета, художественная самобытность сказки П.Трэверс «Мери Поппинс».

3. Специфика сюжета, герои, проблематика, особенности стиля сказки Дж.Барри «Питер Пен».

 

Методические указания

1. Прочитать тексты: Д.Барри «Питер Пэн», П.Трэверс «Мэри Поппинс», А.Милн «Винни-Пух и все, все, все» (сделать выписки в читательский дневник). Наблюдения над текстом записать в читательский дневник.

2. Подготовить письменный рассказ о каждом из писателей (жизнь, личность, судьба).

3. Проанализировать указанные произведения по плану:

  • «выходные данные» (время появления, история создания, место в творчестве писателя, прототипы, «протособытия», связь с фольклором и т.п.);
  • идейно-тематическая основа произведения;
  • основные герои, художественные приемы и средства их воплощения;
  • особенности сказочного сюжета и композиции;
  • время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер);
  • образ автора в сказке, способы выражения авторской позиции, жанровые особенности;
  • жанровые особенности;
  • стилевое своеобразие произведения.

4. Законспектировать литературу по теме, выбрав самые важные моменты, необходимые для характеристики текста.

 

Индивидуальные задания: подготовка рефератов

 

Основная литература

  1. Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиографический словарь / под общ. ред. И.Г.Минераловой. – М., 2005. – С.30-34; 296-300; 415-422; 422-426.
  2. Зарубежные писатели: Библиографический словарь. – М., 1997. – Т.2. – С.316-318.
  3. Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества. – М., 2007. – С.183-190; 195-198..
  4. Кагарлицкий Ю. О писателях-сказочниках и мире детства // Библиотека мировой литературы для детей. Л.Кэрролл, А.Милн, Д.Барри. - М.,1983. С.3-29.
  5. Лунгина Л. Живое чудо сказки // Библиотека мировой литературы для детей. Астрид Линдгрен, Памела Трэверс и др. - М., 1983. С.3-18.
  6. Чернявская И. Путешествие в страну фантазии // Дж.Барри, Дж.Крюс, П.Трэверс. - М.,1987. – С. 3-14.

Дополнительная литература

1. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. - М.,1980.

2. Демурова Н. Из истории английской детской литературы XVIII-XIX вв. - М.,1976.

3. Зарубежная литература для детей и юношества (Под ред. Мещеряковой И.К., Чернявской Н.). – М.,1983.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.