Производственные кооперативы
Производственные кооперативы – добровольные объединения граждан для совместной производственной и иной деятельности, основанной на личном трудовом участии их членов и объединении их имущественных паевых взносов. Отличительные черты (по сравнению с товариществом): число участников не менее пяти, обязательное трудовое участие (отсюда артель), прибыль распределяется по коэффициенту трудового участия (по закону о кооперативах часть прибыли, но не более 50%, может распределяться в соответствии с величиной пая), кооператив может образовывать неделимый фонд. Высший орган управления кооператива – общее собрание его членов. Исполнительная власть принадлежит выборному правлению во главе с председателем. Во многом кооперативная организация напоминает товарищества, но по конструкции управленческих органов больше сходства с обществами с ограниченной ответственностью. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах».
В книжном деле производственные кооперативы неизвестны.
Унитарные предприятия
Унитарные предприятия находятся в государственной или муниципальной собственности. Предприятие, как таковое, право собственности на свое имущество не имеет (в этом и состоит принцип унитарности). Руководитель назначается собственником, подотчетен ему. Различаются унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения (больше самостоятельности) и с правом оперативного управления (самостоятельности меньше). Аналогом уставного капитала является уставный фонд, который формируется соответствующим учредителем при создании унитарного предприятия.
В книжном бизнесе России значение унитарных предприятий различно в разных отраслях бизнеса. Наиболее мощный потенциал сохранился в полиграфической промышленности. В 2000 г. доля государственной полиграфии составляла 37,8%. При этом в 1999 г. государственные типографии выпустили более половины российской издательской продукции: 41,8% газет, 57,9% журналов, 67% книг . В области снабжения сохранило свои позиции государственное предприятие «Полиграфические ресурсы», созданное на базе соответствующего главка бывшего Госкомиздата СССР и его баз полиграфических материалов.
В книготорговой отрасли сохранилось несколько предприятий оптовой торговли типа книготоргов, а также ряд крупных магазинов. Примеры работы муниципальных книготорговых предприятий, успешно занимающихся предпринимательской деятельностью, – Московский дом книги (объединяет около 40 московских магазинов), Санкт-Петербургский дом книги.
Объединения фирм.
Фирмы в целях координации своей деятельности, защиты общих интересов могут создавать различные объединения, не теряя при этом свою юридическую самостоятельность. Само объединение также может стать юридическим лицом. Основа объединения – добровольный учредительный договор. Получили развитие следующие виды объединений (список далеко не полный).
Союзы. Некоммерческие объединения по отраслевому признаку для защиты своих интересов в государственных органах, международных организациях, выработки единой терминологии, формирования стандартов взаимоотношений и т.д.
В книжном бизнесе такого рода объединение было впервые предложено создать в Германии в 1765 г. немецким издателем и книготорговцем Ф.Э. Райхом. В 1825 г. во время Лейпцигской ярмарки такое объединение было создано и получило название Биржевой союз немецких книготорговцев. В 1888 г. руководитель союза А. Крёнер добился осуществления второй идеи Ф.Э. Райха: издатели стали печатать на обложке или переплете книги ее розничную цену (цена номинала или твердая цена). Вскоре союзы предпринимателей книжного дела стали создаваться и в других странах, и во многих странах была введена система твердых номиналов.
В Российской Федерации созданы Ассоциация книгоиздателей (АСКИ), Гильдия книжников, Российский книжный союз (РКИ) и ряд других союзов предпринимателей книжного дела.
В качестве примера приведем Гильдию книжников. Гильдия образована и зарегистрирована в 2000 г., представляет собой добровольное объединение юридических лиц и ведущих специалистов в сфере книжного бизнеса и профессионального образования. В Гильдию входит 10 юридических лиц, в том числе Торговый дом «Библио-Глобус» и Московский государственный университет печати (МГУП). Высший орган управления – Общее собрание членов – по одному от каждой организации. Общее собрание формирует попечительский совет во главе с президентом Гильдии и выбирает исполнительного директора. Среди главных направлений деятельности Гильдии следует выделить разработку проектов стандартов книжного дела.
Холдинг.Акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних компаний (иногда достаточно 5%), но последние не могут иметь акций холдинга. Методы управления, в основном финансовые. Холдинги обеспечивают интеграцию и концентрацию капитала, единую стратегию. Некоторые холдинги созданы во время приватизации из министерских главков. Современные холдинги в книжном бизнесе иногда создаются выделением в дочерние фирмы из головного предприятия ряда подразделений. Закон о холдингах пока находится в стадии рассмотрения.
Синдикаты.Создаются как единая система сбыта для нескольких фирм. В книжном деле представляют собой фирму, созданную в целях оптового сбыта изданий, выпускаемых двумя и более издательствами. Примером может служить ООО «Пятый океан», ООО «Мастер-Книга» и ряд других фирм.
Конгломерат.Совокупность разнопрофильных фирм и корпораций, принадлежащих одному владельцу. Многие конгломераты за рубежом, привлекающие в свой состав издательства, носят транснациональный характер. Конгломератом, например, является мощная французская группа Вивенди (производство оружия, шоу-бизнес, старинное парижское издательство Ашетт).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|