Тема 14. Ревизия операций с нематериальных активов
В соответствии с Общероссийским классификатором оси фондов ОК-013-94 нематериальные активы составляют нематериальные основные фонды.
В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам могут быть отнесены:
• исключительные права патентообладателя на изобретения промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;
• исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;
• исключительные права владельцана товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
• имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
• деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.
Объект НМА должен использоватьсяболее 12 месяцев в производственных целях либо для управленческих нужд и при этом не иметь материально-вещественной структуры.В то же время данный объект должен быть идентифицирован, т.е.иметь документы.
Стоимость НМА погашается полностью в течение срока их полезного использования или периода действия вещного права на них. Амортизация может начисляться линейным способом, пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка. Срок полезного использования НМА определяется на основании:
• срока действия патента, свидетельства и т.п.;
• ожидаемого срока использования НМА, в течение которого организация может получать экономическую выгоду (доход);
• количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования НМА.
По тем НМА, срок полезного использования которых определить невозможно, нормы амортизации устанавливаются в расчете 20 лет (но не более срока деятельности предприятия).
Нематериальные активы, приобретенные за плату, оцениваются путем суммирования фактических расходов на их покупку; полученные безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенные на самом предприятии - по стоимости их изготовления; при внесении учредителями как вклада в уставный капитал подоговоренности сторон.
Права и иные НМА могут приобретаться организацией только в результате заключения гражданских правовых договоров и регулируются патентным законом, законом о товарных знаках, знаках обслуживания законом об авторском праве и др.
Приобретение НМА возможно на основании:
• авторского договора об использовании произведения;
•лицензионного договора;
•договора о передаче ноу-хау;
•учредительного договора.
Создание НМА осуществляетсяв рамках:
•договора о создании произведения;
• договора о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• договора о создании (передаче)научно-технической продукции.
В авторском договоре должны быть определены способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);
срок, на который передается право на использование; размер вознаграждения или порядок его определения, порядок и сроки выплаты.
Предметом лицензионного договора являются лишь такие нематериальные активы, которые проходят специальную регистрацию в соответствующих органах (изобретения, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания). Сторонами лицензионного договора являются лицензиар (сторона, передающая всю необходимую документацию) и лицензиат. В лицензионном договоре указываются: способы использования объекта; срок, на который передается право использования; размер вознаграждения и порядок его определения, порядок и сроки его выплаты. Вознаграждение может определяться в виде отчислений от прибыли лицензиата и в виде оговоренной суммы. В договоре должны быть указаны обязанности сторон. Лицензионный договор подлежит регистрации в патентном ведомстве.
По договору о передаче ноу-хау передается само ноу-хау (информация), а не право на его использование. Договор определяет основные условия передачи ноу-хау, срок действия, цену и порядок оплаты, обязательства сторон сохранять конфиденциальность. Существенным условием договора является описание передаваемого ноу-хау. Такой договор не подлежит регистрации.
В договорах на выполнение НИОКР указываются: наименование работы и каждого ее этапа; основание для проведения работы
(программа, план,техническое задание и т.д.); сроки выполнения работы в целом и каждого ееэтапа; стоимость работ и порядок оплаты; порядок приема работ; условия использования результата работ; ответственность сторон.
В учетной политике организации должны быть отражены:
• способы оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;
• сроки полезного использования НМА (по группам);
• способы начисления амортизации по группам НМА;
• способы отражения в бухгалтерском учете амортизации, начисленной по НМА.
Первоначальные расходы по приобретению НМА учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Там же отражаются и все расходы, связанные с доведением НМА до состояния, в котором они пригодны к использованию. После этого активы списываются в дебет счета 04 «Нематериальные активы». В бухгалтерском учете организации делается следующая проводка:
Д 04 К 08, субсчет «Приобретение НМА» -введен в эксплуатацию объект НМА.
Когда организация самостоятельно создает НМА для собственных нужд, учет затрат ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Постановка на учет НМА оформляется актом приемки-передачипо форме № ОС-4. На основании акта составляется инвентарная карточка учета нематериальных активов по форме № НМА-1.
Синтетический учет нематериальных активов при журнально-ордерной форме ведется в журналах-ордерах №10 и №13 и в ведомости учета нематериальных активов № 17.
Поскольку количество операций с НМА в организации, как правило, незначительно, проверка правильности отнесения объектов к нематериальным активам проводится сплошным способом.
