Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок составления и содержания акта ревизии





 

Результаты-ревизии оформляются актом, который подписы­вается руководителем ревизионной группы, членами ревизион­ной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Акт ревизиисчитается документом, обобщающим результа­ты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимае­мые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий поря­док его оформления.

Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой - направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий - остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.

Для ознакомления с актом ревизии отводится, как правило, 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой орга­низации делают об этом оговорку перед своей подписью и од­новременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.



Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные замечания.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с ак­том и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуе­мой организации по почте (заказным письмом) или иным спосо­бом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экзем­пляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизион­ном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт от­правления акта.

Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (ос­новной) частей.



Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

- наименование темы ревизии;

- дату и место составления акта ревизии;

- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый ха­рактер ревизии или ссылку на задание);

- проверяемый период и сроки проведения ревизии;

-полное наименование и реквизиты организации, иденти­фикационный номер налогоплательщика (ИНН);

- ведомственная принадлежность и наименование выше­стоящей организации;

-сведения об учредителях;

- основные цели и виды деятельности организации;

- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учрежде­ниях;

- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером; У кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сдела­но в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необхо­димую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В описательной части акта ревизии могут быть выделены следующие разделы (построение этой части строго не регламен­тируется):

- Денежные средства, кассовые и банковские операции. Расчетные и кредитные операции.

- Производство и реализация продукции.

- Основные средства.

- Товарно-материальные ценности.

- Труд и заработная плата.



- Затраты производства и себестоимость.

- Прибыль, фонды и резервы.

- Инвестиции.

- Бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль.

- Выполнение решений по результатам предыдущей реви­зии.

- Приложения к акту.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреб­лений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списа­ния материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответ­ственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их по­ступки, намерения и цели (в частности «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество»).

Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, ко­пиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, объяснениями и т.д. При изъятии подлинных документов на место изъятого по­мещают копию с указанием на обороте основания и даты изъя­тия подлинника или изъятые подлинные документы оформляют описью, подписанной ревизором и главным бухгалтером реви­зуемого предприятия. Подлинные документы прилагаются к акту ревизии в тех случаях, когда они являются и средством преступления и доказательством совершенного злоупотребле­ния. Прежде всего к таким документам будут относиться под­ложные документы, содержащие материальный и интеллекту­альный подлог, сохранность которых на ревизуемом предприя­тии вызывает опасение.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (на­пример, по результатам проверки авансовых отчетов подотчет­ных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержа­ние этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложе­ние. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне нару­шений указываются: проверяемый период, дата и номер доку­мента, наименование нарушенного законоположения, содержа­ние нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда фак­ты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверж­дены документами. Их составляют по результатам инвентариза­ции кассы, материальных ценностей, готовой продукции, основ­ных средств, состояния расчетов и по другим операциям. Проме­жуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущ­ность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делает­ся ссылка на них.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие дол­жны стремиться к разумной краткости изложения при обстоя­тельном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопро­сы программы ревизии.

Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней стра­нице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подпи­сывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соот­ветствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

9.3. Особенности проведения ревизий по требованию правоохранительных органов

В случае выявления ревизорами признаков преступления ма­териалы ревизий передаются правоохранительным органам и мо­гут служить поводом к возбуждению уголовного дела.

Учитывая широкие возможности относительно выявления и Предупреждение преступлений, следственные органы часто при­бегают к организации ревизии во время расследования преступ­лений, содеянных в сфере производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий. Порядок их проведения регламентируется соответствующими предписаниями следствен­ных работников.

При возникновении необходимости проведения докумен­тальной ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление соответствующим органам экономического контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о ее назначении. В постановлении кратко ука­зывается суть дела, объем ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответственных лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке.

Срок проведения ревизии не должен превышать одного меся­ца, поскольку промедления с расследованием уменьшает актуаль­ность и вероятность полного выявления всех злоупотреблений.

Задание следственных органов затем принимается в каче­стве программы ревизии, план проведения которой разрабаты­вается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами.

В ходе проведения такой ревизии контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следственны­ми органами. То есть работать с ними в постоянном контакте, уточняя при необходимости объем проверяемых объектов, при­емы контроля, состав привлекаемых лиц для получения инфор­мации или экспертизы контрольных данных. Большое внимание должно уделяться точности определения характера нарушения, размера материального ущерба, виновных лиц, ссылок на законо­дательные и нормативные акты и документальному подтвержде­нию ответов на вопросы следователя.

