Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий)





 

Система внутрихозяйственного расчета организуется руковод­ством организации, и она предназначена для организации труда в подразделениях, контроля за исполнением распоряжений руко­водства, должностных обязанностей персонала, соблюдением дис­циплины и является частью системы внутреннего контроля.

Система внутрихозяйственного расчета существует в каждой организации. Однако на одних организациях она функционирует эффективно, а в других - нет.

Внутрихозяйственный расчет- это система мер, органи­зованных руководством организации и осуществляемых с целью поиска наиболее эффективных путей ведения и увеличения объемов производства, при сокращении себестоимости продук­ции, повышения производительности труда, рентабельности про­изводства и благосостояния членов коллектива с помощью уси­ления заинтересованности в конечных результатах труда. Он предполагает выделение внутри организации подразделений, ко­торые призваны, самостоятельно решать свои организационно-технические задачи. Внутренний контроль определяет закон­ность хозяйственных операций и их экономическую целесооб­разность для организации.



Продукцию или услуги такие подразделения условно продают организации по учетным ценам, вычитая условную прибыль, т.е. в основе внутрихозяйственного коммерческого расчета лежат принципы такой системы, как «директ-кост», с элементами нормативного учета, который может, и не применятся. Производственная деятельность хозрасчетных подразделений планируется на год.

Объектами внутрихозяйственного расчета являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации.

Целями организации внутрихозяйственного расчета являются:

- осуществление упорядоченной и эффективной деятель­ности организации;

- обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником организации;

- обеспечение сохранности имущества организации.

Для достижения целей, организации системы внутрихозяйственного расчета необходимо решение отдельных задач. Руководство организации обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:



- в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включе­но все, что должно быть включено, правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление об организации в целом;

- компьютерные программы, контролирующие функциони­рование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

- средства организации не могли быть незаконно присвое­ны или неэффективно использованы;

- все отклонения от планов своевременно выявлялись, ана­лизировались, а виновные несли ответственность;

- внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

Основными принципами хозяйственного расчета являются:

- коллективный труд;

- коллективная оплата труда по конечным результатам с учетом личного вклада в общий результат измеряемого от­работанным временем и качеством выполненных работ;

- полная самостоятельность в вопросах организации труда и распределения коллективного хозяйственного дохода;

- хозрасчетный доход, основанный на положениях, отра­женных в договоре о переходе на хозяйственный расчет.

Внутренний финансовый контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления организацией. Внутрен­ний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные конт­рольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руко­водство организации самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный прин­цип организации внутреннего контроля - целесообразность и экономичность.



Внутренний финансовый контроль сводится к изучению хо­зяйственно-технологических связей, потоков ресурсов от орга­низации к подразделению и, наоборот, отслеживанию оценки этих ресурсов, контролю нормативных показателей, отслежива­нию отклонений от норм с выяснением причин, влияющих на эти отклонения, анализу номенклатуры затрат, которая не должна противоречить действующему законодательству.

Контролю подвергается документооборот между подразделе­ниями и организацией, проверке подвергается определение ва­лового дохода подразделения, исходя из стоимости произведен­ной продукции, работ, услуг в оценке по учетным ценам за выче­том стоимости ресурсов, отчислений в фонды, обязательных пла­тежей. Остаток дохода и есть хозрасчетный доход, который на­правляется на выплату зарплаты.

Для того чтобы правильно, тщательно проконтролировать, необходимо понять специфику подразделения, то есть прежде чем приступить к осуществлению внутреннего контроля, нужно проработать всю документацию, регламентирующую деятель­ность такого подразделения, это могут быть решения, распоряже­ния, положения, внутренние локальные нормативные акты.

Осуществление внутреннего финансового контроля в орга­низации также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компен­сацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, на­правленные на предотвращение нарушений в будущем.

Для предупреждения случаев мошенничества должна быть четкая организационная структура организации. Вероятность мо­шенничества значительно уменьшается, если каждый служащий предприятия знает, кто за какой участок работы отвечает. В этом случае гораздо легче проследить судьбу исчезнувших сумм и го­раздо труднее безнаказанно совершить растрату или хищение.

В процессе контроля при внутрихозяйственном расчете пе­ред осуществляющими его работниками ставится семь задач:

1) полнота учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских реги­страх и соответствовать задачам анализа);

2) точность учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских реги­страх правильно и в соответствующий временной проме­жуток);

3) законность хозяйственных операций (данные по всем хо­зяйственным операциям, записанные в бухгалтерских ре­гистрах, должны отражать события экономического ха­рактера, которые действительно имели место, должны быть определенным образом организованы и утверждены персоналом, имеющим соответствующие полномочия);

4) полнота записей (данные, содержащиеся в архивах, доку­ментах и отчетах, должны отражать все хозяйственные операции);

5) точность ведения записей (данные по хозяйственным операциям должны быть отражены в нужных суммах);

6) хранение бухгалтерских документов на бумажных носи­телях и (или) в памяти ЭВМ;

7) защита активов.

Методы, используемые при осуществлении внутрихозяйственного расчета, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

- бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

- бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек); -

ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и просле­живание);

- теория управления.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.