Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Про то, почему Солнышко не дружит с Темнотой

Занятие №1.

Тема: Фольклор в детском чтении. Жанры фольклора

Задания

1. Познакомиться с литературой по теоретическим вопросам. Подготовить краткие конспекты ответов на каждый из них:

1) Жанры детского фольклора. Их классификация.

2) Определения жанров детского фольклора:


o колыбельная песня,

o сказка,

o пестушка,

o потешка,

o прибаутка,

o считалка,

o жеребьевая скороговорка,

o загадка,

o пословица,

o поговорка,

o дразнилка,

o закличка


 

3) Особенности поэтики малых жанров фольклора.

  1. Ответить на вопросы:

1) От какого слова происходят “пестушки” и что это слово означает?

2) Найдите потешку, докажите свое мнение:

а) Ягодка малиновка, б) Дыбок, дыбок,

Медок, сахарок, Завтра годок!

Поди вон, королек! Дыбок, дыбок,

Там тебе место - Целый годок!

В кислое тесто.

в) Пошел мужик по воду, г) Радуга-дуга!

Нашел мешок солоду, Унеси меня в луга,

Заварил он бражку, Не тем концом,

Позвал Дуняшку: Золотым кольцом.

- Дуняшка, Дуняшка,

Хороша ли бражка? д) Три-та, та, три-та, та!

- Сладко-медовая, Вышла кошка за кота.

Под лавкой стояла, У кошки лепешки,

В печи ночевала. У кота пирожки.

Ходит кот по лавочке,

Ведет киску за лапочку.

Ходит кот по лавочке,

Продает булавочки:

Тому-сему продает,

А Сашеньке не дает.

3) Определите жанр приведенных ниже текстов:

а) Наши люди лучше ваших, б). Крошка-сын к отцу пришел

Наши люди красивей. И спросила кроха:

Наши люди вашим людям Десять баксов мне на стол, -

Накатают сто мячей. Или будет плохо!

в) У нас на дворе – на подворье погода размокропогодилась.

4) Определите положительные и отрицательные стороны дразнилок.

5) Почему в некоторых колыбельных песнях звучат мотивы похорон ребенка, его скорой смерти?

6) Какая связь между фольклором и народной педагогикой?

3. Подберите 2-3 примера на каждый жанр малого фольклора и запишите их в читательский дневник.

 

Основная литература:

1. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. (2005).

2. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Академия, 1997. (2005, 2008, 2011).



3.Аникин В.П., Агеносов В.В., Ганкина Э.З. Детская литература. – М., 1990.

Дополнительная литература

1. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П.Аникин. – М. : Просвещение, 1977. – 430 с.

2. Афанасьев, А. Н. Народная русская сказка / А. Н. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1980 – 111с.

3. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 4 / В. Г. Белинский – М.: Просвещение, 1970 – 107 с.

4. Детская литература : уч. пособ. для пед. училищ / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 398 с.

5. Нартова-Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии / С. К. Нартова-Бачавер. – М., 1996. – С. 3–14.

6. Никифоров, А. И. Сказка, её бытование и носители / А. И. Никифоров. – М.: Просвещение, 1930 – 105 с.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М. : Азбуковник, 1997 – 944 с.

8. Пастернак, Н. Сказки нужны ребенку как воздух / Н. Пастернак // Дошкольное образование. – 2008. –№ 8. – С. 23–35.

9. Попов, Л. К. Путешествие в страну добродетелей : пособ. для родителей по воспитанию / Л. К. Попов, Д. К Попов, Дж. Кавелин. – С.-П.: Нева, 1997 – 108 с.

10. Пропп, В. Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – Л.: Лениздат, 1984. –263 с.

11. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп – Л.: Лениздат, 1986 – 415 с.

12. Юдин, Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки) / Ю. Юдин. – М. : Лабиринт-К, 2006. – 336 с.

13. Яничев, П. И. Психологические функции волшебной сказки / П. И. Яничев // Практический психолог. – 1999. – нояб. – № 10. – С. 27–37.

 

Занятие №2

Тема: Волшебные сказки

 

Тексты:Василиса Прекрасная. Три царства – медное, серебряное и золотое. Летучий корабль. Марья Моревна. Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Перышко Финиста – ясна сокола. Морской царь и Василиса Премудрая. Баба Яга. Сивка-бурка. Волшебное кольцо. Кащей Бессмертный. Иван Быкович. Неосторожное слово и др.

План

1. Исторические корни волшебных сказок. Отражение в них обрядово-магических и мифологических понятий и представлений народа. Фантастическое начало сказок.

2. Жанровые особенности волшебных сказок. Сказочное пространство и время.