Проверяя правильность отнесения объектов учета к НМА, следует изучить договор, по которому приобретен объект. Наряду с договорами ревизор осуществляет проверку документального оформления принятия объекта НМА к учету: составление акта приемки-передачи (приемки) и карточки учета нематериальных активов. В первичных документах проверяются правильность заполнения обязательных реквизитов, указание срока полезного использования, дата приема к учету (ввода в эксплуатацию, описания объекта, отражения первичных документов в регистрах бухгалтерского учета).
После проверки юридического оформления договоров и первичных документов ревизор оценивает первоначальную стоимость НМА. Оценка НМА определяется исходя из стоимости по соответствующему договору и включения затрат по доведению их до состояния пригодного к использованию: по фактическим затратам в случае изготовления; по рыночной стоимости и затратам на доведение их до состояния, в котором НМА пригодны к использованию в случае дарения; по договоренности учредителей в случае вклада в уставный капитал. Ревизор проверяет, была ли проведена оценка НМА, полученного в качестве вклада в уставный капитал, стоимостью свыше 200 МРОТ независимыми экспертами, не включены ли в стоимость НМА общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с приобретением (созданием).
Если ревизор не доверяет системе внутреннего контроля за нематериальными активами, проводится инвентаризация. Инвентаризация нематериальных активов проводится на основании приказа руководителя, инвентаризационной описи (форма № ИНВ-1), регистров синтетического учета по счету 04 «Нематериальные активы», Главной книги. Порядок проведения инвентаризации НМА соответствует порядку проведения инвентаризации основных средств.
Фактическое наличие определяется на основании первичных документов, подтверждающих права организации на использование нематериального актива, охранных документов. Учетные данные берутся из ведомостей, регистров синтетического учета и Главной книги.
При необходимости ревизор проводит проверку тождественности показателей отчетных форм по НМА, данных отчетности и Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета.
Ревизор должен убедиться, что нематериальные активы используются в производственной деятельности, приносят доход и не принадлежат к той категории НМА, по которой не производится погашение стоимости в соответствии с действующим законодательством.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам представляют собой оценочную величину, которая базируется на предполагаемом периоде полезного использования. Ревизор проверяет соответствие установленных сроков полезного использования, способа и норм амортизационных отчислений требованиям ПБУ по учету нематериальных активов. Для проведения проверки используются карточки формы № НМА-1 и первичные документы, послужившие основанием для принятия к учету объекта нематериальных активов. Поверяется, не производится ли начисление амортизации законсервированных нематериальных активов.
Вопросы к экзамену, зачету по учебной дисциплине «Контроль и ревизия»
1. Сущность, значение и место контроля в управлении экономикой.
2. Основные принципы, цели и задачи экономического контроля.
3. Функции экономического контроля.
4. Предмет и объекты экономического контроля.
5. Виды контроля и их классификация.
6. Приемы и способы, используемые при проведении контроля.
7. Контролирующие органы.
8. Основное содержание финансового контроля.
9. Технология финансового контроля.
10. Исторический обзор развития системы финансового контроля в России.
11. Система финансового контроля в Российской Федерации.
12. Виды финансового контроля. Взаимосвязь и отличие внешнего и внутреннего контроля.
13. Классификация системы внутреннего контроля.
14. Требования к системе внутреннего контроля.
15. Составляющие системы внутреннего контроля организации.
16. Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования.
17. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий).
18. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности.
19. Инвентаризация, ее цель и значение.
20. Виды инвентаризаций.
21. Подготовительная работа.
22. Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации.
23. Ошибки при проведении инвентаризации и их последствия.
24. Отражение результатов инвентаризации в учете.
25. Учет пересортицы товаров.
26. Сущность ревизии, цель и задачи.
27. Виды ревизий.
28. Методы и приемы документального контроля.
29. Методы и приемы фактического контроля.
30. Документ как доказательство законности осуществления операции;
31. Отличие ревизии от аудита.
32. Ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза.
33. Основания и периодичность проведения ревизии.
34. Планирование ревизии.
35. Формы организации контрольно-ревизионной работы.
36. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется.
37. Характеристика основных этапов ревизионной проверки.
38.Порядок составления и содержания акта ревизии.
39. Особенности проведение ревизий по требованию правоохранительных органов.