Будучи бухгалтером, строителем, технологом, менеджером или другим специалистом, ревизор не только исследует пред­ставленные ему материалы и строит заключения на основании специальных знаний, а и сам активно собирает материалы, про­водит инвентаризации, обследования, обмеры выполненных ра­бот, запуски сырья и материалов в производство, встречные проверки в других организациях и т.п. Другими словами, реви­зор не только применяет специальные знания, опыт, но и вы­полняет функции, присущие в криминальном процессе лишь следователю. Как результат, следователь получает акт ревизии с приложенными к нему документами и другими материалами (изъятые документы, письменные объяснения материально ответственных лиц, свои заключения на них, промежуточные акты инвентаризации, расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, расчеты материального ущерба и т. д.). С его помощью следователь устанавливает фактические данные, ко­торые важны для дела, и использует их для обоснования соот­ветствующих обстоятельств.

Как и при обычных ревизиях, в акте данной ревизии не до­пускаются правовые и морально-этические оценки и формули­ровки, квалифицирующие действия должностных и материально ответственных лиц.

В качестве приемов контроля широко используются изучение документов, их встречная сверка, письменные объяснения соответствующих лиц, инвентаризация, а при необходимости экспертная оценка бухгалтерских документов и записей, пись­менный запрос соответствующих организаций. Как правило, подлежащие проверке вопросы, изучаются сплошным методом, что позволяет более точно определить сумму материального ущерба.

При поиске подложных (недоброкачественных) документов необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- при попытке сокрытия в учете следов преступления ин­теллектуальный подлог совершается более простым спо­собом, т.е. путем «подгонки» и информационной увязки данных в документах, «наглядно» связанных между собой и, как правило, в пределах непосредственной доступнос­ти исполнителя;

- ряд взаимосвязанных документов по времени составляет­ся раньше сомнительного, следовательно, для «увязки» их исправляют задним числом. Это может вызвать потреб­ность в проведении криминалистической экспертизы по техническому исследованию документов;

- часть документов защищена системой нумерации в про­шнурованных журналах, которая затрудняет приведение всей системы документальных данных в состояние взаи­моувязки. В связи с этим возможны технические поддел­ки, т.е. материальный подлог, также требующий проведе­ния криминалистической экспертизы;

- так называемые первичные документы в общей информа­ционной цепи не являются истинно первичными, т.е. из­начальными (у первичного документа - расходного кас­сового ордера на выплату перерасхода подотчетной сум­мы - обязательно должен быть источник информации: запись в сводном учетном регистре, авансовый отчет, приказ на командировку).

Поэтому все указанные связи должны быть проверены. При обнаружении разрыва цепи последовательного оформления до­кументов встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В тоже время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было. Документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены.

Криминалистическая экспертиза документов осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в бу­дущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделан­ный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваньях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеи­вания, в подделке почерков лиц.

Подчисткой называют механическое изъятие штрихов тек­ста путем вытирания или соскребания острым предметом. Основ­ные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшения толщины бумаги в месте подчистки, расплыв чернильных штрихов, повреждения знаков, линовки.

Вытравлением называется изъятия штрихов документа пу­тем химического разрушения или обесцвечивания чернила. Ре­визор может установить признаки вытравления путем внимательного обзора документа. Основные признаки вытравления: матовые пятна на бумаге, пожелтелые, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывания штрихов.

Документы, подлинность или правильность составления ко­торых вызывает сомнения либо требует дополнительной провер­ки, подлежат изъятию.

При необходимости изъятия документов из дел ревизуемой организации контролеры должны получить письменное распо­ряжение соответствующих судебно-следственных органов и проводить указанное изъятие с разрешения руководителя этой организации.

В соответствием с «Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и организаций», утвержден­ном Министерством финансов СССР 18 октября 1983 г. изъятие может проводиться двумя способами: путем помещения на место изъятого документа его машинописной или фотографической ко­пии с указанием на обороте основания и даты изъятия данного документа, либо путем составления акта на изъятие тех или иных документов с указанием их вида, даты, номера и суммы.

Изъятые документы прилагаются только к первому экземпля­ру акта ревизии, направляемому судебно-следственным органам. Передача ревизионных материалов осуществляется органом, на­значившим данную ревизию, путем направления письма с указа­нием в нем перечня документов.

Так как ревизионные материалы приобщаются к уголовно­му делу, контролеры должны особенно тщательно проверять все сомнительные операции, имеющие различное толкование про­веряющих и проверяемых лиц. В ходе проведения этой ревизии в обязательном порядке должно быть обеспечено присутствие материально ответственных лиц, деятельность которых подвер­гается проверке. При наличии у них возражений или замеча­ний по существу проверяемых вопросов контролеры должны провести повторную проверку, ознакомив эти лица с ее резуль­татами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.