3. Типы героев, их характеристика.

4. Своеобразие сюжета и композиции волшебного повествования.

5.Поэтическая стилистика волшебной сказки.

Основная литература

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001. – С.455-473.

2. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975. – С.34-70.

3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 1998. – С.147-157.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л., 1928. – С.28-73 (репринтное издание). Или см. издание: Пропп В.Я. Морфология // Пропп. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989. – С.18-51.

5. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1989. – С.19-26.

Дополнительная литература

1. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М., 1977. – С.88-166.

2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 1977. – С.105-112.

3. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М., 1995.

 

Методические рекомендации

Волшебная сказка – ведущая жанровая разновидность в круге детского чтения. Как и другие фольклорные сказки, она любима детьми, покоряет их богатством вымысла, своими образами, переплетением фактического и реального. Сказка является одним из важнейших средств познания мира, позволяет познакомиться с историей её творца, составить верное представление о русском национальном характере, о народной фантазии, этике, эстетике.

Знание учителем, воспитателем особенностей сказочного жанра, его специфики поможет и детям понять и оценить всю «прелесть сказки», подготовить к восприятию и пониманию литературного произведения.

Внимательно прочитайте волшебные сказки, указанные в плане практического занятия. Работая с текстами, отметьте и выпишите в читательские дневники примеры, которые позволят вам быть убедительными в ответе на теоретические вопросы плана, а именно:

§ проявления чудесного: необыкновенные герои, невероятные события, фантастические существа, необычные (чудесные) помощники, предметы;

§ обозначения сказочного места и времени действия;

§ варианты сказочных присказок, зачинов, концовок;

§ эпизоды, повторяющиеся троекратно;

§ сказочные формулы («близко ли, далёко ли», «ни в сказке сказать, ни пером описать» и т.п.);

§ присловья – прозвища героев («свинка – золотая щетинка» и т.п.);

§ приемы поэтического стиля народной речи:

ü постоянные эпитеты («лес – темный», «стол – дубовый», «ковер – шелковый» и т.п.);

ü гиперболы («Скачет конь выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает» и др.);

ü синонимы («Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь»);

ü парные объединения слов, выражающие одно понятие («хлебом-солью», «пнями-колодами» и т.п.);

ü лексические и синтаксические повторы;

ü предложения, организованные по законам рифмы («Кощей сидит за столом, пишет пером»);

ü сравнения («Тогда вступил он в стремена и помчался, как вихрь»);

ü антитеза (противопоставление понятий и явлений);

ü инверсия («А царя еще пуще знобит зазноба сердечная». Ср. прямой порядок слов: «Сердечная зазноба знобит царя еще пуще»).

Грамотно выполнить это задание вам помогут исследования, указанные в списке литературы. Необходимо не только прочитать их, но и законспектировать, выделив главные положения изучаемых работ. Конспект должен излагать существенное содержание статьи или монографии. Работа с учебниками В.П. Аникина, Т.В. Зуевой и Б.Н. Кирдана (см. отмеченные страницы) позволит вам выявить жанровые особенности волшебной сказки, отражение в ней обрядово-магических и мифологических понятий и представлений народа.

Раздел из книги В.Я. Проппа поможет понять структуру волшебной сказки. Выпишите из этого источника три принципа сказочной структуры и основные функции героев (всего их, по наблюдениям В.Я. Проппа, - 31).

Вопросы о своеобразии сюжета и композиции волшебного повествования, особенностях сказочного времени и пространства, типах героев подробно рассмотрены в книге Н.М. Ведерниковой «Русская народная сказка».

Богатство художественных приемов и средств выразительности, с помощью которых создается «сказочная образность», проанализированы в работе С.Г. Лазутина.

Занятие №3

Контрольная работа

Создание собственной сказки по образцу народной

 

Вам необходимо на паре создать свою сказку, но по законам фольклорной. С основными принципами фольклорных сказок вы познакомились на лекции и практическом занятии №2. Помните, что сказочный сюжет всегда конфликтен, основу действия образует противоборство двух сторон, представляющих различные жизненные принципы.

 

Пример «портретирования» фольклорной сказки

Сказка

про то, почему Солнышко не дружит с Темнотой

Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.

За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, в небесном государстве жило-было красно Солнышко. По ночам Солнышко уходило спать в небесную светлицу, что светилась, как зарница, в высокий терем под хрустальными сводами, которые были хитро завиты в змейки золотые, а на верхушках тех сводов было по три звезды. Вокруг терема росли сады диковинные, цвели цветы красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать; птицы пели песни райские.