40. Реализация результатов ревизии (обсуждение и утверждение материалов ревизии и решений по ним). Организация контроля за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.
41. Делопроизводство по организации контрольно-ревизионной работы.
42. Ревизия поступления основных средств
43. Ревизия сохранности основных средств
44. Оформление результатов инвентаризации основных средств
45. Ревизия операций по изменению стоимости основных средств
46. Ревизия переоценки основных средств
47. Ревизия операций внутреннего перемещения основных средств
48. Ревизия операций по ремонту основных средств (текущего, среднего и капитального)
49. Ревизия капитального ремонта основных средств, сданных в аренду
50. Ревизия операций выбытия основных средств
51. Ревизия поступления материалов
52. Хранение материалов на складе (центральном складе). Ревизия хранения материалов на складе (центральном складе)
53. Оформление результатов инвентаризации материалов.
54. Ревизия списания материалов в производство
55. Ревизия выбытия материалов на сторону
56. Ревизия отражения кассовых операций в учете
57. Ревизия работы кассира - операциониста
58. Ревизия работы кассира раздатчика
59. Командировочные расходы и ревизия командировочных расходов
60. Хозяйственные расходы и ревизия хозяйственных расходов
61. Представительские расходы и ревизия представительских расходов
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.96, № 1095 (с изменениями, внесенными указом Президента РФ от 25.07.2000 № 1358.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51 ФЗ (с изменениями)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 51.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 1998. №145-ФЗ / СЗ РФ. 1998.
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129 – ФЗ (с изменениями)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 №107н, от 24.03.2000 №31н).
7. Положения по бухгалтерского учету №№ 1-19. М.: Бератор, 2003.
8. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001.
9. Аудит. Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О'Рейли, М.Б. Хирш; Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
10. Бурцев В.В. Система внутреннего контроля организации в современных условиях хозяйствования// Аудиторские ведомости. 1998. № 8.
11. Вахрушина М.А. Бухгалтерский и управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега – Л; Высш. шк., 2002.
12. Венедиктова В.И. Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах. М.: Институт новой экономики, 1995.
13. Воронаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля// Бухгалтерский учет. 1996. № 8.
14. Галимзянов Р.Ф. Контроль за налогами на предприятии. М.: Эксперт, 1999.
15. Государственные и муниципальные финансы / под ред. И. Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2003.
16. Гранатуров В.М. Экономический риск. 2-е издание. - М.: ДИС, 2002.
17. Данилевский Ю.А., Мезенцев Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М.: Финансы и статистика, 1992.
18. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999.
19. Контроль и ревизия: Учебное пособие. /коллектив авторов; под ред. д-ра экон. Наук, проф. М.Ф. Овсийчук. 3-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2006. – 224 с.
20. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль в коммерческих организациях. Издание 2-е.2004. – 416 с.
21. Маренков Н.Л., Т.Н. Веселова. Практика контроля и ревизии: Учебное пособие. /Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. – М.:КНОРУС, 2006. – 224 с.
22. Мельник М.В.,Пантелеев А.С., Звездин А.Л.Ревизия и контроль. Учебное пособие. М. ИД ФБК-ПРЕСС 2003
23. Медведев А.Н. Как избежать бухгалтерских ошибок. М.: Инфра - М, 1999.
24. Петрова Ю.В. Система внутреннего контроля предприятия в условиях предпринимательских рисков// Аудиторские ведомости. 1998. №1.
25. Контроль и ревизия: Учебное пособие. /коллектив авторов; под ред. д-ра экон. Наук, проф. М.Ф. Овсийчук. 3-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2006. – 224 с.
26.Судебно – бухгалтерская экспертиза. Справочник. М.: Экономика, 1999.
27. Суйц В.П. Первичный контроль и управление производством// Бухгалтерский учет. 1996. № 1.
28. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит. М.: Финансы и статистика, 1988.
29. Управленческий учет: Учеб. пособие /Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.
30. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т. 4: Контроль как функция управления. М.: ВИПК Энерго, 1992.
31. Федотова Е.С. Контроль и ревизия: / Е.С. Федотова. Учебно-методический комплекс. М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 144 с.
32. Фленов С.И. Организация и методика ревизий финансово-хозяйственной деятельности объединений (предприятий). М.: Финансы и статистика, 1987.
33. Шохин О.С., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. М.: Финансы и статистика, 1998.
Дополнительная литература:
19. Материалы журнала «Аудитор» за 2005-2006 г.г.
20. Материалы журнала «Бухгалтерский учет» за 2005-2006 г.г.
21. Материалы журнала «Аудит и налогообложение» за 2005-2006 г.г.
22. Материалы журнала «Финансы» за 2005-2006 г.
23. Материалы журнала «Бюджетные и некоммерческие организации» за 2005-2006 г.
Задача 1
Акционерное общество- организация оптовой торговли приняла решение увеличить уставный капитал на 60 000 руб., включив в состав акционеров работника, который в качестве взноса передал в организацию автомобиль «Жигули». Автомобиль был оприходован и использовался в производственной деятельности. Рыночная стоимость автомобиля, определенная оценщиком, - 68 000 руб. Через месяц автомобиль был похищен, но виновник был установлен, им оказался сотрудник организации. Была проведена инвентаризация основных средств, и результаты отражены в инвентаризационной описи формы № ИНВ-12. В инвентаризационной описи материально ответственное лицо дало две расписки. По решению суда стоимость автомобиля было решено взыскивать в течение 6 месяцев равными долями. Первый взнос в погашение стоимости украденного автомобиля виновник внес в кассу.
1. Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
2 Правильно ли использована типовая форма по итогам инвентаризации в организации оптовой торговли. Если нет, то укажите наименование и номер типовой формы первичных документов, которые необходимо было использовать.
3. Какого содержания расписки дало материально ответственное лицо и где в инвентаризационной описи они располагаются?
4. По какой цене приходуется имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал?
Задача 2
В ходе инвентаризации основных средств было установлено, что организация неправомерно оприходовала на свой баланс станок стоимостью 200 000 руб., принятый на ответственное хранение. Кроме того, выявлена недостача полуприцепа на сумму 50 000 руб. и установлен факт неоприходования здания, полученного безвозмездно (рыночная стоимость здания 200 000 руб., остаточная стоимость здания по балансу передающей организации — 180 000 руб.). Виновное лицо по недостаче не установлено. Принято решение сделать необходимые исправления в учете, а также оприходовать излишек, недостачу списать за счет средств организации.
1.Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
2. Перечислите, на основании каких документов и в какой оценке производится прием товарно-материальных ценностей на ответственное хранение при безвозмездном получении.
Задача 3
В ходе инвентаризации установлено, что основное средство — автомобиль (балансовая стоимость - 90 000 руб., начислена амортизация - 40 000 руб.), числящийся на балансе и находящийся в цехе, фактически разобран на запасные части и не пригоден к эксплуатации. Председатель инвентаризационной комиссии сделал вывод, что недостача отсутствует, но стоимость основного средства необходимо уменьшить до балансовой стоимости имеющихся в наличии запасных частей (32 000 руб.). Для оценки технического состояния автомобиля но решению инвентаризационной комиссии были привлечены специалисты-эксперты: начальник технического отдела организации и начальник отдела снабжения. По итогам инвентаризации составлена инвентаризационная опись по форме № ИНВ-10 и сличительная ведомость по форме №ИНВ-19.
1. Отразите результаты инвентаризации.
2. Дайте оценку действиям председателя инвентаризационной комиссии и отдельно инвентаризационной комиссии.
3. Правильно ли использованы типовые формы по итогам инвентаризации? Если нет, то укажите наименование и номер типовой формы первичных документов, которые необходимо было использовать.
Задача 4
При ревизии сохранности основных средств ревизор произвел
следующие действия:
а) выборочно сверил записи в инвентарных карточках учета основных средств с данными актов приемки-передачи и данными технических паспортов;
б) провел суммарную сверку стоимости основных средств по инвентарным карточкам с данными по счету 01 «Основные средства» в Главной книге.
1. Укажите, какие еще ревизионные мероприятия можно провести.
Задача 5
При проведении инвентаризации был обнаружен неучтенный отдельно стоящий гаражный бокс. В результате проверки документации выяснилось, что работы по строительству бокса на сумму 1000 у.е. были оформлены как текущий ремонт гаража для грузового автотранспорта. Рыночная цена 2000 у.е.
Д26 К 10,70, 69 – 1000 у.е.
1. Отразите результаты инвентаризации.
2. Назовите типовые формы документов, применяемые в этом случае.