Хорошо жилось Солнышку; но, несмотря ни на что, каждое утро поднималось оно из своего терема выше леса стоячего, ниже облака ходячего, чтобы всю землю светом напоить, теплом обогреть, дать ей силы расти и соком созревать. Появлялось на небе красно Солнышко, и зеленели поля, и нежилась Земля, и птицы пели, и все веселели.

Но вот однажды ушло Солнышко за высокие горы, за густые дремучие леса, что ни птице не пролететь, ни зверю не пролезть, ни пешему не пройти, ни конному ни проехать. Ушло и пропало. На земле темно стало, холодно. Все затужили, загоревали. Собрался народ честной да зверь лесной, стали думать-гадать, как бы Солнце позвать, как его разбудить и заставить светить?

День думали, другой, третий, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Думали-думали и решили: гонцов снарядили - двенадцать добрых молодцев - рост в рост, волос в волос и голос в голос. Долго они плутали, красно Солнышко искали: звали, кричали, в барабаны стучали. Не услышало их Солнышко. Поехали они дальше.

Ехали так много ли, мало ли времени, неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, но вот, наконец забрались гонцы-молодцы в горы высокие. Могучий Ветер свистит, с ног их валит, а Мороз-Трескун щиплет нос; больно до слез. Горы высоки, ущелья темны, скалы грозны нависают, дальше не пускают. Внизу ущелье глубокое, холодное. Страшно! Пригляделись гонцы-молодцы и видят: в глубоком том ущелье, на самом дне, что-то блестит. Смотрят: да это Темнота - черный враг сети расставила, Солнышко запутала и держит у себя.

Думали гонцы, думали и, наконец, придумали: себя не щадить, Темноту погубить, а красно Солнышко освободить. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И так они этого хотели, что сами, как факелы, горели; стали они вниз спускаться, чтобы с Темнотою сражаться. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли гонцы спускались, друг за друга держались, сами боялись, но до низа добрались.

Темнота их испугалась, к голым камням прижалась, змеёй в ущелье вползла, но совсем не ушла. Чернела, пыхтела, как змея шипела – уходить не хотела.

А гонцы-молодцы сети разрывали, красно Солнышко выпускали. И взлетело оно легко в небо высоко-высоко…

С той поры, старики сказывают, Солнце с Темнотой не дружит, вместе их никогда не видели. Темнота Ночи усердно служит, а Солнышко с Утром дружит, со светом встаёт, весь день по синему небу плывёт, работу свою выполняет: всех греет, обогревает, Землю освещает, долгих лет всем нам желает.

И по сей день трудится Солнышко златоглавое: как нет его на небе, все горюют и кручинятся, а как явится оно, всем станет весело.

Вот вам и диво дивное и чудо чудное!

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

 

Это волшебная сказка, действие её происходит «за далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, в небесном государстве». Могучие и загадочные силы природы оживают в этой сказке, начинают действовать как живые существа, становятся главными сказочными героями. Сюжет сказки строится на столкновении, борьбе Солнышка с Темнотой. Чудесными помощниками Солнышка выступают двенадцать гонцов-молодцов «рост в рост, волос в волос и голос в голос»,которые получают задание освободить красно Солнышко из заточения. Много препятствий приходится преодолеть гонцам-молодцам, прежде чем они найдут глубокое ущелье, где живет Темнота. Нелегко победить Темноту, обладающую способностью превращаться в змею, но все-таки доброе начало побеждает в этой сказке.

Эта волшебная сказка необычайна и чудесна не только по своему содержанию, но и по форме. Юный сказочник начинает сказывание своей волшебной сказки с присказки:

«Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом», которая настраивает слушателей на особый сказочный лад. Затем идет сказочный зачин:

«За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было...», который переносит слушателя в особый сказочный мир.

Завершается сказка концовкой: «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!», которая отграничивает сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к действительности.

Автор этой волшебной сказки употребляет сказочные формулы: цветы росли красоты невиданной и неслыханной, «что ни в сказке сказать, ни пером написать»; солнце поднималось «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»; леса, «что ни птице не пролететь, ни зверю не пролезть, ни пешему не пройти, ни конному не проехать»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли»; «много ли, мало ли времени»; двенадцать молодцев «рост в рост, волос в волос и голос в голос»; постоянные эпитеты: Солнышко - красное, поля - широкие, моря - глубокие, горы - высокие, сады - диковинные, песни - райские, царство - некоторое, терем - высокий, леса - густые, дремучие, народ - честной, зверь - лесной, молодцы - добрые, Ветер - могучий, Мороз-Трескун, ущелья - темные, скалы - грозные, диво - дивное, чудо - чудное; синонимические повторы слов: жило-было, затужили-загоревали, думать- гадать, гонцы-молодцы; сравнения:сказочка сравнивается с вязочкой, гонцы- молодцы горели, как факелы; Темнота шипела как змея. Встречаются и антитезы:

- при определении темы сказки:

«С той поры, старики сказывают, Солнце с Темнотой не дружат, вместе их никогда больше не видели. Темнота Ночи усердно сложит, а Солнышко с Утром дружит, со светом встает, весь день, по синему небу плывет, работу свою выполняет: всех греет, обогревает, Землю освещает, долгих лет жизни всем нам желает»;

-в противопоставлении персонажей и их действий: Солнышко греет, освещает; Темнота несет холод и мрак;

-в сказочных формулах:

«Ни в сказке сказать, ни пером написать», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего», «скоро сказка сказывается, да не скоро деле делается», «долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли», «много ли, мало ли времени»;

- традиционная троичность: три звезды было на каждом хрустальном своде, три дня думали гонцы-молодцы.

Для языка этой сказки более характерно выражение действенности, чем качественности: из частей речи широко используются глаголы; прилагательные встречаются реже:

«Их (гонцов-молодцов) Темнота испугалась, к голым камням прижалась, змеей в ущелье вползла, но совсем не ушла. Чернела, пыхтела, как змея шипела - уходить не хотела».

Описания в сказке не часты:

Описание жилища Солнышка - «по ночам Солнышко уходило спать в небесную светлицу, что светилась, как зарница, в высокий терем под хрустальными сводами, которые хитро завиты в змейки золотые, а на верхушках тех сводов было по три звезды. Вокруг терема росли сады диковинные, цветы цвели красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, нипером описать; птицы пели песни райские»;

Описание места обитания Темноты - «горы высоки, ущелья темны, скалы грозны нависают; внизу ущелье глубокое, холодное».

Развернутые описания достигаются традиционными средствами - постоянными эпитетами:

«За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь, лазоревых полян, в, некотором царстве, в небесном государстве, жило-было красно Солнышко».

Устойчив в этой сказке признак устной передачи текста - особый порядок слов в предложении: «Появилось в небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля...»; «Но вот однажды ушло Солнышко за высокие горы...»; «Собрался народ честной да зверь лесной...» и т.д.

Встречаются характерные для устной повествовательной манеры сказок глагольные формы в настоящем и будущем времени:

«Пригляделись гонцы-молодцы и видят - в глубоком том ущелье, на самом дне, что-то блестит. Смотрят: да это Темнота, черный враг, сети расставила, Солнышко запутала и держит у себя».

Таким образом, и по содержанию, и по форме эта сказка может служить эталоном детской волшебной сказки: в ней есть все то, что делает сказку чудесной, необычайной.

Основная литература

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001. – С.455-473.
  2. Аникин В.П., Агеносов В.В., Ганкина Э.З. Детская литература. – М., 1990.
  3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975. – С.34-70.
  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 1998. – С.147-157.
  5. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1989. – С.19-26
  6. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. (2005).

7. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Академия, 1997. (2005, 2008, 2011).

  1. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л., 1928. – С.28-73 (репринтное издание). Или см. издание: Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989. – С.18-51.

Дополнительная литература

1. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П.Аникин. – М. : Просвещение, 1977. – С.88-166.

2. Афанасьев, А. Н. Народная русская сказка / А. Н. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1980 – 111с.

3. Детская литература : уч. пособ. для пед. училищ / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 398 с.

4. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество / Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. – М., 1977.

5. Нартова-Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии / С. К. Нартова-Бачавер. – М., 1996. – С. 3–14.

6. Никифоров, А. И. Сказка, её бытование и носители / А. И. Никифоров. – М.: Просвещение, 1930 – 105 с.

7. Пастернак, Н. Сказки нужны ребенку как воздух / Н. Пастернак // Дошкольное образование. – 2008. –№ 8. – С. 23–35.

8. Попов, Л. К. Путешествие в страну добродетелей : пособ. для родителей по воспитанию / Л. К. Попов, Д. К Попов, Дж. Кавелин. – С.-П.: Нева, 1997 – 108 с.

9. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп – Л.: Лениздат, 1986 – 415 с.

10. Пропп, В. Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – Л. : Лениздат, 1984. –263 с.

11. Юдин, Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки) / Ю. Юдин. – М. : Лабиринт-К, 2006. – 336 с.

12.Яничев, П. И. Психологические функции волшебной сказки / П. И. Яничев // Практический психолог. – 1999. – нояб. – № 10. – С. 27–37.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.