Задача 6
При сверке ревизором приходных ордеров по оприходованию зеркал для производства мебели с товарно-транспортными накладными были обнаружены расхождения. По товарно-транспортным накладным поступило 2000 м зеркал по цене 100 руб. за 1 м, по приходным ордерам поступило 1950 м. Договором с поставщиком зеркал предусмотрена норма боя при транспортировке 1%. Бухгалтерия отнесла стоимость боя на увеличение цены поставки.
По расчетам ревизора организация понесла убытки, которые должен возместить поставщик. Поставщик признал обоснованность расчетов и в счет стоимости боя сверх норм поставил 30 м2 зеркал.
1. Сделайте расчет убытка.
2. Сделайте бухгалтерские записи по итогам ревизии.
3. Каким первичным документом оформляется бой, выявленный при приемке ТМЦ? В каких еще случаях оформляется данный документ?
Задача 7
При проверке проводимых ранее инвентаризаций был выявлен следующий факт: в результате инвентаризации обнаружен неэксплуатируемый автомобиль, у которого отсутствуют два колеса и стеклоочистители. Из объяснительной записки материально ответственного лица (водителя) следовало, что он не успел поставить машину в гараж и оставил ее во дворе организации. В результате неизвестными лицами с машины были сняты указанные детали. По результатам инвентаризации было признано, что виновное лицо отсутствует. Затраты на ремонт были осуществлены: Д 23-К 10, 70, 69 - 2100 руб.
1. Определите, правильное ли решение приняла инвентаризационная комиссия. Если нет, то какими проводками и какими документами должны быть оформлены результаты инвентаризации.
Задача 8
При проверке ранее проведенных инвентаризаций был выявлен следующий факт: обнаружен неработающий измерительный прибор стоимостью 15 000 руб., испорченный по вине материально ответственного лица. По результатам инвентаризации были сделаны следующие проводки:
Д02 - К01 —12 000 руб. — определена остаточная стоимость измерительного прибора;
Д 94 — К 01 — 3000 руб. — списана остаточная стоимость измерительного прибора;
Д 73 — К 94 — 3000 руб. — отнесено на расчеты с персоналом;
Д 50 — К 73 — 3000 руб. — внесено в кассу виновным лицом.
1. Укажите ошибки.
2. Сделайте правильные бухгалтерские проводки.
Задача 9
Для увеличения объемов грузоперевозок организация приобрела прицеп. В связи с этим возникла необходимость заменить работающий двигатель грузовой автомашины на более мощный. Одновременно были проведены и другие работы. Работы оформлены следующими проводками (без учета НДС):
Д 08 — К 10 — 89 000 руб. — списана стоимость нового более мощного двигателя;
Д 08 — К 10 — 4500 руб. — списана стоимость лобового стекла;
Д 08 — К 10 — 3000 руб. — списана стоимость одной рессоры, установленной взамен треснувшей;
Д 01 — К 08 — 96 500 руб. — списаны расходы по модернизации грузовой автомашины.
По итогам проверки данной ситуации ревизор выявил недостачу имущества. По оценке привлеченного эксперта стоимость утраченного имущества составила 8000 руб.
1. Укажите наименование недостающего имущества, сделайте бухгалтерские записи.
2. Определите ошибки в бухгалтерском учете, допущенные в ходе отражения операции по модернизации грузового автомобиля. Сделайте исправительные записи.
3. Какими документами оформляются ремонт и модернизация основных средств?
Задача 10
Организация производит женские платья на пуговицах. Их изготавливают два цеха по 500 шт. каждый. В связи с изменением спроса объем производства платьев снизился до 700 шт. Весь объем будет производить первый цех, второй будет производить куртки на молнии. В связи с этим машина по пришиванию пуговиц передана в первый цех.
1. Определите, целесообразно ли это перемещение, какими проводками оно должно быть оформлено и какими документами.
Задача 11
На балансе организации с 1947 г. числятся три фрезерных станка стоимостью 40 000 руб. каждый, станки полностью амортизированы. По результатам инвентаризации они признаны неработающими, требующими ремонта. Ремонт не может быть проведен, так как невозможно достать запасные части к станкам.
1. Какие записи можно сделать в акте ревизии?
2. Какие проводки будут сделаны по итогам инвентаризации?
3. Какие особенности возникают при инвентаризации основных средств, не подлежащих восстановлению?
Задача 12
Согласно акту о списании объекта основных средств по форме № ОС-4 были проведены следующие операции по списанию карусельного станка:
Д 02 — К 01 — 10 000 руб. — списана амортизация;
Д 91 — К 01 — 10 000 руб. — списана первоначальная стоимость;
Д 26 — К 60 — 9000 руб. — отражены расходы по списанию;
Д 10 — К 99 — 2500 руб. — оприходованы запчасти.
Станок списан как не подлежащий ремонту. Акт подписан комиссией в составе главного инженера, мастера и начальника цеха. 1. Найдите ошибки в бухгалтерском учете и в действиях должностных лиц.
Задача 13
При ревизии ремонтных работ было выявлено превышение расходов па ремонт склада за счет увеличения расходов на материалы. При проверке требований выяснилось, что на ремонт было списано облицовочной плитки на 10 м2 больше, чем по смете. Из объяснительной записки мастера следует, что поскольку 10 м2 плитки было залито краской, ее пришлось заменить. Учетная стоимость 1 м2 плитки 100 руб. По решению руководителя организации, принятому по предложению ревизора, стоимость утраченных ценностей удержана из заработной платы мастера.
1. Обоснуйте правомерность предложения ревизора.
2. Сделайте бухгалтерские записи по итогам ревизии.
Задача 14
При инвентаризации основных средств были выявлены 20 шлифовальных станков, числящихся на консервации 9 месяцев. Консервация проведена по приказу руководителя организации. По консервации ежемесячно осуществляются расходы:
смазка станков - 2000 руб., которые списываются в дебет счета 20, заработная плата охране - 3000 руб., заработная плата -1080 руб., которые списываются в дебет счета 26, амортизация - 1000 руб. По мнению ревизора, все расходы, связанные с консервацией 1 неправомерно отнесены на себестоимость, так как они не связаны с доходами, кроме того, расходы на консервацию завышены.
1. Какими нормативными актами руководствовался ревизор?
2. Сделайте расчет завышения расходов на консервацию.
3. По итогам расчета сделайте бухгалтерские записи.
Задача 15
Ревизия в организации поставок ТМЦ выявила следующие факты:
а) недостача поставок олифы составила 21 000 руб.;
б) недостача в пределах норм естественной убыли составила 4000 руб.
Данные факты были отражены в бухгалтерии следующими проводками:
Д 94 - К 60 - 4000 руб.;
Д 76-К 60 -17 000 руб.;
Д 10-К 94 - 4000 руб.
Претензия была предъявлена поставщику, который отказался ее удовлетворить, ссылаясь на то, что в акте о приемке материалов формы № М-7 нет подписи его представителя. Суд отказал в иске к поставщику. Сумма претензии была списана на убытки:
Д 91 К 76 -17 000 руб.
Ревизор сделал вывод об ответственности товароведа за нанесенный организации ущерб. Решением руководителя организации по итогам ревизии сумма ущерба возмещена из заработной платы товароведа.
1. Какие правила в оформлении акта по форме № М-7 нарушены товароведом?
2. Определите сумму ущерба, нанесенного организации.
3. Сделайте бухгалтерские записи по итогам ревизии.
Задача 16
В ходе проведения ревизии выявлено, что данные документов отдела снабжения отличаются от данных центрального склада по комплектам мебельной фурнитуры. За проверяемый период на центральный склад поступило 1000 комплектов по цене 300 руб. В учете центрального склада такие комплекты не числились. Из объяснительной записки заведующего центральным складом следует, что эти комплекты не приходуются на центральном складе, так как сразу поступают в цех по производству шкафов, что оформляется следующей проводкой:
Д 20 - К 60.
Инвентаризация в цехе выявила 200 комплектов мебельной фурнитуры в кладовой.
1. Какие документы необходимо было изучить в отделе снабжения и на центральном складе для получения выводов об отсутствии учета мебельной фурнитуры на центральном
складе?
2. Документ какой формы необходимо использовать для инвентаризации ТМЦ в кладовой цеха?
3. Сделайте записи по итогам ревизии.
Задача 17
В ходе ревизии организации была проведена инвентаризация кассы. По итогам инвентаризации наличных денежных средств ревизор оформил инвентаризационную опись денежных средств по форме № ИНВ-2. В ходе инвентаризации установлена недостача денежных средств в сумме 900 руб. Ревизор потребовал от кассира немедленно внести сумму недостачи, а также написать объяснительную записку по факту недостачи. В ответ на требование ревизора кассир внес в кассу имеющиеся у него в наличии денежные средства в сумме 750 руб., по остальной части недостачи ревизор принял решение: удержать ее у кассира из очередной заработной платы. При начислении заработной платы бухгалтер забыл сделать соответствующую запись в учете и удержать оставшуюся сумму недостачи из заработной платы. Кассир уволился. Оставшуюся сумму недостачи списали на убытки организации.
1.Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
2. Правильно ли ревизор использовал типовую форму по итогам инвентаризации? Если нет, то укажите наименование и типовой номер нужной формы.
3. Правомерны ли действия ревизора? Если нет, то укажите, в чем заключается неправомерность, и покажите, как нужно было поступить.
Задача 18
Кассир организации скончался. Решением главного бухгалтера организации был назначен новый кассир, который принял кассу от главного бухгалтера и приступил к исполнению своих обязанностей в день назначения, подписав договор о полной материальной ответственности. Через четыре дня после назначения нового кассира по решению директора организации была проведена инвентаризация кассы. Была выявлена недостача денег в сумме 800 руб. и излишек талонов на питание на сумму 1100 руб. По итогам инвентаризации кассы были оформлены акт инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15 — на денежные средства и инвентаризационная опись ТМЦ по форме № ИНВ-3 — на талоны. Директор организации принял решение погасить недостачу: 50% — путем удержания из заработной платы кассира, 50% — за счет средств организации;
излишки оприходовать.
1.Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
2. Правильно ли использованы типовые формы по итогам инвентаризации? Если нет, то укажите наименование и номер типовой формы первичных документов, которые необходимо было использовать.
3. Правильно ли произведено назначение нового кассира? Если были допущены нарушения, то укажите какие. Правомерно ли решение директора организации о порядке покрытия недостачи? Если нет, то укажите, как ему следовало поступить.
Задача 19
Кассир организации получил из банка денежные средства в сумме 18 600 руб. и выдал их из кассы на следующие цели: • под отчет — 600 руб. — на основании устной заявки работника и главного бухгалтера;
• на выплату заработной платы — 12 000 руб. — на основании двух платежных ведомостей, подписанных директором организации.
Выдавая заработную плату, кассир совершил хищение денежных средств в сумме 2000 руб., расписавшись за некоторых работников организации; оставшиеся неполученные деньги в размере 6000 руб. сдал в банк. В конце дня кассир выписал приходный ордер па 18 600 руб. и расходный — на 18 600 руб., вывел остаток по кассовой книге, лист кассовой книги передал на следующий день в бухгалтерию организации.
Через неделю кассир уволился, а через две недели было установлено хищение и возбуждено уголовное дело. По решению суда бывший кассир внес в кассу организации сумму недостачи — 2000 руб. и судебных издержек — 300 руб.
1. Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
2. Укажите нарушения кассовой дисциплины, допущенные кассиром.
Задача 20
Ревизор и кассир провели проверку наличных денежных средств в центральной кассе цементного завода 5 мая 2004 г.
При проверке было выявлено фактическое наличие денег в сумме 320 210 руб.
Остаток денег в кассе на начало дня 5 мая - 640 700 руб. Кассир 5 мая 2004 г. предъявил ревизору следующие документы:
приходный кассовый ордер № 135 - на сумму 5850 руб. (возврат подотчетной суммы И.И. Ивановым), приходный кассовый ордер № 136 - на 1300 руб. (за реализованную продукцию от ЗАО «Привет»), расходный кассовый ордер № 89 - на сумму 6500 руб. (выдано под отчет И.Н- Степанову), платежную ведомость по форме № Т-53 на выдачу заработной платы в срок с 5 мая 2004 г. по 6 мая 2002 г. на сумму 551 660 руб. На момент ревизии по платежной ведомости выдано 320 000 руб.
1. Назовите формы первичных документов по учету кассовых операций.
2. На основании приведенных данных составьте отчет кассира за 5 мая.
Касса за 5 мая 2004г.
ННомер
| От кого получено или кому выдано
| Номер корреспондирующего счета
| При ход
| Расход
|
| Остаток на начало дня
|
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого за день
Остаток на конец дня
В том числе на заработную плату
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте акт инвентаризации кассы по форме № ИНВ-15.
АКТ
инвентаризации наличных денежных средств
Акт составлен комиссией, которая установила следующее;
нал
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|